Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению руководитель МО начальных классов Чеботарёва С.В. Протокол №1от 30.08.13 г. | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета Протокол № 1от 31.08.13г. | Утверждена: Директор МБОУ Первомайской СОШ Кладиева Г.В. Приказ № 98от 31.08.13г. |
| | |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
по математике
для 2 класса
«Учимся решать задачи»
учителя начальных классов
Чеботарёвой Светланы Викторовны
2013-2014учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа факультатива рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 25минут.
Цель: развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах, в группах
творческие работы
экскурсия
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА
№ п/п | Темы занятий | дата |
1 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? | 4.09 |
2 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. | 11.09 |
3 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | 18.09 |
4 | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. | 25.09 |
5 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | 2.10 |
6 | Решение задач из стенгазеты № 1. | 9.10 |
7 | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. | 16.10 |
8 | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. | 23.10 |
9 | Архимед. Упражнения, игры, задачи. | 30.10 |
10 | Умножение. Упражнения, игры, задачи. | 13.11 |
11 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | 20.11 |
12 | Деление. Упражнения, игры, задачи. | 27.11 |
13 | Делится или не делится. | 4.12 |
14 | Решение задач из стенгазеты № 2. | 11.12 |
15 | Новогодние забавы. | 18.12 |
16 | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. | 25.12 |
17 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | 15.01 |
18 | Игра «Веришь или нет». | 22.01 |
19 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | 29.01 |
20 | Экскурсия в компьютерный класс. | 5.02 |
21 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | 12.02 |
22 | Математические фокусы. | 19.02 |
23 | Конкурс знатоков. | 26.02 |
24 | Открытие нуля. Загадки-смекалки. | 5.03 |
25 | Решение задач из стенгазеты № 3. | 12.03 |
26 | Денежные знаки. Загадки-смекалки. | 19.03 |
27 | Решение задач повышенной трудности. | 2.04 |
28 | Игра «Цифры в буквах». | 9.04 |
29 | КВМ «Царица наук». | 16.04 |
30 | Задачи с многовариантными решениями. | 23.04 |
31 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 30.04 |
32 | Игра «Поле чудес». | 7.05 |
33 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. | 14.05 |
34 | Интеллектуальный марафон. | 21.05 |