Приложение №4
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом от 3.09.2015 г № 100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного занятия
Брянский край
«История родного края»
3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного занятия «Брянский край»(история родного края) для начального общего образования разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009г. с изменениями и дополнениями.
- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ-СОШ д. Новые Ивайтёнки;
- Примерной программы внеурочной деятельности; начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского; М.: Просвещение, 2010г.
- На основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 11.05.2012 г. № 2552-04-О по преподаванию регионального компонента «Брянский край». 1 класс – «Азбука родного края», 2 класс-«Природа родного края» 3 класс – «История родного края», 4 класс- «Культура родного края»
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Учебного плана МОУ-СОШ д. Новые Ивайтёнки;
- Положения о рабочей программе МОУ-СОШ д. Новые Ивайтёнки;
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету:
В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова. История родного края 3 класс Брянск, «Курсив», 2013г.
Планируемые результаты освоения курса факультативного занятия
«Брянский край»
«История родного края» 3класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «История родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Содержание курса факультативного занятия «Брянский край»
«История родного края» 3класс
Наука история (1 ч.)
История-наука о прошлом человечества. История образования Брянского края. История времени. Древнерусский календарь.
Науки, которые нам помогают (9 ч.)
Исторические источники.
Типы исторических источников: вещественные (орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные(летописи, грамоты, договоры, указы, дневники, надписи на камне, металле и других материалах), устные(предания, сказания, легенды, былины, баллады).
Археология - «наука лопаты». Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки (поселения, курганы, гробницы). Археологические памятники Брянской области. Жизнь древних людей: условия жизни и выживания.
Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки - Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, буквы славянского алфавита, «Слово о полку Игореве». Брянские города в русских летописях.
Геральдика - наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб - отличительный знак государства, города или рода (семьи), который изображают на флагах, монетах, печатях. Герольды. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская символика. История символики Брянского края.
Генеалогия - изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. «Древо человеческой жизни»: источники, генеалогии. Краткая родословная князей Трубецких. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба.
Ономастика - изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.
Топонимика - наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена - свидетели прошлого.
Откуда мы родом (3 ч.)
Славянские племена. Славяне на территории Брянского края. Древние славяне. Язычество - верования древних славян. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь (1 ч.)
Первые русские князья. Князь и его дружина. Династия Рюриковичей. Брянское княжество. Древний город. Древние города Брянского края. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.
Не посрамим русской земли (2 ч)
Защита русских земель. Севская крепость. Куликовская битва. Брянский край при Петре 1.Брянский край и Отечественная война 1812года. Народное ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.
Дом, в котором ты живешь (1 ч). Брянская область сегодня. Экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам.
Тематическое планирование курса факультативного занятия «Брянский край»
«История родного края» 3 класс
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Наука история | 1ч |
2 | Науки, которые помогают | 9ч |
3 | Откуда мы родом | 3ч |
4 | Откуда пошла Русь | 1ч |
5 | Не посрамим русской земли | 2ч |
6 | Дом, в котором ты живешь | 1ч |
| Всего: | 17 часов |
Приложение
к рабочей программе факультативного занятия
Брянский край «История родного края»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______№____________
Календарно-тематическое планирование
факультативного занятия
Брянский край
«История родного края»
3 класс
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2019 – 2020 учебный год
Календарно – тематическое планирование
«История родного края» 3класс
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | Дата проведения |
Тема урока | план | факт |
Наука история – 1ч |
1. | О чем рассказывает наука история. Календари. Исторические источники | 1ч | | |
Науки, которые помогают- 9ч |
2. | История времени. Чашин курган – колыбель города Брянска | 1ч | | |
3. | Археология- наука древностей. Археологические памятники Брянской области | 1ч | | |
4. | Как жили древние люди | 1ч | | |
5. | Славянская письменность. Славянская письменность | 1ч | | |
6. | Геральдика | 1ч | | |
7. | Символы Брянского края. Гимн Брянской области | 1ч | | |
8. | Моя родословная. Краткая родословная князей Трубецких | 1ч | | |
9. | Мое имя. Как давали имена на Руси | 1ч | | |
10. | Имена на карте. Как люди выбирали названия | 1ч | | |
Откуда мы родом- 3 ч |
11. | Откуда мы родом | 1ч | | |
12. | Славяне на территории Брянского края | 1ч | | |
13. | Вщиж. Соседи древних славян | 1ч | | |
Откуда пошла Русь- 1ч |
14. | Откуда пошла Русь. Первые русские князья. Брянское княжество. Древние города Брянского края | 1ч | | |
Не посрамим русской земли (2 ч) |
15. | Не посрамим русской земли. Куликовская битва. Брянский край при Петре 1 | 1ч | | |
16. | Брянский край и Отечественная война 1812 года. Брянский край в годы Великой Отечественной войны . Юные герои Брянского края | 1ч | | |
Дом, в котором ты живешь (1 ч). |
17. | Брянская область сегодня | 1ч | | |