«ПРИНЯТА» Педагогическим советом Протокол от ___.01.2021 № ____ | «УТВЕРЖДЕНА» Приказом директора МОБУ лицея №7 от ___.01.2021 № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
«Интеллектуальный клуб - «Эрудит»
для обучающихся 6-10 классов
учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Дрофа Елены Владимировны
на 2021/2022 учебный год
г. Таганрог
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по дополнительному образованию составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (ст.2 п.п.9,10, ст.19, 21, ст.32 п.2.6)
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 01.01.2001 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
ООП ООО МОБУ лицея № 7
Учебный план МОБУ лицея № 7 на 2021-2022 учебный год;
Календарный учебный график МОБУ лицея № 7 на 2021-2022 учебный год.
Перемены, происходящие в современном обществе ставят задачи формирования успешных, конкурентноспособных личностей, обладающих духовно-нравственными качествами, людей способных к сотрудничеству, способных действовать в соответствии со своим осознанием и отвечать за свои поступки, личностей с высоким уровнем креативности и интеллектуального развития. Задача системы дополнительного образования – создание условий для развития личности ребенка, его самореализации, разрешение проблем личностного роста, становление ключевых компетентностей.
Дети, безусловно, различаются по своему интеллекту, интеллектуальным возможностям. Однако каждый ребенок объективно нуждается в создании условий, содействующих расширению и усложнению индивидуальных интеллектуальных ресурсов за счет возможного обогащения его ментального (умственного) опыта. Особенно важно не упустить этот момент в подростковый период. Актуальность развития интеллектуальных и творческих способностей продиктована следующими причинами:
- современным социальным заказом на подготовку интеллектуального потенциала;
- необходимостью развития научного мышления и творчества учащихся;
- недостатком умения использовать теоретические знания на практике, навыков научно-исследовательской работы.
В обществе также востребованы люди, обладающие креативными (творческими) способностями, устойчивыми особенностями человека, связанными с выдвижением необычных идей, уходом в мышлении от традиционных схем, способных к рефлексии (самодиагностике, самоанализу); к проектированию новых систем в деятельности; к самоопределению. Задача образования - формирование творческой личности, осознающей себя таковой.
Реализация ФГОС предусматривает формирование универсальных учебных действий, т. е. способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
Основу развития личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Программа направлена на повышение познавательной активности учащихся, формирование интереса к получению и применению знаний.
Учащиеся должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа поможет учащимся стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Программа предусматривает проектирование хода индивидуального интеллектуального развития каждого ученика.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Обучение и воспитание на основе данной программы подчиняется основным педагогическим принципам:
- сотрудничество и сотворчество;
- доступность;
- учет индивидуальных способностей подростков;
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности образовательного процесса, направленного на развитие интеллекта подростка, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.
Новизна дополнительной образовательной программы основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны подростков и их родителей на программы, ориентированные на развитие интеллектуальных способностей, выявление и поддержку талантливых, способных детей, на повышение познавательной активности и повышение учебной мотивации.
В настоящее время важным элементом работы с подростками является работа по формированию коммуникативных умений и умений сотрудничать с другими людьми.
Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника.
Программа предназначена содействовать расширению знаний учащихся как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний, а также позволит получить практический опыт в интеллектуальной среде.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т. к. при ее реализации создается образовательное пространство, способствующее формированию познавательной активности и развитию умственных способностей учащихся.
Реализация задач программы осуществляется через сочетание индивидуальной и коллективной работы.
Цель программы:
Создание условий для развития личностного, интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи:
• удовлетворение разнообразных образовательных потребностей и интересов детей;
• развитие и стимулирование познавательной активности учащихся через включение их в познавательную деятельность, развитие их любознательности, расширение кругозора;
• развитие интеллекта; приобщение к интеллектуальному труду;
• раскрытие и развитие творческих способностей и логического мышления учащихся;
• включение учащихся в процесс самообразования и самореализации;
• участие в интеллектуальных конкурсных мероприятиях;
• совершенствование знаний в определенных областях науки, культуры и искусства;
обучение технологии игр « Дебаты».
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах интеллектуального труда, творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Программа адресована подросткам 12-15 лет. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группе составляет не более 15 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения - 210 часов, 6 часов в неделю
(вторник, 13.05 – 14.05, 14.40 – 15.40; среда, 13.05 – 15.05 четверг, 13.05 – 14.05 пятница, 13.50 – 14.50).
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Выбор методов обучения ориентирован на активизацию и развитие познавательного интереса: словесные (беседа, анализ задачи, объяснение, наглядные (показ видеоматериалов, слайдов, показ приемов действий, наблюдение, работа по образцу и др, практические (тренинг, разминки, турниры, практикумы, проектная работа и др).
Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, тренировочным и др.
Возможные формы проведения занятий: акция, аукцион, беседа, вернисаж, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, гостиная, диспут, дискуссия, дебаты, игры, защита проектов, конкурс, конференция, круглый стол, мозговой штурм, наблюдение, олимпиада, презентация, размышление, ринг, сказка, соревнование, тренинг, турнир, чемпионат, экскурсия, эксперимент, составление письма, ролевые ситуации (технология оценивания устных и письменных работ товарищей, выступление в роли эксперта, консультанта, мудреца) и другие.
Формы контроля: тесты, анкетирование, выставки, турниры, презентации.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Успешная реализация программы предполагает достижение следующих результатов:
- будут сформированы навыки самоанализа;
- должны произойти изменения во внутреннем плане ребенка – в его способности понимать, рассуждать, искать закономерности, планировать и регулировать собственные действия;
- осознание подростком своего потенциала и своих возможностей в интеллектуальной и творческой деятельности;
- развитие креативного мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- получат навыки ораторского искусства;
- повысится самооценка учащихся и мотивация их к самореализации;
- будет развита потребность к самообразованию;
- будет сформирована система психических процессов, позволяющих понимать и решать широкий круг разнообразных не только учебных, но жизненных задач;
- владение методами решения занимательных и изобретательских задач;
- будут сформированы навыки проектирования;
- будут сформированы навыки работы с различными источниками информации;
- будет увеличена доля учащихся, принимающих участие в различных интеллектуальных конкурсах и соревнованиях;
- повысится познавательный интерес;
- будет составлен диагностический инструментарий оценки личностного роста учащихся;
С целью отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы будет проводиться диагностика особенностей интеллектуальной сферы (тест на выявление уровня развития мышления, памяти и внимания, диагностика особенностей личности
(диагностика регулятивной системы ребенка: сосредоточенность, умение планировать и контролировать свои действия, диагностика, определяемая проблемами возрастного развития: становление Я – идентичности, отношения ребенка с различными группами сверстников, с родителями, с учителями, диагностика особенностей мотивационной сферы: познавательный мотив, мотив общения, диагностика уровней творческого восприятия и воображения, уровня творческого мышления, уровня познавательной активности и др.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение.
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (олимпиадах, викторинах, соревнованиях, защиты проектов, решения занимательных задач, активности обучающихся на занятиях и т. п.
Для отслеживания результативности можно использовать педагогический мониторинг (задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, ведение педагогического дневника), мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка воспитанника, ведение творческого дневника, оформление листов индивидуального образовательного маршрута оформление фотоотчета).
Некоторыми формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются: опрос, самостоятельная работа, олимпиада, турнир, игра-испытание, взаимозачет, эссе, презентация, творческая работа, коллективный анализ работ, рефлексия, выставка, конкурс, соревнование, самоанализ, отзыв, портфолио.
Учебно-тематический план
п/п | Темы занятий | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Давайте, познакомимся! | 2 | 1 | 1 |
2 | Встречи с самим собой | 25 | 14 | 11 |
| 2.1. Что я знаю о себе? 2.2. Я глазами других 2.3. Как превратить недостатки в достоинства? 2.4. Внимание 2.5. Память 2.6. Тренируем уверенность в себе 2.7. Мое настоящее и будущее | 5 2 2 4 4 4 4 | 3 1 1 3 2 2 2 | 2 1 1 1 2 2 2 |
3 | Творческая ли я личность? 3.1. Творчество и мы 3.2. Все дела творчески – иначе зачем? | 4 2 2 | 2 1 1 | 2 1 1 |
4 | Основы риторики 4.1. Риторика 4.2. Учимся выступать перед публикой | 12 4 8 | 6 2 4 | 6 2 4 |
5. | Кладовая информации 5.1. Книга – источник знаний 5.2. Поиск информации в Интернете 5.3. Культурно-образовательные центры (музеи, театры и другие). | 14 3 3 8 | 6 1 1 4 | 8 2 2 4 |
6 | Думай, решай, пробуй! (решение занимательных задач) 6.1. Загадки, головоломки, ребусы, шарады. 6.2. Кроссворды, сканворды и др. 6. 3. Игры со спичками 6.4. Железная логика 6.5. Пять минут на размышление 6.6. Занимательные фокусы 6.7. Волшебная мозаика 6.8. Что? Где? Когда? | 24 4 2 2 4 4 2 4 | 12 2 1 1 2 2 1 2 | 12 2 1 1 2 2 1 2 |
7 | Интеллектуальные конкурсы и турниры | 8 | 2 | 6 |
8 | Исследуем и проектируем 8.1. Как разработать проект? 8.2. Создаем собственный проект | 11 4 7 | 5 2 3 | 6 2 4 |
9 | Интеллектуальный марафон «Эрудит» | 6 | 2 | 4 |
10 | Хочу всё знать Религии мира. Чудеса света. Путешествия, путешественники и их открытия. Правила работы с энциклопедическим словарем. Правила поиска и отбора информации в сети Интернет. Правила поиска и отбора информации в библиотеке. | 9 | 3 | 6 |
11 | Интеллектуальные игры Игра «Лестница знаний». Игра «Интеллектуальный бумеранг». Игра «Интеллект – бой». «Своя игра». «Эрудит – лото». «Слабое звено». Игра «Десятка». Игра «Один за всех». Игра «Брейн-ринг». | 10 | 5 | 5 |
12 | Участие в городских играх | 6 | 2 | 4 |
13 | Что такое «Дебаты»? Суть и основные элементы игры «Дебаты». | 4 | 2 | 2 |
14. | Логические основы игры. | 4 | 2 | 2 |
15. | Рассуждение. Аргументации. Формулировка аргументов. | 8 | 4 | 4 |
16. | Анализ тем и текстов с использованием метода исследования. Умозаключение. | 4 | 2 | 2 |
17 | Риторические основы игры. Публичное выступление. | 6 | 3 | 3 |
18 | Анализ публичного выступления с точки зрения его структуры | 4 | 2 | 2 |
19 | Импровизация в речи. Практикум. | 6 | 3 | 3 |
20 | Композиция речи. Выразительные средства речи. Практикум. Анализ текстов по теме «Законы риторики» | 4 | 2 | 2 |
21 | «Каверзные вопросы» или перекресные | 3 | 1 | 2 |
22 | Тренируемся играя. Подготовка к игре по теме «Волонтер – это звучит гордо? | 6 | 3 | 3 |
23 | Тренируемся играя. Подготовка к игре по теме «Враг ли нам Интернет?» | 6 | 3 | 3 |
24. | Понятие доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Правила доказательства и опровержения. Ошибки в доказательствеПрактикум по доказательству. Написание реприз. | 8 | 4 | 4 |
25 | Тренируемся играя. Подготовка к игре по теме ««Молодежь и политика» | 6 | 3 | 3 |
26 | Тренируемся играя. Подготовка к игре по теме «Россия нашей мечты» | 3 | 3 | 3 |
27 | Тренинг: «Кандидаты в депутаты» | 5 | 2 | 3 |
| Итоговое занятие Итого | 2 210 часов | | |
4. Методическое обеспечение образовательной программы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала можно использовать наглядные пособия следующих видов:
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, и т. п.);
• медиапрезентации, слайды;
• дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
• учебные пособия, учебники и другая литература.
5. Список использованной литературы
1. Новым стандартам – нестандартный подход. Методические рекомендации / Сост. Лазарева Л. А. – М.: УЦ «перспектива», 2012.-36 с.
2. Энциклопедия. Проверьте свои знания, т. 2. (Составитель Вадченко Н. Л.) – Д.: «Сталкер».1996.-448 с.
3. 500 задач на сообразительность: Книга для детей и родителей. – М.: АСТ-пресс,1998.-320 с.
4. Матрос Д. Ш. , Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2—1.-128 с.
5. Микляева А. В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс).-СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 119 с.
6. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / М.: Сентябрь,2003.-176с.
7. Хуторский А. В.Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-320 с.
8. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов-на-Дону, 1997
9. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – Спб., 2002