Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Гомбоева О.С./ ФИО Протокол № ________ от «____»____________20___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МАОУ «СОШ № 49» _____________/Панаева Н.Б./ ФИО «____»____________20___г. | «Утверждено» Руководитель МАОУ «СОШ № 49» _____________/Попова Л.В./ ФИО Приказ № _______ от «_____»______20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Панаева Наталья Борисовна,
учитель высшей квалификационной категории
______________________________________________
Ф.И.О., категория
«Учусь создавать проект»
2 класс (2 часа в неделю)
_______________________________________________
Предмет, класс и т.п.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
1.Соответствие Государственному образовательному стандарту. Ссылка на нормативные документы
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Основной образовательной программой начального общего образования, Уставом МАОУ «СОШ № 49».
2. Адресат
Программа разработана на основе рабочей тетради Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова, юным умникам и умницам «Учусь создавать проект» для 1-2 класса, адаптирована и рекомендована учащимся 2 класса, с целью знакомства учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а также с целью формирования умения и навыка словотворческой исследовательско-проектной деятельности учащихся.
3.Объем и сроки обучения
Программа «Учусь создавать проект» предусмотрена общим объемом 60 часов, изучается с 1 октября 2 часа в неделю во 2 б классе.
4. Роль и место дисциплины (курса, предмета)
Особое место данного курса обусловлено необходимостью к включению учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, созданию собственных проектов, расширит кругозор и обогатит словарный запас учащихся новыми понятиями из мира проектов.
5. Актуальность
Представленный курс поможет обучающимся заниматься проектно-исследовательской деятельностью, практические занятия «Играем в учёных» перенесут ребёнка в мир опытов и познакомят с первыми шагами в науке.
6.Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умение выделять главное, доказывать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, способности к восприятию, внимания, логики, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения;
- формирование навыков творческого мышления и любознательности;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
7.Основные принципы распределения материала:
системность: занятия располагаются в определённом порядке;
принцип «от простого - к сложному»: тексты и задания постепенно усложняются;
увеличение объёма содержания заданий;
наращивание темпа выполнения работы;
Курс включает: 2 часа в неделю: 60 часов в течение года, начиная с 01 октября.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель и задачи проекта.
Проговаривать алгоритм построения проекта.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
Правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Публичное выступление перед незнакомой аудиторией.
Слушать и понимать речь других при защите проекта.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Знакомство с проектной технологией.
Обогащение словарного запаса понятиями из мира проектов.
Умение создавать собственный проект.
Тематическое планирование элективного курса
«Учусь создавать проект» для 2 класса
№ | Содержание | Количество часов | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект» 1 класс, 2 класс; Учебное пособие «Сборник текстов для изложений» 2-4 классы | Расширение понятийного аппарата (работа со словарями), запись слов в словарик | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Кто я? Моя семья. | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», стр 2-3 | Страна, город, семья, родственники | находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2 - 3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; составлять алгоритм проекта. - работа со словариком. |
2 | Древняя мудрость учит: «Чти своего отца и свою мать», «Цени свой дом, свою семью, свой двор, свою улицу, родные места» | 1 час | Учебное пособие «Сборник текстов для изложений» 2-4 классы, стр 5 Л.Толстой «Правда всего дороже» (подробное изложение) | Пословицы. Тема текста. Главная мысль текста. Идея. |
3 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», стр 4-5 | Хобби |
4 | Изложение с творческим заданием К. Ушинский «Лето» | 1 час | Учебное пособие «Сборник текстов для изложений» 2-4 классы, Стр 10 | Словарь |
5 | О чём я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», стр 6-7 (1 класс) | Проект Тема |
6 | Знакомство с понятием «Формулировка». Работа со словарями | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», стр 7-9 (2 класс) | Формулировка Формуляр Сформулируй |
7 | Изложение с творческим заданием В. Осеева «Волшебное слово» | 1 час | Учебное пособие «Сборник текстов для изложений» 2-4 классы, Стр 14 | Речь Главная мысль текста |
8 | Проект. Как собирать материал. Твои помощники. Этап. | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 8-9 | Сбор информации Этап Помощник |
9 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «Актуальность» | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 16-18 (2 класс) | Лидер Лидерские качества |
10 | Проблема. Решение проблемы. | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 12-13, 14-15 | Проблема Решение проблемы |
11 | Подробное изложение, Б Житков «Цветок» | 1 час | Учебное пособие «Сборник текстов для изложений» 2-4 классы, Стр 21 | Алоэ Шипы Отвар |
12 | Гипотеза. Предположение | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 16-17, 18-19 | Гипотеза Предположение |
13 | Цель проекта. | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 20-21 | Цель проекта |
14 | Задача проекта. | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 22-23 | Задача проекта |
15 | Выбор нужной информации. Работа с текстом. | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 24-25 | Информация Основная мысль |
16 | Интересные люди-твои помощники. | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 26-27 | Помощник Хлебозавод Музей |
17 | Продукт проекта. | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 28-29 | Поделка Аппликация Макет Мозаика Оригами |
18 | Виды продукта. Макет (конструирование из коробочек) | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 30-31, 32-33 | Поделка Аппликация Макет Мозаика Оригами |
19 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 34-35, 36-37 | Визитка или визитная карточка |
20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 38-39. 40-41 | Мини-сообщение |
21 | Подробное изложение, Е.Чарушин «Томка». Какова тема текста? Главная мысль. | 1 час | Учебное пособие «Сборник текстов для изложений» 2-4 классы, Стр 33 | Охотник |
22 | Анализ изложений, работа у устранению недочетов. | 1 час | Учебное пособие «Сборник текстов для изложений» 2-4 классы, Стр 33 | Главная мысль текста |
23 | Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 42-43 | Учёный |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 44-45 | Вопрос |
25 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 46-47 | Аудитория |
26 | Играем в учёных. «Мобильные телефоны». Это интересно | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 50 | Телефон |
27 | Играем в учёных. Получение Электричества с помощью волос. Это интересно. | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 51 | Электричество |
28 | Играем в учёных. Поилка для цветов. Это интересно. | 2 часа | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 52-53, 54-55 | Поилка |
29 | Подробное изложение, В Драгунский «Встреча с писателем». Тема рассказа. Идея рассказа | 1 часа | Учебное пособие «Сборник текстов для изложений» 2-4 классы, Стр 34 | Писатель |
30 | Тест «Чему ты научился» | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 54-55 | Тест |
31 | Памятка для учащегося-проектанта» | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 56-57 | Памятка |
32 | Учимся задавать умные вопросы | 1 час | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 60-61 | Информация |
33 | Создание собственных проектов. Защита проектов. Вопросы. Иллюстрирование. | 4 часа | Темы: «Моё любимое животное»; « Мобильные телефоны» для мальчиков; «Одежда для кукол» для девочек | Поделки |
34 | Творческие проекты | 4 часа | Темы: «Подумай и укрась гриву цирковой лошадки Ласточки» (смело используй ленточки, 35стразы, бусинки) | Рукоделие | |
35 | Учимся создавать презентации на компьютере. | 2 | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 2-3 (2 класс) | Презентации | |
36 | Первые шаги составления презентации на компьютере | 2 | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», Стр 6-10 (2 класс) | Презентации | |
37 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией. | 4 | Учебное пособие Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект» | | |
38 | Что узнали? Чему научились? | 1 | | | |
Итого 60 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения проектов;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Список литературы:
Для учителя и учащихся:
Учебное пособие Юным умникам и умницам Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект», РОСТкнига, 2019г.
Сборник текстов для изложений. 2-4 классы/Сост. И.Ф.Яценко.- М.: ВАКО, 2014.-256с. – (Мастерская учителя) Соответствует ФГОС
Интернет – ресурсы.
7