СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Занимательный русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс рассчитан на 34 часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Занимательный русский язык"»



Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Занимательный русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с нормативно – методическими материалами:

  • ООП ООО МБОУ «Руссковская СШ»;

  • УП МБОУ «Руссковская СШ» на 2017-2018 учебный год;

  • «Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей» / Л.В. Мищенкова. Методическое пособие, 5 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2013 г.


На изучение факультативного курса отводится 1 час в неделю.Всего - 34 часа за учебный год.


Цели и задачи обучения

Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.

Курс по русскому языку ставит следующие задачи:

  1. воспитание любви к русскому языку;

  2. развитие интереса к языку как учебному предмету;

  3. расширение и углубление программного материала;

  4. пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

  5. совершенствование общего языкового развития школьников.

Планируемые результаты освоения

курса «Занимательный русский язык»

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение различными видами речевой деятельности:

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение разными видами монолога и диалога;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

К концу учебного года учащиеся 5 класса должны знать:

из раздела «Орфография»:

- правописание -тся и -ться в глаголах;

- правописание удвоенных согласных в словах;

- правописание приставок пре- и при-;

-правописание приставок на З и С;

- правописание И и Ы после ц;

-правописание Е и И в корнях с чередованием;

- правописание разделительного ъ и ь знаков;

-правописание словарных слов.

Из раздела «Фразеология»:

- фразеологизмы.

Из курса литературы: небылицы, пословицы, басни, афоризмы;

понятия «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.

Учащиеся должны уметь:

в результате изучения учащиеся должны овладеть такими понятиями: «Грамматика», «Орфография», «Фразеология», «Культура речи»:

-произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;

-работать со словарями и детской энциклопедией;

-составлять рассуждения на тему о богатстве русского языка, как беречь книгу и др.

-использовать в речи пословицы, поговорки, фразеологизмы;

-разгадывать кроссворды, ребусы, загадки.


Тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количество часов

С Днем знаний!

1

Русский язык – наше богатство.

1

Ох уж эти небылицы!..

1

Игротека.

1

Про –тся и –ться у глаголов.

1

Поиграем со словами.

1

Они такие классные, удвоенные согласные…

1

Игротека.

1

Афоризмы о труде.

1

Пословица недаром молвится.

1

Про анаграммы и метаграммы.

1

Игротека.

1

По страницам детской энциклопедии.

1

Фразеологизмы.

1

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки.

1

Игротека.

1

Буквы З и С на конце приставок.

1

Их следует запомнить.

1

О логогрифах и палиндромах.

1

Игротека.

1

Что мы пишем после Ц.

1

Коварные Е-И в корнях с чередованием.

1

Разделительные Ъ и Ь.

1

Игротека.

1

О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике.

1

И вновь словарные слова.

1

И снова о чередовании И-Е в корнях слов.

1

Игротека.

1

Библейские фразеологизмы.

1

Поговорим, дружок, о басне.

1

Берегите книгу.

1

Игротека.

1

Повторяем.

1

Повторяем, повторяем…

1


Содержание курса


№ п\п

Тема

Направление работы

С Днем знаний!

Происхождение слов: "глобус","шпаргалка", "каникулы".

Русский язык – наше богатство.

Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы.

Ох уж эти небылицы!..

Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши.

Игротека.

Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.

Про –тся и –ться у глаголов.

Правила написания -тся и -ться у глаголов.


Поиграем со словами.

Различные формы игр со словами.

Они такие классные, удвоенные согласные…

Правописание слов с удвоенными согласными.

Игротека.

Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами.

Афоризмы о труде.

Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.

Пословица недаром молвится.

Отличия пословицы от поговорки.скрытый смысл пословицы.

Про анаграммы и метаграммы.

Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.

Игротека.

Афоризмы. Пословицы. Анаграммы. Метаграммы.

По страницам детской энциклопедии.

Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов

энциклопедии.

Фразеологизмы.

Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!"

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки.

Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.

Игротека.


Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь.

Буквы З и С на конце приставок.

Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.

Их следует запомнить.

Слова из словаря для запоминания.

О логогрифах и палиндромах.

Понятия "логогрифы"и "палиндромы".


Игротека.

Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

Что мы пишем после Ц.

Правописание Ы - И после Ц.

Коварные Е-И в корнях с чередованием.

Правописание Е - И в корнях с чередованием.

Разделительные Ъ и Ь.

Употребление Ъ и Ь в словах

Игротека.

Правописание Ы - И после Ц. Правописание Е - И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах

О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике.

Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.


И вновь словарные слова.

Игры со словарными словами.

И снова о чередовании И-Е в корнях слов.

Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.

Игротека.

Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".

Библейские фразеологизмы.

Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.

Поговорим, дружок, о басне.

Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни".

Берегите книгу.

Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой.

Игротека.

Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги.

Повторяем.

Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

Повторяем, повторяем…

Правописание З и С в приставках, Ы иИ после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде.




Календарно - тематическое планирование факультативного курса

«Занимательный русский язык»


№ п\п

Тема

Количество часов

Дата

план

факт

С Днем знаний!

1



Русский язык – наше богатство.

1



Ох уж эти небылицы!..

1



Игротека.

1



Про –тся и –ться у глаголов.

1



Поиграем со словами.

1



Они такие классные, удвоенные согласные…

1



Игротека.

1



Афоризмы о труде.

1



Пословица недаром молвится.

1



Про анаграммы и метаграммы.

1



Игротека.

1



По страницам детской энциклопедии.

1



Фразеологизмы.

1



Что за ПРЕлесть эти ПРИставки.

1



Игротека.

1



Буквы З и С на конце приставок.

1



Их следует запомнить.

1



О логогрифах и палиндромах.

1



Игротека.

1



Что мы пишем после Ц.

1



Коварные Е-И в корнях с чередованием.

1



Разделительные Ъ и Ь.

1



Игротека.

1



О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике.

1



И вновь словарные слова.

1



И снова о чередовании И-Е в корнях слов.

1



Игротека.

1



Библейские фразеологизмы.

1



Поговорим, дружок, о басне.

1



Берегите книгу.

1



Игротека.

1



Повторяем.

1



Итоговый контроль.

1