областное государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Решемская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
155840 Ивановская область, Кинешемский район, с. Решма,
ул. Ленина, д. 14
Тел, факс 8-(49331)98277 8-(49331)98296, 98277, 98271
е-mail: [email protected]
«Согласовано» Руководитель МО Учителей- предметников ___________ подпись Протокол ______ от «___»____20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Рыбина Н.В. ___________ подпись «___»____20__г. | Утверждаю Директор ОГКОУ Решемская школа- интернат ___________Н.А Бизеева Приказ №___ от «__»___20__г. |
Рабочая программа по физической культуре 10 класс
Учитель: Зеленов И.В.
с. Решма
2024-2025 уч. г
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база рабочей образовательной программы.
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013, от 23.07.2013 №203 – ФЗ).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599.
3.Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.3286 – 15 Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26.
4.Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями здоровья.
5.Приказ Департамента образования Ивановской области от 10.05.2012 №785 – 0 «Об утверждении региональных учебных планов I – VIII видов Ивановской области.
6.Адаптированная основная образовательная программа ОГКОУ «Решемской школы – интерната».
7.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: 1 сб/ Под ред. В.В.Воронковой. – М.6 Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
8.Устав ОГКОУ «Решемской школы- интерната».
Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю
Количество часов в год по программе: 68 часов
Цели и задачи обучения предмета с учетом специфики ОУ.
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
- содействие военно- патриотической подготовке.
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
Недоразвитие интеллекта, в частности речи, добавляется к характеристике физического недоразвития и это приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, требует дополнительного внимания учителя физкультуры. В коррекционной школе 8 вида есть дети с хорошо развитой моторикой – это обуславливает необходимость дифференциального индивидуального подхода. Учитель физкультуры должен знать потенциальные возможности каждого ученика; специфику каждого нарушения. Учитель физкультуры должен плотно работать с врачем школы – только так можно успешно решать коррекционные задачи стоящие перед ним. Особого внимания требуют дети с эпилепсией, заболеваниями ЦНС- для них важен особый охраняемый режим, исключающий перегруз.
Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках физической культуры важное значение в специальной коррекционной школе имеет активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, внешний вид, наличие соответствующей спортивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю. При прохождении каждого раздела программы необходимо предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т.д.)
Объем каждого раздела программы рассчитана таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основой двигательных умений и навыков и включились в произвольную деятельность. Распределение материала носит условный характер. Учитель имеет право изменять сетку часов с учетом климатических условий, региональной специфики.
В программу нашей школы включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, игры- подвижные и спортивные, лыжная подготовка.
Часы занятий предусмотренные программой на данный вид распределены между ранее указанными разделами программы.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения общеразвивающего и корригирующего характера, с изменением различных исходных положений для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания. В программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, обручи и скакалки. Упражнения в лазании и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Раздел «Лыжная подготовка» при внесении изменений или дополнений в программу учителю следует тщательно продумать весь комплекс учебно- методических задач для каждого этапа обучения 10 класса имеется ввиду прежде всего охрану жизни и здоровья учащихся, коррекционную направленность обучения, а также материально- техническое оснащение школы, в частности уроков физкультуры.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены баскетбол, пионербол, волейбол, подвижные игры. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Также как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.
Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 10 классе специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.
Обязательным для учителя является контроль за уровнем физического развития и состоянием здоровья. По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти ( правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча ( 1 кг) из- з головы обеими руками из положения сидя ноги врозь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей обучающихся. Данная программа определяет базовый уровень знаний, умений, навыков обучающихся. Распределение материала носит условный характер. Учитель имеет право изменять сетку часов с учетом климатических условий, региональной специфики.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Гимнастика и акробатика | 8 |
Лёгкая атлетика | 28 |
Лыжная подготовка | 12 |
Волейбол | 8 |
Баскетбол | 10 |
Подвижные игры | 2 |
Итого: | 68 часов |
Вид программного материала | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего |
Основы знаний, инструктаж по Т.Б. | + | + | + | + | |
ОРУ и корригирующие упражнения без предметов | + | + | + | + | |
ОРУ и корригирующие упражнения с предметами | + | + | + | + | |
Гимнастика и акробатика | | | 8 ч. | | 8 ч. |
Легкая атлетика | 12 ч. | | | 16 ч. | 28 ч. |
Волейбол | 4 ч. | 4 ч. | | | 8 ч. |
Баскетбол | | 10 ч. | | | 10 ч. |
Лыжная подготовка | | | 12 ч. | | 12 ч. |
Подвижные игры | | 2 ч. | | | 2 ч. |
| 16 ч. | 16 ч. | 20 ч. | 16 ч. | 68 ч. |
Содержание рабочей программы.
Теоретические сведения: здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.
Гимнастика:
Практические умения:
- построения и перестроения:( закрепление и выполнение ранее изученных команд: «смирно», «равняйсь»,» вольно»); согласованные повороты учащихся (кругом, направо, налево); отработка строевого шага).
Общеразвивающие упражнения без предметов:
-основные положения и движения рук, ног, головы, туловища: (вис на гимнастической стенке, хват сверху, подтягивание с поворотом головы направо, налево; то же, согнув ноги. Повторить все ранее изученные движения рук, ног, туловища).
-упражнения на дыхание: на управление дыханием; на восстановление дыхания после интенсивной физической нагрузки.
-упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп. Круговые движения стопой по часовой стрелке, против часовой стрелки; подъем на носки стоя, в движении; подъем на одной (правой, затем левой), двух ногах с отягощением в руках, с грузом на плечах.
-упражнения для укрепления мышц туловища, рук и ног. Сгибание-разгибание рук и ног в упоре лежа в разных плоскостях (от стены, от скамьи, от пола) с расстановкой рук (ладони вместе, руки на ширине плеч, руки шире плеч); сгибание-разгибание туловища (лицом вверх, лицом вниз) с поворотом корпуса влево, вправо; подтягивание на перекладине; сгибание рук на брусьях; подъем ног на брусьях, на гимнастической стенке; приседание, в том числе и с отягощением;
-упражнения, укрепляющие осанку. Собственно-силовые упражнения и упражнения с отягощением на мышцы шеи, спины, груди, брюшные мышцы и мышцы тазобедренного сустава.
-упражнения для расслабления мышц. Пассивное и активное растяжение мышц; потряхивание конечностями;
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами:
- с гимнастической палкой (удерживание палки в вертикальном положении при выполнении 2-3 упражнений).
- с набивными мячами (перебрасывание набивного мяча вверх из-за головы, снизу и от груди партнеру. Выполнить 5-7 упражнений;).
-с гантелями Упражнения для верхнего плечевого пояса: исходное положение основная стойка, круговые движения плечами вперед, назад, стоя, сидя; сгибание-разгибание рук с гантелями; стоя в наклоне, спина прямая, рука согнута в локте, плечо параллельно корпусу, предплечье перпендикулярно; исходное положение основная стойка, отведение рук в стороны (кисти рук с гантелями смотрят вниз, вперед, назад).
Лазание и перелазание: (закрепление ранее изученных способов лазания по гимнастической стенке и скамейке; перелазание через препятствия различной высоты).
Равновесие: (повторение всех видов равновесия; расхождение вдвоем при встрече с предметами в руках).
Опорный прыжок: (прыжки ранее изученными способами через коня, козла).
Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных ивременных параметров движений: (упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и во владении мячом (бег с изменением направления, челночный бег с ведением и без ведения мяча; игровые упражнения).
Легкая атлетика.
Ходьба: на скорость с переходом в бег и обратно. Прохождение отрезков от 100 до 200 м. пешие переходы по пересечённой местности от3 до 4 км. фиксированная ходьба.
Бег: на скорость 100 м. на 60 метров -4 раза за урок; на 100 м -3 раза за урок; эстафетный бег с этапами до 100 м.
медленный бег до 10-12 мин.; совершенствование эстафетного бега (4 по 200 м). бег на средние дистанции (800 м) кросс: мальчики-1000 м.; девочки -800 м.
Прыжки: специальные упражнения в высоту и длину. Прыжок в длину с полного разбега способом «согнув ноги»; совершенствование всех фаз прыжка. Прыжок в высоту с полного разбега способом «перешагивание»; совершенствование всех фаз прыжка. Прыжок в высоту с разбега способом «перекидной» (для сильных юношей).
Метание: различных предметов: малого утяжелённого мяча (100-150 г), гранаты, хоккейного мяча с различных исходных положений (стоя, с разбега) в цель и на дальность. Толкание ядра (мальчики – 4 кг).
Учащиеся должны знать:
-как самостоятельно провести лёгкоатлетическую разминку перед соревнованиями; -требования к спортивной обуви, одежде.
Учащиеся должны уметь:
-пройти в быстром темпе 5 км по ровной площадке или по пересечённой местности;
-пробежать в медленном темпе 12-15 минут;
-бегать на короткие дистанции 100 и 200 м, на среднюю дистанцию 800 м;
-преодолевать в максимальном темпе полосу препятствий на дистанции до 100м;
- прыгать в длину с полного разбега способом «согнув ноги» на результат и в обозначенное место;
-прыгать в высоту с полного разбега способом «перешагивание» и способом «перекидной»;
-метать малый мяч с полного разбега на дальность в коридор 10 м и в обозначенное место; -толкать набивной мяч весом 3 кг на результат со скачка.
Лыжная подготовка.
Виды лыжного спорта (лыжные гонки, слалом, скоростной спуск, прыжки на лыжах, биатлон); правила проведения соревнований по лыжным гонкам; сведения о готовности к соревнованиям. Совершенствование одновременного безшажного и одношажного ходов. Одновременный двухжажный ход. Поворот махом на месте. Комбинированное торможение лыжами и палками. Обучение правильному падению
Учащиеся должны уметь:
-выполнять поворот на параллельных лыжах;
-пройти в быстром темпе 200-300 м (девушки), 400-500 м (юноши); -преодолевать на лыжах до 3 км (девушки), до 4 км (юноши).
Волейбол.
Влияние занятий волейболом на готовность ученика трудиться. Приём мяча снизу у сетки; отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении; верхняя прямая подача. Блокирование мяча. Прямой нападающий удар через сетку с шагом. Прыжки вверх с места, с шага, с трёх шагов (серия 3-6 по 5-10 раз).
Учащиеся должны знать:
-влияние занятий волейболом на трудовую подготовку. Учащиеся должны уметь:
-выполнять все виды подач, прямой нападающий удар;
-блокировать нападающие удары.
Баскетбол.
Понятие о тактике игры; практическое судейство. Повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах, тройках.
Ведение мяча с изменением направлений (без обводки и с обводкой). Броски мяча в корзину с различных положений. Учебная игра.
Учащиеся должны знать:
-что значит «тактика игры», роль судьи.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять передачу из-за головы при передвижении бегом; -ведение мяча с обводкой.
Подвижные игры и игровые упражнения:
с бегом на скорость : «Лучший бегун», «Преодолей препятствие», «Сумей догнать»; эстафеты с бегом.
с прыжками в высоту и длину: «Кто дальше и точнее», «Запрещённое движение».
с метанием мяча на дальность и в цель: «Стрелки», «Точно в ориентир», «Дотянись».
с элементами волейбола: «Сигнал», «Точно в круг», «Быстро по местам»,; игра с элементами волейбола.
с элементами баскетбола: «Очков набрал больше всех», «Самый точный»
Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов по теме | № урока по теме | № урока | Темы программы | Дата проведения |
План | Факт |
28/12 | | | 1 четверть Лёгкая атлетика | | |
| 1. | 1. | Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию. Как измерять пульс. | 03.09 | |
| 2. | 2. | Бег на скорость на 100 м. | 04.10 | |
| 3. | 3. | Броски набивного мяча различными способами. | 10.09 | |
| 4. | 4. | Прыжок в длину способом «согнув ноги». | 11.09 | |
| 5. | 5. | Ходьба на скорость с переходом на бег и обратно. | 17.09 | |
| 6. | 6. | Контрольные испытания: пресс, отжимание, подтягивание. | 18.09 | |
| 7. | 7. | Бег на средние дистанции (800 м) | 24.09 | |
| 8. | 8. | Толкание набивного мяча со скачка в сектор. | 25.09 | |
| 9. | 9. | Бег с различного старта | 01.10 | |
| 10. | 10. | Метание мяча с различных дистанций. | 02.10 | |
| 11. | 11. | Ходьба группами наперегонки. | 08.10 | |
| 12. | 12. | Контрольные исаытания. | 09.10 | |
8. | | | Волейбол | | |
| 1. | 13. | Приём мяча снизу у сетки. | 15.10 | |
| 2. | 14. | Отбивание мяча снизу через сетку на месте и в движении. | 16.10 | |
| 3. | 15. | Нижняя прямая подача. | 22.10 | |
| 4. | 16. | Верхняя прямая подача | 23.10 | |
| | | 2 четверть | | |
| 5. | 17. | Прямой нападающий удар через сетку с шага. | 05.11 | |
| 6. | 18. | Блокирование мяча. | 06.11 | |
| 7. | 19. | Прыжки вверх с места, с шага, с трёх шагов. | 12.11 | |
| 8. | 20. | Передача мяча в тройках. | 13.11 | |
10. | | | Баскетбол | | |
| 1. | 21. | Ловля и передача мяча двумя и одной рукой в движении. | 19.11 | |
| 2. | 22. | Ведение мяча с изменением направлений. | 20.11 | |
| 3. | 23. | Вырывание и выбивание мяча. | 26.11 | |
| 4. | 24. | Бросок по корзине двумя руками от груди и в движении. | 27.11 | |
| 5. | 25. | Бросок одной рукой от плеча в движении. | 03.12 | |
| 6. | 26. | Повороты в движении без мяча и после получения мяча. | 04.12 | |
| 7. | 27. | Ловля мяча при отскоке от щита. | 10.12 | |
| 8. | 28. | Понятие о «тактике игры». | 11.12 | |
| 9. | 29. | Правила судейства. | 17.12 | |
| 10. | 30. | Учебная игра по упрощённым правилам. | 18.12 | |
2. | | | Подвижные игры | | |
| 1. | 31. | Игра – эстафета соревновательного характера. | 24.12 | |
| 2. | 32. | Игра - эстафета соревновательного характера. | 25.12 | |
12. | | | 3 четверть Лыжная подготовка. | | |
| 1. | 33. | Значение занятий лыжной подготовкой для трудовой деятельности человека. Инструктажи по Т.Б. | 14.01 | |
| 2. | 34. | Совершенствование одновременного 2-х шажного хода. | 15.01 | |
| 3. | 35. | Совершенствование одновременного одношажного хода. | 21.01 | |
| 4. | 36. | Совершенствование одновременного безшажного хода. | 22.01 | |
| 5. | 37. | Спуск в средней и высокой стойке. | 28.01 | |
| 6. | 38. | Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне. | 29.01 | |
| 7. | 39. | Лыжные эстафеты (по кругу 400-500 м). | 04.02 | |
| 8. | 40. | Прохождение на скорость отрезка до 100 м. (4-5 раз за урок). | 05.02 | |
| 9. | 41. | Передвижение на лыжах на дистанцию до 2 км. (девочки), до 3 км. (мальчики). | 11.02 | |
| 10. | 42. | Преодоление бугров и впадин. | 12.02 | |
| 11. | 43. | Игры на лыжах. | 18.02 | |
| 12. | 44. | Игры на лыжах. | 19.02 | |
8. | | | Гимнастика, акробатика | | |
| 1. | 45. | Лазание по гимнастической стенке различными способами | 25.02 | |
| 2. | 46. | Разновидности ходьбы, прыжков, поворотов на рейке перевёрнутой скамейке. | 26.02 | |
| 3. | 47. | Прыжок через козла в длину способом «согнув ноги». | 04.03 | |
| 4. | 48. | Вис на одной руке на время. | 05.03 | |
| 5. | 49. | Упражнения с набивными мячами. | 11.03 | |
| 6. | 50. | Подтягивание на перекладине. | 12.03 | |
| 7. | 51. | Кувырок назад из положения сидя. | 18.03 | |
| 8. | 52. | Построение в две колонны с соблюдением заданного интервала и дистанции. | 19.03 | |
28/16 | | | 4 четверть Лёгкая атлетика | | |
| 8. | 53. | Упражнения в беге на отрезках до 50 м | | |
| 9. | 54. | Прыжок в высоту способом «перешагивание». | | |
| 10. | 55. | Медленный бег до 10-12 минут | | |
| 11. | 56. | Пешие переходы по пересечённой местности от 3 до 4 км. | | |
| 12. | 57. | Прыжок в высоту с разбега способом «перекидной». | | |
| 13. | 58. | Эстафетный бег с этапами до 100 метров | | |
| 14. | 59. | Метание мяча с разбега на дальность | | |
| 15. | 60. | Кроссовый бег 800 и 1000 метров. | | |
| 16. | 61. | Прыжки на скакалке до 2-х минут | | |
| 17. | 62. | Бег с преодолением препятствий | | |
| 18. | 63. | Повторное прохождение отрезков | | |
| 19. | 64. | Контрольные испытания: пресс, отжимание, подтягивание. | | |
| 20. | 65. | Совершенствование эстафетного бега. | | |
| 21. | 66. | Толкание ядра. | | |
| 22. | 67. | Метание гранаты в цель и на дальность. | | |
| 23. | 68. | Кросс – мальчики 1000 м, девочки 800 метров. | | |
Список литературы
Е.С.Черник «Физическая культура во вспомогательной школе», 1997 г. Москва, «Учебная литература».
Ю.Д.Железняков «Спортивные игры», 2001 г. Москва, Издательский центр «Академия»
Г.А.Колодницкий «Лёгкая атлетика», 2011г. Москва, «Просвещение».
Е.М.Лутковский, и А.А.Филиппов «Лёгкая атлетика», 1977 г. Москва «Физкультура и спорт».
И.А.Винер «Гимнастика», 2011г. Москва, «Просвещение».
Периодические издания «Физкультура в школе» 2016-2017г. и «Спорт в школе» 2016-2017г.
Государственная программа под редакцией Воронковой В.В. , (автор –В. Н.Белов, В.С.Кувшинов, В.М.Мозговой ) 2014 г., Москва, «Владос»