Рабочая программа элективного курса «Выбор профессии» для обучающихся 9 класса
Пояснительная записка:
Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные, психологические и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс « Выбор профессии», который предлагается учащимся 9 классов.
Нормативно-правовая база курса :
Рабочая программа элективного курса «Выбор профессии» разработана на основе программы предпрофильной подготовки :
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная программа развития образования на 2000—2005 годы и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001, № 1756-р).
Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);
Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).
Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса. Методическое пособие. – М.;Вентана-Граф.2007
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология» для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008;
Курс «Выбор профессии» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 18 часов, 1 час в неделю. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Выбор профессии».
Актуальность программы:
Выбор профессии современными школьниками происходит в условиях нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм жизни и ценностей. Учащиеся часто осуществляют свой профессиональный выбор, не имея устойчивых мотивов. Зачастую они совершают его интуитивно, без какой-либо предварительной работы над собой, под влиянием случайных факторов.
Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей, поможет им в выборе будущей деятельности и уменьшит вероятность ошибок при выборе профессии.
Новизна курса:
Курс углубляет начальные знания по психологии, полученные в ходе изучения анатомии, обществознания и других дисциплин, образовательной области «Обществознание». Анкеты и вопросники подобраны таким образом, что учащиеся сами могут просчитать свои результаты. При этом в анкетах имеются вопросы, проверяющие искренность респондента, что характерно для анкет, используемые профессиональными психологами и социологами.
Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Форма проведения занятий:
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, семинары, ролевые игры, творческие этюды, деловые игры.
В результате изучения учащиеся должны:
знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Выбор профессии».
уметь анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
иметь представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.
Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы
.
Ключевые понятия курса: профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы, автобиография, деловое общение
.
Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е.Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л.Йовайши, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), тренинги, игры, тренинги и др.
Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры.
В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся.
Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.
Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.
В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.
Ожидаемые результаты:
Осознанное профессиональное самоопределение учащихся
Знание своих психологических и психофизических особенностей
Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону
Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации
Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.
Оборудование:
Содержание курса
Тема 1. Основы профессионального самоопределения
Теоретические сведения. Понятие профессионального и жиз ненного самоопределения. Пути освоения профессии. Ситуация выбора. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Правила выбора профессии.
Понятие о профессии, специальности. Общий обзор классифи кации профессий. Типы и классы профессий. Отделы и группы профессий. Применение информационных технологий в различ ных профессиях на современном этапе развития производства. Формула выбора профессии. Понятие профессиограммы и психо граммы профессии.
Практическая работа. Запись основных терминов и положений. Заполнение таблицы «Мой идеал работника-профессионала»:
Оказывают влияние на выбор профессии | Степень влияния на выбор (по пятибалль ной системе) | Ваш идеал (по пятибалльной системе) |
Родители | | |
Родственники | | |
Учителя | | |
Друзья | | |
Литературные герои, | | |
киногерои | | |
Кто-то еще | | |
Знакомство с профессиограммами различных профессий. Со ставление профессиограммы интересующей профессии.
Тема 2. Человек и профессия
Теоретические сведения. Интересы, склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии. Имидж и профессия.
Практическая работа. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей.
Тема 3. Слагаемые выбора профессии
Теоретические сведения. Жизненный и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная консультация. Где получить профессию?
Практическая работа. Определение характера мотивов выбора профессии. Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений. Составление профессионального личного плана:
Перечень факторов | лпп0 | ЛПП1 | лпп2 |
1. Профессия | | | |
2. Главная цель (что буду делать) | | | |
| | | |
3. Мой идеал в жизни и деятельности | | | |
4. Путь получения профессии | | | |
| | | |
5. Оценка своих возможностей: | | | |
| | | |
• склонности; | | | |
• способности; | | | |
• состояние здоровья; | | | |
| | | |
• необходимые качества личности | | | |
| | | |
6. Запасной вариант | | | |
7. Что рекомендуют родители | | | |
8. Позиция товарищей | | | |
9. Рекомендации учителя | | | |
Тема 4. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении
Теоретический материал. Понятие профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении лично сти. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной деятельности.
Практическая работа. Определение профессиональной готов ности к овладению той или иной профессией. Проведение методи ки «Опросник профессиональной готовности».
Тема 5. Творческий проект «Выбор профессии»
Теоретический материал. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Последовательность выполнения проекта.
Практическая работа. Выполнение проектирования своей бу дущей профессиональной деятельности.
Учебно-тематическое планирование курса «Выбор профессии»
№ п/п | Название разделов и тем курса | Всего часов | В том числе: | Формы контроля |
Лекции | Практикумы | Семинары |
| Тема 1. Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. | 2 | 1 | 1 | | |
1 | Пути освоения профессии. Ситуация выбора профессии. | 1 | 1 | | | Экспресс-опрос |
2 | Правила выбора профессии | 1 | | 1 | | Тест |
3 | Формула профессии | 1 | 1 | | | Тренинг |
4 | Профессиограмма и психограмма профессий | 1 | | 1 | | Тест |
| Тема 2. Человек и профессия. | 8 | | | | |
5 | Самооценка | 1 | | 1 | | Тест |
6 | Самосознание | 1 | | 1 | | Тренинг |
7 | Имидж и твоя профессия | 1 | | | 1 | Проблемные задачки |
8 | Профессиональный интерес. Виды способностей. | 1 | 1 | | | Тест |
9 | Определяем ваши склонности и способности. | 1 | | 1 | | Анкетирование |
10 | Изучение темперамента и характера в профессиональном самоопределении | 1 | 1 | | | Сочинение-размышление |
11 | Здоровье и выбор профессии | 1 | | | 1 | Сообщения |
12 | Сознательность и самостоятельность выбора профессии. | 1 | | 1 | | Тренинг |
| Тема 3. Слагаемые выбора профессии | | | | | |
13 | Жизненный и профессиональный планы | 1 | | 1 | | Тренинг |
14 | Профессиональная пригодность | 1 | | 1 | | Тренинг |
| Тема 4. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном само определении | 1 | | | | |
15 | Понятие профессиональной пробы. Тест-опросник ОПГ | 1 | | 1 | | Тест |
| Тема 5. Творческий проект «Выбор про фессии» | 3 | | | | |
16 | Выбор и обоснование темы проекта | 1 | 1 | | | |
17-18 | Практическая работа. Выполнение проектирования своей будущей профессиональной деятельности | 2 | | 1 | | Защита проекта |
| Итого: | 18 | | | | |
Основная литература
Основы производства. Выбор профессии: Пробное учеб. пособие для учащихся 7-8 классов сред, школы: В 2 ч. / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - Ч. 2: Выбор профессии. — 64 с.
Практикум по выбору профессии 8-11кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 1995.
Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобраз. школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 288 с.
Твоя профессиональная карьера. 8-11кл./ под ред. К.Н. Листяковой, Т.И. Шалавиной, М: Просвещение, 1998.
Дополнительная литература
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 329 с.
Йовайша А.А. Проблема профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
Мир профессий. В 6-ти т. – М.: Молодая гвардия, 1985-1988 гг.
Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение,
1988. – 223 с.
Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы
Календарно тематическое планирование курса «Выбор профессии»
№ п/п | Система урока | дата | Дидакти ческая модель обучени | Педагогич еские средства | Учебно-познавательные задачи | Вид деятел ьности учащихся | Информационная | Информационно- методическое обеспечение |
пл | фак |
1 | Пути освоения профессии Цель: знакомство с предметом . рассмотреть пути освоения профессии. Характеристика ситуации выбора | | | Объясни тельно-иллюстра тивная | Рассказ, работа с книгой, беседа | Называть пред мет изучения «Выбор про фессии»; роль выбора профес сии в жизни человека, Характеризовать ситуацию выбора профессии | Фронтальная, индивидуальная | Памятка Правила выбора профессии | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
2 | Правила выбора профессии Цель:знакомство с правилами выбора профессии | | | Практико-ориентированная | практикум | Назывть правила выбора профессии; идеал работника-профессионала | индивидуальная | п/р составьте таблицу и отметьте в ней кто и какое влияние оказывает на ваш выбор профессии | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология интернет-ресурсы |
3 | Формула профессии Цель: определение профессии и специальности, их различие; классификация профессий | | | Объяснительно-иллюстративная с применением ИТК | Объяснение, беседа, презентация | Знать: отличие профессии от специальности, уметь приводить примеры; классификацию профенссий по экономическим отраслям | Групповая, индивидуальная | п/р Распределение профессий по классификации Е.А. Климова | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
4 | Профессиограмма и психограмма профессии Цель: что такое профессиограмма и психограмма профессии | | | Практико-ориентированная | Диспут, практикум | Знать: что изучает профессиограмма и её отличие от психограммы Уметь: составлять профессиограмму профессий | Групповая, индивидуальная | Составить: Профессиограмму и психограмму профессии | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
5 | Самооценка Цель: что такое самооценка и способы её определения | | | Практико-ориентированная, ИКТ | Практикум, презентация | Знать: Что такое самооценка и как её определить, влияние самооценки на выбор профессии | Групповая, индивидуальная | п/р Определение уровня своей самооценки по опроснику | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
6 | Самосознание Цель: объяснить понятие – самосознание человека | | | Частично-поисковая | Диспут. С элементами практикума | Знать: что такое самосознание, способы формирования самосознания | индивидуальная | Тренинг по теме | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
7 | Имидж и твоя профессия Цель: понятие-имидж и его влияние на выбор профессии | | | Частично-поисковая | Семинарское занятие ИКТ | Знать: что такое имидж, способы формирования имиджа. Его зависимость от профессии | индивидуальная | Сообщения уч-ся. Презентации по теме | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
8 | Профессиональный интерес. Виды способностей. Цель: что такое способности, их виды | | | Практико-ориентированная | практикум | Знать: что такое способности человека, их виды, способы развития различных способностей | Групповая, индивидуальная | Специальные способности. определение способностей человека по алгоритму | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
9 | Определяем ваши склонности и способности. Цель: определить профессиональные склонности и способности учащихся по психологической методике | | | Практико-ориентированная | Анкетирование, тренинг, тестирование | Знать: методы определения профессиональных склонностей и способностей человека | индивидуальная | Дефференциально-диагностический опросник Тест – КОС | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
10 | Изучение темперамента и характера в профессиональном самоопределении Цель: Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении | | | Частично-поисковая | Лекция с элементами практикума | Знать: особенности характера, темперамента; значение их в профессиональном самоопределении уметь определять по алгоритму свой темперамент | Индивидуальная, групповая | Определение типа темперамента товарища по алгоритму | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
11 | Здоровье и выбор профессии Цель: значение учета состояния здоровья при выборе профессии | | | Практико-ориентированная | Семинарское занятие | Знать: какое значение имеет состояние здоровья при выборе профессии; уметь приводить примеры профессий для которых существуют медицинские противопоказания | индивидуальная | Сообщения учащихся. Презентации по теме | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
12 | Сознательность и самостоятельнос ть выбора профес сии. Цель: формирова ние общей готов ности к самоопре делению,активиза ция проблемы выбора профес сии | | | Практико-ориентированная ИКТ | Практикум | Знать: соответствие выбранной профессии своим склонностям и способностям, | Индивидуальная | Тренинг Мини-сочинение «Моя будущая профессия» | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
13 | Жизненный и профессиональный планы. Цель: формирова ние понятий – жизненный и профессиональный план, выделе ние мотивов вы бора профессии | | | Практико-ориентированная | Практикум , тестирование | Знать: жизненный и профессиональный планы, мотивы выбора профессии | Индивидуально-групповая | П/р Определение характера моти вов выбора профессии. | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
14 | Профессиональная пригодность. Цель: понятия - Карьера. Профес сиональная консультация. | | | Практико-ориентированная ИКТ | Диалог, практикум | Знать: Где можно получить профессию? Уметь составлять схему личного профессионального плана | индивидуальная | Составление профессионального личного плана Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений. | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
15 | Профессиональная проба. Её роль в профессиональном самоопределении.Цель: Понятие про фессиональной пробы. | | | Практико-ориентированная | Тестирование, диалог | Знать: что такое профессиональная проба. Какова роль профессиональной пробы в выборе профессии | Индивидуально-групповая | Тест-опросник ОПГ | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
16 | Выбор и обоснование темы проекта Цель: уметь выб рать и обосновать проект по курсу | | | Практико-ориентированная | ИКТ, диспут, практическая деятельность | Знать: как создава ть исследователь ский проект по выбранной теме | Групповая | Конспект | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |
17-18 | Выполнение прое ктирования своей будущей профессио нальной деятельно сти Цель: создание проекта «Моя буду щая профессия» | | | Продуктивная | Практическая работа, создание презентации | Знать: этапы создания проекта | Групповая | Презентация проекта «Моя будущая профессия» | Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы |