Частное общеобразовательное учреждение
«РЖД лицей № 12»
Рассмотрено Руководитель ШМО Беспалько О.А. _________________ | Согласовано Заместитель директора по учебно – методической работе Яйцова И.Л. ___________________ | Утверждено Директор Шелехова Н.О. приказ № 117 от 31.08.2023 г. |
Рабочая программа элективного курса
«В мире этимологии»
для 5 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Казаков Виталий Анатольевич,
учитель русского языка и литературы
I квалификационная категория
Тайшет, 2023 год
Пояснительная записка.
На уроке достаточно легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учётом возрастных особенностей детей и с целью углубления их представлений о языке. Но в классе учитель часто не располагает достаточным количеством времени на то, чтобы углубляться в тайны языка. А делать это необходимо, так как порой именно происхождение языковых явлений помогает объяснению отдельных фактов языка. Поэтому так важны знания учащихся по этимологии.
Программа элективного курса «В мире этимологии» включает в себя вопросы по основным разделам грамматики, рассмотренным с точки зрения этимологии. Экскурсы в историю повышают интерес к языку. Поэтому в программу вошли беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Стремление воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка обусловило отбор материала для занятий.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию универсальных учебных действий.
Цель: пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; выработать навыки исследовательской работы.
Задачи:
- расширить знания учащихся по некоторым вопросам происхождения языковых явлений;
- формировать творческую активность учащихся;
- развивать и совершенствовать у школьников любознательность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.
Методы и формы работы:
- рассказ;
- беседа;
- работа с научно-популярной литературой;
- творческие задания;
- дидактические игры;
- решение лингвистических задач.
Ожидаемые результаты:
- Расширятся знания учащихся по некоторым вопросам этимологии языка.
- Учащиеся овладеют навыками работы с дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомятся с приёмами исследовательской деятельности.
- Повысится мотивация к изучению русского языка
Содержание разделов и тем учебного курса
Что изучает наука этимология? Народная и научная этимология.
Возникновение и развитие языка. Возникновение индоевропейского языка и его распространение. Генеалогическое древо индоевропейских языков.
Создание славянской письменности. О жизни и деятельности великих славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Азбука и алфавит как основы письменной культуры народа. Имена букв русской азбуки. На что (кого) похожи буквы. Заглавная буква (буквица) как произведение искусства. Реформы русского письма при Петре I и в 1918 году.
Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Полногласные и неполногласные сочетания. Определение принадлежности слова к современному языку.
Лексика. Как рождается слово. Самовыражение, общение и постижение мира при помощи слов родного языка. Слово как имя и часть речи. Человек как мир и частица мира.
Фразеология. Возникновение фразеологизма. Истоки русской фразеологии.
Состав слова и словообразование. Происхождение и смысл слов-терминов «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа». Словообразовательное «древо». «Странные» корни.
Части речи. Для чего существуют существительные. Взаимосвязь существительных с сутью явлений. Происхождение названий падежей. Откуда взялся общий род имён существительных? Этимология и первоначальное предназначение собственных имён. Имя и судьба. Говорящие имена. Фамилии и клички, отчества. Происхождение некоторых фамилий.
Имя числительное. Как возникли числительные. «Родственники» числительного.
Местоимения. Слова-заменители. Из истории местоимений. Склонение личных местоимений. Местоимение себя и возвратная частица - ся. Этимология частицы – СЯ.
Глагол. Названия предметов и глаголы действия. Взаимосвязь глаголов с бытием явлений. Спряжение и речевое употребление глагола БЫТЬ в современном русском и старославянском языках. Происхождение термина «спрягать», «спряжение». Гипотезы о причинах разделения спрягаемых глаголов на два типа. Почему в современном языке не спрягаются глаголы прошедшего времени.
Синтаксис и пунктуация. Части речи и члены предложения. Происхождение и смысл названия главных и второстепенных членов предложения. Чему подлежат подлежащие и для кого предназначаются сказуемые.
«Дозорные письменной речи». Система знаков препинания и её история. Зачем нужны знаки препинания? Знаки препинания вместо слов.
Стилистика. Словесная живопись. Сила слова. Обучение воображению в процессе восприятия стихов и сказок. Образ как основная единица воображения, изображения и восприятия. Редактирование текста.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов |
1. | Вступительное занятие. Что изучает наука этимология? | 1 |
2. | Возникновение индоевропейского языка и его распространение. | 1 |
3. | Создание славянской письменности. Азбука и алфавит как основы письменной культуры народа. Имена букв русской азбуки. Реформы русского письма. | 2 |
4. | Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Полногласные и неполногласные сочетания. | 1 |
5. | Лексика. Как рождается слово. Самовыражение, общение и постижение мира при помощи слов родного языка. | 1 |
6. | Фразеология. Возникновение фразеологизма. Истоки русской фразеологии. | 1 |
7. | Состав слова и словообразование. Происхождение и смысл слов-терминов «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа». Словообразовательное «древо». | 1 |
8. | Части речи. Из истории частей речи. Имена существительные. Род и падеж имен существительных. Имена собственные. | 2 |
9. | Имя числительное. Как возникли числительные. | 1 |
10. | Глаголы. Спряжение глаголов. | 2 |
11. | Синтаксис. Части речи и члены предложения. Происхождение и смысл названия главных и второстепенных членов предложения. | 1 |
12. | Пунктуация. Система знаков препинания. | 1 |
13. | Стилистика. Словесная живопись. Образ как основная единица воображения, изображения и восприятия. Редактирование текста. | 2 |
| Итого | 17 |
Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Дата изучения |
По плану | По факту |
| Что изучает наука этимология? Народная и научная этимология. | 1 | | |
| Возникновение индоевропейского языка и его распространение. | 1 | | |
| Создание славянской письменности. Азбука и алфавит как основы письменной культуры народа. | 1 | | |
| Имена букв русской азбуки. Реформы русского письма. | 1 | | |
| Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Полногласные и неполногласные сочетания. | 1 | | |
| Лексика. Как рождается слово. Самовыражение, общение и постижение мира при помощи слов родного языка. | 1 | | |
| Фразеология. Возникновение фразеологизма. Истоки русской фразеологии. | 1 | | |
| Состав слова и словообразование. Происхождение и смысл слов-терминов «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа». Словообразовательное «древо». | 1 | | |
| Части речи. Из истории частей речи. | 1 | | |
| Имена существительные. Род и падеж имен существительных. Имена собственные. | 1 | | |
| Имя числительное. Как возникли числительные. | 1 | | |
| Глаголы. Названия предметов и глаголы действия. | 1 | | |
| Спряжение глаголов. Гипотезы о причинах разделения спрягаемых глаголов на два типа. | 1 | | |
| Синтаксис. Части речи и члены предложения. Происхождение и смысл названия главных и второстепенных членов предложения. | 1 | | |
| Пунктуация. Система знаков препинания. | 1 | | |
| Стилистика. Словесная живопись. Образ как основная единица воображения, изображения и восприятия. | 1 | | |
| Редактирование текста. | 1 | | |
Литература для учителя:
1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. - Л.: «Просвещение», 1990.
2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. - М.: Учпедгиз, 1963.
3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. - М.: «Просвещение», 1967.
4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1976.
5. Семенцов В.В. Отечественный язык как основа воспитания и обучения. - С.-П. – Пушкин: Школа «Гуманитарий», 2007.
Литература для учащихся:
Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). - Санкт-Петербург: «Тригон», 1997.
А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. - М.: «Просвещение», 1995.
И. Я. Бурау. Загадки мира слов. - М.: «Сталкер», 1997.
Лев Успенский. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. - М.: АСТ, ВКТ «Владимир», 2009.
Лев Успенский. Слово о словах. Ты и твоё имя. - Л., 1962.
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Лист контроля реализации прохождения программы
Дата контроля | Период, за который осуществляется контроль | Уроков по программе | Дано фактически | Причина расхождений (при наличии) | Подпись учителя | Подпись заместителя директора |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |