МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 13 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей Протокол от «30» августа 2021 г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________ Н. В. Петрова «____» __________ 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _______ Н. И. Горбачева «____» _________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
«ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА ПИЩИ»
в 8 классе
на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
Маркелова Наталья
Александровна
Донецк
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативный курс «Химическая азбука пищи» предлагается для
изучения с учащимися 8 классов. Программа рассчитана на один год
обучения (34 часа, 1 час в неделю).
Химия является важной частью естествознания. Повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. В повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, при приготовлении пищи, при использовании бытовой химии: умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и т. д. Сейчас для многих людей стал интересен
раздел трофологии, связанный с изучением физико - химических процессов, которые происходят при приготовлении пищи, так называемая молекулярная кухня. Знания о совместимости продуктов, правильная технологическая обработка продуктов, основанная на знании протекания химических процессов, улучшают усвояемость пищи и сохраняют в ней витамины. То есть, если правильно готовить продукты, то они будут вкуснее и полезнее для здоровья человека.
Практико - ориентированная направленность содержания факультативного курса обеспечивает интеграцию знаний в области анатомии и физиологии человека, химии, медицины, кулинарии, математики и позволяет применять их в познавательно практической деятельности учеников. В курс включено знакомство с профессиями повара, химика технолога и лаборанта, что позволяет осуществлять профориентационную работу по предметам.
Химический эксперимент курса должен сформировать и закрепить у учащихся практические навыки в проведении основных химических операций, приобщить их к самостоятельной химической работе. Кроме того, химический эксперимент может проводиться в домашних условиях и не требует специального оборудования.
Структура документа включает 3 раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план, программу.
Цель курса:
- познакомить учащихся с применением теоретических знаний на практике -непосредственно при приготовлении пищи, рассмотреть химизм процессов пищеварения, раскрыть химический аспект рационального питания.
Задачи курса:
- формирование и развитие у учащихся познавательного интереса к изучению химии, биологии и трудового обучения;
- расширение метапредметных знаний;
- овладение техникой проведения химического эксперимента, с соблюдением правил безопасной работы, как в кабинете химии, так и в повседневной жизни;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения, критической оценки информации о продуктах, используемых в пищу;
- привитие элементарных знаний и умений по экономному ведению домашнего хозяйства;
- осуществление профориентационной работы, теоретического и практического ознакомления учеников с достижениями современной пищевой промышленности, биотехнологии;
- развитие активность и умения самостоятельно добывать знания и
применять их на практике;
- развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы и умозаключения;
- приобретение навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Литература для учителя
1. Гудман М. Ф., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии.
М.:Мир, 1977.
2. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене
человека. М.: Просвещение, 1978
3. Иванов В. Т., Шамин А. Н. путь к синтезу белка. Л.: Химия, 1982.
4. Несмеянов А. Н.,Беликов В. М. Пища будущего. М.: Просвещение,
1973.
5. Похлебкин В. В. Все о пряностях. М.: Пищевая промышленность,
1975.
6. Сотник В. Ф. Кладовая здоровья. М.: Лесная промышленность, 1985.
7. Строев Е. А. Биологическая химия. М.: Высшая школа,1986.
8. Филиппович Ю. Б. и др. Практикум по общей биохимии. М.:
Просвещение, 1975.
9. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986.
10. Дружинина А. Здоровое питание. М.: АСТ Пресс книга, 2004.
11. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика:
Справ. Издание. М.: Высшая школа, 1991.
12. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Домашняя химия. Химия в
быту и на каждый день. М.: РЭТ, 2001.
13. Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПин
2.3.2.1293 03 «Гигиенические требования по применению пищевых
добавок».
Литература для учащихся
1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. 5 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002
2. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене
человека. М.: Просвещение, 1978.
3. Конарёв Б. Н. Любознательным о химии. Органическая химия. М.:
Пищевая промышленность,1982.
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. / Глав. Ред. Володин В. А.
М.: Аванта+, 2000.
5. Колтун М. Мир химии. М.: Детская литература, 1988.
6. Больш ая школьная энциклопедия. 6 11 кл. М.: ОЛМА ПРЕСС,
2000.
7. Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПин
2.3.2.1293 03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок».
Распределение часов по разделам программы
(34 часа в год, 1 час в неделю)
8 класс
№ | Раздел | Всего часов | Теорети- ческих | Практи- ческих | Лабора- торных |
1. | Безопасность вовремя работы в кабинете химии. Химические вещества на кухне. | 7 | 4 | 3 | - |
2. | Вода. Основные показатели качества питьевой воды. | 5 | 4 | 1 | - |
3. | Химические элементы и вещества в организме человека. | 5 | 2 | 3 | - |
4. | Пищеварительный тракт глазами химика. | 3 | 2 | - | 1 |
5. | Химический аспект рационального питания. | 7 | 5 | 1 | 1 |
6. | Пищевые добавки: необходимость или излишество. | 7 | 4 | 1 | 2 |
| Итого: | 34 | 21 | 9 | 4 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8-А
№ | Раздел | Количество часов | Содержание учебного материала (Тема) |
1. | Безопасность вовремя работы в кабинете химии. Химические вещества на кухне. | 7 | 1) Изучение правил безопасности вовремя работы в кабинете химии. 2) Практическая работа №1 «Ознакомление с лабораторной посудой, реактивами. Техника выполнения основных химических операций». 3) Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. 4) Кухня в качестве научной лаборатории. Химические вещества на кухне. 5) Практическая работа № 2 «Изготовление индикаторов растительного происхождения». 6) Профессии повара, химика технолога и лаборанта. Хлеб да каша пища наша. Традиции народной кухни. 7) Практическая работа № 3 «Виды тепловой обработки продуктов». |
2. | Вода. Основные показатели качества питьевой воды. | 5 | 1) Главное вещество Земли. Классификация воды. 2) Основные виды загрязнения воды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) веществ в воде. 3) Практическая работа № 4 «Определение органолептических показателей качества воды». 4) Методы очищения воды и самоочищение. 5) Что может натворить жесткая вода? Можно ли готовить в жесткой воде? |
3. | Химические элементы и вещества в организме человека. | 5 | 1) Человек есть то, что он ест. Белки основа жизни. Продукты чемпионы по содержанию белков. 2) Углеводы и жиры как поставщики энергии и не только. 3) Практическая работа № 5 «Определение обеспеченности организма человека витаминами и минеральными веществами». 4) Практическая работа № 6 «Определение зависимости вкуса картофельного пюре от способа его приготовления». 5) Практическая работа № 7 «Сколько нужно есть, чтобы успешно «грызть гранит науки»?» ( Определение суточного рациона питания по энергетической ценности пищевых продуктов). |
4. | Пищеварительный тракт глазами химика. | 3 | 1) Организм человека как уникальный «химический комбинат». Где начинается пищеварение? 2) Желудок как химический реактор Химия тонкого и толстого кишечника. 3) Лабораторная работа № 1 «Действие ферментов слюнных желез на крахмал». |
5. | Химический аспект рационального питания. | 7 | 1) Здоровы ли модные диеты? Ужасна смерть от голода, но нелепа смерть от сытости. 2) В поисках идеального сверхвкуса. Молекулярная кухня. 3) Пища, приготовленная природой. Молоко идеальный продукт. 4) Лабораторная работа № 2 «Определение качества молока». «Определение в продуктах витаминов (А, С, Д)». 5) Совместимость продуктов. Не запивайте мясо молоком. 6) Растительная пища в качестве лекарств. Лекарство должно быть пищей, а пища лекарством. 7) Практическая работа № 8 «Приготовление овощей с учетом максимального сохранения в них витаминов». |
6. | Пищевые добавки: необходимость или излишество. | 7 | 1) БАДы с чем их едят? Консерванты, антиоксиданты и антибиотики, генномодифицированные продукты: за и против. 2) Вкусно да! Полезно нет! О вредных продуктах замолвите слово. 3) Лабораторная работа №3 «Опыты с Кока Колой». 4) С солями по жизни. Мифы и факты о поваренной соли. 5) Лабораторная работа № 4 «Опыты с солью на кухне». 6) Чай, кофе, энергетик? Пить или не пить. 7) Практическая работа № 9 «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок». |
| Итого: | 34 | |