Рабочая программа
факультатива по русскому языку
«Русский язык и культура речи»
для 9 класса
Рабочая программа факультатива «Русский язык и культура речи» для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов, определяющих содержание языкового образования в основной школе:
Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. - М.: Просвещение, 2010 г.),
Примерных основных образовательных программ.
Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования,
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования по факультативу по русскому языку«Русский язык и культура речи» (далее – Программы) являются:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- овладение культуре межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; развитие информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии.
Цели обусловливают следующие задачи:
- изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира, а также умение применять эти знания на практике;
- развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи.
Задачи, стоящие перед курсом факультатива в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.
Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год.
По учебному плану ГБОУ на этапе основного общего образования на предмет «Факультатив по русскому языку «Русский язык и культура речи» отводится 34 часа.
УМК, на основе которого разработана данная программа:
Учебно-методический комплекс:
1.Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. - М.: Просвещение, 2010 г).
2.Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.Русский язык. 9кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012г.-
II. Общая характеристика
Курс по предмету «Факультатив по русскому языку«Русский язык и культура речи»
направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала. В процессе обучения по учебному предмету «Индивидуальные занятия по коррекции нарушенных функций» по русскому языку необходимо использовать разные формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум. Разнообразить методы и приёмы обучения:
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, определение проблемы); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, сочинения- эссе и т.д);
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; письмо под диктовку;
- написание сочинений- рассуждений по образцу ГВЭ.
-оценивание устных и письменных высказываний текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
III Описание места учебного предмета.
Предмет «Факультатив по русскому языку«Русский язык и культура речи» по русскому языку для обучающихся 10 входит в образовательную область «Филология». В системе школьного образования предмет является не только объектом изучения, но и средством обучения. «Факультатив по русскому языку«Русский язык и культура речи» обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
IV Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Курс факультатива по русскому языку«Русский язык и культура речи»
направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
V Содержание учебного предмета
9 класс (34 часа)
Фонетика.
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Трудности фонетического анализа слов.
Орфоэпия.
Особенности словесного ударения в русском языке.Орфоэпические нормы русского языка.
Варианты произношения.
Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы.
Лексика.
Особенности лексического состава слов. Лексическое значение слова.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.
Словообразование
Морфемный анализ слов. Способы словообразования.Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Морфология
Система частей речи в русском языке. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Правильное употребление служебных частей речи.Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Орфография.
Орфография в системе лингвистики. Трудные случаи правописания приставок.
Правописание Ы/И после приставок на согласную.
Виды орфограмм в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных.
Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи.
Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих.
Правописание падежных и родовых окончаний.
Трудные случаи правописания окончаний.
Правописание падежных и родовых окончаний.
Правописание суффиксов –ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК- в словах различных частей речи.
Правописание суффиксов -К-/-СК-; -Н/-НН- в словах различных частей речи.
Правописание служебных частей речи (предлог, частица).
Правописание служебных частей речи (союз, союзные слова).
Трудные случаи правописания НЕ и НИ.
Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов.
Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании местоимений и наречий.
Трудности при слитном и раздельном написании правописание производных предлогов.
Синтаксис
.Правильное употребление словосочетаний.
Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Тире в простом предложении. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах различных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Использование сложносочинённых предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в художественном тексте. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. Использование сложных синтаксических конструкций в художественном тексте.