СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса в 10-11 классе "Тайны текста".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимость реализации программы обусловлена необходимостью подготовки обучающихся 10-11 классов к профессиональному самоопределению.

Внеурочная деятельность - важная часть федеральной образовательной программы среднего общего образования, в рамках которой педагогический коллектив образовательной организации обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной деятельности, организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса в 10-11 классе "Тайны текста".»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Управление образования Администрации города Оренбурга

МОАУ "СОШ № 63"





РАССМОТРЕНО

методическим объединением учителей русского языка и литературы

________________________

руководитель ШМО Дмитриева Е.В.

Протокол №4 от «29» мая 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Сингх Н.О.

____________ от «___» _______ 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

О.А.Займак

______________ от «_______» ________ 2024 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 4201504)


учебного предмета «Тайны текста»

для обучающихся 10-11 классов













Оренбург 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности «Литературная мастерская»

Программа курса внеурочной деятельности «Тайны текста» (далее - программа) для обучающихся 10 или 11 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО), а также с учетом положений федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания русского языка и литературы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2016 г. № 637-р).

Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО) с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов по внеурочной деятельности.

Значимость реализации программы обусловлена необходимостью подготовки обучающихся 10-11 классов к профессиональному самоопределению.

Внеурочная деятельность - важная часть федеральной образовательной программы среднего общего образования, в рамках которой педагогический коллектив образовательной организации обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной деятельности, организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой.

Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является профориентацияобучающихся 10-11 классов, позволяющая

сконцентрироваться на достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно подойти к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и направления получения профессионального образования.

Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес к предметам гуманитарного цикла - культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т. п. Для таких обучающихся она окажется значимым инструментом для реализации их профессиональных интересов и потребностей.

Программа нацелена на помощь обучающимся 10-11 классов в углублении знаний по литературе, развитию исследовательской, творческой, читательской, дискуссионной деятельности, а также приобретении соответствующего практического опыта работы. Полученные знания и опыт будут необходимы обучающимся в будущей профессиональной деятельности.

Школьники приобретут навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских, творческих, читательских задач, включающий умения видеть и анализировать проблемы, детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату.

Содержание программы позволит генерировать собственные идеи, представлять их в удобной форме, востребованной людьми многих творческих профессий; уважительно относиться к чужим взглядам и идеям; практиковать публичные выступления, аргументировать собственную точку зрения, отвечать на вопросы и т. д.

Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Тайны текста»

Цель: достижение обучающимися 10-11 классов планируемых результатов освоения ФОП СОО и формирование готовности к профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • воспитывать ценностное отношение к литературе как неотъемлемой части культуры, систематическому приобщению обучающихся к наследию отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам современной литературы; воспитанию уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену; освоению в ходе ее изучения духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско- мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей; воспитанию личности, способной к созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и осознанию культурной и профессиональной самоидентификации на основе изучения литературных произведений;

  • формировать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, сознательному включению чтения в собственную досуговую деятельность;

  • планировать и корректировать свою программу чтения;

  • знать содержание и осмысливать ключевые проблемы произведений русской, зарубежной классической и современной литературы;

  • участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному самоопределению, содействующих повышению интереса к литературе, чтению, книжной культуре, творчеству, вовлекать в этот процесс своих сверстников;

  • овладеть современными читательскими практиками, культурой

восприятия и понимания литературных текстов;

  • интерпретировать литературные произведения с учетом историко­литературной обусловленности, культурного контекста и связей с современностью, используя терминологию современного литературоведения, искусствоведения, театроведения, киноведения.

Место и роль курса внеурочной деятельности «Тайны текста» в учебном плане

Программа курса рассчитана на 68 часов: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Программа может быть реализована в течение одного года в 10 или 11 классе.

Программа является ориентиром для составления рабочих программ педагогами, реализующими курсы, направленные на сопровождение изучения литературы на углубленном уровне во внеурочной деятельности.

Взаимосвязь программы с федеральной рабочей программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности «Тайны текста» разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, что позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать его не только на интеллектуальное, но и на нравственное развитие школьника. Такой подход поддерживается личностной направленностью программы внеурочной деятельности, высокой степенью самостоятельности школьников в творческой, исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина; ориентацией школьников на указанную в федеральной рабочей программе воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и исследований; интерактивными формами занятий, обеспечивающими вовлеченность школьников в совместную с педагогом и другими детьми учебно-воспитательную деятельность.

Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности «Тайны текста»

В процессе изучения литературы в основном курсе 10-11 классов происходит углубление и расширение межпредметных связей с курсами русского языка, истории и предметов социально-гуманитарного цикла, что способствует формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру, развитию умений квалифицированного читателя, способного к глубокому восприятию, пониманию и интерпретации произведений художественной литературы.

Программа «Тайны текста» состоит из модулей, которые учитель может выбирать в соответствии с составом обучающихся, их профессиональным интересом. Основные виды деятельности обучающихся указаны в тематическом планировании и направлены на достижение школьниками планируемых результатов обучения литературе. Содержание модулей учитель может корректировать, используя произведения из федеральной рабочей программы учебного предмета «Литература» (углубленный уровень).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере гражданского воспитания:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих

гуманистических, демократических, семейных ценностей на основе анализа жизненных ситуаций из литературных произведений;

  • готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

  • готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.

В сфере патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;

  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отраженным в художественных произведениях;

  • идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.

В сфере духовно-нравственного воспитания:

  • осознание духовных ценностей российского народа;

  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;

  • способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;

  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

  • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения.

В сфере эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;

  • убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций;

  • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе.

В сфере трудового воспитания:

  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев литературных произведений;

  • готовность к активной деятельности социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;

  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;

  • готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни.

В сфере экологического воспитания:

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

  • расширение опыта деятельности экологической направленности.

В сфере понимания ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на прочитанные литературные произведения;

  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

В сфере совершенствования эмоционального интеллекта, предполагающего сформированность:

  • самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

  • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать ее всесторонне;

  • устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса;

  • разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

  • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие

результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;

  • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт.

Базовые исследовательские действия:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • обладать видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

  • формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учетом собственного читательского опыта;

  • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

  • давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт, в том числе читательский;

  • осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

  • переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

  • интегрировать знания из разных предметных областей;

  • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

Работа с информацией:

  • владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;

  • создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе и во внеурочной деятельности по предмету;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на читательский опыт;

  • владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на внеурочных занятиях;

  • аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

  • развернуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и в жизненных ситуациях;

  • самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учетом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;

  • давать оценку новым ситуациям, в том числе изображенным в художественной литературе;

  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;

  • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

  • оценивать приобретенный опыт с учетом литературных знаний;

  • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль, принятие себя и других:

  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;

  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;

  • признавать свое право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;

  • развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.

Совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы во внеурочной деятельности;

  • выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы во внеурочной деятельности;

  • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

  • предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

  • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты по литературе на уровне среднего общего образования должны обеспечивать:

  • осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;

  • осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него к традиционным ценностям;

  • знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, литератур народов России, литературной критики;

  • сформированность умений определять и учитывать историко­культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений с современностью;

  • способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы;

  • осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность умений выразительно читать (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);

  • владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе);

  • владение комплексным филологическим анализом художественного текста;

  • понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы и литературной критики;

  • умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями событий и фактов в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);

  • сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительно -выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы, умение применять их в речевой практике;

  • сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле;

  • владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского литературного языка;

  • владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными приемами цитирования и редактирования текстов;

  • сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; умение создавать собственные литературно - критические произведения на основе прочитанных художественных текстов;

  • умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тайны текста»

10 КЛАСС

Литература второй половины XIX века

А.Н. Островский. Пьесы (по выбору) «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся» и др.

И.А. Гончаров. Романы и очерки (по выбору). Например: «Обыкновенная история», очерки из книги «Фрегат "Паллада"» и др.

И.С. Тургенев. Повести и романы (по выбору). Например: «Первая любовь», «Вешние воды», «Рудин», «Дворянское гнездо» и др. Статья «Гамлет и Дон Кихот».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения (по выбору). Например: «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «Эти бедные селенья.», «О вещая душа моя!..», «День и ночь» и др.

Н.А. Некрасов. Стихотворения (по выбору). Например: «Поэт

и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба.», «Блажен незлобивый поэт.», «Памяти Добролюбова», «Пророк» и др.

А.А. Фет. Стихотворения (по выбору). Например: «Вечер», «Я тебе ничего не скажу.», «Заря прощается с землею...», «На заре ты ее не буди.», «Как беден наш язык! Хочу и не могу. », «На стоге сена ночью южной.» и др.

А.К. Толстой. Стихотворения (по выбору). Например: «Средь шумного бала, случайно.», «Колокольчики мои.», «Меня, во мраке и в пыли.», «Двух станов не боец, но только гость случайный.» и др.

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (главы по выбору). Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого», «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева "Ася"».

Ф.М. Достоевский. Повести и романы (по выбору). Например: «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Идиот», «Подросток» и др.

Л.Н. Толстой. Рассказы, повести и романы (по выбору). Например: рассказы из цикла «Севастопольские рассказы», «Смерть Ивана Ильича», «Анна Каренина» и др.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (по выбору). Например: «Пропала совесть», «Медведь на воеводстве», «Карась -идеалист», «Коняга» и др.

Н.С. Лесков. Рассказы и повести (по выбору). Например: «Очарованный странник», «Однодум», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда» и др.

А.П. Чехов. Рассказы (по выбору). Например: «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином» и др. Пьесы (по выбору): «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».

Литературная критика второй половины XIX века

Статьи (по выбору): Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина?»; Д.И. Писарев. «Базаров», «Мотивы русской драмы»; А.В. Дружинин. «"Обломов". Роман И.А. Гончарова»; А.А. Григорьев. «После "Грозы" Островского»; Н.Н. Страхов. «Сочинения гр. Л.Н. Толстого» и др.

Зарубежная литература

Зарубежная проза второй половины XIX века (по выбору). Например: Ч. Диккенс. «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды»; Г. Флобер. «Мадам Бовари»; Э. Золя. «Творчество»; Г. де Мопассан. «Милый друг» и др.

Зарубежная поэзия второй половины XIX века (по выбору). Например: стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна и др.

Зарубежная драматургия второй половины XIX века (по выбору). Например: пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца», «Одинокие»; Г. Ибсена «Кукольный дом», «Пер Гюнт» и др.

11 КЛАСС

Литература конца XIX - начала ХХ века

А.И. Куприн. «Поединок» и др.

Л.Н. Андреев. Рассказы и повести (по выбору). Например: «Рассказ о семи повешенных» и др.

И.Ф. Анненский. Стихотворения (по выбору). Например: «Идеал», «Смычок и струны», «То было на Валлен -Коски», «Петербург» и др.

В.Я. Брюсов. Стихотворения (по выбору). Например: «Творчество», «Сумерки», «Юному поэту», «Обязательства» и др.

Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее трех стихотворений двух поэтов по выбору). Например: стихотворения, К.Д. Бальмонта, А. Белого, М.А. Волошина, И. Северянина, В.С. Соловьева, Ф.К. Сологуба, В.В. Хлебникова и др.

Литература ХХ века

И.А. Бунин. Рассказы (по выбору). Например:, «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Сны Чанга» и др.

А.А. Блок. Стихотворения из цикла «Пляски смерти» (по выбору).

В.В. Маяковский. Поэма «Во весь голос».

С.А. Есенин. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например: «Гой ты, Русь, моя родная...», «Я последний поэт деревни», «О красном вечере задумалась дорога...», «Разбуди меня завтра рано», «Письмо матери» и др.

В.В. Набоков. Романы (по выбору). Например: «Защита Лужина», «Дар» и др.

М.А. Булгаков. Пьесы (по выбору). Например: «Дни Турбиных», «Бег» и др.

А.П. Платонов. Рассказы и повести (по выбору). Например: «Котлован», «Луговые мастера» и др.

Проза о Великой Отечественной войне (по выбору). Например: В.П. Астафьев. «Пастух и пастушка», «Звездопад»; Ю.В. Бондарев. «Горячий снег»; В.В. Быков. «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война», «Летят мои кони»; К.Д. Воробьев. «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В.Л. Кондратьев. «Сашка»; В.П. Некрасов. «В окопах Сталинграда»; Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»; С.С. Смирнов. «Брестская крепость» и др.

Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по выбору). Например: стихотворения Ю.В. Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д. Левитанского, С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М. Симонова, Б.А. Слуцкого и др.

Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (по выбору). Например: В.С. Розов. «Вечно живые»; К.М. Симонов. «Русские люди» и др.

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

А.В. Вампилов. Пьесы (по выбору). Например: «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и др.

В.М. Шукшин. Рассказы и повести (по выбору). Например: «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Забуксовал», «Дядя Ермолай», «Шире шаг, маэстро!», «Калина красная» и др.

В.Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например: «Женский разговор», «Сюжет», «Милая Шура» и др.

И.А. Бродский. Стихотворения (по выбору). Например: «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста...»), «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку.», «И вечный бой.», «Я памятник себе воздвиг иной.», «Мои слова, я думаю, умрут.», «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря.», «Воротишься на родину. Ну что ж.», «Postscriptum» и др.

Проза второй половины XX - начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по выбору). Например: Ч.Т. Айтматов. Повести «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход» и др.; Ф.А. Искандер. Роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и др.); А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Повести «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу и др.

Поэзия второй половины XX - начала XXI века. Стихотворения и поэмы (по выбору). Например: стихотворения Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Т.Ю. Кибирова, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, О.А. Николаевой, Б.Ш. Окуджавы, Д.А. Пригова, Р.И. Рождественского, О.А. Седаковой, В.Н. Соколова, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и др.

Драматургия второй половины ХХ - начала XXI века. Пьесы (по выбору). Например: А.Н. Арбузов. «Иркутская история», «Жестокие игры» и др.

Литература народов России

Рассказы, повести, стихотворения (по выбору). Например: Ю. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня», роман «Сон в начале тумана»; Ю. Шесталов. Повести «Синий ветер каслания», «Когда качало меня солнце» и др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и др.

Зарубежная литература

Зарубежная проза XX века (по выбору). Например: Г. Белль. «Глазами клоуна»; Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту»; У. Голдинг. «Повелитель мух»; А. Камю. «Посторонний»; Ф. Кафка. «Превращение»; Г.Г. Маркес. «Сто лет одиночества»; У.С. Моэм. «Театр»; Д. Оруэлла «1984»; Э.М. Ремарк. «На западном фронте без перемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»; У. Старк. «Пусть танцуют белые медведи»; Г. Уэллс. «Машина времени»; О. Хаксли. «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэй. «Старик и море», «Прощай, оружие»; А. Франк. «Дневник Анны Франк»; У. Эко. «Имя Розы» и др.

Зарубежная поэзия XX века (по выбору). Например: стихотворения Г. Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, P.M. Рильке, Т.С. Элиота и др.

Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору). Например (пьесы): Б. Брехт. «Мамаша Кураж и ее дети»; Ф. Дюрренмат. «Визит старой дамы»; Э. Ионеско. «Носорог»; М. Метерлинк. «Синяя птица»; Д. Пристли. «Визит инспектора»; О. Уайльд. «Идеальный муж»; Т. Уильямс. «Трамвай "Желание"»; Б. Шоу. «Пигмалион» и др.

Современная проза. Произведения по выбору учителя и обучающихся.

Современная поэзия. Стихотворения по выбору учителя и обучающихся.

Модули программы внеурочной деятельности «Тайны текста»

Модули включают в себя разные виды деятельности; каждый модуль имеет определенную тему и направлен на достижение планируемых результатов обучения. Например: модуль 1 «Мир писателя/поэта/драматурга» предполагает использование виртуальных экскурсий для углубления знаний о писателях, а также исследовательскую работу по биографии и творчеству писателей; модуль 2 «Лаборатория читателя» обращается к чтению, презентации книги, анализу художественных произведений с помощью технологии развития критического мышления и др.; модуль 3 «Дискуссионный клуб» использует технологию «дискуссия», обсуждение проблемных вопросов художественных произведений, литературных героев; в модуле 3 применяются ролевые игры типа «Писатель, литературовед, критик», «Суд литературного героя» и др.; модуль 4 «Литературная гостиная» предполагает организацию «Поэтического часа», чтение любимых стихотворений и стихотворений собственного сочинения, составление сценария литературной композиции и других мероприятий.

Каждый модуль включает в себя тему, с которой затем работают обучающиеся. Они могут применять различные технологии, которые помогают глубже достичь планируемых результатов. Выбор модуля для каждой темы остается на усмотрение учителя и может варьироваться в зависимости от состава обучающихся, их интересов.

Модуль 1. Мир писателя/поэта/ драматурга

Виртуальные экскурсии для углубления знаний о писателе; исследовательская работа по биографии и творчеству писателей. Выходы: например, мультимедийная презентация о биографии и творчестве писателя, интерактивный список художественных произведений с аннотациями и др.

Модуль 2. Лаборатория читателя

Чтение, презентация книги; конкурс рекламы на лучшую книгу; читаем вместе (художественные произведения, их фрагменты, стихотворения), анализ художественных произведений с помощью технологии развития критического мышления и др. Выходы: например, реклама, аннотация, буктрейлер художественных произведений, в том числе современной литературы; исследовательская работа «История одного произведения» и др.

Модуль 3. Дискуссионный клуб

Используются технология развития критического мышления, обсуждение проблемных вопросов художественных произведений, литературных героев; ролевые игры («Писатель, литературовед, критик», «Суд литературного героя») и др.

Модуль 4. Литературная гостиная

«Поэтический час», куда входит чтение любимых стихотворений и стихотворений собственного сочинения; составление сценария литературной композиции, отбор материала, подготовка выразительного чтения; составление интерактивной викторины и пр. Выходы: например, сборник любимых стихотворений, школьный спектакль; конкурс на лучшее чтение стихотворений; литературная композиция «Посвящается России».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Всего

Контрольные работы

1

Вступительное занятие«Добро пожаловать в Тайны текста»

1


04.09.24

2

А.И. Куприн. «Поединок»

1


11.09.24

3

Л.Н. Андреев.«Рассказ о семи повешенных»/«Город» (по выбору)

1


18.09.24

4

И.Ф. Анненский. «Идеал», «Смычок и струны», «То было на Валлен-Коски», «Петербург» и др. (по выбору)

1


25.09.24

5

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Сумерки», «Юному поэту», «Обязательства» и др. (по выбору)

1


02.10.24

6

Стихотворения поэтов Серебряного века (по выбору)

1


09.09.24

7

И.А. Бунин.«Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Сны Чанга» (по выбору)

1


16.10.24

8

И.А. Бунин.«Легкое дыхание»/ «Солнечный удар»/ «Сны Чанга», лирика поэта (по выбору)

1


23.10.24

9

А.А. Блок Мир поэта

1


06.11.24

10

А.А. Блок.Стихотворения из цикла «Пляски смерти» (по выбору)

1


13.11.24

11

В. В. Маяковский. Мир поэта

1


20.11.24

12

В.В. Маяковский.Поэма «Во весь голос»

1


27.11.24

13

С.А. Есенин.«Я последний поэт деревни...», «Гой ты, Русь, моя родная», «О красном вечере задумалась дорога», «Разбуди меня завтра рано», «Письмо матери» (по выбору)

1


04.12.24

14

В.В. Набоков.«Защита Лужина»/ «Дар» (по выбору)

1


11.12.24

15

М.А. Булгаков.«Дни Турбиных»

1


18.1.24

16

М.А. Булгаков.«Бег»

1


25.12.24

17

А.П. Платонов.«Луговые мастера»/ «Котлован»(по выбору)

1


15.01.25

18

Проза о Великой Отечественной войне.В.В. Быков.«Сотников»

1


22.01.25

19

Проза о Великой Отечественной войне.Б.Л. Васильев.«А зори здесь тихие»

1


29.01.25

20

Поэзия о Великой Отечественной войне

1


05.02.25

21

Драматургия о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. «Русские люди»

1


12.02.25

22

Б.Л. Пастернак.«Доктор Живаго»

1


19.02.25

23

А.В. Вампилов. «Утиная охота»/ «Прошлым летом в Чулимске» (по выбору)

1


26.02.25

24

В.М. Шукшин Мир писателя

1


04.03.25

25

В.Г. Распутин. «Сюжет»/ «Милая Шура»/ «Женский разговор» (по выбору)

1


11.03.25

26

И.А. Бродский Мир поэта

1


18.03.25

27

Проза второй половины XX - начала XXI века.А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Повести «Пикник на обочине»/ «Понедельник начинается в субботу» и др. (по выбору)

1


08.04.25

28

Проза второй половины XX - начала XXI века.Ч.Т. Айтматов. Повести «Пегий пес, бегущий краем моря»/ «Белый пароход»; Ф.А. Искандер. Роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты)/философская сказка «Кролики и удавы» (по выбору)

1


15.04.25

29

Поэзия второй половины XX - начала XXI века (произведения по выбору)

1


22.04.25

30

Драматургия второй половины XX - начала XXI века. А.Н. Арбузов. «Иркутская история», «Жестокие игры» (по выбору)

1


29.04.25

31

Литература народов России/Зарубежная литература (произведения по выбору)

1


06.05.25

32

Литература народов России/Зарубежная литература (произведения по выбору)

1


13.05.25

33

Современная проза (произведения по выбору)


1

20.05.25

34

Современная поэзия (произведения по выбору)

1


27.05.25

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1



*Литературные визитки - краткие характеристики-представления авторов, произведений, литературных героев, представленных в необычной интересной (можно театрализованной) форме.

**Литературный портрет - целостный образ человека и его времени на основе использования печатных источников и наглядных материалов.

11 КЛАСС

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Всего

Контрольные работы

1

Вступительное занятие

«Добро пожаловать в Тайны текста»

1


04.09.24

2

А.И. Куприн. «Поединок»

1


11.09.24

3

Л.Н. Андреев.«Рассказ о семи повешенных»/«Город» (по выбору)

1


18.09.24

4

И.Ф. Анненский. «Идеал», «Смычок и струны», «То было на Валлен-Коски», «Петербург» и др. (по выбору)

1


25.09.24

5

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Сумерки», «Юному поэту», «Обязательства» и др. (по выбору)

1


02.10.24

6

Стихотворения поэтов Серебряного века (по выбору)

1


09.09.24

7

И.А. Бунин.

«Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Сны Чанга» (по выбору)

1


16.10.24

8

И.А. Бунин.

«Легкое дыхание»/ «Солнечный удар»/ «Сны Чанга», лирика поэта (по выбору)

1


23.10.24

9

А.А. Блок Мир поэта

1


06.11.24

10

А.А. Блок.

Стихотворения из цикла «Пляски смерти» (по выбору)

1


13.11.24

11

В. В. Маяковский. Мир поэта

1


20.11.24

12

В.В. Маяковский.Поэма «Во весь голос»

1


27.11.24

13

С.А. Есенин.«Я последний поэт деревни...», «Гой ты, Русь, моя родная», «О красном вечере задумалась дорога», «Разбуди меня завтра рано», «Письмо матери» (по выбору)

1


04.12.24

14

В.В. Набоков.«Защита Лужина»/ «Дар» (по выбору)

1


11.12.24

15

М.А. Булгаков.«Дни Турбиных»

1


18.1.24

16

М.А. Булгаков.«Бег»

1


25.12.24

17

А.П. Платонов.«Луговые мастера»/ «Котлован»(по выбору)

1


15.01.25

18

Проза о Великой Отечественной войне.В.В. Быков.«Сотников»

1


22.01.25

19

Проза о Великой Отечественной войне.Б.Л. Васильев.«А зори здесь тихие»

1


29.01.25

20

Поэзия о Великой Отечественной войне

1


05.02.25

21

Драматургия о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. «Русские люди»

1


12.02.25

22

Б.Л. Пастернак.«Доктор Живаго»

1


19.02.25

23

А.В. Вампилов. «Утиная охота»/ «Прошлым летом в Чулимске» (по выбору)

1


26.02.25

24

В.М. Шукшин Мир писателя

1


04.03.25

25

В.Г. Распутин. «Сюжет»/ «Милая Шура»/ «Женский разговор» (по выбору)

1


11.03.25

26

И.А. Бродский Мир поэта

1


18.03.25

27

Проза второй половины XX - начала XXI века.А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Повести «Пикник на обочине»/ «Понедельник начинается в субботу» и др. (по выбору)

1


08.04.25

28

Проза второй половины XX - начала XXI века.Ч.Т. Айтматов. Повести «Пегий пес, бегущий краем моря»/ «Белый пароход»; Ф.А. Искандер. Роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты)/ философская сказка «Кролики и удавы» (по выбору)

1


15.04.25

29

Поэзия второй половины XX - начала XXI века (произведения по выбору)

1


22.04.25

30

Драматургия второй половины XX - начала XXI века. А.Н. Арбузов. «Иркутская история», «Жестокие игры» (по выбору)

1


29.04.25

31

Литература народов России/Зарубежная литература (произведения по выбору)

1


06.05.25

32

Литература народов России/Зарубежная литература (произведения по выбору)

1


13.05.25

33

Современная проза (произведения по выбору)


1

20.05.25

34

Современная поэзия (произведения по выбору)

1


27.05.25

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1




* Кафе-мидраш - технология толкования литературного текста. В нее входят три компонента: атмосфера, личный опыт и литературное произведение. Цель технологии - организовать интерпретацию художественного текста, соединив его с личным опытом участников.

**Литературные визитки - краткие характеристики-представления авторов, произведений, литературных героев в необычной интересной (можно театрализованной) форме.

*** Литературный портрет - целостный образ человека и его времени на основе использования печатных источников и наглядных материалов.