СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по химии "Химическая азбука пищи" для 8 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультатива по химии "Химическая азбука пищи" предлагается для изучения с учащимися 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по химии "Химическая азбука пищи" для 8 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 13 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей

Протокол

от «30» августа 2021 г. № 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________ Н. В. Петрова

«____» __________ 2021 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

_______ Н. И. Горбачева


«____» _________2021 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

«ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА ПИЩИ»

в 8 классе

на 2021-2022 учебный год





Составитель программы:

Маркелова Наталья

Александровна








Донецк

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативный курс «Химическая азбука пищи» предлагается для

изучения с учащимися 8 классов. Программа рассчитана на один год

обучения (34 часа, 1 час в неделю).

Химия является важной частью естествознания. Повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. В повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, при приготовлении пищи, при использовании бытовой химии: умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и т. д. Сейчас для многих людей стал интересен

раздел трофологии, связанный с изучением физико - химических процессов, которые происходят при приготовлении пищи, так называемая молекулярная кухня. Знания о совместимости продуктов, правильная технологическая обработка продуктов, основанная на знании протекания химических процессов, улучшают усвояемость пищи и сохраняют в ней витамины. То есть, если правильно готовить продукты, то они будут вкуснее и полезнее для здоровья человека.

Практико - ориентированная направленность содержания факультативного курса обеспечивает интеграцию знаний в области анатомии и физиологии человека, химии, медицины, кулинарии, математики и позволяет применять их в познавательно практической деятельности учеников. В курс включено знакомство с профессиями повара, химика технолога и лаборанта, что позволяет осуществлять профориентационную работу по предметам.

Химический эксперимент курса должен сформировать и закрепить у учащихся практические навыки в проведении основных химических операций, приобщить их к самостоятельной химической работе. Кроме того, химический эксперимент может проводиться в домашних условиях и не требует специального оборудования.

Структура документа включает 3 раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план, программу.

Цель курса:

- познакомить учащихся с применением теоретических знаний на практике -непосредственно при приготовлении пищи, рассмотреть химизм процессов пищеварения, раскрыть химический аспект рационального питания.

Задачи курса:

- формирование и развитие у учащихся познавательного интереса к изучению химии, биологии и трудового обучения;

- расширение метапредметных знаний;

- овладение техникой проведения химического эксперимента, с соблюдением правил безопасной работы, как в кабинете химии, так и в повседневной жизни;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения, критической оценки информации о продуктах, используемых в пищу;

- привитие элементарных знаний и умений по экономному ведению домашнего хозяйства;

- осуществление профориентационной работы, теоретического и практического ознакомления учеников с достижениями современной пищевой промышленности, биотехнологии;

- развитие активность и умения самостоятельно добывать знания и

применять их на практике;

- развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы и умозаключения;

- приобретение навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.


Литература для учителя

1. Гудман М. Ф., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии.

М.:Мир, 1977.

2. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене

человека. М.: Просвещение, 1978

3. Иванов В. Т., Шамин А. Н. путь к синтезу белка. Л.: Химия, 1982.

4. Несмеянов А. Н.,Беликов В. М. Пища будущего. М.: Просвещение,

1973.

5. Похлебкин В. В. Все о пряностях. М.: Пищевая промышленность,

1975.

6. Сотник В. Ф. Кладовая здоровья. М.: Лесная промышленность, 1985.

7. Строев Е. А. Биологическая химия. М.: Высшая школа,1986.

8. Филиппович Ю. Б. и др. Практикум по общей биохимии. М.:

Просвещение, 1975.

9. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986.

10. Дружинина А. Здоровое питание. М.: АСТ Пресс книга, 2004.

11. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика:

Справ. Издание. М.: Высшая школа, 1991.

12. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Домашняя химия. Химия в

быту и на каждый день. М.: РЭТ, 2001.

13. Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПин

2.3.2.1293 03 «Гигиенические требования по применению пищевых

добавок».


Литература для учащихся

1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных

учреждений. 5 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002

2. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене

человека. М.: Просвещение, 1978.

3. Конарёв Б. Н. Любознательным о химии. Органическая химия. М.:

Пищевая промышленность,1982.

4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. / Глав. Ред. Володин В. А.

М.: Аванта+, 2000.

5. Колтун М. Мир химии. М.: Детская литература, 1988.

6. Больш ая школьная энциклопедия. 6 11 кл. М.: ОЛМА ПРЕСС,

2000.

7. Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПин

2.3.2.1293 03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок».




Распределение часов по разделам программы

(34 часа в год, 1 час в неделю)

8 класс

Раздел

Всего часов

Теорети-

ческих


Практи-

ческих


Лабора-

торных

1.

Безопасность вовремя работы в кабинете химии. Химические вещества на кухне.

7

4

3

-

2.

Вода.

Основные показатели качества питьевой воды.

5

4

1

-

3.

Химические элементы и вещества в организме человека.

5

2

3

-

4.

Пищеварительный тракт глазами химика.

3

2

-

1

5.

Химический аспект

рационального питания.

7

5

1

1

6.

Пищевые добавки:

необходимость или

излишество.

7

4

1

2


Итого:

34

21

9

4























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8-А

Раздел

Количество часов

Содержание учебного материала

(Тема)

1.

Безопасность вовремя работы в кабинете химии. Химические вещества на кухне.

7

1) Изучение правил безопасности вовремя работы в кабинете химии.

2) Практическая работа №1

«Ознакомление с лабораторной посудой, реактивами. Техника выполнения основных химических операций».

3) Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.

4) Кухня в качестве научной лаборатории. Химические вещества на кухне.

5) Практическая работа № 2

«Изготовление индикаторов

растительного происхождения».

6) Профессии повара, химика технолога

и лаборанта. Хлеб да каша пища наша. Традиции народной кухни.

7) Практическая работа № 3

«Виды тепловой обработки продуктов».

2.

Вода.

Основные показатели качества питьевой воды.

5

1) Главное вещество Земли. Классификация воды.

2) Основные виды загрязнения воды.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) веществ в воде.

3) Практическая работа № 4

«Определение органолептических

показателей качества воды».

4) Методы очищения воды и

самоочищение.

5) Что может натворить жесткая вода?

Можно ли готовить в жесткой воде?

3.

Химические элементы и вещества в организме человека.

5

1) Человек есть то, что он ест. Белки

основа жизни. Продукты чемпионы

по содержанию белков.

2) Углеводы и жиры как поставщики

энергии и не только.

3) Практическая работа № 5 «Определение обеспеченности

организма человека витаминами и

минеральными веществами».

4) Практическая работа № 6

«Определение зависимости вкуса

картофельного пюре от способа его

приготовления».

5) Практическая работа № 7

«Сколько нужно есть, чтобы успешно «грызть гранит науки»?» ( Определение

суточного рациона питания по энергетической ценности пищевых

продуктов).

4.

Пищеварительный тракт глазами химика.

3

1) Организм человека как уникальный

«химический комбинат». Где начинается пищеварение?

2) Желудок как химический реактор

Химия тонкого и толстого кишечника.

3) Лабораторная работа № 1

«Действие ферментов слюнных желез

на крахмал».

5.

Химический аспект рационального питания.

7

1) Здоровы ли модные диеты? Ужасна

смерть от голода, но нелепа смерть от сытости.

2) В поисках идеального сверхвкуса.

Молекулярная кухня.

3) Пища, приготовленная природой.

Молоко идеальный продукт.

4) Лабораторная работа № 2

«Определение качества молока». «Определение в продуктах витаминов

(А, С, Д)».

5) Совместимость продуктов. Не

запивайте мясо молоком.

6) Растительная пища в качестве

лекарств. Лекарство должно быть

пищей, а пища лекарством.

7) Практическая работа № 8

«Приготовление овощей с учетом

максимального сохранения в них

витаминов».

6.

Пищевые добавки: необходимость или излишество.

7

1) БАДы с чем их едят? Консерванты,

антиоксиданты и антибиотики,

генномодифицированные продукты:

за и против.

2) Вкусно да! Полезно нет! О вредных продуктах замолвите слово.

3) Лабораторная работа №3

«Опыты с Кока Колой».

4) С солями по жизни. Мифы и факты о

поваренной соли.

5) Лабораторная работа № 4

«Опыты с солью на кухне».

6) Чай, кофе, энергетик? Пить или не

пить.

7) Практическая работа № 9

«Исследование продуктов питания на

содержание пищевых добавок».



Итого:

34