Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Туношёнская средняя школа
имени Героя России Селезнёва А.А.»
Ярославского муниципального района
Согласовано на заседании ШМО «Утверждаю»
Протокол № _____ Приказ № _________
«____»__________20___г «___» ___________20__г
Руководитель ШМО Директор школы
___________Голубева Е.Л. _______________ Балкова С.Е.
Рабочая программа
элективного предмета по математике
«Замечательные неравенства»
для 11 класса
среднего общего образования
(профильный уровень)
на 2019-2020 учебный год
Учитель
Шабуцкая И. В.
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для обучающихся 10-11 класса информационно-технологического профиля составлена на основании авторской программы С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения».
Неравенства играют фундаментальную роль в большинстве разделов современной математики, без них не может обойтись ни физика, ни математическая статистика, ни экономика. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы, начиная от доказательства простейших числовых неравенств, до обоснования «замечательных» неравенств Коши-Буняковского, Чебышева и Иенсона. Навыки в использовании этих неравенств необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться к решению задач самого высокого уровня.
Цель курса: изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование методов их получения, а также практическое применение изученного теоретического материала.
Задачи курса:
- рассмотреть примеры на установление истинности числовых неравенств и основные методы решения данных задач;
- рассмотреть частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение;
- рассмотреть метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств;
- познакомить учащихся с неравенством Коши для произвольного числа переменных;
- доказать неравенство Коши-Буняковского и показать его применение для решения задач;
- познакомить учащихся с неравенством Чебышева и некоторыми его обобщениями;
- дать представление о математике как общекультурной ценности на примерах применения неравенств в математической статистике, экономике, для решения некоторых классов задач оптимизационного характера без применения средств дифференциального исчисления.
Данный элективный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, использует целый ряд межпредметных связей.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Числовые неравенства и их свойства
Понятие положительного и отрицательного числа, числа нуль. Основные законы сложения и умножения действительных чисел. Свойства суммы и произведения положительных чисел. Понятие «больше» для действительных чисел, его геометрическая интерпретация и свойства. Понятия «меньше», « не больше», «не меньше» для действительных чисел и их свойства. Числовые неравенства.
2. Основные методы установления истинности числовых неравенств, или как узнать «что больше?»
Сравнение двух чисел – значений числовых выражений « по определению», путем сравнения их отношения с единицей, путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточными числами (числом), метод введения вспомогательной функции, метод использования «замечательных» неравенств.
3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными. Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение
Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение. Неравенство-следствие. Равносильные неравенства. Равносильные задачи на доказательство или опровержение неравенств. Методы установление истинности неравенств с переменными: метод «от противного», метод анализа, метод усиления и ослабления, метод подстановки, метод использования тождеств, метод введения вспомогательных функций, метод понижения степеней выражений, образующих левую и правую части неравенств.
4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенство Коши для произвольного числа переменных
Индукция вообще и в математике в частности. Система аксиом Дж. Пеано. Схема применения принципа математической индукции. Некоторые модификации метода математической индукции. Две теоремы о сравнении соответствующих членов двух последовательностей с помощью сравнения разности или отношения двух соседних членов одной последовательности с разностью или отношением двух членов другой последовательности. Примеры. Неравенство Коши для произвольного числа переменных. Некоторые неравенства, эквивалентные неравенству Коши.
5. Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач
Формулировка и обоснование теоремы, устанавливающей соотношение Коши-Буняковского и дающая критерий реализации этого соотношения в варианте равенства. Геометрическая интерпретация неравенства Коши-Буняковского. Векторный вариант записи этого неравенства.
6. Неравенства подсказывают методы их обоснования
Метод Штурма. Использование симметричности, однородности цикличности левой и правой частей неравенств. Геометрические неравенства, устанавливающие соотношения между длинами сторон треугольника.
7. Средние степенные величины: свойства, происхождение и применение
Средние величины в школьном курсе математики, физики. Многообразие «средних ». Среднее арифметическое, среднее геометрическое и соотношение между ними в случае двух параметров. Геометрическая интерпретация. Четыре средние линии трапеции.
8. Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения
Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение, порожденное понятием одномонотонной последовательности. Неравенства, обобщающие как неравенство Чебышева, так и неравенство Коши-Буняковского.
9. Генераторы замечательных неравенств
Свойства квадратичной функции – источник простейших неравенств. Неравенство треугольника. Свойства одномонотонных последовательностей – источник замечательных неравенств. Неравенство Иенсона.
10. Применение неравенств
Задача Дидоны ( упрощенный вариант) и другие задачи на оптимизацию. Поиск наибольшего и наименьшего значений функции с помощью замечательных неравенств
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса учащиеся должны
- иметь ясное представление о положительных, отрицательных числах и о числе нуль, а также свойствах, связанных с операциями арифметического сложения и умножения действительных чисел;
- знать и уметь использовать понятия «не больше» и « не меньше» для действительных чисел, применять такие свойства ряда элементарных функций, как возрастание и убывание, свойства числовых неравенств;
- уметь применять переходы к сравнению дополнений до единицы и к сравнению расстояний до ближайшего целого числа, а также переход к алгебраическим выражениям;
- знать и уметь использовать для сравнения значений числовых выражений свойство монотонности степенной функции;
- знать неравенство Коши и уметь применять его для решения задач;
- владеть понятиями неравенство с переменными, решение неравенства, неравенство-следствие, система неравенств, совокупность неравенств, выполнять геометрическую интерпретацию понятий;
- применять такие методы установления истинности неравенств, как метод синтеза и метод анализа, метод «от противного» и метод использования тождеств;
- уметь доказывать неравенство Коши для трех и четырех переменных, применять неравенство Коши для обоснования неравенств с переменными;
- знать метод перебора всех вариантов и уметь применять его при доказательстве неравенств с переменными;
- иметь представление о системе аксиом Пеано; наизусть знать аксиому математической индукции;
- иметь представление о нескольких вариантах метода математической индукции и уметь их использовать при решении задач;
- знать и уметь доказывать неравенство Коши-Буняковского двумя способами (методом вспомогательной функции и с помощью тождества Лагранжа); уметь применять неравенство при решении задач;
- иметь ясное представление о методе Штурма доказательства неравенств с переменными;
- знать определение симметрической функции и симметрического неравенства; уметь использовать для доказательства неравенства его симметричность;
- знать общее определение средней величины произвольного конечного числа действительных чисел; иметь представление о применении в физике средних величин;
- знать и уметь использовать среднее арифметическое взвешенное при решении задач;
- знать и уметь доказывать теорему о соотношении между четырьмя средними в случае двух переменных;
-знать неравенство Чебышева, его доказательство и простейшие обобщения, уметь применять в решении задач;
- знать и уметь использовать основные свойства линейной и квадратичной функций для обоснования и получения неравенств с переменными;
- знать неравенство треугольника и теорему косинусов и уметь использовать их для обоснования и получения неравенств.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 кл. : учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений/ С. А. Гомонов.- М.: Дрофа, 2006.
Гомонов С.А. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10-11 классы. Методические рекомендации к элективному курсу Гомонова С.А. «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения»/С. А. Гомонов.- М.: Дрофа, 2006.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 час в неделю, 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе)
Номер пункта | Содержание изучаемого материала | Число часов |
10 класс. Часть 1. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА (34 часа) |
Глава I | Числовые неравенства и их свойства | 2 |
Глава II | Основные методы установления истинности числовых неравенств, или как узнать «что больше?» | 5 |
Глава III | Основные методы установления истинности неравенств с переменными. Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение | 9 |
Глава IV | Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Неравенство Коши для произвольного числа переменных | 5 |
Глава V | Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач | 5 |
Глава VI | Неравенства подсказывают методы их обоснования | 8 |
11 класс. Часть 2. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ (34часа) |
Глава VII | Средние степенные величины | 10 |
Глава VIII | Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения | 3 |
Глава IX | Генераторы замечательных неравенств | 14 |
Глава X | Применение неравенств | 7 |