СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "В мире этимологии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "В мире этимологии" для учащихся 5 класса (17 часов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "В мире этимологии"»

Частное общеобразовательное учреждение

«РЖД лицей № 12»





Рассмотрено

Руководитель ШМО

Беспалько О.А.

_________________

Согласовано

Заместитель директора

по учебно –

методической работе

Яйцова И.Л.

___________________

Утверждено

Директор

Шелехова Н.О.

приказ № 117

от 31.08.2023 г.










Рабочая программа элективного курса

«В мире этимологии»

для 5 класса


на 2023-2024 учебный год







Составитель:

Казаков Виталий Анатольевич,

учитель русского языка и литературы

I квалификационная категория

















Тайшет, 2023 год

Пояснительная записка.


На уроке достаточно легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учётом возрастных особенностей детей и с целью углубления их представлений о языке. Но в классе учитель часто не располагает достаточным количеством времени на то, чтобы углубляться в тайны языка. А делать это необходимо, так как порой именно происхождение языковых явлений помогает объяснению отдельных фактов языка. Поэтому так важны знания учащихся по этимологии.

Программа элективного курса «В мире этимологии» включает в себя вопросы по основным разделам грамматики, рассмотренным с точки зрения этимологии. Экскурсы в историю повышают интерес к языку. Поэтому в программу вошли беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Стремление воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка обусловило отбор материала для занятий.

Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию универсальных учебных действий.

Цель: пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; выработать навыки исследовательской работы.

Задачи:

- расширить знания учащихся по некоторым вопросам происхождения языковых явлений;

- формировать творческую активность учащихся;

- развивать и совершенствовать у школьников любознательность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.

Методы и формы работы:

- рассказ;

- беседа;

- работа с научно-популярной литературой;

- творческие задания;

- дидактические игры;

- решение лингвистических задач.

Ожидаемые результаты:

- Расширятся знания учащихся по некоторым вопросам этимологии языка.

- Учащиеся овладеют навыками работы с дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомятся с приёмами исследовательской деятельности.

- Повысится мотивация к изучению русского языка



Содержание разделов и тем учебного курса


Что изучает наука этимология? Народная и научная этимология.

Возникновение и развитие языка. Возникновение индоевропейского языка и его распространение. Генеалогическое древо индоевропейских языков.

Создание славянской письменности. О жизни и деятельности великих славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Азбука и алфавит как основы письменной культуры народа. Имена букв русской азбуки. На что (кого) похожи буквы. Заглавная буква (буквица) как произведение искусства. Реформы русского письма при Петре I и в 1918 году.

Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Полногласные и неполногласные сочетания. Определение принадлежности слова к современному языку.

Лексика. Как рождается слово. Самовыражение, общение и постижение мира при помощи слов родного языка. Слово как имя и часть речи. Человек как мир и частица мира.

Фразеология. Возникновение фразеологизма. Истоки русской фразеологии.

Состав слова и словообразование. Происхождение и смысл слов-терминов «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа». Словообразовательное «древо». «Странные» корни.

Части речи. Для чего существуют существительные. Взаимосвязь существительных с сутью явлений. Происхождение названий падежей. Откуда взялся общий род имён существительных? Этимология и первоначальное предназначение собственных имён. Имя и судьба. Говорящие имена. Фамилии и клички, отчества. Происхождение некоторых фамилий.

Имя числительное. Как возникли числительные. «Родственники» числительного.

Местоимения. Слова-заменители. Из истории местоимений. Склонение личных местоимений. Местоимение себя и возвратная частица - ся. Этимология частицы – СЯ.

Глагол. Названия предметов и глаголы действия. Взаимосвязь глаголов с бытием явлений. Спряжение и речевое употребление глагола БЫТЬ в современном русском и старославянском языках. Происхождение термина «спрягать», «спряжение». Гипотезы о причинах разделения спрягаемых глаголов на два типа. Почему в современном языке не спрягаются глаголы прошедшего времени.

Синтаксис и пунктуация. Части речи и члены предложения. Происхождение и смысл названия главных и второстепенных членов предложения. Чему подлежат подлежащие и для кого предназначаются сказуемые.

«Дозорные письменной речи». Система знаков препинания и её история. Зачем нужны знаки препинания? Знаки препинания вместо слов.

Стилистика. Словесная живопись. Сила слова. Обучение воображению в процессе восприятия стихов и сказок. Образ как основная единица воображения, изображения и восприятия. Редактирование текста.



Тематическое планирование


п/п

Раздел (тема)

Количество часов

1.

Вступительное занятие. Что изучает наука этимология?

1

2.

Возникновение индоевропейского языка и его распространение.

1

3.

Создание славянской письменности. Азбука и алфавит как основы письменной культуры народа. Имена букв русской азбуки. Реформы русского письма.

2

4.

Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Полногласные и неполногласные сочетания.

1

5.

Лексика. Как рождается слово. Самовыражение, общение и постижение мира при помощи слов родного языка.

1

6.

Фразеология. Возникновение фразеологизма. Истоки русской фразеологии.

1

7.

Состав слова и словообразование. Происхождение и смысл слов-терминов «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа». Словообразовательное «древо».

1

8.

Части речи. Из истории частей речи. Имена существительные. Род и падеж имен существительных. Имена собственные.

2

9.

Имя числительное. Как возникли числительные.

1

10.

Глаголы. Спряжение глаголов.

2

11.

Синтаксис. Части речи и члены предложения. Происхождение и смысл названия главных и второстепенных членов предложения.

1

12.

Пунктуация. Система знаков препинания.

1

13.

Стилистика. Словесная живопись. Образ как основная единица воображения, изображения и восприятия. Редактирование текста.

2


Итого

17




Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год


урока

Тема занятия

Кол-во часов

Дата изучения

По плану

По факту

Что изучает наука этимология? Народная и научная этимология.

1



Возникновение индоевропейского языка и его распространение.

1



Создание славянской письменности. Азбука и алфавит как основы письменной культуры народа.

1



Имена букв русской азбуки. Реформы русского письма.

1



Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Полногласные и неполногласные сочетания.

1



Лексика. Как рождается слово. Самовыражение, общение и постижение мира при помощи слов родного языка.

1



Фразеология. Возникновение фразеологизма. Истоки русской фразеологии.

1



Состав слова и словообразование. Происхождение и смысл слов-терминов «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа». Словообразовательное «древо».

1



Части речи. Из истории частей речи.

1



Имена существительные. Род и падеж имен существительных. Имена собственные.

1



Имя числительное. Как возникли числительные.

1



Глаголы. Названия предметов и глаголы действия.

1



Спряжение глаголов. Гипотезы о причинах разделения спрягаемых глаголов на два типа.

1



Синтаксис. Части речи и члены предложения. Происхождение и смысл названия главных и второстепенных членов предложения.

1



Пунктуация. Система знаков препинания.

1



Стилистика. Словесная живопись. Образ как основная единица воображения, изображения и восприятия.

1



Редактирование текста.

1






Литература для учителя:

1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. - Л.: «Просвещение», 1990.

2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. - М.: Учпедгиз, 1963.

3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. - М.: «Просвещение», 1967.

4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1976.

5. Семенцов В.В. Отечественный язык как основа воспитания и обучения. - С.-П. – Пушкин: Школа «Гуманитарий», 2007.


Литература для учащихся:

  1. Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). - Санкт-Петербург: «Тригон», 1997.

  2. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. - М.: «Просвещение», 1995.

  3. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. - М.: «Сталкер», 1997.

  4. Лев Успенский. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. - М.: АСТ, ВКТ «Владимир», 2009.

  5. Лев Успенский. Слово о словах. Ты и твоё имя. - Л., 1962.

 



Лист корректировки рабочей программы


урока

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки
















































































Лист контроля реализации прохождения программы


Дата контроля

Период, за который осуществляется контроль

Уроков по программе

Дано фактически

Причина расхождений (при наличии)

Подпись учителя

Подпись заместителя директора