Рабочая программа
Факультативного курса по музыке
Вокального ансамбля «Росиночка»
для 5-6 класса
Количество часов: всего - 34 часов в год, 1 час в неделю
Срок реализации: 2018-2019 гг.
Программу составила:
Якунина Елена Станиславовна
учитель музыки
Аддис-Абеба
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для дополнительного занятия в 5 - 6 классе в средней общеобразовательной школе посольства РФ в Эфиопии.
Фольклорный ансамбль – один из важнейших факторов учебно – воспитательной работы в образовательной работе средней общеобразовательной школы. Он помогает развить и объединить воедино задачи образовательного и воспитательного характера.
Цель программы:
Изучение русского и казачьего фольклора. Получение и развитие основ народного ансамблевого исполнительства в условиях стабильного ученического концертного коллектива.
Задачи:
Образовательные:
Овладение навыками пения в ансамбле:
- певческая установка и дыхание;
- звуковедение и дикция;
- ансамбль и строй;
- унисон и многоголосие;
- художественное исполнение.
Закрепление вокальных навыков.
Знакомство с образцами народного ансамблевого искусства.
Воспитательные:
- формирование стабильного творческого коллектива;
- воспитание нравственных и патриотических личностных качеств;
- формирование музыкального мышления и музыкального вкуса;
- воспитание чувства ответственности за общий успех выступления и всего
коллектива;
-активизация творческих и музыкальных способностей.
Развивающие:
- развитие задатков, способностей, наклонностей к коллективной творческой деятельности;
- развитие артистических способностей;
Реализация программы осуществляется - 1 академический час в неделю.
Основной формой учебной работы является урок, который имеет форму комбинированного занятия: вокальный ансамбль, хореография, игра на шумовых народных инструментах.
Структура занятия фольклорного ансамбля: распевание, работа над партиями,
работа над строем ансамбля, исполнительские средства выразительности
(хореография, игра на инструментах).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел | Содержание |
Певческая установка | Нахождение естественного удобного исходного положения ротоглоточной полости. |
Дыхание | Принцип диафрагмального дыхания. |
Опора звука. | Волевой интонационно-окрашенный посыл слова в разговорной манере. Укрепление опоры звука |
Дикция. Речевые упражнения. | Отчётливое, одновременное фонетически правильное произношение слов. |
Вокальные упражнения. | «Близкое" пение. Единообразная манера звукоизвлечения. Разучивание вокальных упражнений народного плана. |
Унисон | Развитие ровного единообразного звукоизвлечения |
Темпоритм | Развитие координации слова и звука. |
Работа над ансамблем. | Работа над ансамблем в вокальных упражнениях и разучиваемых произведениях |
Фразировка | Равномерное расходование дыхания на всю мелодическую фразу. Словесные логические ударения. Опорные слоги. Главные и второстепенные слова. |
Разучивание песен. | Разучивание русских народных и казачьих народных песен. |
Исполнительское творчество. | Участие в концертах. |
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК:
Казачья народная песня «Земляничка-ягодка»
Русская народная песня «Я на печке молотила»
Русская народная песня «Сапожки русские»
Казачья песня «Не грусти казачка»
Русская народная песня «Валенки»
Казачья песня «Во поле орешина»
Русская народная песня «Ниточка»
Частушки «Матаня»
Казачья песня «Мы с тобой казаки»
Казачья песня «Полюбила казака»
Казачья песня «Сабелька»
Казачья народная песня «Перевоз Дуня держала»
Р.н.п. «Во поле орешина»
Казачья песня «Браво казаки»
«Казаки в Берлине»
«Казачата» м. и сл. О.Поляков
Казачья песня «Мой дед казак»
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Основной задачей урока ансамбля является практическое применение и закрепление навыков пения полученных в классе сольного пения, развитие музыкального вкуса, воспитание коллективной, исполнительской творческой активности.
В процессе занятий учащиеся приобретают навыки совместного исполнения:
- развитие гармонического слуха;
- интонационная слаженность;
- единообразие манеры звукообразования;
- темпоритмическая точность;
- динамическая одноплановость.
Ансамбли следует подбирать с учетом возраста учащихся, а также тембральной звучности.
Начинать работу рекомендуется с несложных народных песен, постепенно переходя к работе над более сложными ансамблями.
В процессе работы, педагог может использовать такие методы и приемы, как:
показ, разъяснение, сравнение, самостоятельный поиск.
В целях охраны голоса ученика не рекомендуется назначать в качестве домашнего задания пение в домашних условиях. Домашние задания должны представлять собой выучивание текстов песен, работу над образным содержанием произведения.
Принципы обучения:
Принцип комплексного обучения:
на занятиях следует вести одновременную работу над вокальными
навыками и развитием художественного мышления певца.
Принцип последовательности:
усвоение материала должно происходить от простого к сложному.
Принцип перспективности:
в работу следует вводить произведения для проработки для развития гармонического слуха.
Принцип учета индивидуальных потребностей:
при выборе репертуара следует учитывать вкусовые потребности ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дмитриев Л. П. Вопросы вокальной педагогики. М 1983 год.
Луканин В. И. Обучение и воспитание молодого певца. М 1987 год.
Мешко Н. К. Искусство народного пения. М 1997 год.
Сидит Дрёма. Сборник русских народных песен Алтая. Составитель В. Щуров. М. – 1997
Русские частушки. М. – 1990.
Русские народные песни. Песенник. Вып. 1-10.
Пушкина С. И. Мы играем и поем. М. – 2004.
Как пошли наши подружки. Составитель С. Браз. М. – 1997.
Будем песни петь. Песни из репертуара детского ансамбля " Звонница".
М. – 1996.
10.В.Г. Захарченко. Из истории Кубанского Казачьего хора.
11.В.Г. Захарченко. Поет Кубанский Казачий хор.