РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
по информатике
"Мир мультимедиа технологий"
Составитель: Бареева
Румия Вахитовна, учитель
математики и информатики,
высшая квалификационная
категория
Пояснительная записка
Введение
В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.
Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой деятельности, наглядного представления информации для окружающих.
Школьный предмет информатика дает необходимое, но недостаточное для детей среднего возраста количества знаний по наглядному представлению информации в компьютерном варианте. В то же время процесс составления ярких презентаций, слайд фильмов процесс творческий и интересный именно для учащихся среднего возраста 11 -14 лет. Составление самопрезентации способствует самоанализу собственной деятельности, стремление обогатить большим количеством информации свою презентацию, что имеет большое воспитательное значение. Знакомство с презентациями ровесников способствует расширению кругозора детей, их представление о возможностях досуговой деятельности.
Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так, согласно Г. Кирмайеру, при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно-образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.
Предмет информатика в школе изучается учащимися с 8 по 11 класс. (в 10 и 11 классах с информационно технологической направленностью информатика изучается на профильном уровне), но количество часов для качественного приобретения навыков составления презентаций, слайд фильмов, Web-сайтов и для реализации метода проектов мало. В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного кружка отражает потребности учащихся и школы.
Настоящая программа рассчитана на углубленное обучение учащихся 8 класса по теме «Мир мультимедиа технологий», при этом она включает в себя элементы общей информатики и связи с другими предметами курса среднего образования.
Место предмета в учебном плане.
Факультативный курс «Мир мультимедиа технологий» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Целью программы является формирование у обучающихся целостного представления о глобальном информационном пространстве и принципах получения информации, а также создание собственных информационных ресурсов на основе изученных приложений пакета MS Office.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации различного типа, а частности мультимедиа технологий;
показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов Интернет;
использовать информационные ресурсы для создания персональных проектов;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Обучающиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы, цифровой фотоаппарат.
Для изучения курса предусмотрено использование мультимедийных технологий, таких как презентации в Power Point, создание фильмов средствами Movie Maker, Adobe Photoshop, работа с интерактивным приложением доски Smart Board в среде Notebook.
По окончании обучения по данной образовательной программе, обучающиеся должны уметь создавать презентации, фильмы, слайд-шоу, работать с графическими объектами, проводить различные манипуляции с ними.
Контроль знаний и умений обучающихся проверяется по разработанным ими индивидуальным проектам в конце каждого раздела.
Практические работы Компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном классе или дома.
На учебных и практических занятиях обращается внимание обучающихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Содержание программы.
Вводное занятие. -1 час
Инструктаж по технике безопасности
Создание презентаций – 7 часов.
Настройки окна Power Point. Элементы оформления текста. Фон и дизайн слайда. Создание графических объектов, группировка и разгруппировка графических объектов. Поворот и наклон объектов, их копирование. Настройка спецэффектов, анимации. Создание гиперссылок.
3. Использование программы Movie Maker для создания фильмов - 8 часов.
Обзор программных средств для создания проекта фильма. Поиск, подготовка и обработка материала для создания фильма. Вставка текста, титров, звукового сопровождения. Импортирование изображений, звука и музыки. Использование раскадровки. Добавление названий, эффектов и переходов. Монтаж фильма.
4. Знакомство с интерфейсом программы CorelDraw (8 часов).
Изучая редактор CorelDraw обучающиеся должны
знать:
состав, особенности, использование программы CorelDraw;
инструменты программы CorelDraw;
графические примитивы;
типы объектов;
способы окрашивания объектов;
средства повышенной точности;
приемы работы с текстом;
приемы работы с растровыми изображениями;
спецэффекты.
5. Использование программы Adobe Photoshop (11 часов)
Основные знания и умения
Обучающиеся должны знать:
Основные правила и инструкции по технике безопасности при работе с ПК;
Набор необходимых инструментов для создания презентаций, фильма, публикаций;
Основные принципы использования информационных технологий;
Принципы работы с приложениями пакета MS Office;
Основные средства форматирования и редактирования;
Алгоритм построения и принципы структурирования индивидуального проекта;
Основные принципы дизайна;
Как добавлять изображение, музыку, видео в индивидуальные проекты.
Обучающиеся должны уметь:
Осуществлять поиск информации для индивидуального проекта (в Интернете, сканировать, фотографировать и т.д.). Уметь сохранить в необходимом формате;
Готовить текст и иллюстрационный материал для проекта;
Пользоваться средствами приложений для написания слайда/страницы: создавать слайд/страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться таблицами;
Использовать разметки, макеты, шаблоны для создания слайд/страницы;
Подготовить и продемонстрировать свой проект;
На практике применить созданный проект.
Средства обучения Технические средства обучения (минимальные)
Компьютерный класс с аппаратными средствами для выхода в Интернет и мультимедиа,
OnLine выход в Интернет,
Интерактивная доска Smart Board,
Сканер,
Цифровой фотоаппарат,
Программное обеспечение:
Операционная система Windows ХР;
Интернет-браузеры MS Internet Explorer, Opera, Mozilla;
Пакет для создания презентаций (MS Power Point);
Программа для создания фильмов (MS Movie Maker);
Программа для создания интерактивных слайдов (Notebook);
Программа для создания публикаций (MS Publisher);
Графический редактор Corel Draw .
Интернет – ресурсы:
http://corel.demiart.ru/- сайт более двухсот он- лайн уроков по «Corel Draw»;
http://fantas.ru/texter/on-page100s92o16.html -уроки по теме «Векторная графика»;
Учебно-тематический план
№ п.п. | Разделы и темы | Кол-во часов | |
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 ч. | |
| Создание презентаций. | 7 ч. | |
| Настройки окна Power Point. | 1 | |
| Форматирование текста. Дизайн. | 1 | |
| Графические объекты. Группировка, копирование. | 1 | |
| Настройка анимации. | 1 | |
| Гиперссылки. Спецэффекты. | 1 | |
| Компьютерный практикум (подготовка материала). | 1 | |
| Создание собственной презентации. | 1 | |
| Использование программы Movie Maker для создания фильмов. | 8 ч. | |
| Обзор программных возможностей. | 1 | |
| Подготовка материала для создания фильма. | 1 | |
| Вставка титров. | 1 | |
| Вставка звуков. | 1 | |
| Настройка спецэффектов. | 1 | |
| Сохранение проекта и фильма. | 1 | |
| Компьютерный практикум (подготовка материала). | 1 | |
| Создание собственного фильма. | 1 | |
| Знакомство с интерфейсом программы CorelDraw. | 8 ч. | |
| Введение в компьютерную графику. | 1 | |
| Рисование линий и фигур | 1 | |
| Раскрашивание фигур. Изменение атрибутов заливки и контура. | 1 | |
| Трансформирование и упорядочивание объектов. Работа с кривыми. | 1 | |
| Ввод и форматирование текста. | 1 | |
| Декоративный текст и текстовые эффекты. | 1 | |
| Обмен данными. Загрузка и обработка иллюстраций. | 1 | |
| Специальные эффекты. | 1 | |
| Использование программы Adobe Photoshop. | 11 ч. | |
| Adobe Photoshop. Интерфейс программы. | 1 | |
| Палитры. Инструменты. Настройка параметров. | 1 | |
| Рисование в Adobe Photoshop. | 1 | |
| Работа со слоями. | 1 | |
| Работа с текстом. | 1 | |
| Использование фильтров. | 1 | |
| Ретушь изображений. | 1 | |
| Коррекция готовых изображений | 1 |
| Баннерная реклама. Создание баннеров | 1 | |
| Проектная работа. | 1 |
| Итого: | 34 часа | |
8