СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Физкультура 10 класс"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Физкультура 10 класс"»

областное государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Решемская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

155840 Ивановская область, Кинешемский район, с. Решма,

ул. Ленина, д. 14

Тел, факс 8-(49331)98277 8-(49331)98296, 98277, 98271

е-mail: [email protected]


«Согласовано»

Руководитель МО

Учителей- предметников


___________ подпись

Протокол ______ от

«___»____20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Рыбина Н.В.

___________ подпись

«___»____20__г.

Утверждаю

Директор ОГКОУ Решемская

школа- интернат

___________Н.А Бизеева

Приказ №___ от

«__»___20__г.


Рабочая программа по физической культуре 10 класс


Учитель: Зеленов И.В.

с. Решма

2024-2025 уч. г


Пояснительная записка

Нормативно – правовая база рабочей образовательной программы.

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013, от 23.07.2013 №203 – ФЗ).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599.

3.Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.3286 – 15 Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26.

4.Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями здоровья.

5.Приказ Департамента образования Ивановской области от 10.05.2012 №785 – 0 «Об утверждении региональных учебных планов I – VIII видов Ивановской области.

6.Адаптированная основная образовательная программа ОГКОУ «Решемской школы – интерната».

7.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: 1 сб/ Под ред. В.В.Воронковой. – М.6 Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

8.Устав ОГКОУ «Решемской школы- интерната».


Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю

Количество часов в год по программе: 68 часов



Цели и задачи обучения предмета с учетом специфики ОУ.

 - укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
 - формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;            

- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.

- содействие военно- патриотической подготовке.

- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.



  Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач     Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду.

      Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.      У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

      Недоразвитие интеллекта, в частности речи, добавляется к характеристике физического недоразвития и это приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, требует дополнительного внимания учителя физкультуры. В коррекционной школе 8 вида есть дети с хорошо развитой моторикой – это обуславливает необходимость дифференциального индивидуального подхода. Учитель физкультуры должен знать потенциальные возможности каждого ученика; специфику каждого нарушения. Учитель физкультуры должен плотно работать с врачем школы – только так можно успешно решать коррекционные задачи стоящие перед ним. Особого внимания требуют дети с эпилепсией, заболеваниями ЦНС- для них важен особый охраняемый режим, исключающий перегруз.

Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках физической культуры важное значение в специальной коррекционной школе имеет активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, внешний вид, наличие соответствующей спортивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю.  При прохождении каждого раздела программы необходимо предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т.д.)

Объем каждого раздела программы рассчитана таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основой двигательных умений и навыков и включились в произвольную деятельность. Распределение материала носит условный характер. Учитель имеет право изменять сетку часов с учетом климатических условий, региональной специфики.

В программу нашей школы включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, игры- подвижные и спортивные, лыжная подготовка.

Часы занятий предусмотренные программой на данный вид распределены между ранее указанными разделами программы.

      В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения общеразвивающего и корригирующего характера, с изменением различных исходных положений для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
  С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания. В программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, обручи и скакалки.      Упражнения в лазании и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.

Раздел «Лыжная подготовка» при внесении изменений или дополнений в программу учителю следует тщательно продумать весь комплекс учебно- методических задач для каждого этапа обучения 10 класса имеется ввиду прежде всего охрану жизни и здоровья учащихся, коррекционную направленность обучения, а также материально- техническое оснащение школы, в частности уроков физкультуры.
            Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены баскетбол, пионербол, волейбол, подвижные игры. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
            В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Также как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков.  Каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.

Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 10 классе специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.

       Обязательным для учителя является контроль за уровнем физического развития и состоянием здоровья. По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти ( правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча ( 1 кг) из- з головы обеими руками из положения сидя ноги врозь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей обучающихся. Данная программа определяет базовый уровень знаний, умений, навыков обучающихся. Распределение материала носит условный характер. Учитель имеет право изменять сетку часов с учетом климатических условий, региональной специфики. 
























Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

Гимнастика и акробатика

8

Лёгкая атлетика

28

Лыжная подготовка

12

Волейбол

8

Баскетбол

10

Подвижные игры

2

Итого:

68 часов











Вид программного материала

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего

Основы знаний, инструктаж по Т.Б.

+

+

+

+


ОРУ и корригирующие упражнения без предметов

+

+

+

+


ОРУ и корригирующие упражнения с предметами

+

+

+

+


Гимнастика и акробатика



8 ч.


8 ч.

Легкая атлетика

12 ч.


16 ч.

28 ч.

Волейбол

4 ч.

4 ч.



8 ч.

Баскетбол


10 ч.



10 ч.

Лыжная подготовка



12 ч.


12 ч.

Подвижные игры


2 ч.



2 ч.


16 ч.

16 ч.

20 ч.

16 ч.

68 ч.




 

























Содержание рабочей программы.


 Теоретические сведения: здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.

Гимнастика:


Практические умения:

построения и перестроения:( закрепление и выполнение ранее изученных команд: «смирно», «равняйсь»,» вольно»); согласованные повороты учащихся (кругом, направо, налево); отработка строевого шага).

 Общеразвивающие упражнения без предметов:

-основные положения и движения рук, ног, головы, туловища: (вис на гимнастической стенке, хват сверху, подтягивание с поворотом головы направо, налево; то же, согнув ноги. Повторить все ранее изученные движения рук, ног, туловища).

-упражнения на дыхание: на управление дыханием; на восстановление дыхания после интенсивной физической нагрузки.

 -упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп. Круговые движения стопой по часовой стрелке, против часовой стрелки; подъем на носки стоя, в движении; подъем на одной (правой, затем левой), двух ногах с отягощением в руках, с грузом на плечах.
      -упражнения для укрепления мышц туловища, рук и ног. Сгибание-разгибание рук и ног в упоре лежа в разных плоскостях (от стены, от скамьи, от пола) с расстановкой рук (ладони вместе, руки на ширине плеч, руки шире плеч); сгибание-разгибание туловища (лицом вверх, лицом вниз) с поворотом корпуса влево, вправо; подтягивание на перекладине; сгибание рук на брусьях; подъем ног на брусьях, на гимнастической стенке; приседание, в том числе и с отягощением;      

-упражнения, укрепляющие осанку. Собственно-силовые упражнения и упражнения с отягощением на мышцы шеи, спины, груди, брюшные мышцы и мышцы тазобедренного сустава.
      -упражнения для расслабления мышц. Пассивное и активное растяжение мышц; потряхивание конечностями;      


Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами:

с гимнастической палкой (удерживание палки в вертикальном положении при выполнении 2-3 упражнений).

с набивными мячами (перебрасывание набивного мяча вверх из-за головы, снизу и от груди партнеру. Выполнить 5-7 упражнений;).

 -с гантелями Упражнения для верхнего плечевого пояса: исходное положение основная стойка, круговые движения плечами вперед, назад, стоя, сидя; сгибание-разгибание рук с гантелями; стоя в наклоне, спина прямая, рука согнута в локте, плечо параллельно корпусу, предплечье перпендикулярно; исходное положение основная стойка, отведение рук в стороны (кисти рук с гантелями смотрят вниз, вперед, назад).

Лазание и перелазание: (закрепление ранее изученных способов лазания по гимнастической стенке и скамейке; перелазание через препятствия различной высоты).

Равновесие: (повторение всех видов равновесия; расхождение вдвоем при встрече с предметами в руках).

Опорный прыжок: (прыжки ранее изученными способами через коня, козла).

Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных ивременных параметров движений: (упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и во владении мячом (бег с изменением направления, челночный бег с ведением и без ведения мяча; игровые упражнения).


Легкая атлетика.

Ходьба: на скорость с переходом в бег и обратно. Прохождение отрезков от 100 до 200 м. пешие переходы по пересечённой местности от3 до 4 км. фиксированная ходьба.

Бег: на скорость 100 м. на 60 метров -4 раза за урок; на 100 м -3 раза за урок; эстафетный бег с этапами до 100 м.

медленный бег до 10-12 мин.; совершенствование эстафетного бега (4 по 200 м). бег на средние дистанции (800 м) кросс: мальчики-1000 м.; девочки -800 м.

Прыжки: специальные упражнения в высоту и длину. Прыжок в длину с полного разбега способом «согнув ноги»; совершенствование всех фаз прыжка. Прыжок в высоту с полного разбега способом «перешагивание»; совершенствование всех фаз прыжка. Прыжок в высоту с разбега способом «перекидной» (для сильных юношей).

Метание: различных предметов: малого утяжелённого мяча (100-150 г), гранаты, хоккейного мяча с различных исходных положений (стоя, с разбега) в цель и на дальность. Толкание ядра (мальчики – 4 кг).

Учащиеся должны знать:

-как самостоятельно провести лёгкоатлетическую разминку перед соревнованиями; -требования к спортивной обуви, одежде.

Учащиеся должны уметь:

-пройти в быстром темпе 5 км по ровной площадке или по пересечённой местности;

-пробежать в медленном темпе 12-15 минут;

-бегать на короткие дистанции 100 и 200 м, на среднюю дистанцию 800 м;

-преодолевать в максимальном темпе полосу препятствий на дистанции до 100м;

- прыгать в длину с полного разбега способом «согнув ноги» на результат и в обозначенное место;

-прыгать в высоту с полного разбега способом «перешагивание» и способом «перекидной»;

-метать малый мяч с полного разбега на дальность в коридор 10 м и в обозначенное место; -толкать набивной мяч весом 3 кг на результат со скачка.



Лыжная подготовка.

Виды лыжного спорта (лыжные гонки, слалом, скоростной спуск, прыжки на лыжах, биатлон); правила проведения соревнований по лыжным гонкам; сведения о готовности к соревнованиям. Совершенствование одновременного безшажного и одношажного ходов. Одновременный двухжажный ход. Поворот махом на месте. Комбинированное торможение лыжами и палками. Обучение правильному падению

Учащиеся должны уметь:

-выполнять поворот на параллельных лыжах;

-пройти в быстром темпе 200-300 м (девушки), 400-500 м (юноши); -преодолевать на лыжах до 3 км (девушки), до 4 км (юноши).

Волейбол.

Влияние занятий волейболом на готовность ученика трудиться. Приём мяча снизу у сетки; отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении; верхняя прямая подача. Блокирование мяча. Прямой нападающий удар через сетку с шагом. Прыжки вверх с места, с шага, с трёх шагов (серия 3-6 по 5-10 раз).

Учащиеся должны знать:

-влияние занятий волейболом на трудовую подготовку. Учащиеся должны уметь:

-выполнять все виды подач, прямой нападающий удар;

-блокировать нападающие удары.

Баскетбол.

Понятие о тактике игры; практическое судейство. Повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах, тройках.

Ведение мяча с изменением направлений (без обводки и с обводкой). Броски мяча в корзину с различных положений. Учебная игра.

Учащиеся должны знать:

-что значит «тактика игры», роль судьи.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять передачу из-за головы при передвижении бегом; -ведение мяча с обводкой.

Подвижные игры и игровые упражнения:

  • с бегом на скорость : «Лучший бегун», «Преодолей препятствие», «Сумей догнать»; эстафеты с бегом.

  • с прыжками в высоту и длину: «Кто дальше и точнее», «Запрещённое движение».

  • с метанием мяча на дальность и в цель: «Стрелки», «Точно в ориентир», «Дотянись».

  • с элементами волейбола: «Сигнал», «Точно в круг», «Быстро по местам»,; игра с элементами волейбола.

  • с элементами баскетбола: «Очков набрал больше всех», «Самый точный»



















Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов по теме

урока по теме

урока



Темы программы

Дата проведения

План

Факт


28/12




1 четверть

Лёгкая атлетика



1.

1.

Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию. Как измерять пульс.

03.09



2.

2.

Бег на скорость на 100 м.

04.10



3.

3.

Броски набивного мяча различными способами.

10.09



4.

4.

Прыжок в длину способом «согнув ноги».

11.09



5.

5.

Ходьба на скорость с переходом на бег и обратно.

17.09



6.

6.

Контрольные испытания: пресс, отжимание, подтягивание.

18.09



7.

7.

Бег на средние дистанции (800 м)

24.09



8.

8.

Толкание набивного мяча со скачка в сектор.

25.09



9.

9.

Бег с различного старта

01.10



10.

10.

Метание мяча с различных дистанций.

02.10



11.

11.

Ходьба группами наперегонки.

08.10



12.

12.

Контрольные исаытания.

09.10


8.


Волейбол




1.

13.

Приём мяча снизу у сетки.

15.10



2.

14.

Отбивание мяча снизу через сетку на месте и в движении.

16.10



3.

15.

Нижняя прямая подача.

22.10



4.

16.

Верхняя прямая подача

23.10





2 четверть




5.

17.

Прямой нападающий удар через сетку с шага.

05.11



6.

18.

Блокирование мяча.

06.11



7.

19.

Прыжки вверх с места, с шага, с трёх шагов.

12.11



8.

20.

Передача мяча в тройках.

13.11



10.


Баскетбол



1.

21.

Ловля и передача мяча двумя и одной рукой в движении.

19.11



2.

22.

Ведение мяча с изменением направлений.

20.11



3.

23.

Вырывание и выбивание мяча.

26.11



4.

24.

Бросок по корзине двумя руками от груди и в движении.

27.11



5.

25.

Бросок одной рукой от плеча в движении.

03.12



6.

26.

Повороты в движении без мяча и после получения мяча.

04.12



7.

27.

Ловля мяча при отскоке от щита.

10.12



8.

28.

Понятие о «тактике игры».

11.12



9.

29.

Правила судейства.

17.12



10.

30.

Учебная игра по упрощённым правилам.

18.12


2.



Подвижные игры




1.

31.

Игра – эстафета соревновательного характера.

24.12



2.

32.

Игра - эстафета соревновательного характера.

25.12


12.



3 четверть Лыжная подготовка.




1.

33.

Значение занятий лыжной подготовкой для трудовой деятельности человека. Инструктажи по Т.Б.

14.01



2.

34.

Совершенствование одновременного 2-х шажного хода.

15.01



3.

35.

Совершенствование одновременного одношажного хода.

21.01



4.

36.

Совершенствование одновременного безшажного хода.

22.01



5.

37.

Спуск в средней и высокой стойке.

28.01



6.

38.

Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне.

29.01



7.

39.

Лыжные эстафеты (по кругу 400-500 м).

04.02



8.

40.

Прохождение на скорость отрезка до 100 м. (4-5 раз за урок).

05.02



9.

41.

Передвижение на лыжах на дистанцию до 2 км. (девочки), до 3 км. (мальчики).

11.02



10.

42.

Преодоление бугров и впадин.

12.02



11.

43.

Игры на лыжах.

18.02



12.

44.

Игры на лыжах.

19.02


8.



Гимнастика, акробатика




1.

45.

Лазание по гимнастической стенке различными способами

25.02



2.

46.

Разновидности ходьбы, прыжков, поворотов на рейке перевёрнутой скамейке.

26.02



3.

47.

Прыжок через козла в длину способом «согнув ноги».

04.03



4.

48.

Вис на одной руке на время.

05.03



5.

49.

Упражнения с набивными мячами.

11.03



6.

50.

Подтягивание на перекладине.

12.03



7.

51.

Кувырок назад из положения сидя.

18.03



8.

52.

Построение в две колонны с соблюдением заданного интервала и дистанции.

19.03


28/16



4 четверть Лёгкая атлетика



8.

53.

Упражнения в беге на отрезках до 50 м



9.

54.

Прыжок в высоту способом «перешагивание».



10.

55.

Медленный бег до 10-12 минут



11.

56.

Пешие переходы по пересечённой местности от 3 до 4 км.



12.

57.

Прыжок в высоту с разбега способом «перекидной».



13.

58.

Эстафетный бег с этапами до 100 метров




14.

59.

Метание мяча с разбега на дальность



15.

60.

Кроссовый бег 800 и 1000 метров.



16.

61.

Прыжки на скакалке до 2-х минут



17.

62.

Бег с преодолением препятствий



18.

63.

Повторное прохождение отрезков



19.

64.

Контрольные испытания: пресс, отжимание, подтягивание.



20.

65.

Совершенствование эстафетного бега.



21.

66.

Толкание ядра.




22.

67.

Метание гранаты в цель и на дальность.




23.

68.

Кросс – мальчики 1000 м, девочки 800 метров.













Список литературы

Е.С.Черник «Физическая культура во вспомогательной школе», 1997 г. Москва, «Учебная литература».

Ю.Д.Железняков «Спортивные игры», 2001 г. Москва, Издательский центр «Академия»

Г.А.Колодницкий «Лёгкая атлетика», 2011г. Москва, «Просвещение».

Е.М.Лутковский, и А.А.Филиппов «Лёгкая атлетика», 1977 г. Москва «Физкультура и спорт».

И.А.Винер «Гимнастика», 2011г. Москва, «Просвещение».

Периодические издания «Физкультура в школе» 2016-2017г. и «Спорт в школе» 2016-2017г.

Государственная программа под редакцией Воронковой В.В. , (автор –В. Н.Белов, В.С.Кувшинов, В.М.Мозговой ) 2014 г., Москва, «Владос»