Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Элективный курс «Практикум по решению разноуровневых задач математики. Подготовка к ОГЭ»
Класс: 9.
Уровень общего образования: основное общее образование.
Учитель: Нарбекова Асия Ракибовна. Квалификационная категория – первая.
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Количество часов по учебному плану: всего 33 часа в год; в неделю 1 час.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Практикум по решению разноуровневых задач математики. Подготовка к ОГЭ» рассчитан на 33 часа (1 час в неделю) для работы с учащимися 9 класса.
Разделяется на два отдельных раздела «Алгебра» и «Геометрия». Основным направлением курса является подготовка обучающихся к успешной сдаче экзаменов в форме ОГЭ-9.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; Метапредметные:
способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначального представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 15. способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Предметные:
1. умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию; 2. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3. умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; 4. умения пользоваться изученными математическими формулами;
знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех
возможных вариантов;
умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
7.Уметь выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия дробями.
-Выполнять арифметические действия с рациональными числами.
-Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений 8.Уметь выполнять алгебраические преобразования:
-Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований выражений , содержащих корни.
Уметь решать уравнения и неравенства:
-Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений. - Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
Уметь выполнять действия с функциями:
-Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять формулы общих членов, суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий.
-Находить значения функции. Определять свойства функции по графику.
-Описывать свойства функций.
-Строить графики.
Уметь выполнять вычисления и приводить обоснованные доказательства в геометрических задача
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАЧ МАТЕМАТИКИ. ПОДГОТОВКА
К ОГЭ» ( 33 часа)
Тема 1. Числа и вычисления (4 часа)
Эта тема посвящена развитию представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение
навыками устных, письменных, инструментальных вычислений.
Тема 2. Алгебраические выражения (6 часов)
Данная тема нацелена на овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, умение применять алгебраические преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Тема 3. Уравнение. Системы уравнений (6 часов)
Данная тема посвящена овладению символьным языком алгебры, приемами решения уравнений, систем уравнений, умению использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений и их систем; умение применять аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса.
Тема 4. Функции (5 часов)
Данная тема посвящена овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать
функционально- графические представления для описания и анализа реальных зависимостей.
Тема 5. Неравенства (6 часов)
Данная тема посвящена овладению символьным языком алгебры, приемами решения неравенств, систем неравенств, умению
использовать идею координат на плоскости для интерпретации неравенств.
Тема 6. Геометрия (6 часов)
Данная тема посвящена овладению геометрическим языком, умению использовать его для описания предметов окружающего мира; развитию пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; умению измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Числа и вычисления. | 4 |
2 | Алгебраические выражения. | 6 |
3 | Уравнения. Системы уравнений. | 6 |
4 | Функции. | 5 |
5 | Неравенства. | 6 |
6 | Геометрия . | 6 |
| Всего | 33 |