Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
п. Октябрьский, 2023 г.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.
В результате изучения всех без исключения предметов выпускники средней школы приобретут навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Ученики научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Уровень 1 - общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте информации, представленной в явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи).
Уровень 2 - глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.
Уровень 3 - применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов.
Курс рассчитан на 34 часов, изучается в 8 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).
- критический анализ и оценка информации.
В результате изучения спецкурса у обучающихся планируется сформировать три группы умений.
Учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, связаны с данными группами умений.
Организация целостной работы по формированию читательской грамотности школьников невозможна без проектирования урока и системы учебных заданий на основные группы читательских умений.
Объектом педагогического проектирования являются педагогические процессы, педагогические ситуации, направленные на формирование у школьников универсальных учебных действий.
№ урока | Наименование раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
| Поиск информации и понимание текста. | 11 | | | | |
1. | Определение главной темы и общей цели или назначения текста | | определять главную тему, общую цель или назначение текста | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково- символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | |
2. | Различение темы и подтемы специального текста. | | выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | |
3. | Выделение главной и второстепенной информации текста | | прогнозировать последовательность изложения идей текста; | Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково- символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | |
4. | Поиск информации, явно заданной в тексте | | Научиться составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию | Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно- следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | |
5. | Выстраивание последовательности описываемых событий | | прогнозировать последовательность изложения идей текста; | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно- следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |
6. | Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. | | ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | |
7-8 | Преобразование информации, данной в виде графика, таблицы, схемы, в текстоовую информацию. | | структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково- символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | |
9. | Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте | | ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; | Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование мотивации познавательного интереса. | |
10. | Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов. | | сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |
11. | Проверочная работа по формированию читательской грамотности №1 | | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | |
| Преобразование и интерпретация информации | 11 | | | | |
12-13. | Поиск в тексте доводов и подтверждение выдвинутых тезисов. | | выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические | Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |
14-15. | Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно | | различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; | Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности. Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности. | |
16. | Установление связей, не высказанных в тексте напрямую. | | интерпретировать текст; составлять карту осмысленного чтения | Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |
17-18. | Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определенной позиции | | структурировать текст, составлять простой и сложный план | Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | Признает для себя общепринятые морально- этические нормы; смыслообразование устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания. | |
19. | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. | | сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно- следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | |
20-21. | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач. | | откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения | Регулятивные: выделять и формулировать познавательную цель. Познавательные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование нравственно- этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. | |
22. | Проверочная работа по формированию читательской грамотности №2 | | | Регулятивные: Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Познавательные: Самостоятельно формулировать творческую учебную задачу; выбирать способы и формы решения учебной задачи Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |
| Критический анализ и оценка информации | 12 | | | | |
23-24. | Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире. | | извлекать информацию, данную в тексте в явном виде; извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы; интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст) | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково- символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |
25-26. | Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения. | | структурировать текст, составлять простой и сложный план | Регулятивную: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | |
27. | Обнаружение недостоверности получаемой информации. | | откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения | Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | |
28. | Нахождение путей восполнения пробелов в информации | | сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |
29. | Решение на основе текста учебно-практических задач. | | сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; | Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля; способствовать развитию культурной и этнической толерантности. | |
30. | Диагностика читательской грамотности. | | извлекать информацию, данную в тексте в явном виде; извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы; интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст) | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно- следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. | Формировать уважение к личности и ее достоинству. | |
31. | Анализ ошибок, допущенных в работе. | | ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; | Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: навыки выразительного чтения, умение проводить исследование прочитанного текста. Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |
32. | Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа. | | | Познавательные:Уметь обобщать понятия, искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, принимать решения в проблемной ситуации. Коммуникативные: Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи. | Испытывает желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |
33-34. | Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов | | | Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование мотивации познавательного интереса. | |
Качество усвоения материала выявляется с точки зрения полноты знаний, умения применять их в разных ситуациях, выбора рациональных средств для выполнения заданий, степени развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.
Учитель фиксирует проблемные области в работе, удачные методы и приемы, анализирует, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из программы спецкурса.
Учащийся может установить, каковы реальные результаты его деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в углублении и повторении.
По усмотрению педагога, ведущего спецкурс, может использоваться текущий, тематический контроль, рейтинговая система оценки.