СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа география 5-6 кл

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа география 5-6 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9 г. Нерчинск





СОГЛАСОВАНО

зам. директора по НМР


__________ И.С. Бронникова


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №9

___________ Т.И. Кудрявцева












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

география

для 5-6 класса

2022-2023 учебный год











Составил(а )

учитель _Саблина Лилия Валентиновна_

МБОУ СОШ №9









Нерчинск 2021г.







Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «География - 5» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по географии , учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска на 2022-2023 учебный год.

Программа соответствует учебнику «Географии» для 5 классов по учебно - методическому комплекту «Классическая география» авторы Н.А. Максимов, Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, В.В. Барабанов. Из-во «Просвещение».

Программа разработана в соответствии с:

  • с Законом РФ «Об образовании» (статьи 9, 12,13,23);

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 No 1015;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

  • Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 No1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» ;

  • «Положением о разработке и утверждении программ по учебным предметам» МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска.

Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска программа для 5 класса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:


  • На итоговое повторение в конце года 1 час,

  • остальные часы распределила по всем темам;


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.


Межпредметные результаты.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  1. формулировать и удерживать учебную задачу;

  2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;

  3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  4. предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

  5. составлять план и последовательность действий;

  6. осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  7. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  8. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;


учащиеся получат возможность научиться:

  1. определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  2. предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  3. осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  4. выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

  5. концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;


познавательные

учащиеся научатся:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  2. применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  3. осуществлять смысловое чтение;

  4. создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

  5. самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных проблем;

  6. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;

  7. понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  8. находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;


учащиеся получат возможность научиться:

  1. устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  2. формировать учебную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКГ-компетентности);

  3. видеть географическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  4. выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходи­мость их проверки;

  5. планировать и осуществлять деятельность исследовательского характера;

  6. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы;

  7. интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
    в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  8. оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  9. устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи­телем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаи­вать своё мнение;

  3. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  4. разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  5. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  6. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Предметные результаты.

Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных);

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;


В рабочую программу включена программа модуля «Устойчивое развитие региона».

Цель модуля: содействие воспитанию экологической культуры обучающихся путём освоения основ экологических знаний, умений и навыков, приобретения опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности.

Задачи курса:

– формирование у обучающихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и человека;

– понимание обучающимися путей и механизмов решения региональных проблем;

– помощь обучающимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;

– воспитание у обучающихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;

– развитие у обучающихся умений и навыков по оценке и прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкалья;

– формирование у обучающихся опыта реализации социально значимых экологических проектов;

– приобретение обучающимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.


2.1.Содержание учебного предмета:

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится 1 ч в неделю в 5 - 6 классе, 2 часа в неделю в 7-9 классах.

Общее количество часов в 5 классе по данному курсу составляет 34 часов географии.


5 класс


Содержание материала

Кол-во час

Географическое изучение Земли.

8

Изображения земной поверхности.

13

Земля- планета солнечной системы.

4

Оболочки Земли.

9



Практическая часть

Вид работы

тема

Практическая работа №1

Наблюдение за погодой.

Практическая работа №2

Составить маршрут путешественников.

Практическая работа №3

План местности.

Практическая работа №4

Определение направлений и расстояний на карте.

Практическая работа №5

Определение географических координат.

Практическая работа №6

Сравнение свойств горных пород.

Практическая работа №7

Нанесение на контурную карту горных систем.

Практическая работа №8

Нанесение на контурную карту островов, полуостровов.








Использование часов из программы модуля «Устойчивое развитие региона»:

№ урока

Основная тема урока

Тема с включением программы модуля

2

Науки о природе.

Науки о природе. Экология – как наука.

30

Живая оболочка Земли.


Живая оболочка Земли. Проект «Лес глазами

художника».

32

Человек и природа.

Человек и природа. Экологические проблемы Забайкалья.

33

Природа своей местности.

Природа своей местности. Беды забайкальского леса и как с ними бороться.

34

Обобщающий урок.

Обобщающий урок. Проблемы охраны леса.






Внеурочная деятельность

Форма проведения.

Количество часов

1

Разнообразие жизни в лесу: растительный мир леса (деревья, кус-тарники, травы) и животный мир леса

Экскурсия,

Информационный проект

4

2

Встречи в лесу.

Фотовыставка.

3

3

«Экологические проблемы забайкальс-кого леса: хроника и люди»

Подбор статей из СМИ.


3

4

Личный вклад в защиту леса.

Творческий проект.

2









3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

5 класс

Содержание материала

Кол-во час

1

Введение

1

2

География – наука о планете Земля. Практическая работа №1.

1

3

География в древности.

1

4

География в эпоху Средневековья.

1

5

Эпоха Великих географических открытий.

1

6

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Практическая работа №2.

1

7

Географические открытия 17-19 века.

1

8

Географические исследования 20-21 века.

1

9

Контрольная работа №1


10

Понятие о плане местности. Практическая работа №3

1

11

Масштаб.

1

12

Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №4

1

13

Составление простейших планов местности.

1

14

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

15

Глобус. Географическая карта.

1

16

Градусная сеть на глобусе и картах.

1

17

Географическая широта.

1

18

Географическая долгота. Практическая работа №5

1

19

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

20

Земля в Солнечной системе и во Веселенной.

1

21

Географические следствия осевого вращения Земли.

1

22

Географические следствия орбитального движения Земли.

1

23

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

1

24

Внутреннее строение Земли.

1

25

Образование горных пород. Практическая работа №6

1

26

Рельеф суши. Горы.

1

27

Равнины. Практическая работа №7

1

28

Внешние процессы, влияющие на формирование рельефа.

1

29

Внутренние процессы, влияющие на формирование рельефа.

1

30

Рельеф дна Мирового океана. Контрольная работа №2

1

31

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

1

32

Резерв

1

33

Резерв

1

34

Резерв

1




6 класс



Название раздела

Практические работы

Практикумы

Контрольные работы

Кол-во часов

(всего)

1

Ведение.

1

-

2

2

Гидросфера

2


9

3

Атмосфера

1

1

13

4

Биосфера

2


7

5

Географическая оболочка.

3

1

3


Итого

7

2

34


Практическая часть

Вид работы

тема

Практическая работа №1

« Маршруты путешественников» на к/карте

Практическая работа №2

« Течения в океане»

Практическая работа №3

«Описание внутренних вод по плану».

Практическая работа №4

«Построение розы ветров»

Практическая работа №5

«Распространение природных зон на Земле»

Практическая работа №6

«Описание природного комплекса»

Практическая работа №7

«Политическая карта мира»



3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

6 класс

Содержание материала

Кол-во час

Цифровые учебно-методические материалы.

1

Введение. Практическая работа № 1 « Маршруты путешественников»

1


2

Географические координаты.

1


3

Гидросфера.

Вода на Земле.

1


4

Часть мирового океана. Свойства вод океана.

1


5

Движение воды в океане. Практическая работа № 2 « Течения в океане»

1


6

Подземные воды.

1


7

Реки.

1


8

Озёра.

1


9

Практическая работа № 3

«Описание внутренних вод по плану».

1


10

Ледники.

1


11

Многолетняя мерзлота.

1


12

Атмосфера.

Строение, изучение, значение атмосферы.

1


13

Температура воздуха.

1


14

Практикум с. 49

1


15

Годовой ход температуры воздуха

1


16

Атмосферное давление.

1


17

Ветер.

1


18

Практическая работа №4: «Построение розы ветров»

1


19

Водяной пар в атмосфере. Облака.

1


20

атмосферные осадки

1


21

Распределение солнечного тепла и света на Земле

1


22

Погода и климат.

1


23

Влияние океанов и рельефа суши на климат.

1


24

Контрольная работа по атмосфере.

1


25

Биосфера- оболочка Земли.


1


26

Природные зоны Земли. Практическая работа № 5 в к/карте с 18-19.


1


27

Практическая работа № 6

«Описание природного комплекса»

1


28

Жизнь в океане.

1


29

Воздействие организмов на земные оболочки.

1


30

Человек – часть биосферы.

1


31

Природа и человек.

Практическая работа №7 в к/карте с. 20

1


32

Итоговая контрольная работа.

1


33

Географическая оболочка.

1


34

Природно -территориальный комплекс.

1