СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива «Загадочный мир культурных растений» (география) для 6 А класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа эколого-географической направленности нацелена на развитие интереса воспитанников к изучению и охране природы.на осознание ими взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, на формирование экологической культуры; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактике асоциального поведения.

Отличительная особенность данной программы в том, что разнообразие изучаемых объектов и тем работы способствует выявлению наклонностей и интересов школьников и позволяет по окончании курса выбрать по своему желанию элективный курс или профиль с углубленным изучением экологии и географии, а так же поможет в выборе будущей профессии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива «Загадочный мир культурных растений» (география) для 6 А класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА



«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/___________________ Протокол № ____

от «29» августа 2018 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ / В.В.Уросова./


«___»___________2018 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /В,Е. Левченков/

Приказ № ___

от «___»___________2018 г.








Рабочая программа

факультатива

«Загадочный мир культурных растений»

(география)

для 6 А класса










Составитель:

Фамилия, инициалы,

Учитель Морозова О. В.










2018/2019 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика программы курса

Программа внеурочной деятельности учащихся

Загадочный мир культурных растений”

Направление: общекультурное.

Вид деятельности: познавательная.

Возраст школьников: 6 класс

Программа эколого-географической направленности нацелена на развитие интереса воспитанников к изучению и охране природы; на осознание ими взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, на формирование экологической культуры; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактике асоциального поведения.

Отличительная особенность данной программы в том, что разнообразие изучаемых объектов и тем работы способствует выявлению наклонностей и интересов школьников и позволяет по окончании курса выбрать по своему желанию элективный курс или профиль с углубленным изучением экологии и географии, а так же поможет в выборе будущей профессии.

Программа предусматривает различные формы занятий: групповые, конкурсы, соревнования, викторины, вечера вопросов и ответов, и т. п.

Одна из наиболее распространённых форм занятий – экскурсии. Они дают возможность углубить интересы учащихся. На экскурсиях учащиеся накапливают конкретные знания о разнообразии культурных растений.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет работа с дополнительной литературой. В работе с учащимися необходимо планировать проведение таких мероприятий как “Капустник”, конкурс знатоков “Все о чае”; творческая коллективная работа «Золотой колос», интерактивная игра “Угадай растение” и т. д. Актуальность. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.

Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремление изучать проблему углубленно, расширенно. Программа является составной частью единой системы образования и предназначена для допрофессионального развития детей, подростков, удовлетворения их творческих потребностей, практические опыты и исследования на учебно-опытном участке дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах. Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации.

Обучение по программе основывается на следующих принципах:

принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;

принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;

принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;

принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;

принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением;

принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию и идея о праве ребенка на удовлетворение его потребностей и интересов;

принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся;

принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности обучающихся

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва «Просвещение» 2011 год;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;



Цели и задачи изучения курса:


Цель программы: привить учащимся интерес и любовь к природе и культурным растениям, углубить их знания по географии, вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию различных культур, познакомить с особенностями быта и хозяйственной деятельностью населения разных стран, получить начальные профессиональные навыки по растениеводству.

Задачи программы:

Обучающие:

  • углубить знания по географии в соответствии с возрастом и способностями воспитанников;

  • изучить многообразие, происхождение и распространение культурных растений;

  • познакомить с особенностями быта и хозяйственной деятельностью населения разных стран;

  • изучить агроклиматические ресурсы центров происхождения культурных растений;

  • познакомить с основами плодоводства;

  • изучить полезные растения тропиков и субтропиков;

  • углубить знания учащихся о зерновых и овощных культурах;

  • привить навыки исследовательской работы;

  • научиться применять на практике полученные на занятиях знания;

Развивающие:

●  развивать у воспитанников умения самостоятельно работать с популярной литературой по географии;

●  развивать интерес к изучению природы родного края и дальних уголков планеты;

●  развивать умения различать культурные растения в природе;

●  развивать умения выращивать культурные растения на учебно - опытном участке;

●  развивать интерес к исследованиям и опытничеству;

●  развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

• воспитывать экологически грамотных исследователей природы;

• воспитывать чувство ответственности;

• способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.

Изучаемый материал предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном мире, странами и народами которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания. Предполагаемым результатом реализации данной программы является взращивание творческого потенциала личности, как базиса внутренней потребности к постоянному саморазвитию.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки изучаемого материала, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного мира.

Ребята самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы. Они как ученые делятся секретом о чудодейственном свойстве капусты, свеклы, знакомят нас с «Перуанским цветком солнца», с тайнами кофейного, шоколадного дерева.

Ценностные ориентиры содержания курса

В настоящее время география является одной из перспективных областей развития науки. Глубокое значение закономерностей возникновения и развития живой природы необходимо для формирования научного материалистического мировоззрения, понимания места человека в системе природы, взаимосвязей, между живыми организмами, между живой и неживой природой. Успехи географии и биологии определяют прогресс в такой традиционной области, как сельскохозяйственное производство. Без учета связей между биологическими системами, прогнозирования последствий нарушения этих связей не может быть разработано рациональное обоснование вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, планирование крупномасштабных проектов.

В связи с этим в плане развития России стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров в таких сферах общественного производства, где география и биология служит теоретической основой практической деятельности.


Основные возрастные особенности группы школьников



Возраст обучающихся: 12 лет. Именно в этом возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром. Общение с природой - это возможность проявить любовь, доброту, сострадание. Чем напряженнее жизнь, тем больше дети тянутся к природе.

Общение с природой очень полезно детям этого возраста. У ребенка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люди.



Условия реализации программы

Курс предназначен для учащихся 6 класса и рассчитан на 2015-2016года обучения. Изучение курса в 6 классе составляет 34 часа.

Режим занятий – 1раз в неделю по 1 часу.


Характеристика системы отслеживания и оценивания результата

Формы контроля, используемые для оценивания результатов;

  • конференция «Путешествие к родственникам картофеля»;

  • дискуссии «Кофе-польза или вред», «Гости из тропиков»;

  • интерактивная игра «Угадай растение»;

  • конкурс «Все о чае»;

  • проекты о центрах происхождения культурных растений;

  • творческая работа «Золотой колос».

Формы и методы работы.

Методы:

наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, презентаций, интерактивных пособий, видеофильмов);

игровые (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения, коллективный труд),

метод поисково–исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов),

метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т. д.),

словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;

контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков;

коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках;

интерактивные методы, т. е обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры).

Формы:

- индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);

- групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).

В программе предусмотрены следующие виды занятий:

  1. Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о культурных растениях; понимание биолого-экологических основ растениеводства как ведущей отрасли сельского хозяйства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно– следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. В условиях внеурочной работы обучение строится по комплексному принципу, сочетая следующие

  2. виды деятельности:

Наблюдение. (Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о культурных растениях). С помощью наблюдения ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.)

Исследования.

Проведение опытов.

Конференции.

Индивидуальные практические занятия.

Просмотр слайд–фильмов.

Изучение исследовательских работ на сайтах Интернета

2. Экскурсии.

3. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

4. Конкурс знатоков “Все о чае”.

5. Праздник «Капустник»

6. Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как викторины, тесты, дидактические игры, конференции и др.



































Прогнозируемые результаты освоения программы курса

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (прогнозируемые результаты)


Виды внеурочной

деятельности / Уровни

воспитательных

результатов

Приобретение школьником новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

1. Познавательная

- познавательные занятия, специального курса «Загадочный мир культурных растений», направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о центрах происхождения культурных растений).

- познавательные акции (конференции, викторины, экскурсии), организуемые педагогом для детей.

- детские исследовательские проекты.



2. Игровая

- развлекательные игры, организуемые педагогом;

- интеллектуальные игры, организуемые педагогом;

- ролевые игры, организуемые педагогом.



- деловые игры, организуемые педагогом;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД


- социально моделирующие игры, организуемые педагогом;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для , сверстников, учителей, родителей;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума.

3. Трудовая (производственная) деятельность

- факультативные, клубные и занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве.



4. Досугово-развлекательная деятельность

- экскурсии в музей «Русский лен», в сельскохозяйственную академию, виртуальная экскурсия «Пища богов. Путешествие в страну шоколада»;

- досугово-развлекательные акции (интерактивная игра «Угадай растение» капустник, конкурс знатоков «Все о чае»), организуемые педагогом.



- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.


- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

5. Туристско-краеведческая деятельность



- краеведческие экскурсии



6. Художественное творчество

- занятия по отработке специальных умений;

- художественные акции (творческие вечера, выставки), организуемые педагогом.



- художественные акции (творческие вечера, выставки), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.


- художественные акции (творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для сверстников, учителей, родителей;

7. Проблемно-ценностное общение

- индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении;

- тренинги формирования социальных навыков.



- тренинги личностного роста;

- дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей;

- свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).


- проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;

- беседы, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.





Предполагаемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний об основных экологических и общекультурных ценностях; о многообразии культурных растений планеты; о центрах происхождения культурных растений; осознание причин противоречий в системе “природа-общество” как несоответствия природных и социальных законов; об ответственном отношении к судьбе своей Родины и планеты.

Второй уровень результатов - формирование экологической культуры и грамотности личности, её ответственности в решении задач устойчивого развития биосферы и общества; развитие ценностных отношений учащихся к искусственным экосистемам родного края; к развитию сельского хозяйства в стране; природе и биологическому многообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности.

Третий уровень результатов - учащиеся могут приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения (о значимости культурных растений в жизни людей); опыт общения с представителями других социальных групп; опыт участия в экологических проектах; опыт организации совместной деятельности с другими детьми (обмен результатами исследований через современные телекоммуникационные средства).

Личностные результаты:

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни различных народов;

-формирование мотивации учебной деятельности к исследовательской деятельности;

- формирование познавательного интереса к предмету исследования;

- формирование навыков организации своей деятельности в группе.


Метапредметные

Познавательные:

- изучить особенности центров происхождения культурных

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям традициям народов разных стран

- уметь устанавливать причинно-следственные связи

- уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факт

- преобразовывать информацию из одного вида в другой

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

- самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач составлять план решения проблемы, выполнения проекта

- работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять их

Коммуникативные результаты:

-формирование навыков учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, в ходе индивидуальной и групповой работы

- учитывать различные мнения, аргументировать свое мнение, устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать

- готовить и выступать с сообщениями, презентациями

Предметные результаты:

- научиться называть признаки объектов;

-научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий;

- научиться определять агроклиматические особенности центров происхождения культурных растений;

- познакомить обучающихся с историей происхождения и распространения культурных растений;

-определять по карте местоположение географических объектов;

-выявлять особенности географического положения стран центров происхождения культурных растений;

- выявлять зависимость культуры, обычаев и традиций народов от географический особенностей местопроживания;

- выделять, описывать, объяснять признаки географических объектов и явлений.

Формы контроля

Дискуссионный клуб «Кофе-польза или вред», конференция «Путешествие к родственникам картофеля», виртуальная экскурсия «Русский лен», праздник «Капустник», конкурс знатоков «Все о чае», дискуссионный клуб «Гости из тропиков», интерактивная игра «Угадай растение».


Содержание учебного курса

  1. Введение (1 час)

Цели и задачи курса «Загадочный мир культурных растений».

  1. Африканский центр происхождения культурных растений (4 часа)

Особенности географического положения Африканского центра. Агроклиматические ресурсы Африканского центра происхождения культурных растений. Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Африканского центра.

Дискуссионный клуб «Кофе-польза или вред».

  1. Южноамериканский центр происхождения культурных растений (4 часа)

Особенности географического положения Южноамериканского центра. Агроклиматические ресурсы Южноамериканского центра происхождения культурных растений. Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Южноамериканского центра.

Конференция «Путешествие к родственникам картофеля».

  1. Среднеамериканский центр происхождения культурных растений (4 часа)

Особенности географического положения Среднеамериканского центра. Агроклиматические ресурсы Среднеамериканского центра происхождения культурных растений. Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Среднеамериканского центра.

Виртуальная экскурсия «Пища богов. Путешествие в страну шоколада»

  1. Среднеазиатский центр происхождения культурных растений (4 часа)

Особенности географического положения Среднеазиатского центра. Агроклиматические ресурсы Среднеазиатского центра происхождения культурных растений. Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Среднеазиатского центра.

Экскурсия в музей «Русский лен».

  1. Средиземноморский центр происхождения культурных растений (4 часа)

Особенности географического положения Средиземноморского центра. Агроклиматические ресурсы Средиземноморского центра происхождения культурных растений. Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Средиземноморского центра.

Праздник «Капустник».

  1. Восточноазиатский центр происхождения культурных растений (4 часа)

Особенности географического положения Восточноазиатского центра. Агроклиматические ресурсы Восточноазиатского центра происхождения культурных растений. Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Восточноазиатского центра.

Конкурс знатоков «Все о чае».

  1. Южно-Азиатский центр происхождения культурных растений (4 часа)

Особенности географического положения Южно-Азиатского центра. Агроклиматические ресурсы Южно-Азиатского центра происхождения культурных растений. Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Южно-Азиатского центра.

Дискуссионный клуб «Гости из тропиков».

  1. Переднеазиатский центр происхождения культурных растений (4 часа)

Особенности географического положения Переднеазиатского центра. Агроклиматические ресурсы Переднеазиатского центра происхождения культурных растений. Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Переднеазиатского центра.

Творческая коллективная работа «Золотой колос».

  1. Заключение. Интерактивная игра «Угадай растение» (1 час).


Тематическое планирование

Тема

Количество часов на изучение темы

1

Введение

1

2

Африканский центр происхождения культурных растений

4

3

Южноамериканский центр происхождения культурных растений

4

4

Среднеамериканский центр происхождения культурных растений

4

5

Среднеазиатский центр происхождения культурных растений

4

6

Средиземноморский центр происхождения культурных растений

4

7

Восточноазиатский центр происхождения культурных растений

4

8

Южно-Азиатский центр происхождения культурных растений

4

9

Переднеазиатский центр происхождения культурных растений

4

10

Заключение. Интерактивная игра «Угадай растение»

1




Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся




№ п/п

Дата


тема

Количество часов


всего

Виды учебной деятельности

теория


практика

теория

практика

Введение (1 час)

1.


Цели и задачи курса «Загадочный мир культурных растений».


1


1

Составление систематизированной таблицы «Центра происхождения культурных растений»,


Африканский центр происхождения культурных растений (4 часа)

2.


Особенности географического положения Африканского центра.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Физическая карта Африки», изучение легенды карты, описание географического положения Африканского центра по плану.

3.


Агроклиматические ресурсы Африканского центра происхождения культурных растений.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Агроклиматические ресурсы», изучение легенды карты, описание агроклиматических ресурсов центра по плану, подготовка к компьютерной презентации

4.


Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Африканского центра.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Политическая карта Африки», изучение легенды карты. Знакомство с картой «Население», изучение легенды карты. Составление систематизированной таблицы «Население и традиции народов Африканского центра»

5.


Эфиопия

0,5

0,5

1

Изучение традиций, быта населения в Эфиопии. Работа со справочными материалами, картами атласа.

6.


Дискуссионный клуб «Кофе-польза или вред».



1

1

Защита проектов по теме «Культурные растения Африканского центра».

Итоговая дискуссия «Кофе –польза или вред»

Южноамериканский центр происхождения культурных растений (4 часа)

7.


Особенности географического положения Южноамериканского центра.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Физическая карта Южной Америки», изучение легенды карты, описание географического положения Южноамериканского центра по плану.

8.


Агроклиматические ресурсы Южноамериканского центра происхождения культурных растений.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Агроклиматические ресурсы», изучение легенды карты, описание агроклиматических ресурсов центра по плану, подготовка к компьютерной презентации

9.


Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Южноамериканского центра. Чили, Перу.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Политическая карта Южной Америки», изучение легенды карты. Знакомство с картой «Население», изучение легенды карты. Составление систематизированной таблицы «Население и традиции народов Южноамериканского центра»

9.


Конференция «Путешествие к родственникам картофеля».



1

1

Защита проектов.

Подготовка и проведение конференции «Путешествие к родственникам картофеля»

Среднеамериканский центр происхождения культурных растений (4 часа)

10.


Особенности географического положения Среднеамериканского центра.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Физическая карта Северной Америки», изучение легенды карты, описание географического положения Среднеамериканского центра по плану.

11.


Агроклиматические ресурсы Среднеамериканского центра происхождения культурных растений.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Агроклиматические ресурсы», изучение легенды карты, описание агроклиматических ресурсов центра по плану, подготовка к компьютерной презентации

12.


Население и страны. Культура, обычаи, традиции народовСреднеамериканского центра. Мексика

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Политическая карта Северной Америки», изучение легенды карты. Знакомство с картой «Население», изучение легенды карты. Составление систематизированной таблицы «Население и традиции народов Среднеамериканского центра»

13.


Виртуальная экскурсия: «Пища богов. Путешествие в страну шоколада»


1

1

Итоговая презентация.

Практическое занятие «Фигурки из шоколада своими руками»

Среднеазиатский центр происхождения культурных растений (4 часа)

14.


Особенности географического положения Среднеазиатского центра.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Физическая карта Азии», изучение легенды карты, описание географического положения Среднеазиатского центра по плану.

15.


Агроклиматические ресурсы Среднеазиатского центра происхождения культурных растений.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Агроклиматические ресурсы», изучение легенды карты, описание агроклиматических ресурсов центра по плану, подготовка к компьютерной презентации

16.


Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Среднеазиатского центра

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Политическая карта Азии», изучение легенды карты. Знакомство с картой «Население», изучение легенды карты. Составление систематизированной таблицы «Население и традиции народов Среднеазиатского центра»

17.


Экскурсия в музей: «Русский лен»


1

1

Посещение музея «Русский лен»

Средиземноморский центр происхождения культурных растений (4 часа)

18.


Особенности географического положения Средиземноморского центра.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Физическая карта Европы», изучение легенды карты, описание географического положения Средиземноморского центра по плану.

19.


Агроклиматические ресурсы Средиземноморского центра происхождения культурных растений.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Агроклиматические ресурсы», изучение легенды карты, описание агроклиматических ресурсов центра по плану, подготовка к компьютерной презентации

20.


Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Средиземноморского центра. Италия, Греция, Испания.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Политическая карта Европы», изучение легенды карты. Знакомство с картой «Население», изучение легенды карты. Составление систематизированной таблицы «Население и традиции народов Средиземноморского центра»

21.


Праздник «Капустник»


1

1

Подготовка и проведение итогового занятия «Капустник»

Восточноазиатский центр происхождения культурных растений (4 часа)

22.


Особенности географического положения Восточноазиатского центра.

0,5

0,5

1

Чтение карты «Физическая карта Азии», описание географического положения Восточноазиатского центра по плану.

23.


Агроклиматические ресурсы Восточноазиатского центра происхождения культурных растений.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Агроклиматические ресурсы Китая», изучение легенды карты, описание агроклиматических ресурсов центра по плану, подготовка к компьютерной презентации

24.


Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Восточноазиатского центра. Китай

0,5

0,5

1

Чтение карты «Политическая карта Азии», изучение легенды карты. Знакомство с картой «Население Китая», изучение легенды карты. Составление систематизированной таблицы «Население и традиции народов Восточноазиатского центра»

25.


Конкурс знатоков «Все о чае»


1

1

Организация и проведение чаепития.

Викторина «Все о чае»

Южно-Азиатский центр происхождения культурных растений (4 часа)

26.


Особенности географического положения Южно-Азиатский центра.

0,5

0,5

1

Чтение карты «Физическая карта Азии», описание географического положения Южно-Азиатского центра по плану.

27.


Агроклиматические ресурсы Южно-Азиатский центра происхождения культурных растений.

0,5

0,5

1

Знакомство с картой «Агроклиматические ресурсы Индии», изучение легенды карты, описание агроклиматических ресурсов центра по плану, подготовка к компьютерной презентации

28.


Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов Южно-Азиатский центра. Индия, Малайзия

0,5

0,5

1

Чтение карты «Политическая карта Азии», изучение легенды карты. Знакомство с картой «Население Индии», изучение легенды карты. Составление систематизированной таблицы «Население и традиции народов Южно-Азиатского центра»

29.


Дискуссионный клуб «Гости из тропиков»


1

1

Защита проектов «Тропические фрукты».

Подготовка и проведение дискуссии «Гости из тропиков»


Переднеазиатский центр происхождения культурных растений (4 часа)

30.


Особенности географического положения, агроклиматические ресурсы, население и страны Переднеазиатского центра.

0,5

0,5

1

Описание географического положения Переднеазиатского центра по плану.


31

Население и страны Переднеазиатского центра.

0,5

0,5

1

Составление сводной таблицы «Население и страны Переднеазиатского центра»

32


Население и страны. Культура, обычаи, традиции народов. Иран, Саудовская Аравия.

0,5

0,5

1

Чтение карты «Политическая карта Азии», изучение легенды карты. Знакомство с картой «Население Индии», изучение легенды карты. Составление систематизированной таблицы «Население и традиции народов Переднеазиатского центра»

33.


Творческая коллективная работа «Золотой колос»


1

1

Подготовка и оформление гербария злаковых культурных растений

34.


Интерактивная игра «Угадай растение»


1

1

Подготовка и проведение итоговой интерактивной игры по курсу «Загадочный мир культурных растений» «Угадай растение»


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Перечень географических карт

  1. Государства мира (карта полушарий).

  2. Политическая карта мира.

  3. Религии мира/Агроклиматические ресурсы мира.

  4. Физическая карта России.

  5. Зоогеографическая карта/Климатическая карта.

  6. Евразия (Физическая карта/Политическая карта)

  7. С. Америка (Физическая карта/Политическая карта).

  8. Африка (Физическая карта/Политическая карта).

  9. Ю.Америка (Физическая карта/Политическая карта).

Таблицы

  • Животный мир степей Евразии/Ананас/Арахис

  • Животный мир пустынь и полупустынь Евразии/Банан/Батат

  • Животный мир саванн Индостана/Кукуруза/Кунжут

  • Животный мир Тибетского нагорья/Рис/Сизаль

Атлас. 7 класс «География материков и океанов» Москва дрова. 2014 год

Коллекции гербария культурных растений

Мультимедийный проектор.

Литература для учителя

  • И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев «География материков и океанов» Москва.Дрофа 2007

  • Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1999.

●  Попова Л. А. Открытые уроки и внеклассные мероприятия: Природоведение. Биология: 5-8 классы. - М.: ВАКО, 2Мастерская учителя).

●  Балабанова В. В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2002.

●  Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 208 с.

●  Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1999.

●  Ракитин, А. Выращивание плодовых и ягодных культур / А. Ракитин. – М. : АСТ», 2004. – 336 с.

●  Рейвн, П. Современная ботаника: в 2 т.; пер. с англ. / П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. – М. : Мир, 1990. – Т. 2. – 344 с.

Литература для учащихся

  • Митина, Л. П. Агротехника растениеводства: учеб. пособие для

уч-ся / Л. П. Митина, Г. А. Замяткин. – М., 1990. – 94 с.

  • Смирнова, А. В. Мир растений. Рассказы о культурных

растениях / А. В. Смиронова. – М. : Молодая гвардия, 1988. –

  • 303 с. Н.П.Смирнова, А.А. Шибанова .По материкам и странам. Москва.Просвещение1981

  • Трайтак Д. И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 1998.

  • Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Биология растений, грибов и лишайников: Сборник задач и упражненийкл.: Пособие для учащихся образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2002.

  • Черныш, И. В. Удивительные растения / И. В. Черныш – М. : АСТ», 2002. – 320 с.

Методические рекомендации

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.Настоящая программа предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.Организация внеклассной и внешкольной натуралистической работы с учащимися направлена на удовлетворение естественного интереса детей к природе, помогает школе в решении задач экологического воспитания и способствует самоопределению личности ребёнка, создаёт условия для её самореализации. В процессе занятий в рамках данной внеурочной программы большое внимание уделяется изучению многообразия культурных растений, их происхождению, значению в жизни человека; предусматривается активное и посильное участие школьников в проведении наблюдений и опытов над различными с/х культурами.


































Приложение 1

Конкурс знатоков «Все о чае»

Цели:

- ознакомить учащихся со структурой и назначением чая, видами и сортами чая;

- познакомить с правилами приема гостей, традициями чаепития разных стран, сервировкой стола и угощениями на чаепитии;

- воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.

Ход мероприятия

Ученица:

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

- Сегодня у нас чайный вечер, поэтому говорить мы будем только о чае. Среди нас нет такого человека, который никогда не пил чай.

Я неслучайно выбрала эту тему, так как в наше экономически нелегкое время каждая копейка на счету, и каждая хозяйка стремится встретить гостей достойно и в тоже время скромно.

В наш быт все чаще входит приглашение на чай, а не на огромный пир, как это было раньше. Поэтому и цель нашего урока заключается в получении знаний о чае, его родине, сортах и видах чая, традициях чаепития разных стран, а также вы узнаете, как принять гостей дома, накрыть стол и чем их угостить.

Чай пьют во всех частях света.

Чай возделывают на пяти континентах.

А знаете ли вы, какую пользу приносит чай?

- Об этом мы и будем говорить сегодня.

- Если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе. Чаепитие появилось давно, как-то органично вписалось в традиции русского гостеприимства. А традиции были весьма замечательны. Каждая эпоха приносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением.

В народном творчестве по этому поводу много пословиц: «Пей чай – удовольствие получай», «Самовар кипит – уходить не велит», «В этом доме и вода что мед», «Хоть не богат, а гостям рад»,0 «Выпьешь чайку – забудешь тоску», «От чая лиха не бывает» и др.

- Откуда появился чай?

Ученик: Легенда о рождении чайного куста.

Чай один из древних напитков, употребляемых человеком. В старинной китайской легенде так рассказывается о рождении чайного растения.

Жил некогда в Китае мудрый монах Даррама. Однажды увидел он во сне бога Будду и, потрясённый этим, дал обет молиться, не смыкая глаз дни и ночи. Как-то раз Даррама не выдержал, веки его незаметно сомкнулись, и он крепко уснул. Проснулся монах в ужасе – он нарушил обет, данный самому богу. И Даррама отрезал свои веки и бросил их на землю. А весной на том месте, куда упали веки мудреца, вырос зелёный куст, листья которого обладали чудесным свойством – они прогоняли сон.

Ученик: Как зародился обычай пить чай.

Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Слагались и другие легенды о рождении чая, и каждая из них подтверждает, что родина чая – Китай.

Чай – это листья вечно зелёного чайного куста, подвергнутые специальной обработке.

Молодой листочек по-китайски называется “тщайей”. Отсюда и произошло название “чай”. Определение “байховый” тоже от китайского “бай-хоа”, что в переводе означает “белая ресничка”. И действительно, одна сторона чайного листа покрыта тоненькими серебристыми волосками, похожие на белые реснички. В настоящее время слово байховый означает рассыпной, в отличие от прессованного.

Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину не только удалось похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой почти детективной истории, европейцы смогли разводить чай в своих колониях.

Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.

- Итак, чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае. Сейчас этот обряд сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведутся беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.

- Путь чая в Европу был долгим и трудным. Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал свое матери ценный по тем временам подарок – фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт чая в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив сметаной, подала к столу.

- А когда появился чай в России?

Ученица: Чай в России.

На Руси чай появился в 1638 году: Московский посол Василий Старков привёз в дар царю Михаилу Фёдоровичу от монгольского Алтын-хана 4 пуда чайного листа. Царь по приданию, отведав необычного напитка, изрёк: “Питиё доброе, а когда привыкнешь гораздо укусное”.

Вскоре чай стал обязательным товаром купцов, едущих в Москву с восточным товаром. А в 1679 году заключается договор о постоянных поставках чая в Россию. Иноземный напиток быстро завоевал популярность.

Правда, долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чая я весь в горшок,

И приправил луку, перцу,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подать.

Гости с барином плевались,

Сам он даже озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить.

А потом то догадался,

Что забыл я посолить.

- А теперь поговорим о видах и сортах чая

Презентация

Виды и сорта чая.

Чайный куст – многолетнее растение, культивируемое в районах с тропическим и субтропическим климатом. Получают чай из молодых, нежных побегов.

В зависимости от способа приготовления и качества операций, которым подвергается чайный лист, создаются различные типы и сорта чая.

Более 95% всемирного производства чая приходится на долю чёрного чая. Он обладает сильным ароматом и специфическим вкусом, и его особенно предпочитают любители чая.

Зелёный чай обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена и отличается более или менее выраженной терпкостью. По распространению на втором месте.

Красный чай (солонг) является наиболее ароматным сортом чая. Кроме того, он богат дубильными веществами, которые придают вяжущий вкус и крепость приготовленному из них напитку. Технология получения красного чая сложна и очень капризна. Производят его в основном в Китае.

Жёлтый чай относится к наиболее высококачественным видам чая. Он обладает особенно приятным специфическим вкусом, ароматом и нежной вязкостью, благодаря которым резко отличается от всех видов чая. Его изготавливают из высокосортного сырья – молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Ведь его можно собирать лишь в ограниченном количестве.

Лечебный чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезное для желудочной кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

Ароматизированный. Иногда чай ароматизируют. наиболее известными ароматизаторами любого чая является чай с лимоном, чай с фруктами и ягодами.

Чай именуется по месту произрастания: китайский, индийский, цейлонский, грузинский, краснодарский.

В России чай выращивают в Краснодарском крае.

Чай изготовляют там, где он произрастает – недалеко от плантаций, на чайных фабриках, поскольку чайный лист не подлежит транспортировке на большие расстояния – он теряет свои ценные качества.

Разновидности чая

Листовой – это более дорогой и более высокого сорта –мелколистовой, а крупнолистовой – его сорт немного ниже мелколистового.

Гранулированный чай – это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно, эти крошки превращают в порошок, а затем формуют гранулы различной формы. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, т. к. они быстро растворимы.

Купаж – это смесь сухого чая выращенного на различных плантациях и обработанного на различных чайных фабриках. Каждый купаж имеет свой номер и особое название.

Также чай подразделяется на три сорта:

Высший (байховый) – перевод с китайского «бай хоа» - «белая ресничка». Так китайцы называют типсы, т. е. почки, которые иногда бывают в чайных флешах: чем больше типсов в сухом чае, тем он ароматнее, вкуснее и ценнее. Это флеши с типсами.

Первый – это флеши без типсов (т. е. молодые побеги, состоящие более чем из трех листочков), сорванные вскоре после появления огрубевших листьев, их количество не должно превышать более 3,8%

Второй – это следующие за флешами листья. Чайное сырье может состоять из разных частей куста, вплоть до огрубевших листьев (8%). Такие группы принято называть фракциями.

Третий – или кирпичный чай, наиболее популярный. Он состоит из взрослого огрубевшего листа.

- А полезен ли чай?

Ученица: Целебные свойства чая.

Древняя восточная мудрость гласит:

“Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, не дозволяет поселиться лености, облегчает и освежает тело”.

Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай не только утоляет жажду, но и благотворно воздействует на кроветворение, сердечно-сосудистую систему, облегчает пищеварение, а так же обладает способностью поглощать вредные вещества и выводить их из организма. Чай используют в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и лёгких. Порошок из чая способствует заживлению ожогов. Чай повышает выносливость и считается идеальным напитком для моряков, лётчиков, путешественников.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

И в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

- Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Чаепитие в России обставлялось красиво и носило праздничный вид.

именно русские изобрели…

Что бы вы думали? Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

«Медный бес на стол залез, Никогда не ест, а только пьет,

По бокам вода играет, А как зашумит – всех приманит.

В середине огонь толкает» (Самовар) (Самовар)

Ученица: Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.

Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые матрешки. На западе самовар в шутку называли главным русским изобретением, а немцы – русской чайной машиной. Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Для того на внутреннюю трубу ставили Г-образный удлинитель и раздували огонь сапогом. У самовара масса достоинств: и экномичность, и малый расход топлива, и удобство в эксплуатации, и вместительность

Кроме того, и вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Знаменитые русские художники Перов, Кустодиев, Рябушкин, Маковский, Бакшеев, Волосков на своих полотнах изображают чаепитие как торжественный ритуал. Обратите внимание на картину Богданова. Что на ней изображено? На ней мы видим семью, которая пьет чай. Посмотрите, как они пьют чай из блюдечка – с величавым достоинством.

- А вот картина Кустодиева «Купчиха за чаем», что вы видите здесь?

Вы видите пышную, великолепную белотелую русскую красавицу, которая торжественно пьет чай.

- Посмотрев эти картины, вы можете увидеть, что же подавали к чаю раньше? А что подают к чаю сейчас?

- Как правильно заваривать чай?

Ученица: Правила заваривания чая.

Способов заваривания чая великое множество. Однако некоторые правила считаются общими.

Прежде всего, для заваривания чая используют только мягкую воду. Наилучшей считается родниковая или ключевая вода. Если же приходится пользоваться водопроводной водой, то её нужно выдержать несколько часов, чтобы улетучился запах хлора.

Главный секрет вкуса чая – в таинстве самого процесса кипения воды и заваривания. В древнем Китае, например, различали 16 стадий кипения. Вот тут то и приходит на помощь русское изобретение самовар. Суть его состоит в том, что он не только “варит” воду, но и сигнализирует о степени ее готовности. С помощью самовара любой любитель чая без особого труда различит три стадии кипения.

Признаком первой стадии служит появление пузырьков вдоль стенок сосуда. Массовый подъём и помутнение воды, после чего она бьёт “белым ключом”; - свидетельство перехода во вторую стадию. Наконец интенсивное бурление – верный признак заключительной третьей стадии. Но опасайтесь заваривать листья чая бурлящей волнами водой. Вы рискуете уничтожить и вкус, и аромат напитка. Перекипевшая вода мертва, и лучшее, что есть в щепотке чая, в ней не проявится.

Перед заваркой заварочный чайник следует сполоснуть кипятком, после чего засыпать в него определённое количество чая. Обычная доза – 1 чайная ложка на одну чашку напитка. Кроме того, в чайник добавляется ещё одна ложка чая, после чего заливается кипяток на 1\3 объёма чайника. Заварке дают настояться 5-7 минут, накрыв чайник льняной салфеткой. Льняная ткань впитывает пар и препятствует проникновению посторонних запахов. Не рекомендуется применять грелки для настоя, так как чай преет, резко ухудшаются его аромат и вкус. Потом в чайник доливается кипяток до полного объёма чайника.

У правильно приготовленного напитка цвет настоя зелёный или красновато-коричневый, в зависимости от вида чая, а на поверхности видна едва заметная пена.

Неправильно заваренный чай не только бесполезен, но даже вреден.

Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай простоявший ночь, подобен змее”.

- Что подают к чаю, вы знаете, а как сервируют стол к чаепитию, думаю, вам придется напомнить.

Ученица: Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают полотняными цветными скатертями. Салфетки могут быть других тонов, но сочетаться со скатертью.

К чайному столу подаются сладкие блюда: суфле, кремы, пирожное, торт, печенье, кексы, ягоды, варенье, фрукты, конфеты.

Для сервировки используют десертные тарелки, фруктовые приборы, вазочки, розетки для варенья. При подаче сладкого блюда на стол ставят для каждого гостя десертную тарелку, справа кладут десертную ложку или нож. На десертных тарелках – салфетки. Тарелки для фруктов можно поставить на подсобный столик стопками по 4-6 штук.

На столе по центру располагают конфеты в вазе или в коробке, в вазе или на тарелке с салфеткой – печенье; фрукты – в вазе на высокой ножке. В вазочке подают варенье, при этом рядом с вазочкой должны быть стопки розеток.

Украшением чайного стола является самовар. Он находится слева от хозяйки стола. Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара.

Чай подает хозяйка. Чашку ставят на блюдце речкой влево, а чайную ложку кладут справа; а чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелки, на которую гость может положить пирожное, конфеты. Торты и пироги подают на стол нарезанными на порции. Раскладывают их на тарелки десертной лопаткой.

Учащиеся сервируют стол и заваривают чай для чаепития.

- А сейчас поговорим о том, что и как едят за столом.

Ученица: Перемешивать чай с сахаром нужно бесшумно, после чего попробовать его ложкой, а затем, положив её на блюдце, правой рукой взять чашку за ручку и пить небольшими глотками. Наливать чай в блюдце не принято.

Если захочется пить чай с вареньем, то его выкладывают в розетку. Розетку ставят справа от чашки на уровне блюдца. Если варенье с косточками, то их выкладывают на край блюдца при помощи чайной ложки.

В гостях не принято класть варенье в чай и есть оставшийся в чашке лимон.

Чай из самовара или чайника разливает хозяйка. Обходить гостей с чайником не рекомендуется, да и это не безопасно, чашку передают ей. Наливать чай в чашку на 0,5–1см ниже её края.

При желании гостя выпить ещё одну чашку чая можно налить в ту же, если в ней нет лимона или чаинок, если есть, то хозяйка должна ополоснуть посуду или налить в чистую.

Чай с ложечки на пьют, ложка для того, чтобы размешивать сахар.

Сахар берут специальной ложкой, а не своей.

Торты и пироги раскладывают на тарелки лопаткой.

Пирог едят с помощью ножа и вилки, мягкие торты с помощью вилки.

Печенье отламывают мягкими кусочками.

Джем и повидло намазывают на хлеб ножом.

Конфеты берут рукой из общей вазы или коробки, кладут на свою тарелку.

- Сколько народов, столько и форм чаепития. Ребята, а вы знаете, как пьют чай в других странах?

Если Японии, например, во время чаепития не разговаривают, размышляют о смысле жизни, то в России за чаем общаются, поют чайные частушки, в Англии ведут деловые разговоры.

Ну что же, столы накрыты, чай заварен, пора и приглашать к столу.

- У меня в руке чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее из рук в руки, подумайте, кого бы вы сейчас пригласили на чай.

Какие найдете слова для этого? А ведь очень важно, как прозвучит приглашение.

Чаепитие.

- Вот и подошло к концу наше чаепитие. Мне очень хочется, чтобы все, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным и на сердце у каждого было тепло от этого.

Конкурсы, загадки

Чайная викторина.

Хозяйка. А сейчас мы проверим, как вы запомнили эти интересные сведения о чае. Мы проведём “Чайную” викторину, а победителя ждёт самая большая чашка с крепко заваренным чаем.

1. Где и когда зародился обычай чаепития?

2. Как появилось название “чай”?

3. Когда и как появился чай в России?

4. Почему чай прославился как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников?

5. Почему чай собирали только женщины?

6. Какие типы и сорта чая производят?

7. Где в России выращивают чай?

8. Как правильно заваривать чай?

Был листок зелёным-

Чёрным стал, томлёным,

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине. (Чай)

Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал. (Сахар)

Под одной крышей

Четыре братца стоят. (Стол)

Четыре ноги,

Два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит(Самовар)

Как начнёт

Говорить – разговаривать,

Надо чай

Поскорее заваривать. (Чайник)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее.

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Бублик)

Медный бес на стол залез,

По бокам вода играет,

В середине огонь толкает” (Самовар).

А кто еще знает о чае загадки, пословицы?

- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

Никогда не ест, а только пьет,

А как зашумит – всех приманит. (Самовар).

- Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном.

С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог).

- Сами не едим, а людей кормим. (Ложка).

- Не живое, а дышит. (Тесто в квашне).

- В брюхе – баня, в носу – решето,

На голове – пупок, всего одна рука, и та но спине. (Чайник).

- Белый камень в воде тает. (Сахар).

- Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу.

Надоело мне квашня, посадите в печь меня! (Тесто).

- Маленькое, сдобное колечко съедобное.

Я одна тебя не съем, разделю ребяткам всем. (Бублик).