СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЕН 02. Экологические основы природопользования

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

по специальности:

 

  • 19.02.10 Технология продукции общего питания

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЕН 02. Экологические основы природопользования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СИБАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И СЕРВИСА





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УНМР _____________ И.П. Плотникова

«____» _____________ 2019 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ СКСС

_____________ Г.А. Хасанов

«_____» _____________ 2019 г.




ПРИНЯТО И ОДОБРЕНО

на заседании педагогического совета ГБПОУ СКСС

Протокол № ____

от «____»_______________2019 г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЕН 02. Экологические основы природопользования


Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

по специальности:


  • 19.02.10 Технология продукции общего питания















Сибай 2019

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС) приказ Министерства образования науки РФ № 413 от 17 мая 2012 г. (ред. от 29.06.2017)


Организация-разработчик: ГБПОУ Сибайский колледж строительства и сервиса


Разработчик:

преподаватель А.М. Яндавлетова


Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии гуманитарных дисциплин

Протокол № ____ от «____» _______________ 2019 г.

Председатель ПЦК ___________________ Г.Т. Игишева




СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11










































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование базовых знаний об основах рационального природопользования и экологических проблемах, связанных с использованием природных ресурсов, а также ответственности за сохранение жизни на планете.

Задачи дисциплины:

  1. обеспечить усвоение базовых знаний о природопользовании;

  2. рассмотреть специфику оптимизации природопользования и охраны природы применительно к различным сферам материального производства и жизнедеятельности людей;

  3. сформировать концептуальную базу для понимания стратегий экологической безопасности и рационального природопользования;

  4. обеспечить овладение основными принципами природоохранной деятельности и готовность к активным действиям по охране природы;

  5. сформировать умения применять на практике методы оценки состояния окружающей среды.


    1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к обязательной части учебных циклов ППССЗ, а именно к математическому и общему естественнонаучному учебному циклу.


    1. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • методы экологического регулирования;

  • принципы размещения производств различного типа;

  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;

  • охраняемые природные территории

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием про­граммы, которая систематизирует знания в области экологических основ природопользования и позволяет сформировать следующие компетенции:

Общекультурные

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


    1. Структура и содержание дисциплины

Основными формами учебной деятельности по предмету являются лекции и практические занятия.

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.



















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


лекции

48

практические работы

20

Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы общей экологии

Тема 1.1.

Предмет и задачи экологии.

Взаимоотношение организма и среды

Содержание учебного материала

Современное представление об экологии.

6

1

Практическое занятие № 1. Экологические факторы среды и их взаимодействие

2

2-3

Самостоятельная работа

Уровни организации живой материи, изучаемые экологией. Взаимоотношение экологии с другими науками. Методы экологии. Типы сред обитания. Понятие и классификация экологических факторов. Понятие о биологическом оптимуме. Закон минимума и толерантности.

4

3

Тема 1.2.

Популяции

Содержание учебного материала

Структура и классификация популяций.

4

1

Практическое занятие № 2. Популяции.

Практическое занятие № 3. Решение экологических задач.

4


2-3

Самостоятельная работа

Статистические и динамические характеристики популяций. Кривые выживания, биотический потенциал вида, сопротивляемость среды. Демографические проблемы в стране и в мире. Стратегии организмов.

4

3

Тема 1.3.

Биоценозы

Содержание учебного материала

Структура биоценоза.

4

1

Практическое занятие № 4. Биотические взаимоотношения организмов в биоценозе.

2

2-3

Самостоятельная работа

Типы биотических отношений. Экологическая ниша.

3

3

Тема 1.4.

Экологические системы

Содержание учебного материала

Структура экосистемы.

4

1

Практическое занятие № 5. Трофические цепи и уровни.

2

2

Самостоятельная работа

Пищевые цепи и трофические уровни. Экологические пирамиды. Биомасса и продуктивность.

3

3

Тема 1.5.

Биосфера и человек

Содержание учебного материала

Структура, границы и закономерности существования биосферы.

Контрольная работа по разделу 1.

4

2-3


Практическое занятие № 6. Круговорот основных биогенных элементов в экосистеме.

2

2

Самостоятельная работа

Учение В.И. Вернадского. Ноосфера. Воздействие человека на биосферу.

4

3

Раздел 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование Тема 2.1.

Природные ресурсы и их рациональное использование

Содержание учебного материала

Классификация природных ресурсов.

2

1-2

Практическое занятие № 7. Решение экологических задач.

2

2

Самостоятельная работа

Компоненты природной среды. Рациональное использование природных ресурсов и экологическое равновесие окружающей среды.

2

3

Тема 2.2.

Пищевые ресурсы человечества


Содержание учебного материала

Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

2

1

Практическое занятие № 8. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

2

2

Самостоятельная работа

Основные компоненты, жизненно важные для организма человека.

2

3

Тема 2.3.

Задачи и принципы ОС. Охрана ландшафтов

Содержание учебного материала

Уровни охраны природы.

2

1

Практическое занятие № 9. Выявление антропогенных изменений в экосистемах

2

2

Самостоятельная работа

Природоресурсный потенциал и охраняемых природных территорий Российской Федерации. Охраняемые территории РБ.

6

3

Тема 2.4. Мониторинг ОС

Содержание учебного материала

Задачи мониторинга окружающей среды.

Контрольная работа по разделу 2.

2

1

Самостоятельная работа

Экологический контроль и экологическое регулирование.

2

3

Раздел 3.

Правовые вопросы экологической безопасности

Тема 3.1.

Охрана ОС. Ответственность предприятий за загрязнение ОС

Содержание учебного материала

Мероприятия, направленные на защиту окружающей среды.

2

1

Практическое занятие № 10. Решение экологических задач

2

2

Самостоятельная работа

Виды ответственности за нарушения законов по охране ОС. Природоохранный надзор.

2

3

Тема 3.2.

Международное сотрудничество в области охраны ОС

Содержание учебного материала

Международное сотрудничество в области ОС.

Контрольная работа по разделу 3.

Просмотр фильма «Дом, история путешествия»

6

1-2

Самостоятельная работа

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

2

3

Тема 3.3.

Защита реферативных работ


Содержание учебного материала

Защита реферативных работ

10

2-3

Всего:

102



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета спец.дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: рабочий стол преподавателя, рабочие места для студентов в количестве 30.

Технические средства обучения: модели, макеты, плакаты, измерительные инструменты.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

  1. Гальперин М. Экологические основы природопользования. - Издательство «Форум», 2014.

Дополнительная литература:

1. Хондогиной А., Герасимовой Н. Экологические основы природопользования. – М.:«Форум», 2011.

2. Челидзе Ю., Константинова В. Экологические основы природопользования. – М.: «Академия», 2010.

3. Дашков И.К., Колесникова С. Экологические основы природопользования. – М.: «Академцентр», 2010.

4. Трушина Т. Экологические основы природопользования. – М.: «Феникс», 2010.

Internet-ресурсы.

http://www.edu.ru.

http://www.experiment.edu.ru.

http://www.yandex.ru.

www.labstend.ru.

http://www.ctege.info.






















4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

Знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • методы экологического регулирования;

  • принципы размещения производств различного типа;

  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;

  • охраняемые природные территории


Тестирование


Тестирование


Составление нормативных документов


Рефератирование


Устный опрос


Проведение контрольной работы


Тестирование



Собеседование


Тестирование

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!