СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа физика_7-9 кл_Перышкин

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа физика_7-9 кл_Перышкин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа физика_7-9 кл_Перышкин»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 6».



Принято педагогическим Советом


Протокол № ___ от ________


Утверждено приказом директора


№ ______ от ________________







Рабочая программа

по физике

9 класс





Составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта



Учитель:

Горлова Татьяна Александровна









Рассмотрено ШМО

Протокол № ___ от ____________

__________/ ______________


Согласовано зам.директора по УВР

_________/ _______________

«____»________ 2019






Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной программы:

Рабочая программа (Физика.7-9 класс : рабочие программы/ сост. Е.Н.Тихонова. – 6 - изд., стереотип. – М.: «Дрофа» 2016. – 400 с.);


Примерная программа составлена с использованием следующих учебников:

Учебник: Физика 9 кл. : учебник/ А.В. Перышкин, Е.М.Гутник. - 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2019. - 350 с. :ил.


Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.



Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.




Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для есте­ственно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вместе с другими предметами (курс «Окружающий мир» начальной школы, физическая география, химия, биология) составляет непрерывный школьный курс естествознания.

Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.



Особенности Рабочей программы по предмету

УМК полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Учебник: Физика 9 кл. : учебник/ А.В. Перышкин, Е.М.Гутник. - 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2019. - 350 с. :ил.

В.И. Лукашик. Е.В.Иванова. Сборник задач по физике.7-9 класс. Москва. Просвещение. 2010г.

Дифференцированный подход в обучении реализуется путем использования следующих методических пособий:

- Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник "Физика. 9 класс". ФГОС ( к новому учебнику)/ И.О.Громцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство "Экзамен" , 2015 г. – 159 с.

- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 9 класс. Дидактические материалы. Разноуровневые контрольные работы, Москва, Дрофа, 2010 г.


Место курса в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 6» на изучение физики в 9 классе отводит 3 учебных часа в неделю. Предмет «Физика» входит в предметную область «Естественно – научные предметы»



Результаты освоения курса физики курса «Физика» в 9-м классе.


Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий :

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план и сложный план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.


Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны знать/понимать:

  • смысл понятий: магнитное поле, атом, атомное ядро, радиоактивность, ионизирующие излучения; относительность механического движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая система. внутренние силы, математический маятник, звук. изотоп, нуклон;

  • смысл физических величин: магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного пол, перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс, период, частота. амплитуда, фаза, длина волны, скорость волны, энергия связи, дефект масс.

  • смысл физических законов: уравнения кинематики, законы Ньютона (первый, второй, третий), закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея, законы гармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон радиоактивного распада.



2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

  • собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;

  • измерять силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;

  • объяснять результаты наблюдений и экспериментов;

  • применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;

  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • решать задачи на применение изученных законов;

  • приводить примеры практического использования физических законов;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.






Содержание рабочей программы

ФИЗИКА 9 класс (Перышкин А.В.)

(102 часа, 3 часа в неделю)


Механика

Основы кинематики

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Скорость и перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.


Фронтальные лабораторные работы

Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.


Демонстрации

  1. Относительность движения.

  2. Спидометр.

  3. Сложение перемещений.


Основы динамики

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Сложение сил. Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Искусственные спутники Земли. Сила упругости, сила трения. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Работа силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.


Фронтальные лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.


Демонстрации

  1. Проявление инерции.

  2. Сравнение масс.

  3. Измерение сил.

  4. Второй закон Ньютона.

  5. Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу.

  6. Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке Ньютона).

  7. Третий закон Ньютона.

  8. Определение ускорения при свободном падении.

  9. Направление скорости при движении по окружности.

  10. Закон сохранения импульса.

  11. Реактивное движение.


Механические колебания и волны

Механические колебания. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Гармонические колебания. Вынужденные колебания. Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны в однородных средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Источник звука. Звук как механическая волна. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Звуковой  резонанс.


Фронтальные лабораторные работы

Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины.


Демонстрации

  1. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.

  2. Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.

  3. Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины.

  4. Вынужденные колебания.

  5. Резонанс маятников.

  6. Распространение поперечных и продольных волн.

  7. Колеблющиеся тела как источник звука.

  8. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.

  9. Зависимость высоты тона от частоты колебаний.


Электромагнитные явления

Напряженность электрического поляДействие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Магнитное поле тока. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу.  Сила Ампера и сила Лоренца. 

Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Электромагнитные колебанияПеременный ток. Электрогенератор. Трансформатор. Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Передача электрической энергии на расстояние. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитная волна. Закон преломления света. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Типы оптических спектров. Сплошной и линейчатые спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Закон Кирхгофа. Интерференция и дифракция света.


Фронтальные лабораторные работы

Изучение явления электромагнитной индукции.


Демонстрации

  1. Обнаружение магнитного поля проводника с током.

  2. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током.

  3. Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника.

  4. Применение электромагнитов.

  5. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитное поле.

  6. Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.

  7. Модель генератора переменного тока.

  8. Взаимодействие постоянных магнитов.



Строение атома и атомного ядра

Сложный состав радиоактивного излучения, α-, β- и γ-частицы. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Планетарная модель атома. Превращения ядер при радиоактивном распаде на примере α-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. Выбивание α-частицами протонов из ядер атома азота. Наблюдение фотографий образовавшихся в камере Вильсона треков частиц, участвовавших в ядерной реакции. Открытие и свойства нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового чисел. Особенности ядерных сил. Изотопы.

Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии в ядерных реакциях. Деление ядра урана. Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса. Назначение, устройство, принцип действия ядерного реактора на медленных нейтронах. Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций.

Биологическое действие радиации. Физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Период полураспада радиоактивных веществ. Закон радиоактивного распада. Способы защиты от радиации. Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Источники энергии Солнца и звезд.


Фронтальная лабораторная работа

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.


Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы. Проис­хождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.




Тематическое планирование

курса физики

9 класс

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Контрольные

работы

Лаборатор-

ные

работы

1

Законы взаимодействия и движения тел

35

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

16

1

1

3

Электромагнитное поле.

26

1

2

4

Строение атома и атомного ядра

20

1

3

5

Строение и эволюция Вселенной

5

-

-


Итого:

102







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!