МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СИБАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И СЕРВИСА
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УНМР _____________ И.П. Плотникова «____» _____________ 2019 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ СКСС _____________ Г.А. Хасанов «_____» _____________ 2019 г. |
| | ПРИНЯТО И ОДОБРЕНО на заседании педагогического совета ГБПОУ СКСС Протокол № ____ от «____»_______________2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЕН 02. Экологические основы природопользования
Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):
по специальности:
Сибай 2019
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС) приказ Министерства образования науки РФ № 413 от 17 мая 2012 г. (ред. от 29.06.2017)
Организация-разработчик: ГБПОУ Сибайский колледж строительства и сервиса
Разработчик:
преподаватель А.М. Яндавлетова
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии гуманитарных дисциплин
Протокол № ____ от «____» _______________ 2019 г.
Председатель ПЦК ___________________ Г.Т. Игишева
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины: формирование базовых знаний об основах рационального природопользования и экологических проблемах, связанных с использованием природных ресурсов, а также ответственности за сохранение жизни на планете.
Задачи дисциплины:
обеспечить усвоение базовых знаний о природопользовании;
рассмотреть специфику оптимизации природопользования и охраны природы применительно к различным сферам материального производства и жизнедеятельности людей;
сформировать концептуальную базу для понимания стратегий экологической безопасности и рационального природопользования;
обеспечить овладение основными принципами природоохранной деятельности и готовность к активным действиям по охране природы;
сформировать умения применять на практике методы оценки состояния окружающей среды.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к обязательной части учебных циклов ППССЗ, а именно к математическому и общему естественнонаучному учебному циклу.
Результаты освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
знать:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области экологических основ природопользования и позволяет сформировать следующие компетенции:
Общекультурные
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Структура и содержание дисциплины
Основными формами учебной деятельности по предмету являются лекции и практические занятия.
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
лекции | 48 |
практические работы | 20 |
Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы общей экологии Тема 1.1. Предмет и задачи экологии. Взаимоотношение организма и среды | Содержание учебного материала |
Современное представление об экологии. | 6 | 1 |
Практическое занятие № 1. Экологические факторы среды и их взаимодействие | 2 | 2-3 |
Самостоятельная работа Уровни организации живой материи, изучаемые экологией. Взаимоотношение экологии с другими науками. Методы экологии. Типы сред обитания. Понятие и классификация экологических факторов. Понятие о биологическом оптимуме. Закон минимума и толерантности. | 4 | 3 |
Тема 1.2. Популяции | Содержание учебного материала |
Структура и классификация популяций. | 4 | 1 |
Практическое занятие № 2. Популяции. Практическое занятие № 3. Решение экологических задач. | 4 | 2-3 |
Самостоятельная работа Статистические и динамические характеристики популяций. Кривые выживания, биотический потенциал вида, сопротивляемость среды. Демографические проблемы в стране и в мире. Стратегии организмов. | 4 | 3 |
Тема 1.3. Биоценозы | Содержание учебного материала |
Структура биоценоза. | 4 | 1 |
Практическое занятие № 4. Биотические взаимоотношения организмов в биоценозе. | 2 | 2-3 |
Самостоятельная работа Типы биотических отношений. Экологическая ниша. | 3 | 3 |
Тема 1.4. Экологические системы | Содержание учебного материала |
Структура экосистемы. | 4 | 1 |
Практическое занятие № 5. Трофические цепи и уровни. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Пищевые цепи и трофические уровни. Экологические пирамиды. Биомасса и продуктивность. | 3 | 3 |
Тема 1.5. Биосфера и человек | Содержание учебного материала |
Структура, границы и закономерности существования биосферы. Контрольная работа по разделу 1. | 4 | 2-3 |
Практическое занятие № 6. Круговорот основных биогенных элементов в экосистеме. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Учение В.И. Вернадского. Ноосфера. Воздействие человека на биосферу. | 4 | 3 |
Раздел 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование Тема 2.1. Природные ресурсы и их рациональное использование | Содержание учебного материала |
Классификация природных ресурсов. | 2 | 1-2 |
Практическое занятие № 7. Решение экологических задач. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Компоненты природной среды. Рациональное использование природных ресурсов и экологическое равновесие окружающей среды. | 2 | 3 |
Тема 2.2. Пищевые ресурсы человечества | Содержание учебного материала |
Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. | 2 | 1 |
Практическое занятие № 8. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Основные компоненты, жизненно важные для организма человека. | 2 | 3 |
Тема 2.3. Задачи и принципы ОС. Охрана ландшафтов | Содержание учебного материала |
Уровни охраны природы. | 2 | 1 |
Практическое занятие № 9. Выявление антропогенных изменений в экосистемах | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Природоресурсный потенциал и охраняемых природных территорий Российской Федерации. Охраняемые территории РБ. | 6 | 3 |
Тема 2.4. Мониторинг ОС | Содержание учебного материала |
Задачи мониторинга окружающей среды. Контрольная работа по разделу 2. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Экологический контроль и экологическое регулирование. | 2 | 3 |
Раздел 3. Правовые вопросы экологической безопасности Тема 3.1. Охрана ОС. Ответственность предприятий за загрязнение ОС | Содержание учебного материала |
Мероприятия, направленные на защиту окружающей среды. | 2 | 1 |
Практическое занятие № 10. Решение экологических задач | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Виды ответственности за нарушения законов по охране ОС. Природоохранный надзор. | 2 | 3 |
Тема 3.2. Международное сотрудничество в области охраны ОС | Содержание учебного материала |
Международное сотрудничество в области ОС. Контрольная работа по разделу 3. Просмотр фильма «Дом, история путешествия» | 6 | 1-2 |
Самостоятельная работа Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | 2 | 3 |
Тема 3.3. Защита реферативных работ | Содержание учебного материала |
Защита реферативных работ | 10 | 2-3 |
Всего: | 102 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета спец.дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: рабочий стол преподавателя, рабочие места для студентов в количестве 30.
Технические средства обучения: модели, макеты, плакаты, измерительные инструменты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Гальперин М. Экологические основы природопользования. - Издательство «Форум», 2014.
Дополнительная литература:
1. Хондогиной А., Герасимовой Н. Экологические основы природопользования. – М.:«Форум», 2011.
2. Челидзе Ю., Константинова В. Экологические основы природопользования. – М.: «Академия», 2010.
3. Дашков И.К., Колесникова С. Экологические основы природопользования. – М.: «Академцентр», 2010.
4. Трушина Т. Экологические основы природопользования. – М.: «Феникс», 2010.
Internet-ресурсы.
http://www.edu.ru.
http://www.experiment.edu.ru.
http://www.yandex.ru.
www.labstend.ru.
http://www.ctege.info.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; Знать: принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории | Тестирование Тестирование Составление нормативных документов Рефератирование Устный опрос Проведение контрольной работы Тестирование Собеседование Тестирование |