СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Практикум по географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс поиогает овладевать практическими навыками и формировать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Практикум по географии"»

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»



Рекомендовано Согласовано Утверждено

Руководитель ШМО: Зам директора : Директор школы:

-------Н.Л. Колотина ----------------Н.А.Богатырева. ---------------Кухаренкова И.Н.

Протокол № 1 от 28 08. 2017 Приказ от 31.08.2017 № 64/1



Рабочая программа факультатива

«Практикум по географии»

для 6 класса, реализующего ФГОС ООО

на 2017-2018 учебный год

Учитель: Агафонова Светлана Федоровна





2017

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Практикум по географии» разработана в соответствии с:

1. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31.12. 2015 №1577);

2. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина».


Результаты изучения (курса) по программе

Личностные





  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Метапредметные







  • Наблюдение и описание явлений.

  • Выдвижение гипотез.

  • Отбор необходимых для проведения эксперимента приборов.

  • Представление результатов в виде графиков, таблиц, диаграмм.

  • Формулировка выводов.

  • Работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Предметные

Знать:

  • основные географические понятия и особенности природы своего края, пути сохранения и рационального использования окружающей среды

Уметь:

  • ориентироваться на местности, использовать карту, статистические материалы;

  • применять знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • адаптироваться к условиям проживания на определенной территории; самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Содержание программы


Раздел. Атмосфера 10 часов

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода, климат. Распределение тепла и влаги по поверхности Земли. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры.

Практические работы:

Наблюдение за погодой, обработка результатов.

Составление графика хода температуры и изменений атмосферного давления.

Построение розы ветров, диаграмм облачности осадков.

Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, относительной влажности.

Составление характеристики климата области.


Раздел. Биосфера 3 часа

Разнообразие растительного и животного мира. Взаимосвязь компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособление живых организмов к среде обитания.

Практические работы:

Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности.

Раздел. Земля – планета людей 2 часа

Положение географического объекта на карте, положения России и Смоленской области на материке.

Практические работы:

Нанесение на контурную карту границ России и области, пограничных стран и областей.

Обобщающее повторение 2 часа







Тематическое планирование

№ п\п

Тема, название практической работы

Элементы обязательного минимума образования

Требования к знаниям и умениям

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы курса



Атмосфера 10 ч

2

Атмосфера. Организация наблюдений за погодой: измерение элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, осадкомера)

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность ее влияние на погоду.

Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Прогнозы погоды.

Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа и господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности.

Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой.

Применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды

3

Обработка собранных материалов: построение графика годового хода температуры, высоты солнца и продолжительности дня

Представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости

4

Обработка собранных материалов: составление сравнительного графика хода температуры и изменений атмосферного давления

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: статистических, геоинформационных.

5

Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграмм среднемесячного количества осадков

6

Обработка данных и составление диаграммы облачности

7

Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения

8

Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения

Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки явлений и процессов, использовать наблюдения для определения комфортных и дискомфортных параметров погоды и климата своей области; находить и анализировать информацию, необходимую для изучения климата совей области.

9

Составление характеристики климата области

10

Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности


Уметь определять температуру, давление и влажность воздуха в зависимости от высоты местности.

11

Решение практических задач на высоту Солнца, продолжительность дня, угол падения солнечных лучей


Уметь определять угол падения солнечных лучей в зависимости от сезонов года, продолжительность дня.

Биосфера 2 ч

12

Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности (в разных природных комплексах: луг, лес, болото и т.д.)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Взаимосвязь компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания

Знать и понимать связь между географическим положением и природными условиями данного комплекса.

13

Описание по физической карте, карте природных зон России и своей области природной зоны, в которой мы живем

Широтная зональность и высотная поясность. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах

Использовать знания для наблюдения за явлениями в природе и их изменениями.

Выделять, описывать существенные признаки лесной зоны.

Приводить примеры использования и охраны биологических ресурсов

Земля – планета людей 2 ч

14

Определение положения России и совей области на материке. Нанесение на контурную карту границ России и области, пограничных стран и областей( с их столицами и областными центрами), наиболее крупные населенные пункты области

Положение географического объекта на карте

Знать и понимать специфику географического положения России и своей области

15

Определение положения Шумячского района на карте России и карте Смоленской области. Нанесение на контурную карту границ района, определение пограничных районов области и пограничное государство.

Положение географического объекта на карте

Знать и понимать специфику географического положения Шумячского района

16-17

2 ч Обобщение и повторение по курсу





УМК

Дронов В. П., Савельева Л. Е. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2013

Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2014

Интернет ресурсы



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!