СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа география 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа география 10 класс»

МБОУ Комаричская СОШ №2



«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению»

Руководитель ШМО

_________Н.А.Баранова

Протокол № 1 от

« 24 » августа 2022г

Согласовано

Заместитель директора по

УВР _______ И.И. Гоголь

«Утверждаю»

Директор

__________ А.Н.Олешко

Приказ №116 от

« 25 » августа 2022г.









Рабочая программа

по географии

для 10 класса







Составитель:

Нечетова Светлана Ивановна

учитель первой квалификационной категории

















Комаричи 2022


Пояснительная записка

Программа составлена на основе: - федерального государственного стандарта среднего общего образования

- основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ КСОШ №2

-учебного плана МБОУ КСОШ №2 на 2022-2023 учебный год


При разработке и реализации рабочей программы использованы:

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации

-Учебник Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина «География.10 класс». Базовый и углубленный уровень-М.: Просвещение,2022

-Географический атлас 10 класс.- М.: Дрофа,2020.


На изучение курса географии в 10 классе отводится 35 часов – 1 час в неделю.

Контрольных уроков-3; практических уроков-7.






























ланируемые результаты освоения курса географии

В процессе обучения географии в 10-11 классах предусмотрено достижение учащимися следующих

личностных результатов:





Планируемые результаты обучения учебного предмета

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

1)  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2)  Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; 3)  Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли 4)  Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере 5)  Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей 6)  Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам 7)  Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности 8)  Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах 9)  Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования 10)  Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи 11)  Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2)  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3)  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4)  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5)  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 7)  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: 1)  формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2)  формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; 3)  формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах; 4)  овладение практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; 5)  овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; 6)  овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 7)  формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.



Содержание учебного предмета.

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция.

Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная

революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм

взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция.

Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От

естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный

ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация

человеческого воздействия на природную среду.

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран

мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение

ресурсов. Малоотходная технология.

Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения

минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми

различных стран и регионов.

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и

регионов. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики.

Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Практические работы: 1. Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов. 2. Сравнительный анализ реурсообеспеченности населения в различных районах земного шара ( на примере лесных ресурсов)3. Описание одного из видов нетрадиционной энергетики по плану.

Тема 2. Политическая карта мира (5 ч)

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН —массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Практическая работа:

1.классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира. 2. Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и государственного устройства.

Тема 3. География населения (5 ч)

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Практические работы 1) Прогнозирование изменения численности населения мира. 2) Определение на основе статистических данных состава и структуры населения мира. 3) Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран. 4) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле. 5) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающей стран.

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 ч)

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей. Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.

Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Практическая работа:1. Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур.

2.Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

Тема 5. География мировой экономики (9 ч)

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.

Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика.

Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция».

Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный. Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Практические работы 1) Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из постиндустриальных стран. 2) Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран. 3) Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России. 4) Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда. 5) Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. 6) Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности (по выбору учащегося). 7) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося). 8) Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.

Тема 6. География в современном мире

География как наука. География — система наук. Естественная география. Общественная география. Методы, используемые географической наукой: статистический, описательный, экспедиционный (полевой), сравнительно-географический, математический, моделирование, аэрокосмический, геоинформационный. Пространство. Территория. Акватория. Аэротория. Практическая работа Описание основных характеристик одной из географических наук.

Тема 7. География природная и география общественная

Широтная зональность, долготная секторность, высотная поясность. Природные комплексы. Природно-антропогенные комплексы. Физико-географическое районирование. Эволюция общественной географии. Теория «диффузии нововведений». Концепция полюсов и центров роста. Теория осей развития. Теория территориально-производственных комплексов. Кластерная теория.





































Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Фактически


Человек и ресурсы Земли


10



1

От древности до наших дней


1

5.09


2

Современное освоение планеты


1

12.09


3

Природные ресурсы и экономическое развитие. Практическая работа№ 1. Оценка обеспеченности страны основными видами природных ресурсов

1

19.09


4

Минеральные ресурсы


1

26.09


5

Земельные ресурсы


1

3.10


6

Водные ресурсы


1

10.10


7

Лесные ресурсы


1

17.10


8

Ресурсы мирового океана


1

24.10


9

Другие виды ресурсов


1

7.11


10

Контрольная работа по теме №1 по теме «Человек и ресурсы Земли»

1

14.11



Политическая карта мира


5



11

Формирование политической карты мира


1

21.11


12

Государство- главный объект политической карты

1

28.11


13

Типы государств. Практическая работа №2 Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.

1

5.12


14

Политическая география и геополитика


1

12.12


15

Обобщающий урок


1

19.12



География населения


5



16

Рост численности населения Земли


1

26.12


17

Этническая и языковая мозаика


1

9.01


18

Возрастно-половой состав и занятость. Практическая работа №3 Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающей стран.

1

16.01


19

Расселение: жители городов и деревень.


1

23.01


20

Контрольная работа №2 по теме «География населения Земли»

1

30.01



География культуры, религий, цивилизаций


5



21

Что изучает география культуры


1

6.02


22

География религий. Практическая работа №4 Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия.

1

13.02


23

Цивилизации Востока


1

20.02


24

Цивилизации Запада


1

27.02


25

Мировые цивилизации в начале 21 века. Практическая работа №5 Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур.

1

6.03



География мировой экономики


8



26

Мировая экономика: состав, динамика, глобализация.

1

13.03


27

Международное разделение труда.


1

20.03


28

Добывающая промышленность. Энергетика


1

3.04


29

Обрабатывающая промышленность. Практическая работа №6 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности

1

10.04


30

Сельское хозяйство

.

1

17.04


31

Транспорт и сфера услуг. Практическая работа №7Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям.


1

24.04


32

Мирохозяйственные связи и интеграция


1

8.05


33


Контрольная работа №3 по теме «География мировой экономики»

1

15.05



География в современном мире.


1



34

География – система наук.


1

22.05



География природная и общественная.


1



35

Эволюция общественной географии.


1

29.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!