СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Функциональная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Функциональная грамотность

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Функциональная грамотность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей

«Воскресенская кадетская школа»














Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности

«Дискуссионный клуб «Функциональная грамотность»

Срок освоения: 4 года (1-4 классы)













Составитель

Савина Светлана Викторовна,

учитель начальных классов



















г.о. Воскресенск

2022 год


Пояснительная записка.

Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность» для 1-4 классов(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.3638-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Положение о составлении рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядке их согласования и утверждения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области;

  • Основная образовательная программа начального общего образования на 2020-2025 учебные года муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области;

  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области на 2022-2023 учебный год;

  • Единый график организации образовательного процесса и особенности формирования основных образовательных программ на 2022-2023 учебный год.

В соответствии с учебным планом МБОУ-лицея «Воскресенская кадетская школа» на изучение программы отводится во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» реализуется с учетом рабочей программы воспитания «МБОУ-лицея «ВКШ».

Форма организации: дискуссионный клуб.

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Деловые беседы;

  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

  • Практические упражнения


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.



Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами иисследованиями;

- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,к лассификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

П редметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.



ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.


Содержание программы 2 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1


1


1

1


1

1

1

1

0,5


Михаил Пришвин. Беличья память.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Полевой хомяк.

Про бобров.

Позвоночные животные.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8,5



2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8,5



3.

Финансовая грамотность

1

1


1

1


1

1

1

1

0,5

Беличьи деньги.

Поврежденные и фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность денег на банковской карте.

Про кредиты.

Про вклады.

Ловушки для денег.

Такие разные деньги.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8,5



4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1


1

1

0,5

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы.

Корень часть растения.

Занимательные особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Материал для плотин.

Позвоночные животные.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

8,5




Итого

34


























Календарно-тематическое планирование (2 класс)

№ п/п

Тема занятия

В том числе

Часы

ЦОР/ЭОР

Теория

Практика



  1. 1

Михаил Пришвин. Беличья память.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/zadaniya-dlya-proverki-funkcionalnoj-gramotnosti-vo-2-klasse-5076024.html

Про беличьи запасы.

0,5

0,5

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/11/10/konspekt-obshchekulturnogo-zanyatiya-dlya-mladshih

Беличьи деньги.

0,5

0,5

  • 1

  • https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Про белочку и погоду.

0,5

0,5

  • 1

  • http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vladimirovna-korableva/master-klas-tehnologi-i-priemy-refleksi-v-pedagogicheskom-procese.html

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

0,5

0,5

  • 1

  • https://yandex.ru/images/search

  • https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuprimenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-matem-870256.html

Медвежье потомство.

0,5

0,5

  • 1

  • https://yandex.ru/video/search?filmId

Поврежденные и фальшивые деньги.

0,5

0,5

  • 1

  • https://ru.wikipedia.org/wiki

http://otherreferats.allbest.ru/finance

Лесные сладкоежки.

0,5

0,5

  • 1

  • https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Лев Толстой. Зайцы.

0,5

0,5

  • 1

  • http://pedsovet.su/metodika/6010_stadia_osmyslenia_kak_etap_uroka

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/12/15/refleksiya-nastroeniya-i-emotsionalnogo-sostoyaniya

Про зайчат и зайчиху.

0,5

0,5

1

https://yandex.ru/video/search?filmId

Банковская карта.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Про зайчишку и овощи.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Николай Сладков. Веселая игра.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuprimenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-matem-870256.html

Лисьи забавы.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Безопасность денег на банковской карте.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Лисьи норы.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Обыкновенные кроты.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Про крота.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuprimenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-matem-870256.html

Про кредиты.

0,5

0,5

1

http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vladimirovna-korableva/master-klas-tehnologi-i-priemy-refleksi-v-pedagogicheskom-procese.html

Корень часть растения.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuprimenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-matem-870256.html

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

0,5

0,5

1

https://yandex.ru/video/search?filmId

Про ежа.

0,5

0,5

1

http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vladimirovna-korableva/master-klas-tehnologi-i-priemy-refleksi-v-pedagogicheskom-procese.html

Про вклады.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Занимательные особенности яблока.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Полевой хомяк.

0,5

0,5

1

https://yandex.ru/video/search?filmId

Про полевого хомяка.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temuprimenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-matem-870256.html

Ловушки для денег.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Про хомяка и его запасы.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Про бобров.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Бобры строители.

0,5

0,5

1

http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vladimirovna-korableva/master-klas-tehnologi-i-priemy-refleksi-v-pedagogicheskom-procese.html

Такие разные деньги.

0,5

0,5

1

https://yandex.ru/video/search?filmId

Материал для плотин.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Позвоночные животные.

0,5

0,5

1

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnih-uch-557576.html

Встреча друзей.

0,5

0,5

1

http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vladimirovna-korableva/master-klas-tehnologi-i-priemy-refleksi-v-pedagogicheskom-procese.html


Итого:

17

17

34


Форма контроля результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности:

Олимпиады




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР __________/Новикова Л.Г./


«______» ______________ 20____ г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО _____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!