Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №2 Купинского района
| «Согласовано» Руководитель методического объединения ___________/В.Н. Коляденко/ | «Утверждаю» приказ № 372 от 26.06. 2019 Директор МБОУ Лицей № 2 Купинского района Н.Г. Кравченко Принято на педагогическом совете протокол № 8 от 06.06.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
2021– 2022 учебный год
Учитель: В.В. Нестерок
Класс: 3 «В»
Всего часов в год: 34
Всего часов в неделю: 1
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Заказчиком которой выступает Минфин России.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 2-4 классов.
Цель программы:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 3 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
3 класс | 1ч | 34 | 34ч |
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Новизна данной программыв том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
составление простых планов с помощью учителя;
понимание цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы
Что такое деньги, и откуда они взялись? Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок. Какие деньги были раньше в России. Современные деньги России и других стран. Откуда в семье деньги? На что тратятся деньги. Как с умом управлять своими деньгами. Как делать сбережения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
| Вводный урок. Инструктаж | 1 |
| Что такое деньги | 1 |
| Откуда взялись деньги | 1 |
| Рассмотрим деньги поближе | 1 |
| Защита денег от подделок | 1 |
| Какие деньги были раньше в России | 1 |
| Современные деньги России и других стран | 1 |
| Учимся обращаться с деньгами. Игра «Отдыхаем» | 1 |
| Что мы узнали о деньгах | 1 |
| Банки | 1 |
| Наличные, безналичные и электронные деньги | 1 |
| Наличные, безналичные и электронные деньги | 1 |
| Откуда в семье берутся деньги | 1 |
| Клады, лотереи, наследство | 1 |
| Заработная плата | 1 |
| Пенсии, пособия, стипендии | 1 |
| Аренда и проценты в банке, кредиты | 1 |
| Аренда и проценты в банке, кредиты | |
| Расходы на самое необходимое | 1 |
| Расходы на самое необходимое | 1 |
| Сбережения и непредвиденные расходы | 1 |
| Вредные привычки | 1 |
| Хобби | 1 |
| Расходы и доходы. Считаем деньги | 1 |
| Расходы и доходы. Считаем деньги | 1 |
| Учимся экономить | 1 |
| Учимся экономить | |
| Как откладывать деньги | 1 |
| Как откладывать деньги | 1 |
| Как распорядиться своим бюджетом | 1 |
| Как распорядиться своими сбережениями | 1 |
| Творческая работа | 1 |
| Урок –игра «Бюджет» | 1 |
| Подведем итоги | 1 |
13