Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Практикум по географии"»
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Рекомендовано Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО: Зам директора : Директор школы:
-------Н.Л. Колотина ----------------Н.А.Богатырева. ---------------Кухаренкова И.Н.
Протокол № 1 от 28 08. 2017 Приказ от 31.08.2017 № 64/1
Рабочая программа факультатива
«Практикум по географии»
для 6 класса, реализующего ФГОС ООО
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Агафонова Светлана Федоровна
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Практикум по географии» разработана в соответствии с:
1. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31.12. 2015 №1577);
2. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина».
Результаты изучения (курса) по программе
Личностные | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. |
Метапредметные | Наблюдение и описание явлений. Выдвижение гипотез. Отбор необходимых для проведения эксперимента приборов. Представление результатов в виде графиков, таблиц, диаграмм. Формулировка выводов. Работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. |
Предметные | Знать: основные географические понятия и особенности природы своего края, пути сохранения и рационального использования окружающей среды Уметь: ориентироваться на местности, использовать карту, статистические материалы; применять знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов; применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптироваться к условиям проживания на определенной территории; самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. |
Содержание программы
Раздел. Атмосфера 10 часов
Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода, климат. Распределение тепла и влаги по поверхности Земли. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры.
Практические работы:
Наблюдение за погодой, обработка результатов.
Составление графика хода температуры и изменений атмосферного давления.
Построение розы ветров, диаграмм облачности осадков.
Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, относительной влажности.
Составление характеристики климата области.
Раздел. Биосфера 3 часа
Разнообразие растительного и животного мира. Взаимосвязь компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособление живых организмов к среде обитания.
Практические работы:
Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности.
Раздел. Земля – планета людей 2 часа
Положение географического объекта на карте, положения России и Смоленской области на материке.
Практические работы:
Нанесение на контурную карту границ России и области, пограничных стран и областей.
Обобщающее повторение 2 часа
Тематическое планирование
№ п\п | Тема, название практической работы | Элементы обязательного минимума образования | Требования к знаниям и умениям |
1. | Вводное занятие. Знакомство с планом работы курса | | |
Атмосфера 10 ч |
2 | Атмосфера. Организация наблюдений за погодой: измерение элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, осадкомера) | Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа и господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой. Применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды |
3 | Обработка собранных материалов: построение графика годового хода температуры, высоты солнца и продолжительности дня | Представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости |
4 | Обработка собранных материалов: составление сравнительного графика хода температуры и изменений атмосферного давления | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: статистических, геоинформационных. |
5 | Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграмм среднемесячного количества осадков |
6 | Обработка данных и составление диаграммы облачности |
7 | Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения |
8 | Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения | Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки явлений и процессов, использовать наблюдения для определения комфортных и дискомфортных параметров погоды и климата своей области; находить и анализировать информацию, необходимую для изучения климата совей области. |
9 | Составление характеристики климата области |
10 | Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности | | Уметь определять температуру, давление и влажность воздуха в зависимости от высоты местности. |
11 | Решение практических задач на высоту Солнца, продолжительность дня, угол падения солнечных лучей | | Уметь определять угол падения солнечных лучей в зависимости от сезонов года, продолжительность дня. |
Биосфера 2 ч |
12 | Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности (в разных природных комплексах: луг, лес, болото и т.д.) | Разнообразие растительного и животного мира Земли. Взаимосвязь компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания | Знать и понимать связь между географическим положением и природными условиями данного комплекса. |
13 | Описание по физической карте, карте природных зон России и своей области природной зоны, в которой мы живем | Широтная зональность и высотная поясность. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах | Использовать знания для наблюдения за явлениями в природе и их изменениями. Выделять, описывать существенные признаки лесной зоны. Приводить примеры использования и охраны биологических ресурсов |
Земля – планета людей 2 ч |
14 | Определение положения России и совей области на материке. Нанесение на контурную карту границ России и области, пограничных стран и областей( с их столицами и областными центрами), наиболее крупные населенные пункты области | Положение географического объекта на карте | Знать и понимать специфику географического положения России и своей области |
15 | Определение положения Шумячского района на карте России и карте Смоленской области. Нанесение на контурную карту границ района, определение пограничных районов области и пограничное государство. | Положение географического объекта на карте | Знать и понимать специфику географического положения Шумячского района |
16-17 | 2 ч Обобщение и повторение по курсу | | |
УМК
Дронов В. П., Савельева Л. Е. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2013
Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2014
Интернет ресурсы