Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей
«Воскресенская кадетская школа»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Дискуссионный клуб «Функциональная грамотность»
Срок освоения: 4 года (1-4 классы)
Составитель
Савина Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
г.о. Воскресенск
2022 год
Пояснительная записка.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность» для 1-4 классов(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.3638-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Положение о составлении рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядке их согласования и утверждения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области;
Основная образовательная программа начального общего образования на 2020-2025 учебные года муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области;
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области на 2022-2023 учебный год;
Единый график организации образовательного процесса и особенности формирования основных образовательных программ на 2022-2023 учебный год.
В соответствии с учебным планом МБОУ-лицея «Воскресенская кадетская школа» на изучение программы отводится во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» реализуется с учетом рабочей программы воспитания «МБОУ-лицея «ВКШ».
Форма организации: дискуссионный клуб.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,к лассификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
П редметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 | Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8,5 | | |
2. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 | Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8,5 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 | Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8,5 | | |
4. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 | Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8,5 | | |
| Итого | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п | Тема занятия | В том числе | Часы | ЦОР/ЭОР |
Теория | Практика | | |
1 | Михаил Пришвин. Беличья память. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/zadaniya-dlya-proverki-funkcionalnoj-gramotnosti-vo-2-klasse-5076024.html |
| Про беличьи запасы. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/11/10/konspekt-obshchekulturnogo-zanyatiya-dlya-mladshih |
| Беличьи деньги. | 0,5 | 0,5 | | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Про белочку и погоду. | 0,5 | 0,5 | | http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vladimirovna-korableva/master-klas-tehnologi-i-priemy-refleksi-v-pedagogicheskom-procese.html |
| И. Соколов-Микитов. В берлоге. | 0,5 | 0,5 | | https://yandex.ru/images/search https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuprimenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-matem-870256.html |
| Медвежье потомство. | 0,5 | 0,5 | | |
| Поврежденные и фальшивые деньги. | 0,5 | 0,5 | | http://otherreferats.allbest.ru/finance |
| Лесные сладкоежки. | 0,5 | 0,5 | | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Лев Толстой. Зайцы. | 0,5 | 0,5 | | http://pedsovet.su/metodika/6010_stadia_osmyslenia_kak_etap_uroka http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/12/15/refleksiya-nastroeniya-i-emotsionalnogo-sostoyaniya |
| Про зайчат и зайчиху. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://yandex.ru/video/search?filmId |
| Банковская карта. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Про зайчишку и овощи. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Николай Сладков. Веселая игра. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuprimenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-matem-870256.html |
| Лисьи забавы. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Безопасность денег на банковской карте. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Лисьи норы. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Обыкновенные кроты. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Про крота. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuprimenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-matem-870256.html |
| Про кредиты. | 0,5 | 0,5 | 1 | http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vladimirovna-korableva/master-klas-tehnologi-i-priemy-refleksi-v-pedagogicheskom-procese.html |
| Корень часть растения. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuprimenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-matem-870256.html |
| Эдуард Шим. Тяжкий труд. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://yandex.ru/video/search?filmId |
| Про ежа. | 0,5 | 0,5 | 1 | http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vladimirovna-korableva/master-klas-tehnologi-i-priemy-refleksi-v-pedagogicheskom-procese.html |
| Про вклады. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Занимательные особенности яблока. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Полевой хомяк. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://yandex.ru/video/search?filmId |
| Про полевого хомяка. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuprimenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-matem-870256.html |
| Ловушки для денег. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Про хомяка и его запасы. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Про бобров. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Бобры строители. | 0,5 | 0,5 | 1 | http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vladimirovna-korableva/master-klas-tehnologi-i-priemy-refleksi-v-pedagogicheskom-procese.html |
| Такие разные деньги. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://yandex.ru/video/search?filmId |
| Материал для плотин. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Позвоночные животные. | 0,5 | 0,5 | 1 | https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html |
| Встреча друзей. | 0,5 | 0,5 | 1 | http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vladimirovna-korableva/master-klas-tehnologi-i-priemy-refleksi-v-pedagogicheskom-procese.html |
| Итого: | 17 | 17 | 34 | |
Форма контроля результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности:
Олимпиады
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР __________/Новикова Л.Г./
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи