Рабочая программа по праву Приложение к ООП СОО | 2020-2021 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
ГОРОДА РЕУТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ «СОШ №10» Кондрашова О.С. Приказ № от « » августа 2209г. |
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО Гончарова Э.И. Протокол №1 « » августа 2020г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Захарова Е.В. « » августа 2020г. |
Рабочая программа факультатива по обществознанию
«Политико-правовые учения в России»
11 класс
Составлена на основе программы элективного курса для 10-11 кл. «История политико-правовых учений в России». МИОО, Августовский педсовет. О преподавании права.
Т.К.Кириллова. История политико-правовых учений». «Питер», 2016.
Шарапова Т.А. История политико-правовых учений». «Приор-издат», 2017.
Шилобод М.И. Политика и право. М., «Дрофа», 2019.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Политико-правовые учения в России» предназначен для 11 класса. Он является профильным и рассчитан на 34 часа. Планирование состоит из трех модулей. Его можно вести в течение учебного года, а также можно ограничиться проведением отдельно взятого блока.
Цель курса: познакомить школьников с рождением и развитием политико-правовых взглядов в России, дать представление о разнообразии идей и концепций о месте и о роли государства и права в различные эпохи и периоды русской истории.
Задачи данного курса:
Дать объяснение политико-правовых явлений, существовавших в России, выявить закономерности их появления и исчезновения;
Соотнести уровень развития правовой мысли, государственного строя и т.д. с уровнем общечеловеческих ценностей;
Показать, как теоретические представления о правовых явлениях преобразуются в реальные институты государства и права:
Закрепить навыки работы с источниками;
Проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа;
Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
Классифицировать исторические источники по типу информации.
Виды и типы занятий:
Лекции, семинары, практикумы, круглые столы, конференции.
Ожидаемые результаты:
Научить учащихся разбираться в сути происходящих изменений в обществе, в их целесообразности и закономерности.
Способствовать формированию определенной политической и правовой культуры у учащихся.
Составить портфолио учащегося, куда включить рефераты, эссе, сочинения, исследовательские проекты, презентации к уроку.
Формы контроля:
Тестовые задания, практические работы, эссе, анкетирование, ведение тетрадей, конспектов в них.
Система оценивания:
Рейтинговая система контроля в сочетании с портфолио.
Пояснение к планированию курса «ИППУ», состоящего из трех тематических модулей:
Первый модуль «Возникновение и развитие политико-правовых идей Древней Руси и России 9-17 веков» рассчитан на 10 часов.
На первом занятии раскрываются основные функции предмета, его отличия от других наук, учебных предметов. На последующих занятиях рассматривается зарождение, оформление и развитие политической мысли Древнерусского государства; формирование концепций с ярко выраженным православным характером, концепций, обосновывающих самодержавный характер власти, попытки доказать превосходство церкви над государством.
Во втором модуле «Политико-правовые доктрины в России 18-п.п.19 веков» рассматривается период, связанный с образованием абсолютистского государственного строя; оформлением нового типа отношений светской и духовной властей, с оформлением нового типа эпохи Просвещения, с активизацией процессов развития политических и правовых течений, в том числе, либеральных и революционно-социалистического движений.
Третий модуль «Политико-правовые идеи в России второй половины 19-начала 20 веков» рассматривает связи с процессами распространения в России социалистических и анархических идей, развития либерального движения, распространения идей социалистического позитивизма проникновением марксизма в рабочую среду.
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Первый модуль «Возникновение и развитие политико-правовых идей Древней Руси и России 9-17 веков | 10 |
2 | Второй модуль «Политико-правовые доктрины в России 18-п.п.19 веков» | 10 |
3 | Третий модуль «Политико-правовые идеи в России второй половины 19-начала 20 веков» | 12 |
4 | Итоговое повторение по курсу. | 2 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Политико-правовые учения как учебная дисциплина. | | |
2 | Политико-правовые концепция Иллариона. | | |
3 | Государственно-правовая концепция В. Мономаха. | | |
4 | Политико-правовые доктрина «нестяжателей». | | |
5 | Политико-правовые доктрина «стяжателей». | | |
6 | Учение Филофея о государстве и праве. | | |
7 | Воззрение на государство и право И.Пересветова. | | |
8 | Политико-правовые взгляды И.Тимофеева. | | |
9 | Учение о государстве и праве в произведениях Никона. | | |
10 | Идея Аввакума как реакция на церковные реформы. | | |
11 | Повторно-обобщающее занятие. | | |
12 | Характеристика политической ситуации в России 18 веке. | | |
13 | Произведения Прокоповича о государстве и его правовой основе | | |
14 | Идеология «просвещенного абсолютизма» Екатерины Второй, как правовая основа государства Российского. | | |
15 | Идеи дворянского конституциализма в работах Щербатова и Панина. | | |
16 | Идеальное государство в радикальных взглядах Радищева. | | |
17 | Политико-правовые взгляды М.М.Сперанского. | | |
18 | Политико-правовые концепции А.Муравьева и П. Пестеля.. | | |
19 | Политико-правовые взгляды Карамзина. | | |
20 | Политические идеи Чаадаева.. | | |
21 | Политико-правовые идеалы западников и славянофилов. | | |
22 | Политико-правовые идеи Герцена и Огарева. | | |
23 | Взгляды Чернышевского на проблемы государства и права. | | |
24 | Повторно-обобщающее занятие. | | |
25 | Государство и право в теории Соловьева. | | |
26 | Политико-правовая концепция Достоевского. | | |
27 | Взгляды на государство и право в работах Бакунина и Кропоткина. | | |
28 | Политико-правовые представления Победоносцева и Тихомирова. | | |
29 | Новые направления политико-правовой мысли в России 20 века. | | |
30 | Социалистический позитивизм Муромцева и Ковалевского | | |
31 | Проблемы государства и права в работах Плеханова и Ленина. | | |
32 | Повторно-обобщающее занятие по темам: «Политико-правовые идеи в России во второй половине 19-н. 20 вв.» | | |
33 | Круглый стол по теме: «Политико-правовые учения в России и их влияние на ее историческую судьбу». | | |
34 | Конференция по теме: «Политико-правовые учения в России и их влияние на ее историческую судьбу». | | |