СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Русский язык и культура речи» для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультатива  по русскому языку "Русский язык и культура речи" для 9 класса составлена с учетом повторения пройденного материала за 5-9 класс.Целями реализации данной программы является изучение основ науки о языке, совершенствование речевых навыков обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по русскому языку «Русский язык и культура речи» для 9 класса»

Рабочая программа

факультатива по русскому языку

«Русский язык и культура речи»

для 9 класса

Рабочая программа факультатива «Русский язык и культура речи» для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов, определяющих содержание языкового образования в основной школе:

Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. - М.: Просвещение, 2010 г.),

Примерных основных образовательных программ.

Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования,

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования по факультативу по русскому языку«Русский язык и культура речи» (далее – Программы) являются:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

- овладение культуре межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; развитие информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии.

Цели обусловливают следующие задачи:

- изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира, а также умение применять эти знания на практике;

- развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи.

Задачи, стоящие перед курсом факультатива в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.

Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год.

По учебному плану ГБОУ на этапе основного общего образования на предмет «Факультатив по русскому языку «Русский язык и культура речи» отводится 34 часа.

УМК, на основе которого разработана данная программа:

Учебно-методический комплекс:

1.Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. - М.: Просвещение, 2010 г).

2.Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.Русский язык. 9кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012г.-

II. Общая характеристика

Курс по предмету «Факультатив по русскому языку«Русский язык и культура речи»

направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала. В процессе обучения по учебному предмету «Индивидуальные занятия по коррекции нарушенных функций» по русскому языку необходимо использовать разные формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум. Разнообразить методы и приёмы обучения:

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, определение проблемы); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, сочинения- эссе и т.д);

- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; письмо под диктовку;

- написание сочинений- рассуждений по образцу ГВЭ.

 -оценивание устных и письменных высказываний текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

III Описание места учебного предмета.

Предмет «Факультатив по русскому языку«Русский язык и культура речи» по русскому языку для обучающихся 10 входит в образовательную область «Филология». В системе школьного образования предмет является не только объектом изучения, но и средством обучения. «Факультатив по русскому языку«Русский язык и культура речи» обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

IV Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Курс факультатива по русскому языку«Русский язык и культура речи»

направлен на совершенствование речевой деятель­ности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, ре­чевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

V Содержание учебного предмета

9 класс (34 часа)

Фонетика.

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Трудности фонетического анализа слов.

Орфоэпия.

Особенности словесного ударения в русском языке.Орфоэпические нормы русского языка.

Варианты произношения.

Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы.

Лексика.

Особенности лексического состава слов. Лексическое значение слова.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.

Словообразование

Морфемный анализ слов. Способы словообразования.Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Морфология

Система частей речи в русском языке. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Правильное употребление служебных частей речи.Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Орфография.

Орфография в системе лингвистики. Трудные случаи правописания приставок.

Правописание Ы/И после приставок на согласную.

Виды орфограмм в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных.

Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи.

Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих.

Правописание падежных и родовых окончаний.

Трудные случаи правописания окончаний.

Правописание падежных и родовых окончаний.

Правописание суффиксов –ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК- в словах различных частей речи.

Правописание суффиксов -К-/-СК-; -Н/-НН- в словах различных частей речи.

Правописание служебных частей речи (предлог, частица).

Правописание служебных частей речи (союз, союзные слова).

Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов.

Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании местоимений и наречий.

Трудности при слитном и раздельном написании правописание производных предлогов.

Синтаксис

.Правильное употребление словосочетаний.

Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения.

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Тире в простом предложении. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах различных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Использование сложносочинённых предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в художественном тексте. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. Использование сложных синтаксических конструкций в художественном тексте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!