
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Занимательный русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с нормативно – методическими материалами:
ООП ООО МБОУ «Руссковская СШ»;
УП МБОУ «Руссковская СШ» на 2017-2018 учебный год;
«Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей» / Л.В. Мищенкова. Методическое пособие, 5 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2013 г.
На изучение факультативного курса отводится 1 час в неделю.Всего - 34 часа за учебный год.
Цели и задачи обучения
Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.
Курс по русскому языку ставит следующие задачи:
воспитание любви к русскому языку;
развитие интереса к языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития школьников.
Планируемые результаты освоения
курса «Занимательный русский язык»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение различными видами речевой деятельности:
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
К концу учебного года учащиеся 5 класса должны знать:
из раздела «Орфография»:
- правописание -тся и -ться в глаголах;
- правописание удвоенных согласных в словах;
- правописание приставок пре- и при-;
-правописание приставок на З и С;
- правописание И и Ы после ц;
-правописание Е и И в корнях с чередованием;
- правописание разделительного ъ и ь знаков;
-правописание словарных слов.
Из раздела «Фразеология»:
- фразеологизмы.
Из курса литературы: небылицы, пословицы, басни, афоризмы;
понятия «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.
Учащиеся должны уметь:
в результате изучения учащиеся должны овладеть такими понятиями: «Грамматика», «Орфография», «Фразеология», «Культура речи»:
-произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
-работать со словарями и детской энциклопедией;
-составлять рассуждения на тему о богатстве русского языка, как беречь книгу и др.
-использовать в речи пословицы, поговорки, фразеологизмы;
-разгадывать кроссворды, ребусы, загадки.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количество часов |
-
| С Днем знаний! | 1 |
-
| Русский язык – наше богатство. | 1 |
-
| Ох уж эти небылицы!.. | 1 |
-
| Игротека. | 1 |
-
| Про –тся и –ться у глаголов. | 1 |
-
| Поиграем со словами. | 1 |
-
| Они такие классные, удвоенные согласные… | 1 |
-
| Игротека. | 1 |
-
| Афоризмы о труде. | 1 |
-
| Пословица недаром молвится. | 1 |
-
| Про анаграммы и метаграммы. | 1 |
-
| Игротека. | 1 |
-
| По страницам детской энциклопедии. | 1 |
-
| Фразеологизмы. | 1 |
-
| Что за ПРЕлесть эти ПРИставки. | 1 |
-
| Игротека. | 1 |
-
| Буквы З и С на конце приставок. | 1 |
-
| Их следует запомнить. | 1 |
-
| О логогрифах и палиндромах. | 1 |
-
| Игротека. | 1 |
-
| Что мы пишем после Ц. | 1 |
-
| Коварные Е-И в корнях с чередованием. | 1 |
-
| Разделительные Ъ и Ь. | 1 |
-
| Игротека. | 1 |
-
| О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике. | 1 |
-
| И вновь словарные слова. | 1 |
-
| И снова о чередовании И-Е в корнях слов. | 1 |
-
| Игротека. | 1 |
-
| Библейские фразеологизмы. | 1 |
-
| Поговорим, дружок, о басне. | 1 |
-
| Берегите книгу. | 1 |
-
| Игротека. | 1 |
-
| Повторяем. | 1 |
-
| Повторяем, повторяем… | 1 |
Содержание курса
№ п\п | Тема | Направление работы |
-
| С Днем знаний! | Происхождение слов: "глобус","шпаргалка", "каникулы". |
-
| Русский язык – наше богатство. | Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы. |
-
| Ох уж эти небылицы!.. | Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши. |
-
| Игротека. | Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок. |
-
| Про –тся и –ться у глаголов. | Правила написания -тся и -ться у глаголов. |
-
| Поиграем со словами. | Различные формы игр со словами. |
-
| Они такие классные, удвоенные согласные… | Правописание слов с удвоенными согласными. |
-
| Игротека. | Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами. |
-
| Афоризмы о труде. | Что такое афоризмы. Ценность афоризмов. |
-
| Пословица недаром молвится. | Отличия пословицы от поговорки.скрытый смысл пословицы. |
-
| Про анаграммы и метаграммы. | Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами. |
-
| Игротека. | Афоризмы. Пословицы. Анаграммы. Метаграммы. |
-
| По страницам детской энциклопедии. | Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии. |
-
| Фразеологизмы. | Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!" |
-
| Что за ПРЕлесть эти ПРИставки. | Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения. |
-
| Игротека. | Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь. |
-
| Буквы З и С на конце приставок. | Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука. |
-
| Их следует запомнить. | Слова из словаря для запоминания. |
-
| О логогрифах и палиндромах. | Понятия "логогрифы"и "палиндромы". |
-
| Игротека. | Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. |
-
| Что мы пишем после Ц. | Правописание Ы - И после Ц. |
-
| Коварные Е-И в корнях с чередованием. | Правописание Е - И в корнях с чередованием. |
-
| Разделительные Ъ и Ь. | Употребление Ъ и Ь в словах |
-
| Игротека. | Правописание Ы - И после Ц. Правописание Е - И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах |
-
| О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике. | Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика. |
-
| И вновь словарные слова. | Игры со словарными словами. |
-
| И снова о чередовании И-Е в корнях слов. | Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. |
-
| Игротека. | Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика". |
-
| Библейские фразеологизмы. | Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение. |
-
| Поговорим, дружок, о басне. | Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни". |
-
| Берегите книгу. | Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой. |
-
| Игротека. | Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги. |
-
| Повторяем. | Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. |
-
| Повторяем, повторяем… | Правописание З и С в приставках, Ы иИ после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде. |
Календарно - тематическое планирование факультативного курса
«Занимательный русский язык»
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата |
план | факт |
-
| С Днем знаний! | 1 | | |
-
| Русский язык – наше богатство. | 1 | | |
-
| Ох уж эти небылицы!.. | 1 | | |
-
| Игротека. | 1 | | |
-
| Про –тся и –ться у глаголов. | 1 | | |
-
| Поиграем со словами. | 1 | | |
-
| Они такие классные, удвоенные согласные… | 1 | | |
-
| Игротека. | 1 | | |
-
| Афоризмы о труде. | 1 | | |
-
| Пословица недаром молвится. | 1 | | |
-
| Про анаграммы и метаграммы. | 1 | | |
-
| Игротека. | 1 | | |
-
| По страницам детской энциклопедии. | 1 | | |
-
| Фразеологизмы. | 1 | | |
-
| Что за ПРЕлесть эти ПРИставки. | 1 | | |
-
| Игротека. | 1 | | |
-
| Буквы З и С на конце приставок. | 1 | | |
-
| Их следует запомнить. | 1 | | |
-
| О логогрифах и палиндромах. | 1 | | |
-
| Игротека. | 1 | | |
-
| Что мы пишем после Ц. | 1 | | |
-
| Коварные Е-И в корнях с чередованием. | 1 | | |
-
| Разделительные Ъ и Ь. | 1 | | |
-
| Игротека. | 1 | | |
-
| О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике. | 1 | | |
-
| И вновь словарные слова. | 1 | | |
-
| И снова о чередовании И-Е в корнях слов. | 1 | | |
-
| Игротека. | 1 | | |
-
| Библейские фразеологизмы. | 1 | | |
-
| Поговорим, дружок, о басне. | 1 | | |
-
| Берегите книгу. | 1 | | |
-
| Игротека. | 1 | | |
-
| Повторяем. | 1 | | |
-
| Итоговый контроль. | 1 | | |