СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Ты выбираешь профессию» для 9-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. На курс отводится 8 часов.

Данная программа предусматривает изучение научных основ выбора профессии; формирование у учащихся адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии, перспективах профессионального роста и мастерства; развитие профессионально важных личностных качеств. Большое значение отводится профориентационным играм, тренинговым формам занятий, что повышает познавательную активность учащихся, способствует эффективному развитию будущих профессионально необходимых качеств, помогает решать личные проблемы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Ты выбираешь профессию» для 9-х классов»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Ты выбираешьпрофессию »

для 9-х классов






Составитель:

Зубкова Т.Ю.,

классный руководитель 9 класса






2017- 2018 учебный год


Пояснительная записка

Программа элективного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. На курс отводится 8 часов.

Данная программа предусматривает изучение научных основ выбора профессии; формирование у учащихся адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии, перспективах профессионального роста и мастерства; развитие профессионально важных личностных качеств. Большое значение отводится профориентационным играм, тренинговым формам занятий, что повышает познавательную активность учащихся, способствует эффективному развитию будущих профессионально необходимых качеств, помогает решать личные проблемы учащихся.

Необходимость проведения данного курса обусловлена экономическими изменениями в России. Рынку труда требуются высококвалифицированные специалисты. Молодёжь, не подготовленная к таким требованиям, оказывается невостребованной, пополняя ряды безработных или домохозяек. Отличительная особенность данной программы от уже существующих – её практическая направленность. Учащиеся не только приобретают теоретические знания, но и овладевают практическими навыками в познании самого себя, в освоении стратегий выбора профессии, планировании карьеры и поиска работы.

Элективный курс “Я выбираю профессию” является комплексным по содержанию, так как его проведение связано с применением различных методов профориентационной работы, элементов профинформирования и профконсультирования, профдиагностики, разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств.

При создании программы элективного курса была использована программа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации “Твоя профессиональная карьера” автор С.Н.Чистякова. Программа данного курса модифицирована на 60%. Для изучения взяты наиболее актуальные темы: “Представления о себе и проблемы выбора профессии”, “Значение темперамента в профессиональном становлении”, “Влияние интересов, склонностей, способностей на выбор профессии”, “Пути получения профессий”, “Профессиональные и жизненные планы”. Количество часов сокращено с 135 до 8 часов.

Цели курса:

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения.

  2. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.

  3. Помочь познать свой внутренний мир, личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения (познать самого себя).

Задачи курса:

  1. Ознакомить учащихся со сферами профессиональной деятельности, сориентировать в мире профессий.

  2. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт пробуждения потребности в самопознании, самосовершенствовании для саморегуляции в будущей профессии.

  3. Формировать положительное отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих способностях применительно к выбору профессии.

В результате изучения курса учащиеся 

должны знать: 

каково значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; что такое профессиональная деятельность и профпригодность; психофизиологические и психические особенности личности применительно к выбору профессии; ошибки при выборе профессии; информацию об профессиях округа и других регионов, учебных заведениях города.

Должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план;

  • собирать и анализировать информацию о профессиях;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

В процессе обучения по данной программе используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, эвристический, проблемный. Процесс обучения осуществляется в форме: лекции, лекции с элементами беседы, практикума, круглого стола, семинара, психотренинга. На уроках используется индивидуальная и групповая форма работы. Контроль осуществляется путём проведения самостоятельных работ, тестирования, подготовки рефератов, написание творческих работ. Итоговый контроль предусматривается в форме зачёта.



Содержание программы, календарно – тематическое планирование



п/п

Наименование тем курса

Содержание

Форма урока

Дата

Знать

Уметь

План\факт

1

Вводное занятие “Давайте познакомимся”.

Задачи и содержание курса. Понятие “профессиональное самоопределение”.

Устанавливать деловые доверительные отношения друг с другом.

Лекция с элементами беседы


2

Мир профессий и твоё место в нём.

Типы, классы, отделы, группы профессий.

Классифицировать профессии по предмету, целям, средствам и условиям труда. Составлять формулу профессии.

Лекция с элементами беседы


3

Представление о себе и проблема выбора профессии.

Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.

Понятие самооценка, самосознание. Уровни самооценки, представления о самом себе.

Понятия интерес, склонности, способности, их виды.

Определять уровень своей самооценки.

Определять круг своих интересов и увлечений, выявлять вои склонности.

Практикум



4

Значение темперамента в профессиональном самоопределении.

Основные типы темперамента.

Определять свой тип темперамента.

Беседа


5

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.

Психические процессы, внимание, память, ощущение, воображение, их виды.

Выявлять особенности и уровни развития психических процессов.

Лекция с элементами беседы


6

Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

Здоровье и выбор профессии.

Ошибки и затруднения в выборе профессии, формула и правила выбора.

Понятия профпригодности, факторы влияния условий труда на организм человека, нормативные документы по охране труда.

Анализировать ситуации выбора профессии, проигрывать варианты ошибок.

Определять условия трудовой деятельности избираемой профессии.

Практикум



7

Пути получения профессии.

Профессиональные и жизненные планы.

Типы учебных заведений, условия поступления, сроки обучения в них.

Понятия профессиональные и жизненные планы, карьера карьеризм, схему профессионального плана.

Работать со справочником для поступающих в учебные заведения.

Строить план профессионального будущего, отличать понятия карьера и карьеризм.

Круглый стол


8

Итоговое занятие. Перспективы профессионального старта.

Ранее усвоенные теоретические и практические основы по выбору профессии.

Анализировать и делать выводы по выбору профессии. Составлять, обобщать и анализировать сведения о себе, типе профессий, делать выводы о первоначальном выборе профессии.

Семинар




Литература для учащихся

  • Бендюков М. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда. – С-Пб., 1998.

  • Выбираем профессию 100 вопросов и 100 ответов. – М., 1990.

  • Мир профессий: В 6т. – М., 1985- 1989.

  • Прощицкая Е.Н.Выбирайте профессию. – М., 1990.

  • Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2008.

  • Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред.Е. Ананьева – М. : Аванта плюс, 2003.

Литература для учителя

  • Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1989.

  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону, 1996.

  • Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993.

  • Коломинский Я.Л. Человек – психология. – М., 1986.

  • Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986.

  • Проверьте свои возможности: тесты / Дж. Баретт, пер. с англ. Г.Г. Кривошеиной. – М., 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!