Пояснительная записка
Нормативно-правовая база рабочей программы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ»;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089;
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Учебный план МБОУ Краснинской СШ на 2015-2016 учебный год;
Годовой календарный учебный график на 2015-2016 учебный год;
Методические письма о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету);
Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь для 8 класса. – Эксмо, 2010.
Рабочая программа факультатива разработана на основе Авторской программы по русскому языку и М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2010)
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика факультативного курса
Факультатив «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение» предназначен для обучающихся восьмых классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи.
Современные темпы развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.
Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации: часть 1 экзаменационной работы состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту; часть 3 представляет собой написание небольшого по объему сочинения-рассуждения.
Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности этих умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования – как в области русского языка, так и в других областях. Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.
Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 – 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 – 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности.
Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.
Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.
Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.
Цель курса – развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.
Задачи курса:
1) закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
2) научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
2) научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
4) развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;
6) углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;
7) воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
8) развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
9) отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;
Место факультативного курса в учебном плане
Факультативный курс для обучающихся 8 класса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение» входит в образовательную область «Филология» и является компонентом образовательного учреждения. Программа рассчитана на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.
Содержание программы факультативного курса
Курс состоит из 4 разделов. Программа факультативного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки обучающихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.
1 раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).
2 раздел. Способы сокращения текста (обучающиеся учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).
3 раздел. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).
4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)
К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения обучающихся.
Используются следующие виды деятельности:
•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),
•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),
•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).
Курс создает условия для развития общих учебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности обучающихся:
контрольное списывание;
сжатие исходного текста;
редактирование текста;
составление текста по образцу;
составление обрамлений к рассказу;
восстановление частей текста;
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
анализ текста художественного и публицистического стилей;
конспектирование;
работа с научной и публицистической литературой;
составление схем, таблиц алгоритмов.
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны
знать\понимать:
признаки и строение текста;
информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
способы сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
строение такого типа речи как рассуждение;
культуру доказательного аргументированного рассуждения;
как аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
навыки самопроверки и самооценки;
уметь:
выполнять информационную обработку текста;
выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;
отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;
правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);
строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)
Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ОГЭ.
Ожидаемые результаты.
• успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;
• повышение уровня коммуникативной компетенции восьмиклассников и девятиклассников;
• осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.
Учебно-тематический план
№ п\п | Содержание | Количество часов | Практические работы |
1 | Текстоведение. Понятие о тексте. Признаки текста | 2 | |
2 | Микротема. Микротекст. Абзац. | 2 | |
3 | Виды и средства связи предложений в тексте. | 2 | |
4 | Способы сокращения текста | 9 | |
5 | Особенности сочинения-рассуждения | 13 | |
6 | Редактирование | 6 | |
7 | Итого | 34 | |
Календарно-тематическое поурочное планирование
№ занятия | Название раздела. Тема занятия | Виды учебной деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
Текстоведение (2 ч.) |
1-2 | Понятие о тексте. Признаки текста | Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение | Подготовить развёрнутый ответ на вопрос устно и письменно | | |
Микротема (2 ч.) |
3-4 | Микротема. Микротекст. Абзац | Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам | Комплексный анализ текстов 1-2 | | |
Виды и средства связи предложений в тексте (2 ч.) |
5-6 | Виды и средства связи предложений в тексте | Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинение – миниатюра | Сочинение-миниатюра | | |
Способы сокращения текста (9 ч.) |
7 | Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение | Беседа, анализ примеров. Конспектирование | План-конспект, тексты 3-4 | | |
8-11 | Применение способов сжатия | Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения). | Работа с текстом 5-6 | | |
12-15 | Работа над изложением | Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение. | Работа с текстами 7-8 | | |
Особенности сочинения-рассуждения (13 ч.) |
16 | Композиция рассуждения | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос | Составление рассуждения по тексту 9 | | |
17-18 | Аргументы | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос | Составление рассуждения по тексту 10-11 | | |
19-20 | Способы введения примеров-аргументов | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос | Составление рассуждения по тексту 12-13 | | |
21-22 | Роль знаков препинания на письме. | Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ | Комплексный анализ текстов 14-15 | | |
23-28 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | Работа над сочинением. Сочинение-рассуждение | Комплексный анализ текстов 16-22 | | |
Редактирование (6 ч.). |
29-30 | Типы речевых и грамматических ошибок | Анализ текстов, редактирование, исправление ошибок | Комплексный анализ текстов 23-24 | | |
31 | Способы устранения речевых и грамматических ошибок | Работа над ошибками | Комплексный анализ текстов 25-26 | | |
32-33 | Итоговая контрольная работа | Выполнение контрольной работы | | | |
34 | Анализ контрольной работы | Анализ работы | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для обучающихся:
Баранова М.М. Полный справочник для подготовки и ГИА. Русский язык. М, «Астрель», 2013.
Корчагина. Е.В. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011
Симакова Е.С. Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки и ГИА, М. «Астрель»,2011
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь для 8 класса. М. «Эксмо», 2013
Для учителя:
Павлова Т.И. Практика формирования лингвистических знаний в 8 классах. Сочинение – рассуждение. Ростов-на Дону «Легион», 2012
Корчагина Е.В. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011
Ресурсы Интернет:
Образовательные ресурсы интернета - русский язык. ГИА - демоверсии и электронные версии пособий по подготовке к экзаменам
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. - подготовка к ГИА - теория, методика и интерактивные задания.
По уши в ГИА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - блог Крюковой Марины Анатольевны, великолепный исчерпывающий материал для подготовки к ГИА
Сайт учителя русского языка и литературы Перовой Инессы Петровны. Материалы по подготовке к ГИА, в том числе шаблоны сочинения и изложения.
Электронные тесты для подготовки к ГИА.
17