
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. N 373 (ред. от 31.12.2015),
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Новоперуновская СОШ» (Приказ № 73/2 от 27.10.2014),
- авторской программы В.И. Ляха («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы, М.: Просвещение, 2012),
- положения о рабочей программе МКОУ «Новоперуновская СОШ» (Протокол пед. совета № 6 от 22. 05.2017г.),
- учебного плана и годового календарного учебного графика МКОУ «Новоперуновская СОШ» на 2017-2018 учебный год
Обоснование выбора УМК
Для реализации программы используется УМК «Школа России»: УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом в УМК «Школа России» сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
УМК соответствует перечню утвержденных учебников Министерства образования и науки РФ приказ от 31.03.2014 года № 253 (с изменениями).
Список УМК
Лях В. И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразов. учреждений. / В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2011.
Лях В. И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы. / В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2014.
Место предмета в учебном плане
Согласно годовому календарному учебному графику предусмотрено 35 учебных недель, по учебному плану на изучение физической культуры в 3 классе выделено 3 часа в неделю. Авторская программа рассчитана на 105 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование уважительного отношения к культуре других народов;
3) развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
4) развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
4) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
6) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Содержание тем учебного предмета
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, гандбол, волейбол или футбол. При наличии в школе, регионе определённых традиций и соответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).
В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает программы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретённых в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнёров и соперников.
Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении
и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.
Гимнастика с элементами акробатики. Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1—4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения, упорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей
(силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).
Начиная с 5 класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса детей к
занятиям, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий.
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включённых в несложные комбинации.
Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь, упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения
создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.
Учитывая большую доступность, возможность индивидуальных тренировок, гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.
Лёгкая атлетика. После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Правильное применение материала по лёгкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.
Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создаёт благоприятные возможности для обучения учащихся проводить самостоятельный контроль и оценку физической подготовленности.
Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5—7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8—9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.
Учитывая большую доступность и естественность материала в беге, прыжках и метаниях, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.
Лыжная подготовка (лыжные гонки). В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной 2—3 км. Затем с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу занятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов.
Умению правильно распределять силы на дистанции учащиеся обучаются на кругах длиной до 1 км с фиксацией времени прохождения каждого круга и последующим анализом
результатов. Рекомендуется также провести 1—2-темповые тренировки, что помогает распределить силы на всей дистанции и улучшает функциональные показатели школьников.
На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях.
Успешное освоение техники передвижения на лыжах во многом зависит не только от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий учащихся и выполнения домашних заданий. Задача педагога — ознакомить учащихся с правилами самостоятельной работы для того, чтобы эти занятия не имели отрицательного эффекта.
Начиная с 7 класса в содержание программного материала включены элементы единоборств. Этот материал, во-первых, способствует овладению учащимися жизненно важными навыками единоборств, во-вторых, оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательный действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия с использованием единоборств содействуют также воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, уверенности.
Элементы данного раздела можно изучать в течение всего урока или включать отдельными частями при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Занятия по овладению техническими приёмами единоборств требуют тщательной подготовки мест занятий, соблюдения гигиенических правил и техники безопасности.
При соответствующей подготовке учителя программный материал может быть расширен за счёт изучения приёмов других видов единоборств, включая восточные.
Плавание. Если в начальной школе главной задачей обучения являлось овладение умением проплывать одним из способов 25 м, соблюдая правильную координацию движений рук, ног в сочетании с дыханием, а также умением прыгать и погружаться в глубокую воду, то в 5—9 классах требования к плавательной подготовленности учащихся повышаются.
Основной целью усвоения данного раздела в 5—9 классах является приобретение навыка надёжного и длительного плавания в глубокой воде. Реализация этой цели обеспечивается решением задач, направленных на прочное освоение техники одного из способов спортивного плавания; приобретение умения плавать, используя второй спортивный способ; дальнейшее совершенствование разнообразных плавательных умений (ныряние, старт, повороты, финиш) и развитие координационных и кондиционных (главным образом, выносливости) способностей.
В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы. Уроки плавания могут осуществляться также в виде отдельных курсов. При соответствующих климатических условиях эти занятия можно выносить за сетку учебных часов и проводить в тёплое время года в городских и загородных оздоровительных лагерях.
Из 45 мин урока до 30 мин следует проводить в воде. Остальное время отводится общеразвивающим и специальным упражнениям пловца. При изучении стартовых прыжков,
прыжков в воду, ныряния и плавания под водой особое внимание следует уделять безопасности проведения занятий и состоянию водоёма.
С учащимися, которые не освоили плавание или только приступили к занятиям им, следует использовать программный материал начальной школы, а также организовать дополнительные занятия во внеурочное время в специальных группах или предусмотреть возможности обучения непосредственно во время урока. С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.
Поурочно-тематическое планирование.
№ урока | Название раздела и темы урока | Кол-во часов | Из них |
Сдача норматива | зачет |
-
| Вводный инструктаж | 1 | | |
-
| Когда и как возникли физическая культура и спорт | 1 | | |
-
| Овладение знаниями. Понятия: эстафета, команды «старт» «финиш». | 1 | | |
-
| Овладение знаниями. Понятия: эстафета, команды «старт» «финиш». | 1 | | |
-
| Овладение знаниями. Понятия: эстафета, команды «старт» «финиш». | 1 | | |
-
| Современные олимпийские игры | 1 | | |
-
| Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей | 1 | | |
-
| Что такое физическая культура | 1 | | |
-
| Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей | 1 | | |
-
| Твой организм | 1 | | |
-
| Совершенствование навыков бега и развитие выносливости | 1 | | |
-
| Совершенствование навыков бега и развитие выносливости | 1 | | |
-
| Совершенствование навыков бега и развитие выносливости | 1 | | |
-
| Сердце и кровеносные сосуды | 1 | | |
-
| Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей | 1 | | |
-
| Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей | 1 | | |
-
| Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей | 1 | | |
-
| Органы чувств | 1 | | |
-
| Освоение навыков прыжков, развитие скоростно – силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение навыков прыжков, развитие скоростно – силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение навыков прыжков, развитие скоростно – силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Личная гигиена | 1 | | |
-
| Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно – силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно – силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно – силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Закаливание | 1 | | |
-
| Овладение навыками метания, развитие скоростно – силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Овладение навыками метания, развитие скоростно – силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Овладение навыками метания, развитие скоростно – силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Мозг и нервная система | 1 | | |
-
| Самостоятельные задания | 1 | | |
-
| Самостоятельные задания | 1 | | |
-
| Самостоятельные задания | 1 | | |
-
| Органы дыхания | 1 | | |
-
| Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей | 1 | | |
-
| Органы пищеварения | 1 | | |
-
| Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей | 1 | | |
-
| Пища и питательные вещества | 1 | | |
-
| Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки | 1 | | |
-
| Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки | 1 | | |
-
| Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки | 1 | | |
-
| Вода и питьевой режим | 1 | | |
-
| Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно – силовых способностей | 1 | | |
-
| Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно – силовых способностей | 1 | | |
-
| Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно – силовых способностей | 1 | | |
-
| Тренировка ума и характер | 1 | | |
-
| Освоение навыков равновесия | 1 | | |
-
| Освоение навыков равновесия | 1 | | |
-
| Освоение навыков равновесия | 1 | | |
-
| Спортивная одежда и обувь | 1 | | |
-
| Освоение техники лыжных ходов | 1 | | |
-
| Освоение техники лыжных ходов | 1 | | |
-
| Освоение техники лыжных ходов | 1 | | |
-
| Самоконтроль | 1 | | |
-
| Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей | 1 | | |
-
| Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей | 1 | | |
-
| Первая помощь при травм | 1 | | |
-
| Освоение строевых упражнений | 1 | | |
-
| Освоение строевых упражнений | 1 | | |
-
| Освоение строевых упражнений | 1 | | |
-
| Бег, ходьба, прыжки, метание | 1 | | |
-
| Самостоятельные занятия | 1 | | |
-
| Самостоятельные занятия | 1 | | |
-
| Самостоятельные занятия | 1 | | |
-
| Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве1 | 1 | | |
-
| Закрепление и совершенствование навыков бега | 1 | | |
-
| Закрепление и совершенствование навыков бега | 1 | | |
-
| Бодрость, грация, координация | 1 | | |
-
| Закрепление и совершенствование навыков в прыжках | 1 | | |
-
| Закрепление и совершенствование навыков в прыжках | 1 | | |
-
| Закрепление и совершенствование навыков в прыжках | 1 | | |
-
| Играем все! | 1 | | |
-
| Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | 1 | | |
-
| Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | 1 | | |
-
| Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | 1 | | |
-
| Жизненно важное умение | 1 | | |
-
| Закрепление и совершенствования держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча | 1 | | |
-
| Закрепление и совершенствования держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча | 1 | | |
-
| Закрепление и совершенствования держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча | 1 | | |
-
| Все на лыжи! | 1 | | |
-
| Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей | 1 | | |
-
| Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей | 1 | | |
-
| Комплексное развитие координационных и кондиционных способностей | 1 | | |
-
| Твои физические способности | 1 | | |
-
| Самостоятельные занятия | 1 | | |
-
| Самостоятельные занятия | 1 | | |
-
| Самостоятельные занятия | 1 | | |
-
| Твой спортивный уголок | 1 | | |
-
| Овладение знаниями | 1 | | |
-
| Овладение знаниями | 1 | | |
-
| Овладение знаниями | 1 | | |
-
| Физкультурная азбука | 1 | | |
-
| Режим дня. Безопасные подвижные игры на улице. | 1 | | |
-
| Вводный инструктаж | 1 | | |
-
| Когда и как возникли физическая культура и спорт | 1 | | |
-
| Овладение знаниями. Понятия: эстафета, команды «старт» «финиш». | 1 | | |
Итого: | 105 | | |
Лист фиксаций и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты изменений (дата, № приказа) | Подпись лица внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |