СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа география 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 6 класс для учащихся с умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа география 6 класс»


Министерство образования Омской области

КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»



СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УР

____________/ Коншу Я.Ю./


УТВЕРЖДАЮ

Приказ № от 2023г.

дир.школы_________/Шведкова Т.С/




Рабочая программа

учебного предмета


«География»



6 класс


(адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы

для детей с умственной отсталостью)


2023– 2024 учебный год





Составитель: Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна,

учитель высшей категории.














2023 г.




Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

  • Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:

- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;

- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;

- Расписание учебных занятий на текущий учебный год.

Преподавание ведётся по учебнику входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.


Учебная цель программы:

-формирование у учащихся с ОВЗ элементарных географических понятий и представлений, входящих в систему географических знаний.

Задачи программы:

  • Формирование более точных географических представлений о формах поверхности Земли;

  • Сформировать умения: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам; выявлять на месте особенности рельефа; читать планы местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания географических объектов с опорой на карту; показывать на карте географические объекты;

  • Развивать устную речь, внимание, память, наблюдательность, мышление, зрительное восприятие средствами предмета «География»;  

  • Совершенствовать владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • Способствовать социальной адаптации обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Воспитательная цель программы:

- используя воспитательныевозможности содержания учебногопредмета создать благоприятные условия дляусвоения умственно отсталыми обучающимисясоциальнозначимыхзнанийосновныхнормитрадицийтогообщества,вкоторомониживут.

Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.


Общая характеристика курса «География»

Программаориентирована на учебник: География6класс:учеб.дляобразоват организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- 15-е изд. – М.: Просвещение, 2021 – 184с.: ил. –ISBN 978-5-09-07808, входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.

В структуре психики ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах (на экскурсиях и с использованием видеофильмов и презентаций). Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии - "План и карта". При изучении этой темы следует осуществлять постепенный переход от черчения плана стола, класса, школьного участка (достаточный уровень) к чтению планов местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и "звездочке ориентирования" (минимальный уровень). Работу с компасом усваивают более сильные учащиеся (достаточный уровень)

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возмож­ностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с умственной отсталостью: они учатся анализировать, сравнивать изу­чаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зави­симости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображе­ние учащихся. Систематическая словарная работа на уроках геогра­фии расширяет лексический запас учащихся помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Недостаточность психики умственно отсталых детей проявляется во всех видах деятельности и в особенностях личности. У этих детей наблюдается неустойчивость внимания и сужения его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания. Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющее обучение умственно отсталых школьников, обуславливает многочисленные трудности в преподавании им элементарной географии. Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно- следственных зависимостей.

Бедность словаря, недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, различные речевые дефекты осложняют систематическое приобретение и усвоение знаний по географии.

Особенности памяти у умственно отсталых учеников и процесса активизации и воспроизведения полученных знаний также влияют на усвоение географии.

Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся географии порождают наблюдаемое у них недоразвитие воображения, систему пространственного анализа и умения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой.

Благодаря коррекционно- воспитательной работе, а также хорошо поставленному обучению географии, осуществляемому в адаптивной школе, недостатки познавательной деятельности и развития у умственно отсталых учащихся, в значительной степени сглаживаются, и выпускники школыготовы к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.


Основной формой организации учебного процесса является урок.

Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:

словесные методы:рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий, планов, карт): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.

Средствами обучения географии в 6 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «География»:


Год обучения

Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за учебный год

6 класс

2

34

68

7 класс

2

34

68

8 класс

2

34

68

9 класс

2

34

68




272часа



Согласно школьному учебному плану на изучение географии в 6 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 6 класса следующих личностных, предметных и воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:


Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями шестиклассников: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты на конец года:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

-названия основных сторон горизонта;

-основные формы земной поверхности;

-названия водомов;

-основные правила безопасного поведения в природе;

-условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географичской карты;

-названия материков и океанов;

-значение Солнца для жизни на Земле;

-название нашей страны, ее столицы;

-название родного края, города, поселка.

Учащиеся должны уметь:

-делать простые схематические зарисовки;

-состовлять рассказы об изучемых географических бъектах из предложенных учителем предложений;

-покзывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем.

Обучающиеся длжны знать:

-что изучает география;

-горизонт, линию и стороны горизонта;

-основные формы земной поверхности;

-виды водоемов, их различия;

-меры по охране воды от загрязнения;

-отличие плана от рисунка и географической карты;

Основные направления на плане, географической карте;

-условные цвета и основные знаки географической карты;

-распределение суши и воды на Земле:

-материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

-Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

-кругосветные путешествия доказывающие шарообразность Земли;

-значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;

-различие в нагревании и освещении земнй поверхности Солнцем;

-географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;

-название географических объектов, обозначенных в программе потеме "Карта России".

Учащиеся должны уметь:

-определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

-выявлять на местности особенности рельефа, водемов;

-делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;

-ориентироваться на географической карте и глобусе;

-читать географическую карту (условные цвета и знаки);

-составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

-показывать на карте объеекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте.



Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Воспитательные результаты представлены следующими умениями шестиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Система оценивания знаний и умений обучающихся

Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%


Формы контроля

Критерии оценок

1.Устный ответ


Оценка «5» ставится ученику, если он: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Оценка «4» ставится ученику, если он:показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

Оценка «3» ставится ученику, если он: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Оценка «2» ставится ученику, если он: при ответе (на один вопрос) допускает, более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

Оценка «1» ставится ученику, не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка «5» ставится ученику, если он: выполнил работу без ошибок и недочетов;

Оценка «4» ставится ученику, если он: допустил не более двух ошибок;

Оценка «3» ставится ученику, если он: допустил не более двух грубых ошибок и одного недочета;

Оценка «2»допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

Оценка «1» ставится ученику, правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


3.Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Оценка «5» ставится ученику, если: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки;

Оценка «4» ставится ученику, если: практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;

Оценка «3» ставится ученику, если: практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами;

Оценка «2» ставится ученику, если обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося;

Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к выполнению этой работы.

Оценка «1» ставится ученику, если руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


4.Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка «5» ставится ученику, если он: показываетправильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы;

Оценка «4» ставится ученику, если он: показываетправильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов;

Оценка «3» ставится ученику, если он: показывает правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов;

Оценка «2» ставится ученику, если он: показывает неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов;

Оценка «1» ставится ученику, полное неумение использовать карту и источники знаний






Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.


Раздел


Кол-во часов


Содержание раздела


Воспитательные задачи раздела

Формы организации обучения:


Основные виды учебной деятельности

6 класс (68 часов)




урок (40 минут) — основная форма;

учебная экскурсия на природу;

фронтальные занятия,

групповые занятия,

парные занятия

индивидуальные занятия.


1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

4Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.

5: Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

Введение

5

География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников.

Ориентирование на местности

5

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Формы поверхности Земли

4

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские, холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Вода на Земле

10

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, её части. Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

План и карта.

9

Рисунок и план предмета. Масштаб. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб карты. условные цвета географической карты. Физическая карта России.

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Земной шар

14

Краткие сведения о Земле, Луне, Солнце. планеты. Шарообразность Земли. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате. Основные типы климата.

-применение на уроках интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике

Карта России

19

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Москва - столица нашей Родины. Границы России. Морские границы и сухопутные. Моря, острова и полуострова России. Работа с контурными картами. Рельеф нашей страны. Горы, реки, озера, крупные города России. Наш край на физической карте России.

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;

Повторение

2

Наша страна. Москва - столица - нашей Родины. Города. Наша местность.

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;




Основные виды учебной деятельности:

Виды учебной деятельности

Виды работ

1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.


1. Работа с учебником.

2. Работа с дополнительной литературой.

3. Наблюдение.

4. Работа с раздаточным материалом.

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

1. Работа по алгоритму, инструкции.

2. Работа с контурными картами.

3. Выполнение заданий по классификации.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

1. Выполнение практических упражнений.

  1. Составление схем их анализ.

  2. Выявление ошибок.

4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.


1. Подготовка докладов и рефератов.

2. Построение гипотезы.

3. Выполнение работ с элементами исследований.

4.Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»

5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

1. Работа с заданиями с выбором ответа.

2. Работа с тренажерами.

3. Работа с тестовыми заданиями

4. Интерактивные таблицы

5. Объяснение наблюдаемых явлений.

6. Анализ проблемных ситуаций.


Методическая литература

1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.

2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.

4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. [Текст]: - Киев, 1985.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т. М. Лифанова и др./- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019.-310 с.

7. Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Наш край: Приложение к учебнику «География. Государства Евразии для 9 класса: Учебное пособие для 9 класса специальных образовательных учреждений VIII вида. - Ижевск: Удмуртия, 2006.-152 с.

8. Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Географии. 6 класс. / учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. /Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 8-изд. - М.: Просвещение, 2016.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.)

9. Н.А.Касаткина Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям по географии в 6-8 классах. Волгоград: Учитель, 2004







Календарно-тематическое планирование


№ п/п

(№ урока)

План, сроки проведения


Факт, сроки проведения


Тема урока

Форма учебного

занятия,

урока

Тип

учебного

занятия,

урока

Виды учебной

деятельности обучающихся на уроке

Введение-5 часов

1.

04.09

05.09


Введение. Что изучает география.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, дополнительной литературой

2.

06.09

06.09


Наблюдения за изменениями высоты, солнца и погоды.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий по классификации, работа с дополнительной литературой

3.

11.09

12.09


Явления природы.

урок

Комбинированный

Работа со словарем, работа с учебником

4.

13.09

13.09


Географические сведения о своей местности и труде населения.


урок

Комбинированный

Работа с раздаточным материалом

5.

18.09

19.09


Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки умений и навыков, полученных в 1—5 классах.

урок

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой

Ориентирование на местности-5 часов

6.

20.09

20.09


Горизонт. Линия горизонта.

урок

Комбинированный

Усвоение нового понятия, работа с учебником, словарем, таблицей

7.

25.09

26.09


Стороны горизонта

урок

Комбинированный

Работа с учебником, схемами

8.

27.09

27.09


Компас и правила пользования им.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, компасом

9.

02.10

03.10


Ориентирование по местным признакам и природы.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, дополнительной литературой

10

04.10

04.10


Ориентирование на местности

урок

Комбинированный

Работа с компасом

Формы поверхности Земли-4 часа

11.

09.10

10.10


Формы поверхности Земли

Равнины, холмы

урок

Урок обобщения и систематизации

Работа с учебником, физической картой, схемами, макетами

12.

11.10

11.10


Рельеф местности

урок

Комбинированный

Работа с таблицами, макетами

13

16.10

17.10


Овраги, их образование

урок

Комбинированный

Работа с учебником, схемами

14.

18.10

18.10


Горы. Землетрясения. Извержения вулканов

урок

Комбинированный

Работа с учебниками, дополнительной литературой схемами

Вода на Земле-10 часов

15.

23.10

24.10


Вода на Земле.

Вода в природе.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, по инструкции учителя

16.

25.10

25.10


Родник, его образование

урок

Комбинированный

Составление схемы родника, и ее анализ

17.

13.11

08.11


Колодец. Водопровод.

урок

Комбинированный

Составление схемы колодца, анализ схемы

18.

15.11

14.11


Части реки. Равнинные и горные реки.

урок

Комбинированный

Составление схемы части реки, анализ схемы

19.

20.11

15.1


Как люди используют реки.


урок

Комбинированный

Заполнение таблицы «Как люди используют реки»

20.

22.11

21.11


Озёра, водохранилища, пруды.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, словарем

21.

27.1222.11


Болота, их осушения.

урок

Комбинированный

Составление схемы болот, анализ схемы

22.

29.11

28.11


Океаны и моря.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, словарем, географической картой

23

04.12

29.11


Острова и полуострова.

урок

Урок обобщения и систематизации

Работа с учебником, словарем, географической картой

24.

06.12

05.12


Водоёмы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, дополнительной литературой

План и карта-9 часов

25.

11.12

06.12


План и карта. Рисунок и план предмета.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, планом, картой и рисунком

26.

13.12

12.12


План и масштаб.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, таблицей

27.

18.12

13.12


План класса.

урок

Комбинированный

Составление чертежа плана класса в заданном масштабе

28.

20.12

19.12


План школьного участка.

урок

Комбинированный

Составление чертежа пришкольного участка в заданном масштабе

29

25.12

20.12


Условные знаки плана местности.



Зарисовка условных знаков в тетрадь

30

27.12

26.12


План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, планом и картой

31

10.01

27.12


Условные цвета физической карты.

урок

Комбинированный

Работа с физической картой

32.

15.01

10.01


Условные знаки физической карты.

урок

Комбинированный

Зарисовка условных знаков физической карты в тетрадь

33.

17.01

16.01


Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

урок

Урок обобщения и систематизации

Систематизация знаний, работа с физической картой

Земной шар-14 часов

34

22.01

17.01


Краткие сведения о Земле, солнце, луне.

урок

Урок развития речи

Составление рассказа по плану и опорным словам

35.

24.01

23.01


Планеты.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, схемами

36.

29.01

24.01


Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса.

урок

Комбинированный

Словесное рисование Земли из космоса

37.

31.01

30.01


Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, глобусом

38.

05.02

31.01


Физическая карта полушарий.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, физической картой

39.

07.02

06.02


Распределение воды и суши на Земле.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, схемами

40.

12.02

07.02


Океаны на глобусе и карте полушарий.

урок

Комбинированный

Работа с картой полушарий

41.

14.02

13.02


Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка.

урок

Комбинированный

Работа с картой полушарий

42.

19.02

14.02


Первое кругосветное путешествие.

урок

Комбинированный

Работа с картой полушарий, глобусом

43.

21.02

20.02


Значение Солнца. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

урок

Комбинированный

Работа по классификации

Систематизация знаний

44

26.02

21.02


Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

урок

Комбинированный

Работа по алгоритму, инструкции

45

28.02

27.02


Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте

46

04.03

28.02


Природа тропического пояса.


урок

Комбинированный

Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте

47

06.03

05.03


Природа умеренных и полярных поясов.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте

Карта России-19 часов

48

11.03

06.03


Географическое положение России на карте.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, картой России

49

13.03

12.03


Столица России - Москва

урок

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой, подготовка реферата о Москве

50

18.03

13.03


Границы России. Сухопутные границы на западе и на юге.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

51

20.03

19.03


Морские границы России. Моря Северного Ледовитого океана




урок

Урок обобщения и систематизации

Выполнение заданий в контурной карте

52

01.04

20.03


Моря Тихого и Атлантического океанов.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

53

03.04

02.04


Острова и полуострова России.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

54

08.04

03.04


Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

урок

Комбинированный

Систематизация знаний

Работа по классификации

55

10.04

09.04


Работа с контурными картами

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

56

15.04

10.04


Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, дополнительной лит-рой

57

17.04

16.04


Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

урок

Урок обобщения и систематизации

Самостоятельная работа

Выбор правильного ответа

58

22.04

17.04


Работа с контурными картами

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

59

24.04

23.04


Реки: Волга с Окой и Камой.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

60

29.04

24.04


Реки: Дон, Днепр, Урал.

урок

Комбинированный

Работа по классификации

Систематизация знаний

61

01.05

30.04


Реки Сибири: Обь, Енисей

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

62


06.05

01.05


Реки Лена и Амур.

урок

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Выбор правильного ответа

63

08.05

07.05


Озера России.

урок

Урок обобщения и систематизации

Выполнение заданий в контурной карте

64

13.05

08.05


Крупные города.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

65

15.05

14.05


Народы России.

урок

Комбинированный

Подготовка реферата о традициях и обычаях своего народа

66

20.05

15.05


Экскурсия в краеведческий музей.

урок

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой

Повторение-2 часа

67

22.05

21.05


Контрольная работа за год.

урок

Комбинированный

Работа с тестовыми заданиями

68

22.05


Повторительно-обобщающий урок.

урок

Комбинированный

Работа по алгоритму, работа с дополнительной литературой.








































Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведенияпо плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Дата проведенияпо факту

























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!