Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса в 10 классе "Избранные вопросы математики"»
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 10 – 11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования (профильный уровень) по математике, на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике и основной образовательной программы среднего общего образования школы.
Программа рассчитана на два года обучения в объеме 68 часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах). Данный элективный курс является предметно - ориентированным для учеников 10 – 11 классов общеобразовательной школы и направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на расширение и углубление содержания курса математики. А также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии.
Цели курса:
формировать и совершенствовать у учащихся приёмы и навыки решения задач повышенной сложности;
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;
способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
формировать навыки работы с дополнительной литературой, различными интернет- ресурсами.
Задачи курса:
создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
углубление и систематизация знаний учащихся по основным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности;
ознакомление учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;
формирование умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Учебник «Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни»/ [Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева и др.]. – 3 изд. – М. : Просвещение, 2016. – 463 с. : ил.; сборник «ЕГЭ 2019. Математика. Базовый уровень. 36 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А. В. Антропов, А. В. Забелин, Е. А. Семенко, Н. А. Сопрунова, С. В. Станченко, И. А. Хованская, Д. Э. Шноль, И. В. Ященко; под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 199 с.; сборник «ЕГЭ. Математика. Профильный уровень : типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов / под ред. И. В. Ященко. — М. : Издательство «Национальное образование», 2018. — 256 с. — (ЕГЭ. ФИПИ — школе); электронный ресурс sdamgia.ru.
1. Содержание элективного курса
Многочлены. Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по математике, с его структурой, содержанием и требованиями, предъявляемыми к решению заданий. Действия над многочленами. Корни многочлена. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Алгоритм Евклида для многочленов. Теорема Безу и ее применение. Схема Горнера и ее применение. Методы решения уравнений с целыми коэффициентами. Решение уравнений высших степеней.
Преобразование выражений. Преобразования выражений, включающих арифметические операции. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование рациональных выражений. Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени, модуль числа.
Решение текстовых задач. Приемы решения текстовых задач на «движение», «совместную работу», «проценты», «пропорциональное деление» «смеси», «концентрацию».
Функции. Свойства и графики элементарных функций. Тригонометрические функции их свойства и графики. Преобразования графиков функций.
Модуль и параметр. Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем. Метод интервалов. Понятие параметра. Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих параметр. Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром.
2. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Многочлены | 8 |
2 | Преобразование выражений | 7 |
3 | Решение текстовых задач | 5 |
4 | Функции | 6 |
5 | Модуль и параметр | 8 |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Дата план. | Дата факт. |
1 | Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2019 года по математике, с его структурой, содержанием и требованиями, предъявляемыми к решению заданий | | |
2 | Действия над многочленами. Корни многочлена | | |
3 | Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения | | |
4 | Алгоритм Евклида для многочленов | | |
5 | Теорема Безу и ее применение | | |
6 | Методы решения уравнений с целыми коэффициентами | | |
7 | Решение уравнений высших степеней | | |
8 | Схема Горнера и ее применение | | |
9 | Преобразования выражений, включающих арифметические операции | | |
10 | Преобразования выражений, включающих арифметические операции | | |
11 | Сокращение алгебраических дробей | | |
12 | Преобразование рациональных выражений | | |
13 | Преобразование рациональных выражений | | |
14 | Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени, модуль числа | | |
15 | Преобразования выражений, содержащих возведение в степень, корни натуральной степени, модуль числа | | |
16 | Приемы решения текстовых задач на «движение» | | |
17 | Приемы решения текстовых задач на «совместную работу» | | |
18 | Приемы решения текстовых задач «проценты» | | |
19 | Приемы решения текстовых задач на «пропорциональное деление» | | |
20 | Приемы решения текстовых задач на «концентрацию» | | |
21 | Свойства и графики элементарных функций | | |
22 | Свойства и графики элементарных функций | | |
23 | Тригонометрические функции их свойства и графики | | |
24 | Тригонометрические функции их свойства и графики | | |
25 | Преобразования графиков функций | | |
26 | Преобразования графиков функций | | |
27 | Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем | | |
28 | Основные методы решения простейших уравнений, неравенств и их систем с модулем | | |
29 | Метод интервалов | | |
30 | Понятие параметра | | |
31 | Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих параметр | | |
32 | Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром | | |
33 | Аналитические и графические приемы решения задач с модулем, параметром | | |
34 | Обобщающее занятие за курс 10 класса | | |
4. Планируемые результаты
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать/уметь:
понятие многочлена;
приемы разложения многочленов на множители;
выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;
уметь решать уравнения высших степеней;
понятие модуля, параметра;
приемы построения графиков элементарных функций с модулем и параметром;
методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;
уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром;
приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;
формулы тригонометрии;
уметь выполнять вычисления и преобразования, включающих степени, радикалы и тригонометрические функции;
уметь выполнять действия с функциями и строить графики с модулем и параметром;
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.