СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ФГОС история Древнего мира, 5 класс ,Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель изучения:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.

    Цель изучения:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.

    Цель изучения:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФГОС история Древнего мира, 5 класс ,Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.»



Аннотация к рабочей программе



Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-10 классы: – М.: Просвещение, 2020. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2020

5. Программа ориентирована на УМК: История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2014/2020.

6. На основе правил и норм: СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12. 2010 г., №189; СП 2.4.3648 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020, № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г., №2.

Цель изучения:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения истории Древнего мира:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров этно-социальной культурной самоидентификации в обществе на основе усвоенных знаний о народах, персоналиях Древнего Востока и Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Курс рассчитан на 68 часов /2 часа в неделю/.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

  • сформированность их мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности;

  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом;



  • развитие чувства личности;

  • система индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений;

  • предпосылки правосознания и социальные компетенции — способность ставить цели и строить жизненные планы с учётом своих потребностей и интересов, а также социально значимых сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства.


Метапредметными результатами изучения курса являются:

    • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

    • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества

  • педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

  • овладение навыками работы с информацией.

Предметными результатами изучения курса истории являются:

  • знание основных дат, этапов и ключевых событий истории Древнего мира; выдающихся деятелей всеобщей истории данного периода; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

  • формирование умений определять последовательность, длительность исторических событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами; синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов; определять современников исторических событий (явлений, процессов);

  • формирование умений использовать легенду исторической карты/схемы, показывать и называть обозначенное на карте пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства и т. п.), места, где произошли изучаемые события (явления, процессы), рассказывать о ходе исторических событий, процессов, характеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период; соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;

  • формирование умений проводить атрибуцию текстового исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идёт речь, и др.); анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели создания, основной мысли, основной и дополнительной информации; анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике; отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими источниками информации при изучении событий (явлений, процессов); привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника;

  • формирование умений различать основные типы исторических источников; соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которому он относится; описывать вещественный источник; использовать вещественные источники для составления краткого описания исторических событий (явлений, процессов);

  • формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в различных формах (в том числе в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм); представлять историческую информацию в форме таблиц, схем;

  • формирование умений и владение приёмами описания исторических событий и памятников культуры на основе иллюстративного материала (изобразительной наглядности);

  • формирование умений объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • формирование умений рассказывать на основе плана о важнейших исторических событиях Древнего мира и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • формирование умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических процессов, явлений и событий;

  • формирование умений устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов;

  • формирование умений выявлять сходство и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов;

  • формирование умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям мировой культуры;

  • формирование умений и владение приёмами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Содержание учебного предмета


Тема 1. Счет лет в истории (1ч)

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.») Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Понятия- «год», «век (столетие)», «тысячелетие». Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Раздел I. Первобытность (6 ч)

Тема 2. Первобытные собиратели и охотники /3ч/

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от

животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы /3ч/

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон­чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста­рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле­дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ­ление городов, государств, письменности).

Раздел II. Древний Восток. (20ч)

Тема 4. Древний Египет (8 ч)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо­родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара­онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель­еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись­ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате­матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произ­ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи­рус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро­шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен­ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле­ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности /7ч/

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло­дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос­товщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере­жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По­нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип­та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда­ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст­во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования желез­ных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен­ных областей). Город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности /5 ч/

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй­ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели­гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро­да. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел III. Древняя Греция. (21ч)

Тема 7. Древнейшая Греция /5ч/

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз­ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми­кены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре­ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре­пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе­ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар­ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием /7ч/

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят­ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино­града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол­гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца­ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя­заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во­енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Спарта: новые группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитания. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины и последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э./5 ч/

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло­жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале­стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че­ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра­гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи­тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со­вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла­ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. /4 ч/

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма­кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де­мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обо­жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще­ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма­кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп­нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно­морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре­ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Раздел IV. Древний Рим (19 ч).

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией /3ч/

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На­селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья /3ч/

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Тема 13. Гражданские войны в Риме /4ч/

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. /5 ч/

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 15 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи /4ч/

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Раздел V. Итоговое повторение /1 ч/











































Тематическое планирование /68 ч/


п/п

Разделы и темы уроков

Кол-во часов

урока

Дата прохождения темы урока

Примечание

Тема1. Счет лет в истории (1 ч)


1

Счет лет в истории.

1

1


Глава 3, стр. 29-32, опережающее чтение §1


Раздел I. Первобытность /6 ч/

Тема 2. Первобытные собиратели и охотники (3ч)

2

Древнейшие люди.

1

1


§1, страница 10-13, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.


3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

2


§2, страница 13-17, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.


4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

3


§3, страница 17-20, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.


Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

1


§4 страница 21-25, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

6

Появление неравенства и знати.

1

2


§5 страница 25-29, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

7

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Первобытность».

1

3


Подготовить творческий проект по теме раздела «Первобытность».

Раздел II. Древний Восток (20 ч)

Тема 4. Древний Египет (8 ч)

8

Государство на берегах Нила.

1

1


§6 страница 34-37, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

9

Как жили земледельцы и ремесленники.

1

2


§7 страница 37-42, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

10

Жизнь египетского вельможи.

1

3


§8 страница 42-46, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

11

Военные походы фараонов.

1

4


§9 страница 46-51, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

12

Религия древних египтян.

1

5


§10 страница 51-56, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

13

Искусство древних египтян.

1

6


§11 страница 56-61, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

14

Письменность и знания древних египтян.

1

7


§12 страница 61-65, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.


15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет».

1

8


Подготовить творческий проект по теме «Древний Египет».

Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)


16

Древнее Двуречье.

1

1


§13 страница 65-69, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

2


§14 страница 69-73, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

18

Финикийские мореплаватели.

1

3


§15 страница 73-77, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

19

Библейские сказания.

1

4


§16 страница 77-81, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

20

Древнееврейское царство.

1

5


§17 страница 81-85, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

21

Ассирийская держава.

1

6


§18 страница 85-90, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

22

Персидская держава «царя царей».

1

7


§19 страница 90-95, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)


23

Природа и люди Древней Индии.

1

1


§20 страница 95-100, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

24

Индийские касты.

1

2


§21 страница 100-105, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

25

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

3


§22 страница 105-109, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

26

Первый властелин единого Китая.

1

4


§23 страница 109-114, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

27

Повторительно-обобщающий урок «Западная Азия, Индия и Китай в древности».

1

5


подготовить творческий проект по теме «Западная Азия, Индия и Китай в древности».

Раздел III Древняя Греция (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)


28

Греки и критяне.

1

1


§24 страница 116-120, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

29

Микены и Троя.

1

2


§25 страница 121-124, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

30

Поэма Гомера «Илиада».

1

3


§26 страница 125-129, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

31

Поэма Гомера «Одиссея».

1

4


§27 страница 129-134, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

32

Религия древних греков.

1

5


§28 страница 134-138, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)


33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

1


§29 страница 139-143, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

34

Зарождение демократии в Афинах.

1

2


§30 страница 143-146, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

35

Древняя Спарта.

1

3


§31 страница 147-150, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

36

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1

4


§32 страница 150-155, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

37

Олимпийские игры в древности.

1

5


§33 страница 155-160, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

38

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

6


§34 страница 161-165, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

39

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

7


§35 страница 165-170, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов)


40

В гаванях афинского порта Пирей.

1

1


§36 страница 171-175, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

41

В городе богини Афины.

1

2


§37 страница 175-181, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

42

В афинских школах и гимнасиях.

1

3


§38 страница 181-185, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

43

В театре Диониса.

1

4


§39 страница 185-190, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

44

Афинская демократия при Перикле.

1

5


§40 страница 190-195, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э.(4 часа)

45

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

1


§41 страница 109-114, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

46

Поход Александра Македонского на Восток.

1

2


§42 страница 196-200, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

47

В Александрии Египетской.

1

3


§43, страница 109-114, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение, повторить §§24-42

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция».

1

4


Подготовить творческий проект по любой теме раздела «Древняя Греция»

Раздел IV. Древний Рим (19 часов)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

49

Древнейший Рим.

1

1


§44 страница 214-219, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

50

Завоевание Римом Италии.

1

2


§45 страница 219-222, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

51

Устройство Римской республики.

1

3


§46 страница 222-227, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья(3 часа)

52

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

1


§47 страница 227-232, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

53

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.

1

2


§48 страница 232-238, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

54

Рабство в Древнем Риме.

1

3


§49 страница 238-241, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

Тема 13. Гражданские войны в Риме(4 часа)

55

Земельный закон братьев Гракхов.

1

1


§50 страница 242-246, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

56

Восстание Спартака.

1

2


§51 страница 246-251, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

57

Единовластие Цезаря.

1

3


§52 страница 251-256, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

58

Установление империи.

1

4


§53 страница 256-260, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

59

Соседи Римской империи.

1

1


§54 страница 260-265, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

60

Рим при императоре Нероне.

1

2


§55 страница 265-269, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

61

Первые христиане и их учение.

1

3


§56 страница 269-275, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

62

Расцвет Римской империи во 2 в.

1

4


§57 страница 275-279, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

63

«Вечный город» и его жители.


1

5


§58 страница 279-285, пересказ, выписать исторические термины в конце § в словарь и объяснить их значение.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 часа)

64

Римская империя при Константине.

1

1


§59 страница 285-289, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

65

Взятие Рима варварами.

1

2


§60 страница 289-293, пересказ, выписать исторические термины и даты в конце § в словарь и объяснить их значение.

66-67

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим».

2

3-4


Подготовить творческий проект по любой теме раздела «Древняя Греция», повторить все §§ учебника

Раздел V. Итоговое повторение(1ч)

68

Итоговое повторение.

1

1


без задания





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!