02-24
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Широковская школа»
Симферопольского района Республики Крым
(МБОУ «Широковская школа»)
ул. Ленина, д.11, с. Широкое, Симферопольский район, РК, 297510
тел: 3(652) 324-840, e-mail: shirokoe11@mail.ru, ОКПО 00827136, ОГРН 1159102022749, ИНН 9109009625
РАССМОТРЕНО на заседании МО предметной области «Филология» Протокол № от ______2021 г. Руководитель МО С.А.Ковалевская | СОГЛАСОВАНО Зам.директора поУВР МБОУ «Широковская школа» ________ Л.Е.Горова «___»__________ 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО И.о.директора МБОУ «Широковская школа» ______ К.В.Шипко «___»__________ 2021 г. | | | | |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Класс: 11
Срок реализации программы: 2021/2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34 ч/год, 1ч/неделю
Рабочую программу составила Прохасько Нателла Сергеевна учитель русского языка и литературы высшей категории
с. Широкое, 2021
Уровень обучения - среднее общее образование.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программой по учебному предмету «Русский язык» и ориентирована на работу по учебно-методическим пособиям:
А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10 класс. — М., 2008.
Б а х т и н М. М. Вопросы литературы и эстетики. —М., 1975.
Б о л о т о в а Н. С. Филологический анализ текста. —Томск, 2001.
В и н о г р а д о в В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Сборник задач и упражнений. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.
Долинина Т.А. Русский язык. Учимся аргументировать собственное мнение по проблеме. Учебник. - М.: «Русское слово», 2010.
Л о т м а н Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л.,1972.
Л ь в о в а С. И. Уроки словесности. 5—9 классы: Пособие для учителя. — М., 1996.
Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста. —М., 2003.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Согласно учебному плану МБОУ «Широковская школа» для реализации курса выделен 1 час в неделю (34 часа).
Уровень изучения курса – базовый.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия | Обучающиеся научатся и получат возможность научиться: |
| ориентироваться в понимании причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе самоанализу и самоконтролю результата, рефлексии соответствия результатов требованиям конкретной задачи; оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; осознать свое место в мире; оптимистически воспринимать мир. |
Познавательные универсальные учебные действия | анализировать и обобщать на основе фактов; устанавливать причины явления и их следствия; представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; выполнять проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, связанных с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными; расширить, систематизировать исходные представления о языке. |
Регулятивные универсальные учебные действия | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; использовать речь для регуляции своего действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; взаимодействовать со сверстниками; совершенствовать собственную речь. |
Предметные результаты
Обучающиеся научатся: | Получат возможность научиться: |
ориентироваться в орфографии и пунктуации, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, ориентироваться в орфоэпических, лексических, грамматических нормах современного русского литературного языка; определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами; выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста; определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи); писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка; интерпретировать информацию прочитанного текста; последовательно излагать собственные мысли; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: | • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ 5 ч.
Признаки текста: информативность, связность, смысловая целостность, завершённость, членимость, ситуативность. Особенности текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения. Цепная и параллельная связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи.
Работа с текстами: определение типов речи, нахождение средств связи предложений в тексте. Разработка алгоритма определения типов речи.
Тема и основная мысль текста. Темы широкие и узкие. Актуальность темы. Определение темы и основной мысли текста. Работа с текстами: определение темы и идеи текста.
Выразительные возможности русского языка. Роль выразительных средств для понимания авторского текста. Работа с текстами (анализ текстов): выявление выразительных средств, способствующих наиболее точной и образной передаче авторских мыслей и чувств.
ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ТЕКСТА 9 ч.
Сочинение как жанр творческой работы. Сочинения разных жанров. Особенности сочинений-рассуждений, основанных на доказательстве, объяснении, опровержении, размышлении. Сочинения-рассуждения сравнительного типа. Рассуждение на историко- или теоретико-литературные темы. Рассуждение на публицистическую тему.
Составление индивидуального плана действий (алгоритма) по созданию сочинения-рассуждения.
Итоговое сочинение: структура, регламент, подготовка. Как писать итоговое сочинение?
Тематические направления и аргументы.
Подходы к оцениванию сочинений: по количеству допущенных ошибок и критериальные. Критерии оценивания сочинений-рассуждений.
Знакомство со структурой развёрнутого сочинения-рассуждения. Составление плана сочинения на основе предложенных критериев.
Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 9 ч.
Проблема текста. Способы выявления проблемы и ее формулировки. Типы проблем. Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких. Проблемы в художественных и публицистических текстах. Как сформулировать проблему. Типовые конструкции клише для формулировки проблемы. Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы
Комментарий – результат исследования. Способы комментирования текста. Комментарий текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте. Построение логической схемы по тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Комментируем проблему исходного текста. Введение цитат в текст сочинения. Связь между примерами.
Позиция автора и способы её выражения. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Художественно-изобразительные средства языка. Типичные ошибки в определении позиции автора текста.
Аргументация собственной позиции: согласие, несогласие с мнением автора. Структура аргументации. Способы введения аргументов. Работа с текстами: формулирование собственной позиции. Подбор аргументов. Отработка фрагмента сочинения. Обзор возможных проблем текста и аргументов к ним. Заполнение сводной таблицы. Формулирование собственной позиции и подбор аргументов.
Логическое завершение сочинения. Оформление заключительной части сочинения: вывод или обобщение, вопросно-ответная форма, риторический вопрос, риторическое восклицание, афоризм, цитата и пр. Отработка различных вариантов заключительной части сочинения.
Композиция сочинения и его речевое оформление. Основные средства связи между предложениями в тексте.
РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ. СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ЯЗЫКА 6 ч.
Требования к речевому оформление сочинения: смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Классификация логических ошибок.
Работа с текстом: выявление нарушений в абзацном членении текста, восстановление последовательности изложения; нахождение логических ошибок. Редактирование.
Требования к точности и выразительности речи. Бедность речи. Причины появления неточности в сочинении. Работа с текстом: сравнительный анализ текстов, оценивание текстов с точки зрения точности и выразительности речи.
Классификация грамматических ошибок. Предупреждение грамматических ошибок. Работа с текстом: выявление и устранение грамматических ошибок.
Соблюдение речевых норм. Классификация речевых ошибок. Работа с текстом: выявление и устранение речевых ошибок.
Основные признаки этических ошибок. Ошибки фактические и в фоновом материале. Работа с текстом: анализ тестов на выявление этических ошибок. Рассмотрение фактических ошибок и ошибок в фоновом материале.
ПРАКТИКУМ. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ 5 ч.
Художественный стиль речи. Творческая работа. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Написание сочинения по прочитанному тексту Рецензирование работ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Модуль рабочей программы воспитания МБОУ «Широковская школа» «Школьный урок» | Количество часов |
1 | ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ | Международный день распространения грамотности. Международный день учителя | 5 |
2 | ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ТЕКСТА | Международный день жестовых языков День словаря | 9 |
3 | ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ | День Неизвестного Солдата День добровольца (волонтера) Всемирный день азбуки Брайля | 9 |
4 | РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ. СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ЯЗЫКА | День российской науки День защитника Отечества Международный женский день | 6 |
5 | ПРАКТИКУМ. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ | День местного самоуправления День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов | 5 |
Итого: | | 34 |
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п. | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ 5 ч. |
1 | Признаки текста: информативность, связность, смысловая целостность, завершённость, членимость, ситуативность. Особенности текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения | 06.09 | |
2 | Цепная и параллельная связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Работа с текстами: определение типов речи, нахождение средств связи предложений в тексте. Разработка алгоритма определения типов речи | 13.09 | |
3 | Тема и основная мысль текста. Темы широкие и узкие. Актуальность темы. Определение темы и основной мысли текста. Работа с текстами: определение темы и идеи текста | 20.09 | |
4 | Выразительные возможности русского языка. Роль выразительных средств для понимания авторского текста | 27.09 | |
5 | Работа с текстами (анализ текстов): выявление выразительных средств, способствующих наиболее точной и образной передаче авторских мыслей и чувств | 04.10 | |
ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ТЕКСТА 9 ч. |
6 | Сочинение как жанр творческой работы. Сочинения разных жанров. Особенности сочинений-рассуждений, основанных на доказательстве, объяснении, опровержении, размышлении | 11.10 | |
7 | Сочинения-рассуждения сравнительного типа. Рассуждение на историко- или теоретико-литературные темы. Рассуждение на публицистическую тему | 18.10 | |
8 | Составление индивидуального плана действий (алгоритма) по созданию сочинения-рассуждения | 25.10 | |
9 | Итоговое сочинение: структура, регламент, подготовка. Как писать итоговое сочинение? | 08.11 | |
10 | Тематические направления и аргументы | 15.11 | |
11 | Аргументы из художественной литературы | 22.11 | |
12 | Подходы к оцениванию сочинений: по количеству допущенных ошибок и критериальные. Критерии оценивания сочинений-рассуждений | 29.11 | |
13 | Знакомство со структурой развёрнутого сочинения-рассуждения. Составление плана сочинения на основе предложенных критериев | 06.12 | |
14 | Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении | 13.12 | |
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 9 ч. |
15 | Проблема текста. Способы выявления проблемы и ее формулировки | 20.12 | |
16 | Комментарий – результат исследования. Способы комментирования текста | 27.12 | |
17 | Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Комментируем проблему исходного текста | 30.12 | |
18 | Связь между примерами | 10.01 | |
19 | Позиция автора и способы её выражения | 17.01 | |
20 | Аргументация собственной позиции : согласие, несогласие с мнением автора. Структура аргументации. Способы введения аргументов | 24.01 | |
21 | Логическое завершение сочинения | 31.01 | |
22 | Композиция сочинения и его речевое оформление | 07.02 | |
23 | Основные средства связи между предложениями в тексте | 14.02 | |
РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ. СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ЯЗЫКА 6 ч. |
24 | Требования к речевому оформление сочинения: смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Классификация логических ошибок | 21.02 | |
25 | Работа с текстом: выявление нарушений в абзацном членении текста, восстановление последовательности изложения; нахождение логических ошибок. Редактирование | 28.02 | |
26 | Требования к точности и выразительности речи | 09.03 | |
27 | Классификация грамматических ошибок. Предупреждение грамматических ошибок | 21.03 | |
28 | Соблюдение речевых норм. Классификация речевых ошибок | 28.03 | |
29 | Основные признаки этических ошибок. Ошибки фактические и в фоновом материале | 04.04 | |
ПРАКТИКУМ. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ 5 ч. |
30 | Художественный стиль речи. Творческая работа. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | 11.04 | |
31 | Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | 18.04 | |
32 | Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | 25.04 | |
33 | Написание сочинения по прочитанному тексту | 16.05 | |
34 | Рецензирование работ | 23.05 | |