Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Шумячский Дом детского творчества»
Принята на заседании педагогического Совета от «___» _________ 20___г. Протокол № ______ | | Утверждаю: Директор Шумячского ДДТ __________ В.Г. Прудникова «___» _________ 20___г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «Будь здоров!»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Филимонов Евгений Иванович, педагог дополнительного образования |
пгт.Шумячи
2024
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
-Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 г. № 28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ"
-Письмом Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. № ДГ- 245/06 «О направлении методических рекомендаций»;
-Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18.11.2015 г. N 09- 3242. «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
-Устав Шумячского ДДТ.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы: актуальность данной программы секции «Будь здоров» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья, по формированию культуры обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Адресат программы: данная программа предназначена для учащихся в возрасте 11-16 лет.
Срок освоения программы: 1 год.
Формы организации образовательного процесса:
Основными формами учебно-тренировочной работы в секции являются индивидуальные и групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, просмотра соревнований).Занятия по данной дополнительной общеразвивающей программе возможно как в очном формате, так и с применением обучения в дистанционном формате.
Виды занятий: теоретические, практические.
Режим занятий: среда с 17.00 до 19.00, суббота с 15.00 до 17.00.
Цель и задачи программы:
Цель
- формирование здорового образа жизни, привлечение воспитанников к систематическим занятиям физической культурой и спортом; укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей).
Задачи
Образовательные:
-обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.)
-формировать знания об основах физкультурной деятельности
Развивающие:
-развитие физических качеств (выносливость, быстрота, скорость)
Воспитательные:
-формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни
-воспитание морально-этических и волевых качеств
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности детей на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Предметные результаты:
-укрепить здоровье с соблюдением техники безопасности;
-организовать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– условие реализации программы;
Обучение проводится в оборудованным спортивном зале или спортивной площадке 2 раза в неделю по 2 часа, с сентября по май включительно.
– формы аттестации/контроля;
Формы аттестации/контроля, является промежуточная аттестация. Аттестация проходит в форме тестирования и сдачи контрольных нормативов.
– оценочные материалы:
Результат аттестации определяется оценкой «аттестован», в
случае если выполнение контрольных упражнений не менее 51% соответствует установленному критерию, либо «не аттестован» в случаи если выполнено менее 51%.
Учебный план
Название раздела | Количество часов | Форма аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
Основы знаний о строении организма, о влияние физических упражнений. | 2 | 2 | 0 | Опрос, тестирование |
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль. | 2 | 2 | 0 | Опрос, тестирование |
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. | 2 | 2 | 0 | Зачет |
Легкая атлетика. | 46 | 2 | 44 | Зачет |
Лыжная подготовка. | 12 | 2 | 10 | Зачет |
Тяжелая атлетика. | 80 | 2 | 78 | Зачет |
Итог | 144 ч | 12 | 132 | |
Содержание программы общей физической подготовки
1. Основы знаний (теория) (2ч).
2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль (теория) (2ч).
3.Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь (теория) (2ч).
Практические занятия.
3. Легкая атлетика (46ч).
Теория:
Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега.
Прыжковая техника. Техника метания.
Практика:
Ходьба и медленный бег. Кросс 1000м. Кросс 2000м. Бег на короткие дистанции до 60-100м. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в высоту способом перешагивание. Метание гранаты. Специальные беговые упражнения. Старт высокий, низкий.
4.Тяжелая атлетика (80ч).
Теория:
Основы техники выполнения тяжелоатлетических упражнений.
Практика:
Общая и специальная физическая подготовка. Упражнение с гантелями. Рывок гири 8кг/16кг. Толчок гире 8кг/16кг. Упражнение на силовом тренажёре. Эстафеты (переноска груза).
5.Лыжная подготовка (12ч).
Теория:
Основные требования, которым должны отвечать лыжи, палки, крепления, с назначением лыжных мазей и правилами смазки лыж.
Практика:
Передвижение по дистанции классическим ходом. Передвижение по дистанции коньковым ходом. Преодоление подъёмов классическим ходом. Преодоление подъёмов коньковым ходом. Передвижение по дистанции свободным стилем 1000м. Передвижение по дистанции свободным стилем 2000м. Передвижение по дистанции свободным стилем 5000м.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место Проведения занятий | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 4 | 17.00-19.00 | Теоретическая | 2 | Основы знаний (теория). | Спортивный зал | Тестирование |
2. | Сентябрь | 7 | 15.00-17.00 | Теоретическая | 2 | Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль (теория). | Спортивный зал | Тестирование |
3. | Сентябрь | 11 | 17.00-19.00 | Теоретическая | 2 | Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. | Спортивный зал | Тестирование |
4. | Сентябрь | 14 | 15.00-17.00 | Теоретическая | 2 | Теория: Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега. Тб на занятиях по легкой атлетике. | Спортивный зал | Тестирование |
5. | Сентябрь | 18 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Ходьба и медленный бег. | Спортивный зал | Наблюдение |
6. | Сентябрь | 21 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Ходьба и медленный бег | Спортивный зал | Наблюдение |
7. | Сентябрь | 25 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Старт высокий, низкий. | Спортивный зал | Наблюдение |
8. | Сентябрь | 28 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Кросс 1000м. | Спортивный зал | Наблюдение |
9. | Октябрь | 2 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Кросс 1000м. | Спортивный зал | Наблюдение |
10. | Октябрь | 5 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Бег на короткие дистанции до 60-100м. | Спортивный зал | Наблюдение |
11. | Октябрь | 9 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Бег на короткие дистанции до 60-100м. | Спортивный зал | Наблюдение |
12. | Октябрь | 12 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Бег на короткие дистанции до 60-100м. | Спортивный зал | Наблюдение |
13. | Октябрь | 16 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Бег на короткие дистанции до 60-100м. | Спортивный зал | Наблюдение, зачет |
14. | Октябрь | 19 | 15.00-17.00 | Теоретическая | 2 | Основы техники выполнения тяжелоатлетических упражнений. Тб на занятиях Тяжёлой атлетикой. | Спортивный зал | Тестирование |
15. | Октябрь | 23 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Общая и специальная физическая подготовка. | Спортивный зал | Наблюдение |
16. | Октябрь | 26 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Общая и специальная физическая подготовка. | Спортивный зал | Наблюдение |
17. | Октябрь | 30 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение с гантелями. | Спортивный зал | Наблюдение |
18. | Ноябрь | 2 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Упражнение с гантелями. | Спортивный зал | Наблюдение |
19. | Ноябрь | 6 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение с гантелями. | Спортивный зал | Наблюдение |
20. | Ноябрь | 9 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Рывок гири 8кг/16кг. | Спортивный зал | Наблюдение |
21. | Ноябрь | 13 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Рывок гири 8кг/16кг. | Спортивный зал | Наблюдение |
22. | Ноябрь | 16 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Рывок гири 8кг/16кг. | Спортивный зал | Наблюдение |
23. | Ноябрь | 20 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Рывок гири 8кг/16кг. | Спортивный зал | Наблюдение |
24. | Ноябрь | 23 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Толчок гире 8кг/16кг. | Спортивный зал | Наблюдение |
25. | Ноябрь | 27 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Толчок гире 8кг/16кг. | Спортивный зал | Наблюдение |
26. | Ноябрь | 30 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Толчок гире 8кг/16кг. | Спортивный зал | Наблюдение |
27. | Декабрь | 4 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
28. | Декабрь | 7 | 15.00-17.00 | Теоретическая | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Тестирование |
29. | Декабрь | 11 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение |
30. | Декабрь | 14 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение |
31. | Декабрь | 18 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение |
32. | Декабрь | 21 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение |
33. | Декабрь | 25 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение |
34. | Декабрь | 28 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение |
35. | Январь | 15 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение |
36. | Январь | 18 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение |
37. | Январь | 22 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение |
38. | Январь | 25 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Эстафеты (переноска груза). | Спортивная площадка | Наблюдение |
39. | Январь | 29 | 17.00-19.00 | Теоритеческое | 2 | ТБ на занятиях лыжной подготовкой. Основные требования, которым должны отвечать лыжи, палки, крепления, с назначением лыжных мазей и правилами смазки лыж. | Спортивная площадка | Наблюдение |
40. | Февраль | 1 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Передвижение по дистанции коньковым ходом. | Спортивная площадка | Наблюдение |
41. | Февраль | 5 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Преодоление подъёмов классическим ходом. Преодоление подъёмов коньковым ходом. | Спортивная площадка | Наблюдение |
42. | Февраль | 8 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Передвижение по дистанции свободным стилем 1000м. | Спортивная площадка | Наблюдение |
43. | Февраль | 12 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Передвижение по дистанции свободным стилем 2000м. | Спортивная площадка | Наблюдение |
44. | Февраль | 15 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Передвижение по дистанции свободным стилем 5000м. | Спортивная площадка | Наблюдение |
45. | Февраль | 19 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Тб на занятиях тяжёлой атлетикой. Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение |
46. | Февраль | 22 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивная площадка | Наблюдение, зачет |
47. | Февраль | 26 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
48. | Март | 1 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
49. | Март | 5 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
50. | Март | 12 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
51. | Март | 15 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
52. | Март | 19 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
53. | Март | 22 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
54. | Март | 26 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Эстафеты (переноска груза). | Спортивный зал | Наблюдение |
55. | Март | 30 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
56. | Апрель | 2 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Эстафеты (переноска груза). | Спортивный зал | Наблюдение |
57. | Апрель | 5 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
58. | Апрель | 9 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение |
59. | Апрель | 12 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Упражнение на силовом тренажёре. | Спортивный зал | Наблюдение, зачет |
60. | Апрель | 16 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | ТБ на занятиях по лёгкой атлетике. Прыжок в длину с разбега. | Спортивный зал | Наблюдение |
61. | Апрель | 19 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Прыжок в длину с разбега. | Спортивный зал | Наблюдение |
62. | Апрель | 23 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Прыжок в высоту способом перешагивание. | Спортивная площадка | Наблюдение |
63. | Апрель | 26 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Прыжок в высоту способом перешагивание. | Спортивная площадка | Наблюдение |
64. | Апрель | 30 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Прыжок в высоту способом перешагивание. | Спортивная площадка | Наблюдение |
65. | Май | 7 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Прыжок в высоту способом перешагивание. | Спортивная площадка | Наблюдение |
66. | Май | 10 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Прыжок в высоту способом перешагивание. | Спортивная площадка | Наблюдение |
67. | Май | 14 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Специальные беговые упражнения. | Спортивная площадка | Наблюдение |
68. | Май | 17 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Специальные беговые упражнения. | Спортивная площадка | Наблюдение |
69. | Май | 21 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Специальные беговые упражнения. | Спортивная площадка | Наблюдение |
70. | Май | 24 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Метание гранаты. | Спортивная площадка | Наблюдение, зачет |
71. | Май | 28 | 17.00-19.00 | Практическое | 2 | Метание гранаты. | Спортивная площадка | Наблюдение, зачет |
72. | Май | 31 | 15.00-17.00 | Практическое | 2 | Метание гранаты. | Спортивная площадка | Наблюдение, зачет |
Учебно-методическое обеспечение программы.
Структура типового занятия:
Подготовительная часть (разминка) – построение, подготовка двигательного аппарата к работе, ОРУ.
Основная – основные упражнения каждого вида спорта, гимнастика, игры.
Заключительная - восстановление дыхания, упражнение на расслабление, самомассаж.
Занятия по ОФП различны по своим задачам.
1. Занятия по ознакомлению с группой
2. Занятия по изучению нового материала
3. Повторение и закрепление пройденного материала
4. Занятия по изучению нового материала
5. Занятия смешанного характера
Материально-техническое обеспечение программы.
-спортивная форма и обувь на каждого студента
-спортивный инвентарь: маты, гимнастические палки, шведская стенка, бревно, обручи, гимнастические скамьи, кегли, скакалки, лыжи, лыжные палки, гантели гире, силовой тренажёр.
-технические средства обучения (телевизор, видео, проектор)
-физкультурный зал, тренажерный зал, спортивный стадион.
Список литературы
1. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса. – М.,2024
2. Божко, А. И. Тяжелая атлетика для инструкторов: [Текст] / А. И. Божков // Мир Силы. - 2023. - № 6. - С. 5-7.
3. Каганов Л.С. Развиваем выносливость. – М.,2023
4. Ловейко И.Д.Формирование осанки у школьников. - М.,2022.
5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. - М.,2022.