областное государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Решемская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
155840 Ивановская область, Кинешемский район, с. Решма,
ул. Ленина, д. 14
Тел, факс 8-(49331)98277 8-(49331)98296, 98277, 98271
е-mail: [email protected]
«Согласовано» Руководитель МО Учителей- предметников Рыбина Н.В. ___________ подпись Протокол ______ от «___»____20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Дегтярева Т.В ___________ подпись «___»____20__г. | Утверждаю Директор ОГКОУ Решемская школа- интернат ___________Н.А Бизеева Приказ №___ от «__»___20__г. |
Рабочая программа по физической культуре 3 класс
Учитель: Зеленов И.В.
с. Решма
2023-2024 уч.г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 9
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Физическая культура».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекция недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Задачи обучения:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов обучающихся для освоения доступных видов спортивно- физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально- волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в 3 классе определяет следующие задачи:
Задачи учебного предмета:
формирование элементарных знаний о распорядке дня, личной гигиене;
формирование умения выполнять комплекс утренней гимнастики;
формирование умения подавать команды при сдаче рапорта, выполнять команды в строю, соблюдать дистанцию при перестроениях;
формирование умения принимать правильную осанку;
формирование умения ходить в различном темпе с различными исходными положениями рук;
формирование умения перелезать через препятствия и подлезать под них различными способами в зависимости от высоты;
формирование умения переносить несколько набивных мячей;
формирование умения сохранять равновесие на гимнастической скамейке в упражнениях с предметами и в парах, выполнять вис на канате,
формирование умения координировать движения рук и ног в попеременном двухшажном ходе;
формирование умения преодолевать спуск в высокой стойке на склоне, преодолевать на лыжах дистанцию до 0,8 км;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Уроки «Физической культуры» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлены на укрепление здоровья, физическое развитие, способствовали формированию правильной осанки, физических качеств и становлению школы движений.
Урочные занятия по «Физической культуре» осуществляются при использовании различных методов:
формирования знаний (методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности (информация перцептивного воздействия);
обучения двигательным действиям (дробление и последовательное освоение частей целостного упражнения);
развития физических качеств и способностей (для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы;
для развития выносливости — равномерный, переменный, повторный, игровой методы;
для развития координационных способностей - элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изменение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и др.);
симметричные и асимметричные движения;
релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц;
упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат);
упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной, повышенной или подвижной опоре);
упражнения на точность различения мышечных усилий, временных отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочувствования» всех параметров движения, предметных или символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, время движения, длину и количество шагов);
упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки и т. п.);
пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных, зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от сохранности сенсорных систем);
упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предметами, пальчиковая гимнастика и др.);
парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.
Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы лиц с ограниченными возможностями являются следующие методы:
Использование разнообразных средств и методов адаптивной физической культуры служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации.
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контрольные работы (количество) |
1. | Знания о физической культуре | В процессе обучения | - |
2. | Гимнастика | 30 | - |
3 | Легкая атлетика | 28 | - |
4. | Игры | 26 | - |
5. | Лыжная подготовка | 18 | - |
| Итого: | 102 | - |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
освоение себя как обучающегося, заинтересованного посещением занятий адаптивной физической культурой в условиях спортивного зала, на спортивной площадке (на открытом воздухе);
положительное отношение окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и включение в активные спортивно-оздоровительные мероприятия.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
знать правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;
выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
иметь представления о двигательных действиях;
знать основные строевые команды;
выполнять подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований;
участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием,
соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
практически осваивать элементы гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнять комплексы утренней гимнастики;
владеть комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;
участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
подавать и выполнять строевые команды;
уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
совместное участвовать со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказывать посильную помощь и поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
знать спортивные традиции своего народа;
знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и применять их в практической деятельности;
знать правила и технику выполнения двигательных действий, применять усвоенные правила при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знать и применять правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценивается техника (правильность) выполнения упражнений: при построении, перестроении; выполнение строевых команд; в равновесии, ходьбе, лазанье; упражнения с элементами гимнастики и акробатики; передвижение на лыжах.
В беге, прыжках, метании и бросках учитываются секунды, количество, длина, высота.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» - ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Оценка «4» - ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель не намного ниже. Примеры значительных ошибок:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
- несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, перестроениях, ходьбе.
В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать количественный результат. Но так как возрастных нормативов для обучающихся с интеллектуальными нарушениями нет, учитель сам определяет результат, на который он будет ориентировать ученика в зависимости от его физических возможностей.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | № урока по теме | Тема урока | | Планированные результаты | Дата проведения | |
личностные | предметные | План | Факт | |
| 1 четверть | Лёгкая атлетика | |
| | | | | Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и адекватное осознание представление о качествах хорошего ученика, проявление особого интереса к новому, школьному содержанию занятий. | Правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках и метании. Соблюдать технику безопасности. | | |
1. | | 1. | Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук. | | | Правильно дышать при ходьбе. Следить за правильной осанкой, соблюдать дистанцию при ходьбе. | | |
2. | | 2. | Медленный бег до 3-х минут. | | | Выполнять правильную технику бега, соблюдать дистанцию при беге. | | |
3. | | 3. | Контрольные испытания: отжимание, подтягивание. | | | Выполнять требования учителя при сдаче контрольных нормативов. Соблюдать технику безопасности. | | |
4. | 4. | Высокий старт (понятие). | | Правильно выполнять технику высокого старта. Соблюдать технику безопасности. | | |
5. | 5. | Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд до 15 м. | | Соблюдать дистанцию при прыжках. | | |
6. | 6. | Метание малого мяча левой и правой рукой. | | Следить за техникой выполнения метания. Соблюдать технику безопасности при метании. | | |
7. | 7. | Бег в чередовании с ходьбой до 100 метров. | | Выполнять правильную технику бега и правильно дышать при ходьбе и беге. | | |
8. | 8. | Прыжки в длину (место отталкивание не обозначено). | | Правильно выполнять отталкивание (одной ногой и приземляться на обе ноги). Соблюдать технику безопасности. | | |
9. | 9. | Челночный бег 3х10 | | Соблюдать технику безопасности при беге. | | |
10. | 10. | Бег на скорость 30 м. | | Соблюдать технику безопасности при беге. | | |
11. | 11. | Прыжки через препятствия (мячи) | | Следить за мягким приземлением при прыжках. | | |
12. | 12. | Метание мяча в баскетбольный щит | | Соблюдать технику безопасности при метании мяча. | | |
13. | 13. | Броски набивного мяча | | Соблюдать технику безопасности при броске. | | |
14. | 14. | Бег на скорость 40 м | | Соблюдать технику безопасности при беге. | | |
Гимнастика и акробатика |
| | | Положительное отношение к занятиям. Умение использовать ценности физической культуры для индивидуальных потребностей, достижение личностно значимых результатов. | | | |
15. | 1. | Построение в колонну, шеренгу | | Различать колонну и шеренгу, уметь строиться. Соблюдать технику безопасности. | | |
16. | 2. | Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз. | | Соблюдать технику безопасности при лазании. | | |
17. | 3. | Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет. | | Соблюдать технику безопасности при ходьбе. | | |
18. | 4. | Размыкание и смыкание ног приставными шагами. | | Знать приставной шаг. | | |
19. | 5. | Пролезание сквозь гимнастические обручи. | | Соблюдать технику безопасности при пролезании. | | |
20. | 6. | Упор на гимнастической скамейке, гимнастическом козле. | | Следить за положением головы, спины, ягодиц, ног | | |
21. | 7. | Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении. | | Соблюдать интервал и дистанцию. | | |
22. | 8. | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на скамейке. | | Следить за осанкой. | | |
Подвижные игры |
| | | Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности. Стремление к победе, умение достойно проигрывать. | Руководствоваться правилам игры. Соблюдать правила безопасности. Организовывать и проводить совместно со сверстниками подвижные игры. | | |
| | | | Описывать технику игровых действий. Взаимодействовать со сверстниками, при этом соблюдать правила безопасности. | | |
23. | 1. | «Два сигнала». | | | | |
24. | 2. | «Запрещённое движение». | | | | |
| | 2 четверть | | | | |
25. | 3. | «Шишки, жёлуди, орехи». | | | | |
26. | 4. | «Перестрелка» | | | | |
27. | 5. | «Воробьи – вороны» | | | | |
28. | 6. | «Мяч соседу» | | | | |
Гимнастика и акробатика |
| | | Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. | Соблюдать технику безопасности при выполнении гимнастических упражнений. | | |
29. | 9. | Лазание по гимнастической стенке в сторону приставными шагами. | | Правильно выполнять хват руками. Соблюдать технику безопасности. | | |
30. | 10. | Прыжок боком через гимнастическую скамейку. | | Правильно выполнять прыжок боком, мягко приземляться. | | |
31. | 11. | Расчёт на первый, второй. | | Следить за поворотом головы при передачи номера. | | |
32. | 12. | Прыжок в глубину из положения приседа. | | Правильно выполнять стойку и приземляться на согнутые ноги. | | |
33. | 13. | Ходьба по наклонной скамейке с различным положением рук. | | Следить за осанкой. | | |
34. | 14. | Упражнения с малыми мячами (перебрасывание). | | | | |
35. | 15. | Вис на гимнастической стенке на согнутых руках. | | Правильно выполнять хват руками, не прыгать с гимнастической стенке. | | |
36. | 16. | Стойка на одной ноге. | | | | |
37. | 17. | Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием предмета | | | | |
38. | 18. | Подтягивание в висе на перекладине. | | Правильно выполнять хват руками. | | |
39. | 19. | Перелезание через козла. | | | | |
40. | 20. | Подтягивание по наклонной скамейке лежа на животе. | | | | |
| Подвижные игры |
| | | | Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности. Стремление к победе, умение достойно проигрывать. | Руководствоваться правилам игры. Соблюдать правила безопасности. Организовывать и проводить совместно со сверстниками подвижные игры. Описывать технику игровых действий. Взаимодействовать со сверстниками, при этом соблюдать правила безопасности. | | |
41. | 7. | «Самые сильные». | | | | | |
42. | 8. | «Прыжки по полоскам». | | | | | |
43. | 9. | «Попади в цель» | | | | | |
44. | 10. | «Мяч среднему». | | | | | |
45. | 11. | «Гонка мячей по кругу» | | | | | |
46. | 12. | «Отгадай чей голосок». | | | | | |
47. | 13. | «Зоркий глаз». | | | | | |
48. | 14. | «Хитрая лиса» | | | | | |
3 четверть | Лыжная подготовка |
| | | | Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | Уметь переносить лыжи к месту занятий, ходить на месте с подниманием носков лыж, ходить приставным и ступающим шагом. Передвигаться ступающим и скользящим шагом. Выполнять спуск в основной стойке. Подниматься в подъём ступающим и скользящим шагом. Передвигаться на лыжах 800 м. за урок. Соблюдать технику безопасности при занятиях лыжной подготовки. | | |
49. | 1. | Выбор лыж, палок, одежда, обувь лыжника, правила поведения. | | | 09.01. | |
50. | 2. | Построение в одну шеренгу с лыжами и на лыжах. | | | 10.01. | |
51. | 3. | Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!» | | | 11.01. | |
52. | 4. | Передвижение скользящим шагом по учебной лыжне. | | | 16.01. | |
53. | 5. | Подъём ступающим шагом по склону. | | | 17.01. | |
54. | 6. | Стойка лыжника при спусках. | | | 18.01. | |
55. | 7. | Подъём скользящим шагом. | | | 23.01. | |
56. | 8. | Поворот на месте «переступанием». | | | 24.01. | |
57. | 9. | Спуск с горки в основной стойке. | | | 25.01. | |
58. | 10. | Повторное передвижение в быстром темпе 20-30 м (3-5 раз) | | | 30.1. | |
59. | 11. | Подъём лесенкой наискось. | | | 31.01. | |
60. | 12. | Спуск в низкой стойке. | | | | |
61. | 13. | Передвижение ступающим шагом. | | | | |
62. | 14. | Торможение на лыжах. | | | | |
63. | 15. | Передвижение на лыжах разными способами. | | | | |
64. | 16. | Передвижение на лыжах (до 800 м за урок). | | | | |
65. | 17. | Круговая эстафета. | | | | |
66. | 18. | Игры на лыжах «Подбери флажок», «Кто быстрее». | | | | |
Гимнастика и акробатика |
| | | Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. | Соблюдать технику безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Правильно выполнять гимнастические упражнения. | | |
67. | 21. | Ходьба по гимнастической скамейке приставными шагами, повороты | | | | |
68. | 22. | Перекаты в группировке. | | | | |
69. | 23. | Кувырок вперёд из упора присев до положения сидя. | | | | |
70. | 24. | Кувырок вперёд из упора присев до упора присев. | | | | |
71. | 25. | Кувырок назад из группировки. | | | | |
72. | 26. | Два кувырка вперёд. | | | | |
73. | 27. | Из положения лёжа на спине «мостик». | | | | |
74. | 28. | Стойка на лопатках. | | | | |
75. | 29. | Комплекс упражнений с мячами. | | | | |
76. | 30. | Гимнастическая полоса препятствий. | | | | |
Подвижные игры |
| | | Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности. Стремление к победе, умение достойно проигрывать. | Руководствоваться правилам игры. Соблюдать правила безопасности. Организовывать и проводить совместно со сверстниками подвижные игры. Описывать технику игровых действий. Взаимодействовать со сверстниками, при этом соблюдать правила безопасности. | | |
77. | 14. | «Точный прыжок». | | | | | |
78. | 15. | «Пустое место» | | | | | |
| | 4 четверть | | | | | |
79. | 16. | «Часовые и разведчики». | | | | | |
80. | 17. | «Зайцы, сторож, Жучка» | | | | | |
81. | 18. | «Салки» | | | | | |
| Лёгкая атлетика |
| | | | Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и адекватное осознание представление о качествах хорошего ученика, проявление особого интереса к новому, школьному содержанию занятий. | Правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках и метании. Соблюдать технику безопасности. | | |
82. | 15. | Бег с высокого старта. | | | | | |
83. | 16. | Метание малого мяча на дальность в горизонтальную цель. | | | | | |
84. | 17. | Метание малого мяча на дальность в вертикальную цель. | | | | |
85. | 18. | Бег 30 м. | | | | |
86. | 19. | Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание. | | | | |
87. | 20. | Бег с захлёстыванием голени. | | | | |
88. | 21. | Бег на скорость 60 метров. | | | | |
89. | 22. | Знакомство с эстафетным бегом. | | | | |
90. | 23. | Прыжок боком через скамейку. | | | | |
91. | 24. | Прыжок в длину с небольшого разбега. | | | | |
92. | 25. | Бег 300 метров. | | | | |
93. | 26. | Прыжки на скакалке. | | | | |
94. | 27. | Повторный бег 3х30 | | | | |
95. | 28. | Контрольные испытания: отжимание, подтягивание. | | | | |
Подвижные игры |
| | | Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности. Стремление к победе, умение достойно проигрывать. | Руководствоваться правилам игры. Соблюдать правила безопасности. Организовывать и проводить совместно со сверстниками подвижные игры. Описывать технику игровых действий. Взаимодействовать со сверстниками, при этом соблюдать правила безопасности | | |
96. | 19. | «Перемена мест» | | | | |
97. | 20. | «Салки с мячом» | | | | |
98. | 21. | «Самый меткий» | | | | |
99. | 22. | «Класс смирно!» | | | | |
100. | 23. | «Удочка» | | | | |
101. | 24. | «Блуждающий мяч» | | | | |
102. | 25. | «Прыгающие воробушки» | | | | |
Список литературы
В.М. Мозговой «Уроки физической культуры в начальных классах», 2009 г. Москва, «Просвещение».
Е.С.Черник «Физическая культура во вспомогательной школе», 1997 г. Москва, «Учебная литература».
Ю.Д.Железняков «Спортивные игры», 2001 г. Москва, Издательский центр «Академия»
Г.А.Колодницкий «Лёгкая атлетика», 2011г. Москва, «Просвещение».
Е.М.Лутковский, и А.А.Филиппов «Лёгкая атлетика», 1977 г. Москва «Физкультура и спорт».
И.А.Винер «Гимнастика», 2011г. Москва, «Просвещение».
Периодические издания «Физкультура в школе» 2016г-2017г. и «Спорт в школе» 2016-2017г.
Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), /М-во образования и науки Российской Федерации. – М. Просвещение, 2017/