Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО зам.директора по УР ____________/ Коншу Я.Ю./ | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от 2023г. дир.школы_________/Шведкова Т.С/ |
Рабочая программа
учебного предмета
«География»
6 класс
(адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2023– 2024 учебный год
Составитель: Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна,
учитель высшей категории.
2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Расписание учебных занятий на текущий учебный год.
Преподавание ведётся по учебнику входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Учебная цель программы:
-формирование у учащихся с ОВЗ элементарных географических понятий и представлений, входящих в систему географических знаний.
Задачи программы:
Формирование более точных географических представлений о формах поверхности Земли;
Сформировать умения: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам; выявлять на месте особенности рельефа; читать планы местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания географических объектов с опорой на карту; показывать на карте географические объекты;
Развивать устную речь, внимание, память, наблюдательность, мышление, зрительное восприятие средствами предмета «География»;
Совершенствовать владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Способствовать социальной адаптации обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Воспитательная цель программы:
- используя воспитательныевозможности содержания учебногопредмета создать благоприятные условия дляусвоения умственно отсталыми обучающимисясоциальнозначимыхзнанийосновныхнормитрадицийтогообщества,вкоторомониживут.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Общая характеристика курса «География»
Программаориентирована на учебник: География6класс:учеб.дляобразоват организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- 15-е изд. – М.: Просвещение, 2021 – 184с.: ил. –ISBN 978-5-09-07808, входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
В структуре психики ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах (на экскурсиях и с использованием видеофильмов и презентаций). Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии - "План и карта". При изучении этой темы следует осуществлять постепенный переход от черчения плана стола, класса, школьного участка (достаточный уровень) к чтению планов местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и "звездочке ориентирования" (минимальный уровень). Работу с компасом усваивают более сильные учащиеся (достаточный уровень)
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с умственной отсталостью: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас учащихся помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Недостаточность психики умственно отсталых детей проявляется во всех видах деятельности и в особенностях личности. У этих детей наблюдается неустойчивость внимания и сужения его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания. Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющее обучение умственно отсталых школьников, обуславливает многочисленные трудности в преподавании им элементарной географии. Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно- следственных зависимостей.
Бедность словаря, недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, различные речевые дефекты осложняют систематическое приобретение и усвоение знаний по географии.
Особенности памяти у умственно отсталых учеников и процесса активизации и воспроизведения полученных знаний также влияют на усвоение географии.
Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся географии порождают наблюдаемое у них недоразвитие воображения, систему пространственного анализа и умения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой.
Благодаря коррекционно- воспитательной работе, а также хорошо поставленному обучению географии, осуществляемому в адаптивной школе, недостатки познавательной деятельности и развития у умственно отсталых учащихся, в значительной степени сглаживаются, и выпускники школыготовы к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы:рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий, планов, карт): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения географии в 6 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «География»:
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
6 класс | 2 | 34 | 68 |
7 класс | 2 | 34 | 68 |
8 класс | 2 | 34 | 68 |
9 класс | 2 | 34 | 68 |
| | | 272часа |
Согласно школьному учебному плану на изучение географии в 6 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 6 класса следующих личностных, предметных и воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями шестиклассников: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты на конец года:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Обучающиеся должны знать: -названия основных сторон горизонта; -основные формы земной поверхности; -названия водомов; -основные правила безопасного поведения в природе; -условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географичской карты; -названия материков и океанов; -значение Солнца для жизни на Земле; -название нашей страны, ее столицы; -название родного края, города, поселка. Учащиеся должны уметь: -делать простые схематические зарисовки; -состовлять рассказы об изучемых географических бъектах из предложенных учителем предложений; -покзывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем. | Обучающиеся длжны знать: -что изучает география; -горизонт, линию и стороны горизонта; -основные формы земной поверхности; -виды водоемов, их различия; -меры по охране воды от загрязнения; -отличие плана от рисунка и географической карты; Основные направления на плане, географической карте; -условные цвета и основные знаки географической карты; -распределение суши и воды на Земле: -материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; -Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; -кругосветные путешествия доказывающие шарообразность Земли; -значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; -различие в нагревании и освещении земнй поверхности Солнцем; -географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий; -название географических объектов, обозначенных в программе потеме "Карта России". Учащиеся должны уметь: -определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; -выявлять на местности особенности рельефа, водемов; -делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; -ориентироваться на географической карте и глобусе; -читать географическую карту (условные цвета и знаки); -составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и картины; -показывать на карте объеекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте. |
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Воспитательные результаты представлены следующими умениями шестиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:
Оценка | % выполнения заданий |
удовлетворительно | 35 – 50% |
хорошо | 50 – 65% |
очень хорошо | свыше 65% |
Формы контроля | Критерии оценок |
1.Устный ответ | Оценка «5» ставится ученику, если он: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; Оценка «4» ставится ученику, если он:показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; Оценка «3» ставится ученику, если он: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Оценка «2» ставится ученику, если он: при ответе (на один вопрос) допускает, более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя; Оценка «1» ставится ученику, не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. | Оценка «5» ставится ученику, если он: выполнил работу без ошибок и недочетов; Оценка «4» ставится ученику, если он: допустил не более двух ошибок; Оценка «3» ставится ученику, если он: допустил не более двух грубых ошибок и одного недочета; Оценка «2»допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; Оценка «1» ставится ученику, правильно выполнил не более 10 % всех заданий. |
3.Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. | Оценка «5» ставится ученику, если: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки; Оценка «4» ставится ученику, если: практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы; Оценка «3» ставится ученику, если: практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами; Оценка «2» ставится ученику, если обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося; Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к выполнению этой работы. Оценка «1» ставится ученику, если руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. |
4.Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний. | Оценка «5» ставится ученику, если он: показываетправильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы; Оценка «4» ставится ученику, если он: показываетправильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов; Оценка «3» ставится ученику, если он: показывает правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов; Оценка «2» ставится ученику, если он: показывает неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов; Оценка «1» ставится ученику, полное неумение использовать карту и источники знаний |
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел | Кол-во часов | Содержание раздела | Воспитательные задачи раздела | Формы организации обучения: | Основные виды учебной деятельности |
6 класс (68 часов) | | | | урок (40 минут) — основная форма; учебная экскурсия на природу; фронтальные занятия, групповые занятия, парные занятия индивидуальные занятия. | 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. 4Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. 5: Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний |
Введение | 5 | География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. | - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. |
Ориентирование на местности | 5 | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. | - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. |
Формы поверхности Земли | 4 | Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские, холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. | - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. |
Вода на Земле | 10 | Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, её части. Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения. | - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. |
План и карта. | 9 | Рисунок и план предмета. Масштаб. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб карты. условные цвета географической карты. Физическая карта России. | - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. |
Земной шар | 14 | Краткие сведения о Земле, Луне, Солнце. планеты. Шарообразность Земли. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Материки и океаны на глобусе и карте полушарий. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате. Основные типы климата. | -применение на уроках интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике |
Карта России | 19 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Москва - столица нашей Родины. Границы России. Морские границы и сухопутные. Моря, острова и полуострова России. Работа с контурными картами. Рельеф нашей страны. Горы, реки, озера, крупные города России. Наш край на физической карте России. | - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; |
Повторение | 2 | Наша страна. Москва - столица - нашей Родины. Города. Наша местность. | - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; | | |
Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности | Виды работ |
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. | 1. Работа с учебником. 2. Работа с дополнительной литературой. 3. Наблюдение. 4. Работа с раздаточным материалом. |
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. | 1. Работа по алгоритму, инструкции. 2. Работа с контурными картами. 3. Выполнение заданий по классификации. |
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. | 1. Выполнение практических упражнений. Составление схем их анализ. Выявление ошибок. |
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. | 1. Подготовка докладов и рефератов. 2. Построение гипотезы. 3. Выполнение работ с элементами исследований. 4.Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?» |
5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний | 1. Работа с заданиями с выбором ответа. 2. Работа с тренажерами. 3. Работа с тестовыми заданиями 4. Интерактивные таблицы 5. Объяснение наблюдаемых явлений. 6. Анализ проблемных ситуаций. |
Методическая литература
1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.
3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.
4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. [Текст]: - Киев, 1985.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т. М. Лифанова и др./- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019.-310 с.
7. Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Наш край: Приложение к учебнику «География. Государства Евразии для 9 класса: Учебное пособие для 9 класса специальных образовательных учреждений VIII вида. - Ижевск: Удмуртия, 2006.-152 с.
8. Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Географии. 6 класс. / учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. /Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 8-изд. - М.: Просвещение, 2016.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.)
9. Н.А.Касаткина Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям по географии в 6-8 классах. Волгоград: Учитель, 2004
Календарно-тематическое планирование
№ п/п (№ урока) | План, сроки проведения | Факт, сроки проведения | Тема урока | Форма учебного занятия, урока | Тип учебного занятия, урока | Виды учебной деятельности обучающихся на уроке |
Введение-5 часов |
1. | 04.09 05.09 | | Введение. Что изучает география. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, дополнительной литературой |
2. | 06.09 06.09 | | Наблюдения за изменениями высоты, солнца и погоды. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий по классификации, работа с дополнительной литературой |
3. | 11.09 12.09 | | Явления природы. | урок | Комбинированный | Работа со словарем, работа с учебником |
4. | 13.09 13.09 | | Географические сведения о своей местности и труде населения. | урок | Комбинированный | Работа с раздаточным материалом |
5. | 18.09 19.09 | | Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки умений и навыков, полученных в 1—5 классах. | урок | Комбинированный | Работа с дополнительной литературой |
Ориентирование на местности-5 часов |
6. | 20.09 20.09 | | Горизонт. Линия горизонта. | урок | Комбинированный | Усвоение нового понятия, работа с учебником, словарем, таблицей |
7. | 25.09 26.09 | | Стороны горизонта | урок | Комбинированный | Работа с учебником, схемами |
8. | 27.09 27.09 | | Компас и правила пользования им. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, компасом |
9. | 02.10 03.10 | | Ориентирование по местным признакам и природы. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, дополнительной литературой |
10 | 04.10 04.10 | | Ориентирование на местности | урок | Комбинированный | Работа с компасом |
Формы поверхности Земли-4 часа |
11. | 09.10 10.10 | | Формы поверхности Земли Равнины, холмы | урок | Урок обобщения и систематизации | Работа с учебником, физической картой, схемами, макетами |
12. | 11.10 11.10 | | Рельеф местности | урок | Комбинированный | Работа с таблицами, макетами |
13 | 16.10 17.10 | | Овраги, их образование | урок | Комбинированный | Работа с учебником, схемами |
14. | 18.10 18.10 | | Горы. Землетрясения. Извержения вулканов | урок | Комбинированный | Работа с учебниками, дополнительной литературой схемами |
Вода на Земле-10 часов |
15. | 23.10 24.10 | | Вода на Земле. Вода в природе. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, по инструкции учителя |
16. | 25.10 25.10 | | Родник, его образование | урок | Комбинированный | Составление схемы родника, и ее анализ |
17. | 13.11 08.11 | | Колодец. Водопровод. | урок | Комбинированный | Составление схемы колодца, анализ схемы |
18. | 15.11 14.11 | | Части реки. Равнинные и горные реки. | урок | Комбинированный | Составление схемы части реки, анализ схемы |
19. | 20.11 15.1 | | Как люди используют реки. | урок | Комбинированный | Заполнение таблицы «Как люди используют реки» |
20. | 22.11 21.11 | | Озёра, водохранилища, пруды. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, словарем |
21. | 27.1222.11 | | Болота, их осушения. | урок | Комбинированный | Составление схемы болот, анализ схемы |
22. | 29.11 28.11 | | Океаны и моря. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, словарем, географической картой |
23 | 04.12 29.11 | | Острова и полуострова. | урок | Урок обобщения и систематизации | Работа с учебником, словарем, географической картой |
24. | 06.12 05.12 | | Водоёмы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, дополнительной литературой |
План и карта-9 часов |
25. | 11.12 06.12 | | План и карта. Рисунок и план предмета. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, планом, картой и рисунком |
26. | 13.12 12.12 | | План и масштаб. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, таблицей |
27. | 18.12 13.12 | | План класса. | урок | Комбинированный | Составление чертежа плана класса в заданном масштабе |
28. | 20.12 19.12 | | План школьного участка. | урок | Комбинированный | Составление чертежа пришкольного участка в заданном масштабе |
29 | 25.12 20.12 | | Условные знаки плана местности. | | | Зарисовка условных знаков в тетрадь |
30 | 27.12 26.12 | | План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, планом и картой |
31 | 10.01 27.12 | | Условные цвета физической карты. | урок | Комбинированный | Работа с физической картой |
32. | 15.01 10.01 | | Условные знаки физической карты. | урок | Комбинированный | Зарисовка условных знаков физической карты в тетрадь |
33. | 17.01 16.01 | | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | урок | Урок обобщения и систематизации | Систематизация знаний, работа с физической картой |
Земной шар-14 часов |
34 | 22.01 17.01 | | Краткие сведения о Земле, солнце, луне. | урок | Урок развития речи | Составление рассказа по плану и опорным словам |
35. | 24.01 23.01 | | Планеты. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, схемами |
36. | 29.01 24.01 | | Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. | урок | Комбинированный | Словесное рисование Земли из космоса |
37. | 31.01 30.01 | | Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, глобусом |
38. | 05.02 31.01 | | Физическая карта полушарий. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, физической картой |
39. | 07.02 06.02 | | Распределение воды и суши на Земле. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, схемами |
40. | 12.02 07.02 | | Океаны на глобусе и карте полушарий. | урок | Комбинированный | Работа с картой полушарий |
41. | 14.02 13.02 | | Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка. | урок | Комбинированный | Работа с картой полушарий |
42. | 19.02 14.02 | | Первое кругосветное путешествие. | урок | Комбинированный | Работа с картой полушарий, глобусом |
43. | 21.02 20.02 | | Значение Солнца. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). | урок | Комбинированный | Работа по классификации Систематизация знаний |
44 | 26.02 21.02 | | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | урок | Комбинированный | Работа по алгоритму, инструкции |
45 | 28.02 27.02 | | Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте |
46 | 04.03 28.02 | | Природа тропического пояса. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте |
47 | 06.03 05.03 | | Природа умеренных и полярных поясов. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте |
Карта России-19 часов |
48 | 11.03 06.03 | | Географическое положение России на карте. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, картой России |
49 | 13.03 12.03 | | Столица России - Москва | урок | Комбинированный | Работа с дополнительной литературой, подготовка реферата о Москве |
50 | 18.03 13.03 | | Границы России. Сухопутные границы на западе и на юге. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
51 | 20.03 19.03 | | Морские границы России. Моря Северного Ледовитого океана | урок | Урок обобщения и систематизации | Выполнение заданий в контурной карте |
52 | 01.04 20.03 | | Моря Тихого и Атлантического океанов. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
53 | 03.04 02.04 | | Острова и полуострова России. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
54 | 08.04 03.04 | | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | урок | Комбинированный | Систематизация знаний Работа по классификации |
55 | 10.04 09.04 | | Работа с контурными картами | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
56 | 15.04 10.04 | | Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, дополнительной лит-рой |
57 | 17.04 16.04 | | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | урок | Урок обобщения и систематизации | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
58 | 22.04 17.04 | | Работа с контурными картами | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
59 | 24.04 23.04 | | Реки: Волга с Окой и Камой. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
60 | 29.04 24.04 | | Реки: Дон, Днепр, Урал. | урок | Комбинированный | Работа по классификации Систематизация знаний |
61 | 01.05 30.04 | | Реки Сибири: Обь, Енисей | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
62 | 06.05 01.05 | | Реки Лена и Амур. | урок | Урок развития речи | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
63 | 08.05 07.05 | | Озера России. | урок | Урок обобщения и систематизации | Выполнение заданий в контурной карте |
64 | 13.05 08.05 | | Крупные города. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
65 | 15.05 14.05 | | Народы России. | урок | Комбинированный | Подготовка реферата о традициях и обычаях своего народа |
66 | 20.05 15.05 | | Экскурсия в краеведческий музей. | урок | Комбинированный | Работа с дополнительной литературой |
Повторение-2 часа |
67 | 22.05 21.05 | | Контрольная работа за год. | урок | Комбинированный | Работа с тестовыми заданиями |
68 | 22.05 | | Повторительно-обобщающий урок. | урок | Комбинированный | Работа по алгоритму, работа с дополнительной литературой. |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведенияпо плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприятие | Дата проведенияпо факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |