СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Выбор профессии» для обучающихся 9 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в  «рабочий капитал».

     Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

 В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

  • что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
  • что он есть (интеллект, личностные,  психологические и  физические свойства),
  • что он может (возможности и способности),
  • что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Выбор профессии» для обучающихся 9 класса»

Рабочая программа элективного курса «Выбор профессии» для обучающихся 9 класса

Пояснительная записка:


Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

  • что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

  • что он есть (интеллект, личностные, психологические и физические свойства),

  • что он может (возможности и способности),

  • что от него хочет общество, и что он ждет от общества.


Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс « Выбор профессии», который предлагается учащимся 9 классов.

Нормативно-правовая база курса :

Рабочая  программа элективного курса «Выбор профессии» разработана на основе программы предпрофильной подготовки :

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная программа развития образования на 2000—2005 годы и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001, № 1756-р).

  • Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

  • Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);

  • Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);

  • Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).

  • Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса. Методическое пособие. – М.;Вентана-Граф.2007



Рабочая    программа      ориентирована     на    использование учебника «Технология»  для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений   под   редакцией  В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008;


 Курс «Выбор профессии» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 18 часов, 1 час в неделю. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Выбор профессии».


Актуальность программы:


Выбор профессии современными школьниками происходит в условиях нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм жизни и ценностей. Учащиеся часто осуществляют свой профессиональный выбор, не имея устойчивых мотивов. Зачастую они совершают его интуитивно, без какой-либо предварительной работы над собой, под влиянием случайных факторов.

Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей, поможет им в выборе будущей деятельности и уменьшит вероятность ошибок при выборе профессии.


Новизна курса:


Курс углубляет начальные знания по психологии, полученные в ходе изучения анатомии, обществознания и других дисциплин, образовательной области «Обществознание». Анкеты и вопросники подобраны таким образом, что учащиеся сами могут просчитать свои результаты. При этом в анкетах имеются вопросы, проверяющие искренность респондента, что характерно для анкет, используемые профессиональными психологами и социологами.


Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.



Задачи курса:

  • Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

  • Повышение профессиональной грамотности учащихся.

  • Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

  • Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.

  • Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.






Форма проведения занятий:


В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, семинары, ролевые игры, творческие этюды, деловые игры.



В результате изучения учащиеся должны:


знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Выбор профессии».


уметь  анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.


иметь представление  о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.

        Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы

.

Ключевые понятия курса: профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы, автобиография, деловое общение

.

Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е.Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л.Йовайши, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), тренинги, игры, тренинги и др.


Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры.

В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся.

Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.

В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка  с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.


Ожидаемые результаты:


  1. Осознанное профессиональное самоопределение учащихся

  2. Знание своих психологических и психофизических особенностей

  3. Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону

  4. Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации

  5. Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.





Оборудование:


    • Мультимедийный проектор

    • Компьютер

    • Магнитофон

    • Наглядные пособия: карты, схемы, иллюстрации






















Содержание курса


     Тема 1. Основы профессионального самоопределения


Теоретические сведения. Понятие профессионального и жиз ненного самоопределения. Пути освоения профессии. Ситуация выбора. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Правила выбора профессии.

Понятие о профессии, специальности. Общий обзор классифи кации профессий. Типы и классы профессий. Отделы и группы профессий. Применение информационных технологий в различ ных профессиях на современном этапе развития производства. Формула выбора профессии. Понятие профессиограммы и психо граммы профессии.

Практическая работа. Запись основных терминов и положений. Заполнение таблицы «Мой идеал работника-профессионала»:

Оказывают влияние на выбор профессии

Степень влияния на выбор (по пятибалль ной системе)

Ваш идеал (по пятибалльной системе)

Родители



Родственники



Учителя



Друзья



Литературные герои,



киногерои



Кто-то еще



Знакомство с профессиограммами различных профессий. Со ставление профессиограммы интересующей профессии.

     Тема 2. Человек и профессия

Теоретические сведения. Интересы, склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии. Имидж и профессия.

Практическая работа. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей.


Тема 3. Слагаемые выбора профессии

Теоретические сведения. Жизненный и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная консультация. Где получить профессию?

Практическая работа. Определение характера мотивов выбора профессии. Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений. Составление профессионального личного плана:

Перечень факторов

лпп0

ЛПП1

лпп2

1. Профессия




2. Главная цель (что буду делать)









3. Мой идеал в жизни и деятельности




4. Путь получения профессии








5. Оценка своих возможностей:








• склонности;




• способности;




• состояние здоровья;








• необходимые качества личности








6. Запасной вариант




7. Что рекомендуют родители




8. Позиция товарищей




9. Рекомендации учителя




     Тема 4. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении

Теоретический материал. Понятие профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении лично сти. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной деятельности.

Практическая работа. Определение профессиональной готов ности к овладению той или иной профессией. Проведение методи ки «Опросник профессиональной готовности».


    Тема 5. Творческий проект «Выбор профессии»

Теоретический материал. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Последовательность выполнения проекта.

Практическая работа. Выполнение проектирования своей бу дущей профессиональной деятельности.

















Учебно-тематическое планирование курса «Выбор профессии»


п/п

Название разделов и тем курса

Всего

часов

В том числе:

Формы контроля

Лекции

Практикумы

Семинары


Тема 1. Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий.

2

1

1



1

Пути освоения профессии. Ситуация выбора профессии.

1

1



Экспресс-опрос

2

Правила выбора профессии

1


1


Тест

3

Формула профессии

1

1



Тренинг

4

Профессиограмма и психограмма профессий

1


1


Тест


Тема 2. Человек и профессия.

8





5

Самооценка

1


1


Тест

6

Самосознание

1


1


Тренинг

7

Имидж и твоя профессия

1



1

Проблемные задачки

8

Профессиональный интерес. Виды способностей.

1

1



Тест

9

Определяем ваши склонности и способности.

1


1


Анкетирование

10

Изучение темперамента и характера в профессиональном самоопределении

1

1



Сочинение-размышление

11

Здоровье и выбор профессии


1



1

Сообщения

12

Сознательность и самостоятельность выбора профессии.

1


1


Тренинг


Тема 3. Слагаемые выбора профессии






13

Жизненный и профессиональный планы

1


1


Тренинг

14

Профессиональная пригодность

1


1


Тренинг


Тема 4. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном само определении

1





15

 Понятие профессиональной пробы.

Тест-опросник ОПГ

1


1


Тест


Тема 5. Творческий проект «Выбор про фессии»

3





16

Выбор и обоснование темы проекта

1

1




17-18

Практическая работа. Выполнение проектирования своей будущей профессиональной деятельности

2


1


Защита проекта


Итого:

18

















Основная литература

  1. Основы производства. Выбор профессии: Пробное учеб. пособие для учащихся 7-8 классов сред, школы: В 2 ч. / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - Ч. 2: Выбор профессии. — 64 с.

  2. Практикум по выбору профессии 8-11кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 1995.

  3. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобраз. школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 288 с.

  4. Твоя профессиональная карьера. 8-11кл./ под ред. К.Н. Листяковой, Т.И. Шалавиной, М: Просвещение, 1998.

Дополнительная литература

  1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.

  2. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 329 с.

  4. Йовайша А.А. Проблема профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.

  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.

  7. Мир профессий. В 6-ти т. – М.: Молодая гвардия, 1985-1988 гг.

  8. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение,

  9. 1988. – 223 с.

  10. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.

  11. ИНТЕРНЕТ-ресурсы








Календарно тематическое планирование курса «Выбор профессии»


п/п

Система урока

дата

Дидакти

ческая

модель обучени

Педагогич

еские средства

Учебно-познавательные задачи

Вид деятел

ьности

учащихся

Информационная

Информационно-
методическое обеспечение

пл

фак

1

Пути освоения профессии

Цель: знакомство с предметом . рассмотреть пути освоения профессии. Характеристика ситуации выбора




Объясни

тельно-иллюстра

тивная

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Называть пред

мет изучения

«Выбор про

фессии»; роль выбора профес

сии в жизни человека,

Характеризовать ситуацию выбора профессии


Фронтальная, индивидуальная

Памятка Правила выбора профессии

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

2

Правила выбора профессии

Цель:знакомство с правилами выбора профессии



Практико-ориентированная

практикум

Назывть правила выбора профессии; идеал работника-профессионала

индивидуальная

п/р составьте таблицу и отметьте в ней кто и какое влияние оказывает на ваш выбор профессии

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология интернет-ресурсы

3

Формула профессии

Цель: определение профессии и специальности, их различие; классификация профессий



Объяснительно-иллюстративная с применением ИТК

Объяснение, беседа, презентация

Знать: отличие профессии от специальности, уметь приводить примеры; классификацию профенссий по экономическим отраслям

Групповая, индивидуальная

п/р Распределение профессий по классификации Е.А. Климова

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

4

Профессиограмма и психограмма профессии

Цель: что такое профессиограмма и психограмма профессии



Практико-ориентированная

Диспут, практикум

Знать: что изучает профессиограмма и её отличие от психограммы

Уметь: составлять профессиограмму профессий

Групповая, индивидуальная

Составить: Профессиограмму и психограмму профессии

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

5

Самооценка

Цель: что такое самооценка и способы её определения



Практико-ориентированная, ИКТ

Практикум, презентация

Знать: Что такое самооценка и как её определить, влияние самооценки на выбор профессии

Групповая, индивидуальная

п/р Определение уровня своей самооценки по опроснику

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

6

Самосознание

Цель: объяснить понятие – самосознание человека



Частично-поисковая

Диспут. С элементами практикума

Знать: что такое самосознание, способы формирования самосознания

индивидуальная

Тренинг по теме

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

7

Имидж и твоя профессия

Цель: понятие-имидж и его влияние на выбор профессии



Частично-поисковая

Семинарское занятие ИКТ

Знать: что такое имидж, способы формирования имиджа. Его зависимость от профессии

индивидуальная

Сообщения уч-ся. Презентации по теме

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

8

Профессиональный интерес. Виды способностей.

Цель: что такое способности, их виды



Практико-ориентированная

практикум

Знать: что такое способности человека, их виды, способы развития различных способностей

Групповая, индивидуальная

Специальные способности. определение способностей человека по алгоритму

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

9

Определяем ваши склонности и способности.

Цель: определить профессиональные склонности и способности учащихся по психологической методике



Практико-ориентированная

Анкетирование, тренинг, тестирование

Знать: методы определения профессиональных склонностей и способностей человека

индивидуальная

Дефференциально-диагностический опросник

Тест – КОС

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

10

Изучение темперамента и характера в профессиональном самоопределении

Цель: Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении



Частично-поисковая

Лекция с элементами практикума

Знать: особенности характера, темперамента; значение их в профессиональном самоопределении уметь определять по алгоритму свой темперамент

Индивидуальная, групповая

Определение типа темперамента товарища по алгоритму

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

11

Здоровье и выбор профессии

Цель: значение учета состояния здоровья при выборе профессии



Практико-ориентированная

Семинарское занятие

Знать: какое значение имеет состояние здоровья при выборе профессии; уметь приводить примеры профессий для которых существуют медицинские противопоказания

индивидуальная

Сообщения учащихся. Презентации по теме

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

12

Сознательность и самостоятельнос

ть выбора профес

сии.

Цель: формирова

ние общей готов

ности к самоопре

делению,активиза

ция проблемы выбора профес

сии




Практико-ориентированная

ИКТ

Практикум

Знать: соответствие выбранной профессии своим склонностям и способностям,


Индивидуальная

Тренинг

Мини-сочинение «Моя будущая профессия»


Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

13

Жизненный и профессиональный планы.

Цель: формирова

ние понятий – жизненный и профессиональный план, выделе

ние мотивов вы

бора профессии




Практико-ориентированная

Практикум , тестирование

Знать: жизненный и профессиональный планы, мотивы выбора профессии

Индивидуально-групповая

П/р Определение характера моти

вов выбора профессии.


Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

14

Профессиональная пригодность. Цель: понятия - Карьера. Профес

сиональная консультация.




Практико-ориентированная ИКТ

Диалог, практикум

Знать: Где можно получить профессию?

Уметь составлять схему личного профессионального плана


индивидуальная

Составление профессионального личного плана

Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений.

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

15

Профессиональная проба. Её роль в профессиональном самоопределении.Цель: Понятие про

фессиональной пробы.




Практико-ориентированная

Тестирование, диалог

Знать: что такое профессиональная проба. Какова роль профессиональной пробы в выборе профессии

Индивидуально-групповая

Тест-опросник ОПГ

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

16

Выбор и обоснование темы проекта

Цель: уметь выб

рать и обосновать проект по курсу



Практико-ориентированная

ИКТ, диспут, практическая деятельность

Знать: как создава

ть исследователь

ский проект по выбранной теме

Групповая

Конспект

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы

17-18

Выполнение прое

ктирования своей будущей профессио

нальной деятельно

сти Цель: создание проекта «Моя буду

щая профессия»



Продуктивная

Практическая работа, создание презентации

Знать: этапы создания проекта

Групповая

Презентация проекта «Моя будущая профессия»

Методическое пособие В.Д. Симоненко Технология Интернет-ресурсы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!