Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по математике; программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. 02.02.2011) «Об образовании»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2812-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный N 26755
Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г. №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Образовательной программы школы.
Общая характеристика учебного курса
Программа факультативного курса математики предусматривает продолжительность образовательного процесса 35 учебных недель в течение учебного года, 1 занятие в неделю.
Цель данного спецкурса: подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.
Задачи:
сформировать у учащихся умение определять вид задания, твёрдо знать алгоритм решения;
сформировать высокий уровень активности;
развить интерес к математике;
способствовать профориентации.
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 35 часов. Изучение методов решения типовых задач можно провести в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Курс состоит из пяти тем. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В конце изучения каждой темы отведено по 2 часа на прорешивание типовых заданий из ОГЭ и ЕГЭ.
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.
Место факультативного курса в Базисном учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа факультативного курса «Готовимся к ОГЭ» для 8 класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю (компонент образовательного учреждения), всего 35 часов.
После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:
уметь определять тип задания, знать алгоритм решения;
уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Формирование ключевых компетентностей:
готовность к самообразованию;
готовность к использованию информационных ресурсов;
готовность к социальному взаимодействию;
коммуникативная компетентность.
Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование, творческие работы.
Содержание тем факультативного курса математики
8 класса
Числа и вычисления (6 ч)
Рациональные числа, действительные числа, проценты, отношение и пропорциональность, степень с целым показателем, решение заданий из ГИА.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о рациональных и действительных числах, пропорциях и пропорциональных зависимостях (прямой и обратной), степени с целым показателем.
Выражения и их преобразование (5 ч)
Буквенные выражения, многочлены, алгебраические дроби; выражения, содержащие квадратные корни.
Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Уравнения и неравенства (7 ч)
Линейные уравнения; квадратные уравнения; рациональные уравнения; системы линейных, квадратных уравнений; линейные неравенства и их системы; решение задач с помощью уравнений и систем уравнений.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о линейных, рациональных, квадратных уравнениях, неравенствах и их системах.
Функции (4 ч)
Линейная функция; квадратичная функция; графики реальных зависимостей.
Основная цель - обобщить и систематизировать сведения о важнейших функциональных понятиях, графиках функций.
Задачи (5 ч)
Задачи на движение; задачи на совместную работу; текстовые задачи.
Основная цель - сформировать у учащихся умение определять вид задачи, твёрдо знать алгоритм решения.
Геометрия (8 ч)
Треугольник. Четырехугольники. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Векторы. Декартовы координаты на плоскости. Окружность.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о свойствах окружности, параллелограмма, соотношениях между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
УМК:
Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7 – 9 классы/Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014г.
Алгебра. Тематические тренировочные задания. 9 класс/ С.С. Минаева, Л.О. Рослова.-М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб.пособие для 11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991.
Факультативный курс по математике: учебное пособие для 7 – 9 классов/сост. И.Л.Никольская. – М.: Просвещение, 1991.
Алгебра и начала анализа 8-11 кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. –М.:Дрофа,2002.