СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный факультативный курс поможет обучающимся 11 класса подготовиться к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»»

02-24

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Широковская школа»

Симферопольского района Республики Крым

(МБОУ «Широковская школа»)

ул. Ленина, д.11, с. Широкое, Симферопольский район, РК, 297510

тел: 3(652) 324-840, e-mail: shirokoe11@mail.ru, ОКПО 00827136, ОГРН 1159102022749, ИНН 9109009625



 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

предметной области «Филология»

Протокол № от ______2021 г.

Руководитель МО

С.А.Ковалевская

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора поУВР

МБОУ «Широковская школа»

________ Л.Е.Горова


«___»__________ 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

И.о.директора

МБОУ «Широковская школа»

______ К.В.Шипко


«___»__________ 2021 г.











Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»



Класс: 11

Срок реализации программы: 2021/2022 учебный год

Количество часов по учебному плану: 34 ч/год, 1ч/неделю











Рабочую программу составила Прохасько Нателла Сергеевна учитель русского языка и литературы высшей категории













с. Широкое, 2021

Уровень обучения - среднее общее образование.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программой по учебному предмету «Русский язык» и ориентирована на работу по учебно-методическим пособиям:


  • А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10 класс. — М., 2008.

  • Б а х т и н М. М. Вопросы литературы и эстетики. —М., 1975.

  • Б о л о т о в а Н. С. Филологический анализ текста. —Томск, 2001.

  • В и н о г р а д о в В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.

  • Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Сборник задач и упражнений. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.

  • Долинина Т.А. Русский язык. Учимся аргументировать собственное мнение по проблеме. Учебник. - М.: «Русское слово», 2010.

  • Л о т м а н Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л.,1972.

  • Л ь в о в а С. И. Уроки словесности. 5—9 классы: Пособие для учителя. — М., 1996.

  • Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста. —М., 2003.

  • Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Согласно учебному плану МБОУ «Широковская школа» для реализации курса выделен 1 час в неделю (34 часа).

Уровень изучения курса – базовый.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться:



  • ориентироваться в понимании причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе самоанализу и самоконтролю результата, рефлексии соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;

  • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;

  • осознать свое место в мире;

  • оптимистически воспринимать мир.

Познавательные универсальные учебные действия


  • анализировать и обобщать на основе фактов;

  • устанавливать причины явления и их следствия;

  • представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • выполнять проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • узнать отличительные признаки основных языковых единиц, связанных с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

  • узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;

  • расширить, систематизировать исходные представления о языке.

Регулятивные универсальные учебные действия


  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные универсальные учебные действия


  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • взаимодействовать со сверстниками;

  • совершенствовать собственную речь.



Предметные результаты


Обучающиеся научатся:

Получат возможность научиться:

  • ориентироваться в орфографии и пунктуации,

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность,

  • ориентироваться в орфоэпических, лексических, грамматических нормах современного русского литературного языка;

  • определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами;

  • выбирать из исходного  текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

  • определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);

  • писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка;

  • интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • последовательно излагать собственные мысли;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ 5 ч.


Признаки текста: информативность, связность, смысловая целостность, завершённость, членимость, ситуативность. Особенности текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения. Цепная и параллельная связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи.

Работа с текстами: определение типов речи, нахождение средств связи предложений в тексте. Разработка алгоритма определения типов речи.

Тема и основная мысль текста. Темы широкие и узкие. Актуальность темы. Определение темы и основной мысли текста. Работа с текстами: определение темы и идеи текста.

Выразительные возможности русского языка. Роль выразительных средств для понимания авторского текста. Работа с текстами (анализ текстов): выявление выразительных средств, способствующих наиболее точной и образной передаче авторских мыслей и чувств.


ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ТЕКСТА 9 ч.


Сочинение как жанр творческой работы. Сочинения разных жанров. Особенности сочинений-рассуждений, основанных на доказательстве, объяснении, опровержении, размышлении. Сочинения-рассуждения сравнительного типа. Рассуждение на историко- или теоретико-литературные темы. Рассуждение на публицистическую тему.

Составление индивидуального плана действий (алгоритма) по созданию сочинения-рассуждения.

Итоговое сочинение: структура, регламент, подготовка. Как писать итоговое сочинение?

Тематические направления и аргументы.

Подходы к оцениванию сочинений: по количеству допущенных ошибок и критериальные. Критерии оценивания сочинений-рассуждений.

Знакомство со структурой развёрнутого сочинения-рассуждения. Составление плана сочинения на основе предложенных критериев.

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 9 ч.


Проблема текста. Способы выявления проблемы и ее формулировки. Типы проблем. Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких. Проблемы в художественных и публицистических текстах. Как сформулировать проблему. Типовые конструкции клише для формулировки проблемы. Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы

Комментарий – результат исследования. Способы комментирования текста. Комментарий текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте. Построение логической схемы по тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Комментируем проблему исходного текста. Введение цитат в текст сочинения. Связь между примерами.

Позиция автора и способы её выражения. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Художественно-изобразительные средства языка. Типичные ошибки в определении позиции автора текста.

Аргументация собственной позиции: согласие, несогласие с мнением автора. Структура аргументации. Способы введения аргументов. Работа с текстами: формулирование собственной позиции. Подбор аргументов. Отработка фрагмента сочинения. Обзор возможных проблем текста и аргументов к ним. Заполнение сводной таблицы. Формулирование собственной позиции и подбор аргументов.

Логическое завершение сочинения. Оформление заключительной части сочинения: вывод или обобщение, вопросно-ответная форма, риторический вопрос, риторическое восклицание, афоризм, цитата и пр. Отработка различных вариантов заключительной части сочинения.

Композиция сочинения и его речевое оформление. Основные средства связи между предложениями в тексте.

РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ. СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ЯЗЫКА 6 ч.

Требования к речевому оформление сочинения: смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Классификация логических ошибок.

Работа с текстом: выявление нарушений в абзацном членении текста, восстановление последовательности изложения; нахождение логических ошибок. Редактирование.

Требования к точности и выразительности речи. Бедность речи. Причины появления неточности в сочинении. Работа с текстом: сравнительный анализ текстов, оценивание текстов с точки зрения точности и выразительности речи.

Классификация грамматических ошибок. Предупреждение грамматических ошибок. Работа с текстом: выявление и устранение грамматических ошибок.

Соблюдение речевых норм. Классификация речевых ошибок. Работа с текстом: выявление и устранение речевых ошибок.

Основные признаки этических ошибок. Ошибки фактические и в фоновом материале. Работа с текстом: анализ тестов на выявление этических ошибок. Рассмотрение фактических ошибок и ошибок в фоновом материале.

ПРАКТИКУМ. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ 5 ч.

Художественный стиль речи. Творческая работа. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Написание сочинения по прочитанному тексту Рецензирование работ



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Название темы

Модуль рабочей программы воспитания МБОУ «Широковская школа»

«Школьный урок»

Количество часов

1

ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ


Международный день распространения

грамотности.

Международный день учителя


5

2

ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ТЕКСТА

Международный день жестовых языков

День словаря

9

3

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ


День Неизвестного Солдата

День добровольца (волонтера)

Всемирный день азбуки Брайля


9

4

РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ. СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ЯЗЫКА


День российской науки

День защитника Отечества

Международный женский день

6

5

ПРАКТИКУМ. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ


День местного самоуправления

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

5

Итого:


34





Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п.

Тема занятия

Дата

по

плану

Дата

по факту


ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ 5 ч.


1

Признаки текста: информативность, связность, смысловая целостность, завершённость, членимость, ситуативность. Особенности текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения

06.09


2

Цепная и параллельная связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Работа с текстами: определение типов речи, нахождение средств связи предложений в тексте. Разработка алгоритма определения типов речи

13.09


3

Тема и основная мысль текста. Темы широкие и узкие. Актуальность темы. Определение темы и основной мысли текста. Работа с текстами: определение темы и идеи текста

20.09


4

Выразительные возможности русского языка. Роль выразительных средств для понимания авторского текста

27.09


5

Работа с текстами (анализ текстов): выявление выразительных средств, способствующих наиболее точной и образной передаче авторских мыслей и чувств

04.10



ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ТЕКСТА 9 ч.


6

Сочинение как жанр творческой работы. Сочинения разных жанров. Особенности сочинений-рассуждений, основанных на доказательстве, объяснении, опровержении, размышлении

11.10


7

Сочинения-рассуждения сравнительного типа. Рассуждение на историко- или теоретико-литературные темы. Рассуждение на публицистическую тему

18.10


8

Составление индивидуального плана действий (алгоритма) по созданию сочинения-рассуждения

25.10


9

Итоговое сочинение: структура, регламент, подготовка. Как писать итоговое сочинение?

08.11


10

Тематические направления и аргументы

15.11


11

Аргументы из художественной литературы

22.11


12

Подходы к оцениванию сочинений: по количеству допущенных ошибок и критериальные. Критерии оценивания сочинений-рассуждений

29.11


13

Знакомство со структурой развёрнутого сочинения-рассуждения. Составление плана сочинения на основе предложенных критериев

06.12


14

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении

13.12



ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 9 ч.

15

Проблема текста. Способы выявления проблемы и ее формулировки

20.12


16

Комментарий – результат исследования. Способы комментирования текста

27.12


17

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Комментируем проблему исходного текста

30.12


18

Связь между примерами

10.01


19

Позиция автора и способы её выражения

17.01


20

Аргументация собственной позиции : согласие, несогласие с мнением автора. Структура аргументации. Способы введения аргументов

24.01


21

Логическое завершение сочинения

31.01


22

Композиция сочинения и его речевое оформление

07.02


23

Основные средства связи между предложениями в тексте

14.02



РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ. СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ЯЗЫКА 6 ч.

24

Требования к речевому оформление сочинения: смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Классификация логических ошибок

21.02


25

Работа с текстом: выявление нарушений в абзацном членении текста, восстановление последовательности изложения; нахождение логических ошибок. Редактирование

28.02


26

Требования к точности и выразительности речи

09.03


27

Классификация грамматических ошибок. Предупреждение грамматических ошибок

21.03


28

Соблюдение речевых норм. Классификация речевых ошибок

28.03


29

Основные признаки этических ошибок. Ошибки фактические и в фоновом материале

04.04


ПРАКТИКУМ. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ 5 ч.


30

Художественный стиль речи. Творческая работа. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

11.04


31

Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

18.04


32

Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

25.04


33

Написание сочинения по прочитанному тексту

16.05


34

Рецензирование работ

23.05


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!