СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 8 класса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультатива по подготовке к ОГЭ в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по русскому языку для 8 класса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение"»



Пояснительная записка


Нормативно-правовая база рабочей программы


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ»;

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089;

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  4. Учебный план МБОУ Краснинской СШ на 2015-2016 учебный год;

  5. Годовой календарный учебный график на 2015-2016 учебный год;

  6. Методические письма о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

  7. Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету);

  8. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь для 8 класса. – Эксмо, 2010.



Рабочая программа факультатива разработана на основе Авторской программы по русскому языку и М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2010)

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Общая характеристика факультативного курса

Факультатив «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение» предназначен для обучающихся восьмых классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи.

Современные темпы развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.

Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации: часть 1 экзаменационной работы состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту; часть 3 представляет собой написание небольшого по объему сочинения-рассуждения.

Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности этих умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования – как в области русского языка, так и в других областях. Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.

Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 – 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 – 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности.

Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.

Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.

Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.

Цель курса – развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.

Задачи курса:

1) закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;

2) научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;

2) научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);

4) развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;

6) углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;

7) воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;

8) развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;

9) отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;




Место факультативного курса в учебном плане


Факультативный курс для обучающихся 8 класса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: текстоведение» входит в образовательную область «Филология» и является компонентом образовательного учреждения. Программа рассчитана на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.


Содержание программы факультативного курса

Курс состоит из 4 разделов. Программа факультативного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки обучающихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.

1 раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).

2 раздел. Способы сокращения текста (обучающиеся учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).

3 раздел. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).

4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).

Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).

На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)

К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения обучающихся.

Используются следующие виды деятельности:

•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),

•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),

•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).

Курс создает условия для развития общих учебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).

Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.

Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

  • лекция;

  • беседа;

  • объяснение учителя;

  • исследование;

  • наблюдение;

  • сопоставление и анализ.

Виды деятельности обучающихся:

  • контрольное списывание;

  • сжатие исходного текста;

  • редактирование текста;

  • составление текста по образцу;

  • составление обрамлений к рассказу;

  • восстановление частей текста;

  • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

  • анализ текста художественного и публицистического стилей;

  • конспектирование;

  • работа с научной и публицистической литературой;

  • составление схем, таблиц алгоритмов.

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны

знать\понимать:

  • признаки и строение текста;

  • информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;

  • способы сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);

  • строение такого типа речи как рассуждение;

  • культуру доказательного аргументированного рассуждения;

  • как аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;

  • навыки самопроверки и самооценки;

уметь:

  • выполнять информационную обработку текста;

  • выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;

  • отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;

  • правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);

  • строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;

  • аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;

  • уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;

  • владеть навыками самопроверки и самоконтроля.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)

Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ОГЭ.

Ожидаемые результаты.

• успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;

• повышение уровня коммуникативной компетенции восьмиклассников и девятиклассников;

• осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.

Учебно-тематический план

№ п\п

Содержание

Количество часов

Практические работы

1

Текстоведение. Понятие о тексте. Признаки текста

2


2

Микротема. Микротекст. Абзац.

2


3

Виды и средства связи предложений в тексте.

2


4

Способы сокращения текста

9


5

Особенности сочинения-рассуждения

13


6

Редактирование

6


7

Итого

34








Календарно-тематическое поурочное планирование

№ занятия

Название раздела. Тема занятия

Виды учебной деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Текстоведение (2 ч.)

1-2

Понятие о тексте. Признаки текста

Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение


Подготовить развёрнутый ответ на вопрос устно и письменно



Микротема (2 ч.)

3-4

Микротема. Микротекст. Абзац

Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам


Комплексный анализ текстов 1-2



Виды и средства связи предложений в тексте (2 ч.)

5-6

Виды и средства связи предложений в тексте

Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинение – миниатюра


Сочинение-миниатюра



Способы сокращения текста (9 ч.)

7

Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение

Беседа, анализ примеров. Конспектирование


План-конспект, тексты 3-4



8-11

Применение способов сжатия

Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения).


Работа с текстом 5-6



12-15

Работа над изложением

Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение.


Работа с текстами 7-8



Особенности сочинения-рассуждения (13 ч.)

16

Композиция рассуждения

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос

Составление рассуждения по тексту 9



17-18

Аргументы

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос

Составление рассуждения по тексту 10-11



19-20

Способы введения примеров-аргументов

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос

Составление рассуждения по тексту 12-13



21-22

Роль знаков препинания на письме.

Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ


Комплексный анализ текстов 14-15



23-28

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Работа над сочинением. Сочинение-рассуждение


Комплексный анализ текстов 16-22



Редактирование (6 ч.).

29-30

Типы речевых и грамматических ошибок

Анализ текстов, редактирование, исправление ошибок

Комплексный анализ текстов 23-24



31

Способы устранения речевых и грамматических ошибок

Работа над ошибками

Комплексный анализ текстов 25-26



32-33

Итоговая контрольная работа

Выполнение контрольной работы




34

Анализ контрольной работы

Анализ работы








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для обучающихся:

  1. Баранова М.М. Полный справочник для подготовки и ГИА. Русский язык. М, «Астрель», 2013.

  2. Корчагина. Е.В. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011

  3. Симакова Е.С. Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки и ГИА, М. «Астрель»,2011

  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь для 8 класса. М. «Эксмо», 2013

Для учителя:

  1. Павлова Т.И. Практика формирования лингвистических знаний в 8 классах. Сочинение – рассуждение. Ростов-на Дону «Легион», 2012

  2. Корчагина Е.В. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011

Ресурсы Интернет:

Образовательные ресурсы интернета - русский язык. ГИА  - демоверсии и электронные версии пособий по подготовке к экзаменам

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. - подготовка к ГИА - теория, методика и интерактивные задания.

По уши в ГИА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - блог Крюковой Марины Анатольевны, великолепный исчерпывающий материал для подготовки к ГИА

Сайт учителя русского языка и литературы Перовой Инессы Петровны. Материалы по подготовке к ГИА, в том числе шаблоны сочинения и изложения.

Электронные тесты для подготовки к ГИА.  

17