Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9 г. Нерчинск
СОГЛАСОВАНО зам. директора по НМР __________ И.С. Бронникова | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №9 ___________ Т.И. Кудрявцева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
география
для 5-6 класса
2022-2023 учебный год
Составил(а )
учитель _Саблина Лилия Валентиновна_
МБОУ СОШ №9
Нерчинск 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География - 5» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по географии , учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска на 2022-2023 учебный год.
Программа соответствует учебнику «Географии» для 5 классов по учебно - методическому комплекту «Классическая география» авторы Н.А. Максимов, Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, В.В. Барабанов. Из-во «Просвещение».
Программа разработана в соответствии с:
с Законом РФ «Об образовании» (статьи 9, 12,13,23);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 No 1015;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 No1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» ;
«Положением о разработке и утверждении программ по учебным предметам» МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска.
Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска программа для 5 класса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:
На итоговое повторение в конце года 1 час,
остальные часы распределила по всем темам;
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы: 1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Межпредметные результаты.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКГ-компетентности);
видеть географическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты.
Ученик научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных);
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
объяснять расовые отличия разных народов мира;
ученик получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
В рабочую программу включена программа модуля «Устойчивое развитие региона».
Цель модуля: содействие воспитанию экологической культуры обучающихся путём освоения основ экологических знаний, умений и навыков, приобретения опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности.
Задачи курса:
– формирование у обучающихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и человека;
– понимание обучающимися путей и механизмов решения региональных проблем;
– помощь обучающимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;
– воспитание у обучающихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;
– развитие у обучающихся умений и навыков по оценке и прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкалья;
– формирование у обучающихся опыта реализации социально значимых экологических проектов;
– приобретение обучающимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
2.1.Содержание учебного предмета:
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится 1 ч в неделю в 5 - 6 классе, 2 часа в неделю в 7-9 классах.
Общее количество часов в 5 классе по данному курсу составляет 34 часов географии.
5 класс
Содержание материала | Кол-во час |
Географическое изучение Земли. | 8 |
Изображения земной поверхности. | 13 |
Земля- планета солнечной системы. | 4 |
Оболочки Земли. | 9 |
Практическая часть
Вид работы | тема |
Практическая работа №1 | Наблюдение за погодой. |
Практическая работа №2 | Составить маршрут путешественников. |
Практическая работа №3 | План местности. |
Практическая работа №4 | Определение направлений и расстояний на карте. |
Практическая работа №5 | Определение географических координат. |
Практическая работа №6 | Сравнение свойств горных пород. |
Практическая работа №7 | Нанесение на контурную карту горных систем. |
Практическая работа №8 | Нанесение на контурную карту островов, полуостровов. |
| |
Использование часов из программы модуля «Устойчивое развитие региона»:
№ урока | Основная тема урока | Тема с включением программы модуля |
2 | Науки о природе. | Науки о природе. Экология – как наука. |
30 | Живая оболочка Земли. | Живая оболочка Земли. Проект «Лес глазами художника». |
32 | Человек и природа. | Человек и природа. Экологические проблемы Забайкалья. |
33 | Природа своей местности. | Природа своей местности. Беды забайкальского леса и как с ними бороться. |
34 | Обобщающий урок. | Обобщающий урок. Проблемы охраны леса. |
№ | Внеурочная деятельность | Форма проведения. | Количество часов |
1 | Разнообразие жизни в лесу: растительный мир леса (деревья, кус-тарники, травы) и животный мир леса | Экскурсия, Информационный проект | 4 |
2 | Встречи в лесу. | Фотовыставка. | 3 |
3 | «Экологические проблемы забайкальс-кого леса: хроника и люди» | Подбор статей из СМИ. | 3 |
4 | Личный вклад в защиту леса. | Творческий проект. | 2 |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
5 класс
№ | Содержание материала | Кол-во час |
1 | Введение | 1 |
2 | География – наука о планете Земля. Практическая работа №1. | 1 |
3 | География в древности. | 1 |
4 | География в эпоху Средневековья. | 1 |
5 | Эпоха Великих географических открытий. | 1 |
6 | Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Практическая работа №2. | 1 |
7 | Географические открытия 17-19 века. | 1 |
8 | Географические исследования 20-21 века. | 1 |
9 | Контрольная работа №1 | |
10 | Понятие о плане местности. Практическая работа №3 | 1 |
11 | Масштаб. | 1 |
12 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №4 | 1 |
13 | Составление простейших планов местности. | 1 |
14 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 |
15 | Глобус. Географическая карта. | 1 |
16 | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 |
17 | Географическая широта. | 1 |
18 | Географическая долгота. Практическая работа №5 | 1 |
19 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 |
20 | Земля в Солнечной системе и во Веселенной. | 1 |
21 | Географические следствия осевого вращения Земли. | 1 |
22 | Географические следствия орбитального движения Земли. | 1 |
23 | Распределение солнечного света и тепла на Земле. | 1 |
24 | Внутреннее строение Земли. | 1 |
25 | Образование горных пород. Практическая работа №6 | 1 |
26 | Рельеф суши. Горы. | 1 |
27 | Равнины. Практическая работа №7 | 1 |
28 | Внешние процессы, влияющие на формирование рельефа. | 1 |
29 | Внутренние процессы, влияющие на формирование рельефа. | 1 |
30 | Рельеф дна Мирового океана. Контрольная работа №2 | 1 |
31 | Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» | 1 |
32 | Резерв | 1 |
33 | Резерв | 1 |
34 | Резерв | 1 |
6 класс
| Название раздела | Практические работы Практикумы | Контрольные работы | Кол-во часов (всего) |
1 | Ведение. | 1 | - | 2 |
2 | Гидросфера | 2 | | 9 |
3 | Атмосфера | 1 | 1 | 13 |
4 | Биосфера | 2 | | 7 |
5 | Географическая оболочка. | 3 | 1 | 3 |
| Итого | 7 | 2 | 34 |
Практическая часть
Вид работы | тема |
Практическая работа №1 | « Маршруты путешественников» на к/карте |
Практическая работа №2 | « Течения в океане» |
Практическая работа №3 | «Описание внутренних вод по плану». |
Практическая работа №4 | «Построение розы ветров» |
Практическая работа №5 | «Распространение природных зон на Земле» |
Практическая работа №6 | «Описание природного комплекса» |
Практическая работа №7 | «Политическая карта мира» |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
6 класс
№ | Содержание материала | Кол-во час | Цифровые учебно-методические материалы. |
1 | Введение. Практическая работа № 1 « Маршруты путешественников» | 1 | |
2 | Географические координаты. | 1 | |
3 | Гидросфера. Вода на Земле. | 1 | |
4 | Часть мирового океана. Свойства вод океана. | 1 | |
5 | Движение воды в океане. Практическая работа № 2 « Течения в океане» | 1 | |
6 | Подземные воды. | 1 | |
7 | Реки. | 1 | |
8 | Озёра. | 1 | |
9 | Практическая работа № 3 «Описание внутренних вод по плану». | 1 | |
10 | Ледники. | 1 | |
11 | Многолетняя мерзлота. | 1 | |
12 | Атмосфера. Строение, изучение, значение атмосферы. | 1 | |
13 | Температура воздуха. | 1 | |
14 | Практикум с. 49 | 1 | |
15 | Годовой ход температуры воздуха | 1 | |
16 | Атмосферное давление. | 1 | |
17 | Ветер. | 1 | |
18 | Практическая работа №4: «Построение розы ветров» | 1 | |
19 | Водяной пар в атмосфере. Облака. | 1 | |
20 | атмосферные осадки | 1 | |
21 | Распределение солнечного тепла и света на Земле | 1 | |
22 | Погода и климат. | 1 | |
23 | Влияние океанов и рельефа суши на климат. | 1 | |
24 | Контрольная работа по атмосфере. | 1 | |
25 | Биосфера- оболочка Земли. | 1 | |
26 | Природные зоны Земли. Практическая работа № 5 в к/карте с 18-19. | 1 | |
27 | Практическая работа № 6 «Описание природного комплекса» | 1 | |
28 | Жизнь в океане. | 1 | |
29 | Воздействие организмов на земные оболочки. | 1 | |
30 | Человек – часть биосферы. | 1 | |
31 | Природа и человек. Практическая работа №7 в к/карте с. 20 | 1 | |
32 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
33 | Географическая оболочка. | 1 | |
34 | Природно -территориальный комплекс. | 1 | |