СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу ВУД для 10 класса "Финансовая грамотность"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Финансовая грамотность"»

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с:

- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

- Авторской программой: Бреховой Ю.В., Алмосова А.П., Завьялова Д.Ю. Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 48 с. — (Учимся разумному финансовому поведению)

- Учебным пособием: Финансовая грамотность. Цифровой мир: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С. В. Толкачева. – М. : Просвещение, 2019. – 176 с. – (Внеурочная деятельность).


  1. Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность»


Предметные результаты

• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН;налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;

• владение знанием:

- об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;

- об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;

- о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;

- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;

- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

- об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;

- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

- о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.


Личностные результаты

• способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом ынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;

• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;

• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.


Метапредметные результаты

• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;

• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.


  1. Содержание курса «Финансовая грамотность»

I. Личность в мире будущего (5 часов)

Человеческий капитал. Как применить свой человеческий капитал. Принятие решений. Как принимать решения, связанные с деньгами. Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. Как вести учёт активов и пассивов. Доходы и расходы. Основные источники дохода. Расходы семьи. Оптимизация расходов. Составление бюджета. Составление личного финансового плана. Определение своих финансовых целей. Альтернативные способы достижения своих финансовых целей. Стратегия достижения своих финансовых целей. Использование SWOT-анализа для выбора карьеры.


II. Деньги в цифровом мире (6 часов)

Накопления и инфляция. Зачем копить деньги. Как копить деньги. Что такое инфляция. Причины инфляции. Как рассчитывается инфляция. Как рассчитать "свою" инфляцию. Что такое депозит и какова его природа. Банк. Что такое депозит. В чём основные преимущества депозита. Какие недостатки есть у депозита. Какова роль депозита в личном финансовом плане. С какого возраста можно использовать депозит. Условия депозита. Что содержится в депозитном договоре. Как выбрать нужные вам условия депозита. Управление рисками по депозиту. Чем мы рискуем, используя банковские вклады. Особенности депозита в России.


III. Моделирование личных финансов (6 часов)

Хранение, обмен и перевод денег. Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод. Комиссия за денежный перевод. Различные виды платёжных средств. Дорожные чеки. Как пользоваться банковской картой. Как обеспечивается надёжность операций с картой. Как выбрать банковскую карту. Для чего нужна дебетовая карта. Как пользоваться кредитной картой. Дебетовая карта с овердрафтом. Электронные деньги. Формы дистанционного банковского обслуживания. Банкомат. Как защититься от мошенничества при пользовании банкоматом. Как использовать мобильный банкинг. Как защититься от мошенничества при использовании онлайн-банка.


IV. Инструменты сбережения и инвестирования (6 часов)

Что такое инвестиции. Во что можно инвестировать. Как работают инвестиции. Что можно инвестировать, кроме денег. Инвестиции в бизнес. Выбор активов. Как измерить привлекательность активов. Доход с разных активов. Риски при инвестировании. Какие финансовые посредники могут помочь инвесторам. Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Стратегия инвестирования. Инвестиционный портфель. Типичные ошибки инвесторов. Куда вложить деньги.


V. Инструменты кредитования и заимствования (5 часов)

Что такое кредит. Банковский кредит. Основные виды кредита. Основные характеристики кредита. Из чего складывается плата за кредит. Срочность кредита. Возвратность кредита. Специфика автокредита. ипотечный кредит. Как учитывать кредит в личном финансовом плане. Выбор наиболее выгодного кредита. Как собрать информацию об условиях кредитования. Кредитные предложения. Как уменьшить стоимость кредита. Как уменьшить процентную ставку по кредиту. Как уменьшить размер комиссий. Как уменьшить плату за страховки. Как уменьшить выплаты по кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита.


VI. Сотрудничество с государством (2 часа)

Пенсионная система. Пенсия. Виды пенсий. Государственная пенсионная система. Как устроена государственная пенсионная система в России. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд. Корпоративные пенсионные программы. Как сформировать частную пенсию. Инструменты для получения пенсии. Как накопить и приумножить пенсионные сбережения.


VII. Создай свой стартап (3 часа)

Идеи для стартапов. План нужен всегда. Учитесь принимать решения.


Формы и методы организации учебной деятельности

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

- Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая собой метод донесения до учащихся новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность и активная позиция обучающихся. Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи, фокусирует внимание учащихся на основных проблемах, отражает практический опыт решения поставленных задач в процессе беседы.

- Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися.

- Игра — форма организации учебной деятельности, имитирующая реальную деятельность, в ходе которой происходит синтез абстрактного восприятия теоретического материала и реального применения полученных знаний.

- Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний и умений обучающихся.

Формы контроля за усвоением материала:

- Текущий контроль может осуществляться в форме отчётов о выполнении практических заданий;

- итоговый контроль — в форме дифференцированного зачёта или защиты индивидуального проекта – создание собственного стартапа.



3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


темы

Содержание учебного материала

Кол-во часов

-

Вводное занятие

1

1

Личность в мире будущего

5

2

Деньги в цифровом мире

6

3

Моделирование личных финансов

6

4

Инструменты сбережения и инвестирования

6

5

Инструменты кредитования и заимствования

5

6

Сотрудничество с государством

2

7

Создай свой стартап

3

Итого:

34






























СОГЛАСОВАНО

заместителем директора по воспитательной работе

от «31» августа 2020 г.

_____________В. С. Колесникова





Календарно-тематическое планирование

по курсу «Финансовая грамотность» для 10 класса

МБОУ «Иртышская СОШ»

на 2020 - 2021 учебный год

Учитель математики Аксенова Антонина Андреевна


Количество часов в неделю – 1 час


Количество часов в год – 34 часа






























п/п

Часы

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

1

Вводное занятие

1

 

Тема 1. Личность в мире будущего

5


2

1

Планируйте жизнь на перспективу

1

 

3

2

Скорость жизни в цифровом мире

1

 

4

3

Инвестируйте в себя

1

 

5

4

Роботы могут не все

1

 

6

5

Приобретите компетенции будущего

1

 

Тема 2. Деньги в цифровом мире

6


7

1

Природа цифровых денег

1

 

8

2

Стоимость денег во времени

1

 

9

3

Управляйте деньгами дистанционно

1

 

10

4

Банковские карты – все в одной

1

 

11

5

Мобильный и интернет-банк

1

 

12

6

Риски и мошенники

1


Тема 3. Моделирование личных финансов

6


13

1

Определите финансовые цели

1


14

2

Потребности и желания

1


15

3

Ставим правильно финансовые цели

1


16

4

Оцените активы и пассивы

1


17

5

Страхование рисков

1


18

6

Осознанные расходы и запланированные доходы

1


Тема 4. Инструменты сбережения и инвестирования

6


19

1

Маховик сбережений

1


20

2

Учитывайте гарантии государства

1


21

3

Инвестиции – реальные и финансовые

1


22

4

Инвесторы на финансовом рынке

1


23

5

Выберите стратегию инвестирования

1


24

6

Остерегайтесь финансовых пирамид

1


Тема 5. Инструменты сбережения и инвестирования

5


25

1

Кредит- бремя или благо?

1


26

2

Критерии оценки заемщика

1


27

3

Изучите условия кредита и займа

1


28

4

Внимательно читайте условия договора

1


29

5

Берегите честь смолоду

1


Тема 6. Сотрудничество с государством

2


30

1

Взаимодействуйте с государством грамотно

1


31

2

Создайте пенсию имени себя

1


Тема 7. Создай свой стартап

3


32

1

Идеи для стартапа

1


33

2

План нужен всегда

1


34

3

Учитесь принимать решения

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!