Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса «Полезные навыки» составлена в соответствии с программой учебного курса «Полезные навыки», 5-8 класс (О.Л. Романова, Л.С.Колесова. М.: «ПОЛИМЕД», 2001 г. http://www. polimed .ru).
Курс предназначен для обучающихся 7 класса и рассчитан на 34 часа - 1 ч. в неделю.
Цель программы:
овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Задачи:
предоставление обучающимся объективной, соответствующей возрасту
информации о ПАВ, табаке и алкоголе;
способствование увеличению знаний обучающихся путем обсуждения
проблем, связанных с ПАВ, алкоголем и курением;
формирование навыков ответственного поведения в потенциально опасных
ситуациях;
формирование навыков эффективного общения, рационального принятия
решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
формирование личной ответственности учащегося за свои поступки и
здоровье.
«Полезные навыки» ‑ школьная профилактическая программа для предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков детьми и подростками. Программа «Полезные навыки» является важной частью учебно-воспитательного процесса в школе и направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению ПАВ.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т. е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медикосоциальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и т.д. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные навыки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Количество часов | Тема урока | Примечание |
1 | | 1 | Введение. Что такое ПАВ? | |
2-3 | | 2 | Наркотики и общество | |
4 | | 1 | Сопротивление давлению со стороны | |
5 | | 1 | Умение сказать: «Нет!» | |
6 | | 1 | Решение психологических тестов: «Табакокурение» | |
7 | | 1 | Решение психологических тестов: «Алкоголизм» | |
8 | | 1 | Практическое занятие «Вперед к здоровью» | |
9 | | 1 | Особенности подросткового периода | |
10 | | 1 | Формирование жизненных ценностей и приоритетов. Ответственность за свои решения | |
11-12 | | 2 | Основы самоконтроля за состоянием здоровья | |
13-14 | | 2 | Психоактивные вещества и здоровье | |
15 | | 1 | Кто и почему употребляет ПАВ? | |
16 | | 1 | Человек и наркотики: зачем и кому это нужно? | |
17 | | 1 | Наркотики и закон | |
18-19 | | 2 | Ингалянты | |
20 | | 1 | О вреде токсикомании | |
21-22 | | 2 | Разрушающее действие табака на здоровье подростка | |
23 | | 1 | Что такое «пассивное курение»? | |
24-25 | | 2 | Алкоголь и его вредное влияние | |
26-27 | | 2 | Юность без наркотиков и алкоголя | |
28 | | 1 | Урок-викторина «Против табака» | |
29 | | 1 | Психологическая игра «Давление, влияние, ситуация…» | |
30-31 | | 2 | Практическое занятие: «Здоровье- богатство на все времена. Мое здоровье» | |
32 | | | Психологическая игра: «Я принимаю решение» | |
33-34 | | 2 | Итоговое повторение | |
Планируемые результаты
В результате изучения программы курса обучающиеся должны:
Знать:
- правила безопасного поведения;
- влияние ПАВ на организм;
- связь между употреблением ПАВ и преступностью;
- положительные и отрицательные стороны собственного выбора;
- о факторах, влияющих на здоровье человека;
- о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ.
Уметь:
- анализировать социальные ситуации;
- ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих;
- тренировать навыки ответственного поведения;
- нести ответственность за принятое решение;
- понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
- отстаивать собственную точку зрения;
- оказывать сопротивление давлению сверстников;
- делать обоснованный выбор;
- находить в справочниках в различных источниках необходимую информацию о ПАВ (в том числе с использование информационных технологий).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ПАВ;
- соблюдения правил поведения в обществе;
- конструктивного решения проблем.
Список используемой литературы
Обучение жизненно важным навыкам./сост.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурхут С.М Под ред. Н.П. Майоровой. –
СПб.- 2002.
Формирование социально-ответственного поведения у детей и молодёжи. Профилактика девиантного и аддиктивного
поведения среди детей и молодёжи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно-методическое пособие / В.В. Зарецкий, А.Н. Булатников, М.Ю. Воронин, Л.В. Зарецкая, А.С. Калабалин, Н.К. Кирилина, О.А. Толкачёва, В.В. Морозов, О.Е. Батова-Пясецкая, Г.А. Потёмкин – М.: АПКиППРО, 2008.
А.Н.Маюров, Я.А.Маюров, «Уроки культуры здоровья, 7 -11 классы - М.:«Педагогическое общество России»,2006.
О.Л.Романова, Л.С. Колесова, рабочая тетрадь по полезным навыкам, 5-7 класс под ред. О.Л. Романовой, - М.: «ПОЛИМЕД», 2001.
А.Н.Маюров, Я.А.Маюров, «Уроки культуры здоровья: Алкоголь – шаг в пропасть», 7-11 классы.- М.: «Педагогическое
общество России»,2006.
А.Н.Маюров, Я.А.Маюров, «Уроки культуры здоровья: Наркотики, выход из наркотического круга», 7 -11 классы М.:
«Педагогическое общество России»,2006.
А.Н.Маюров, Я.А.Маюров, «Уроки культуры здоровья: Табачный туман обмана», 7 -11 классы.-М.: «Педагогическое
общество России»,2006
О.Л.Романова, Л.С. Колесова.Учебное пособие для 5-7 классов по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков
под ред. О.Л. Романовой, - М.: «ПОЛИМЕД», 2001