Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Абсолютная грамотность»»
Рабочая программа факультативного курса
«Абсолютная грамотность»
основного общего образования
срок реализации программы: 1 год
| Составитель: Перепелова Е.С., учитель русского языка и литературы |
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Абсолютная грамотность» составлена
в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.) (в действующей редакции)
с учетом:
- программы «Русский язык» для 5-9 класса М.М. Разумовской, В.И. Капиноса, С.И. Львовой, Г.А. Богдановой, В.В.Львова, Москва «Дрофа», 2009 год.
- на основе учебного пособия «ОГЭ Русский язык С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва 2017-2018г».
Цель занятий:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание учебного материала
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Морфемика (состав слова) и словообразование. Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Орфоэпия. Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Морфология. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Однородные члены предложения. Обращения. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Правописание: орфография и пунктуация. Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, диалоге.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Всего часов | Из них практическая часть |
1 | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | 1 | 1 |
2 | Орфограммы в корнях | 2 | 1 |
3 | Правописание приставок | 1 | 1 |
4 | Орфограммы в суффиксах | 0,5 | 2,5 |
5 | Орфограммы в окончаниях | 2 | 1 |
6 | Правописание сложных слов | 2 | 1 |
7 | Правописание предлогов | 1 | 1 |
8 | Правописание союзов | 1 | 1 |
9 | Правописание частиц | 1 | 1 |
10 | Правописание числительных | 1 | 1 |
11 | Принципы и правила переносов | 1 | 1 |
12 | Итоговая работа | 1 | 1 |
| Всего | 17 | 15,5 |
Календарно-тематическое планирование
Класс – 9
Всего часов- 17 ч
№ п/п | Название тем курса | Сроки | Количество часов всего |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | | 1 |
2. | Орфограммы в корнях | | 2 |
| Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные | | |
| Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне | | |
3. | Правописание приставок | | 1 |
| Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения | | |
4 | Орфограммы в суффиксах | | 3 |
| О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск | | |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) | | |
| Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий | | |
5 | Орфограммы в окончаниях | | 2 |
| О, Ё после шипящих в окончаниях слов | | |
| Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов | | |
6 | Правописание сложных слов | | 2 |
| Соединительная гласная в сложных словах | | |
| Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных | | |
7 | Правописание предлогов | | 1 |
| Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов | | |
8 | Правописание союзов | | 1 |
| Слитное и раздельное написание союзов | | |
9 | Правописание частиц | | 1 |
| Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи | | |
10 | Правописание числительных | | 1 |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных | | |
11 | Принципы и правила переносов | | 1 |
12 | Итоговая работа (Тест) | | 1 |