СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Финансовая грамотность" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность-необходимое условие жизни в современном мире. курс "Финансовая грамотность" построен на основе  практического применения теоретическимх знаний.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Финансовая грамотность" 9 класс»

10



«ПРИНЯТА»

Педагогическим советом

Протокол от ___.08.21___ № ____

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказом директора МОБУ лицея №7

от ___.08.21___ № ______
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Финансовая грамотность»

для обучающихся 9а, 9б класса

учителя истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Дрофа Елены Владимировны

на 2021/2022 учебный год














г. Таганрог

2021 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:


  1. Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (ст.2 п.п.9,10, ст.19, 21, ст.32 п.2.6)

  2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 01.01.2001 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  4. ООП ООО МОБУ лицея № 7

  5. Учебный план МОБУ лицея № 7 на 2021-2022 учебный год;

  6. Календарный учебный график МОБУ лицея № 7 на 2021-2022 учебный год;

  7. Положение о структуре, порядке рассмотрения и утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОБУ лицея №7.


Актуальность и педагогическая целесообразность программы.


Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.


Цель программы:

- формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.


Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год, 1 час в неделю.

Формы организации занятий: беседа, игра, практическая работа, коллективные и индивидуальные практики, самостоятельная работа, мини-конференция, консультация.


Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности.

Существенный вклад в формирование функциональной грамотности вносят многообразные формы учебно – исследовательской и проектной деятельности, обеспечивающие интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Формы организации учебно – исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

    1. урок – исследование, урок-конкурс, урок – защита исследовательских проектов, урок – творческий отчет, урок – рассказ об ученых, урок – экспертиза, урок – круглый стол и др.;

    2. учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов;

    3. домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

Формы организации учебно – исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

  1. исследовательская практика обучающихся;

  2. образовательные поездки, походы, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;

  3. факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, с возможностями реализации на них учебно – исследовательской деятельности учащихся;

  4. участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.

Особенностью учебно – исследовательской деятельности являются ее связь с проектной деятельностью обучающихся. Наиболее сложным видом учебных проектов является исследовательский проект, представляющий собой небольшое исследование на лингвистическую, социолингвистическую, культурологическую, литературоведческую тему. По структуре такое учебное исследование приближается или совпадает с подлинным научным исследованием и включает: аргументацию актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования в последовательности принятой логики; определениеметодов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, формулирование выводов; оформление результатов исследования и обозначение новых проблем, требующих дальнейшего исследования.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении (например, язык рекламы, языковые ошибки, употребление жаргона школьниками, частотные слова в интернет – форумах и т.п.), ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты имеют четкую структуру, включающую определение цели проекта; предмет информационного поиска; источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.); презентацию, в том числе на школьных сайтах или в сети Интернет, на научно – практических конференциях, гимназических чтениях и т.д. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико – ориентированные проекты предполагают изначально заданные результаты деятельности участников проекта, ориентированные на применение самими участниками в их учебной деятельности (оформление кабинета, дидактические пособия, таблицы, словари и т.п.)

Результаты творческих проектов по русскому языку могут быть представлены газетами, журналами, сборниками лингвистических сочинений, сказками на лингвистические темы, сценариями видеофильмов, тематических вечеров и т.п., публикациями в школьной газете, на школьных сайтах или в сетевых проектах, мультимедийными продуктами монопредметного или межпредметного характера. В таких проектах участники самостоятельно прорабатывают структуру совместной деятельности и презентацию результатов.

Игровые проекты отличает открытая структура до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например, роли литературных, исторических персонажей или выдуманных героев. Организация игровых проектов включает: обоснование целей проведения игры; составление плана ее разработки и утверждения правил; написание сценария и рекомендаций по организации игры; составление инструкций для игроков; отбор необходимой информации и средств для создания игровой обстановки; подбор и оформление дидактических материалов; разработку способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Различаются также дидактические цели проектов (ознакомлениеучащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.); длительность работы над ними (от мини – проекта на уроке до многолетнего проекта). По содержанию проекты могут быть монопредметными (по русскому языку) и межпредметными или метапредметными (русский язык и литература, история; русский язык и ИКТ – компетентность; русский язык и коммуникативная компетентность и т.п.).

Особой формой межпредметных учебных проектов являются телекоммуникационные проекты, представляющие собой «совместную учебно – познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся – партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности». Такие проекты могут носить международный характер.

Для организации проектной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

  • проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;

  • для выполнения проекта должны быть все условия – информационные ресурсы, клубы, школьные научные общества;

  • учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для спешной реализации выбранного вида проекта;

  • необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

  • использование для начинающих дневника самоконтроля, где отражаются элементы самоанализа в ходе работы, при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта;

  • наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

  • результаты и продукты проектной и исследовательской работы должны быть представлены, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет итоговый проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимися на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Одной из особенностей работы над проектом является самооценка хода и результата работы.


Деятельность клуба ориентирована на формирование культуры обучающихся через участие в различных интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах, фестивалях как на уровне образовательного учреждения, так и города Таганрога.

Работа команды клуба «Эрудит» в течение одного учебного года предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» в соответствии с планом работы команды (для проведения интеллектуальных КВН, конкурсов). В ходе работы команды руководитель организует как часы консультирования, так и самостоятельной работы учащихся над заданиями при его непосредственном участии, наблюдении. Процесс обучения в клубе направлен, в конечном счете, на то, чтобы подростки научились успешно выходить из любой жизненной ситуации, используя весь свой творческий потенциал, логику, воображение, интеллект и навыки общения с другими людьми.



Планируемые результаты обучения:

Учащийся научиться:

- определять основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимать и правильное использование экономических терминов;

- использовать приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- применять знания и опыт полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развивать способности делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

применять навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.


Содержание учебного курса внеурочной деятельности.

Страхование (8 часов). Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в современной жизни? Практикум. Кейс «Страхование жизни»

Инвестиции (8 часов. Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как управлять инвестиционными рисками? Кейс. «Куда вложить деньги?»

Пенсии (6 часов). Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию. Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал.

Налоги (4 часа). Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов. НДФЛ. Подача налоговой декларации.

Финансовые махинации (6 часов). Основные признаки и виды финансовых пирамид, правил личной безопасности, виды мошенничества. Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»

Повторение. Защита проекта (2 часа)

Календарно-тематическое планирование курса «Основы финансовой грамотности»

9 класс

Количество часов в неделю - 1 ч; в год - 34 ч.







№ урока



Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика



Страхование (8 часов)


1-2

Что такое страхование?

Знакомство с понятиями: страхование, страхователь, страховка, страховщик, договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.


3-4

Виды страхования

Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя».


5-6

Как использовать страхование в повседневной жизни?

Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая


7-8

Выбор страховой компании.

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов. Практикум. Кейс «Страхование жизни»


Инвестиции (8 часов)


9-10

Что такое инвестиции?

Знакомство с понятием инвестирования. Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка.


11-12

Как выбирать активы. Как управлять инвестиционными рисками?


Знакомство с инструментами личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала».


13-14

Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции.

Расчет доходности методом простых и сложных процентов.


15-16

Денежный рынок и рынок капиталов.


Знакомство с ценными бумагами, видами ценных бумаг, операции на рынке ценных бумаг. Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки. Кейс. «Куда вложить деньги?»


Пенсии (6 часов)


17-18

Пенсионная система

Что такое пенсия. Знакомство с работой государственной пенсионной системы РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают.

Знакомство с понятием пенсии. Анализ информации о видах пенсии. Анализ корпоративных пенсионных программ.


19-20

Как сформировать частную пенсию

Вычет размера пенсии. Знакомство с инструментами получения пенсии.


21-22

Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал

Знакомство с программами накопления и приумножения пенсионных сбережений.


Налоги (4 часа)


23-24

Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов

Знакомство с понятием налоги. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. Составление схемы «Налоги их виды».


25-26

НДФЛ. Подача налоговой декларации.

Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги.




Финансовые махинации

(6 часов)


27-28

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правил личной безопасности, виды мошенничества.

Махинации с банковскими картами

Анализ рисков банковским картам. Оценка средств защиты банковских карт. Составление алгоритма действий, если вы стали жертвой мошенников. Вычисление степени рисков.


29-30

Махинации с кредитами

Анализ типичных махинаций с кредитами. Вычисление степени рисков. Составление алгоритма действий, если вы стали жертвой мошенников


31-32

Махинации с инвестициями.


Знакомство с мошенническими инвестиционными предложениями. Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени рисков. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»


Повторение (2 часа)


33-34

Защита проекта.

Представление разработанного проекта с использованием презентаций, текстовой и графической информации перед аудиторией.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!