СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Геометрия 8

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии  с Государственными образовательными стандартами и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, который полностью отражают базовый уровень подготовки школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Геометрия 8»



СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ..7

Количество контрольных работ)…………………………………………………………..9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ 9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 10































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, который полностью отражают базовый уровень подготовки школьников.

Овладение обучающихся системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом изучения являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, о соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения школьников и качеств мышления, необходимых им для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда − планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения – , критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.





ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Данная программа реализуется по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. Геометрия. 7-9 классы. − М.: Просвещение, 2016.

Примерный тематический план изучения геометрии в 7-9 классах

Класс

Название темы

Кол-во часов на изучение темы

8

Обобщение и систематизация программного материала за 7 класс

5

Четырехугольники

11

Площадь

16

Подобные треугольники

20

Окружность

10

Обобщение и систематизация программного материала за 8 класс

4

Всего

66



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1. Четырехугольники (11 часов)

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник. Параллелограмм. Признаки параллелограмма. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия.

Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Учащиеся должны:

знать

определение многоугольника и четырёхугольника и их элементов;

понятие выпуклого многоугольника;

утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника;

определение и признаки параллелограмма;

свойство противолежащих углов и сторон параллелограмма;

свойство диагоналей параллелограмма;

определение трапеции, равнобокой и прямоугольной трапеции;

определение ромба и квадрата как частных видов параллелограмма;

определение фигур, обладающих центральной и осевой симметрией;

понимать, какие точки симметричны относительно оси и точки.

уметь

изображать многоугольники и четырёхугольники, называть по рисунку их элементы: диагонали, вершины, стороны, соседние и противоположные вершины и стороны;

применять полученные знания в ходе решения задач;

воспроизводить доказательства признаков и свойств параллелограмма и трапеции и применять их при решении задач;

применять свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;

изображать, обозначать и распознавать на рисунке точки, симметричные данным относительно прямой и точки;

решать простейшие задачи на применение понятий центральной и осевой симметрии;

применять определения, признаки и свойства параллелограмма и его частных видов решении задач.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признака равенства треугольников, поэтому полезно их повторить и в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

2. Площадь (16 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Формула Герона.

Основная цель – расширить и углубить полученные в 5 – 6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.

Учащиеся должны:

знать

основные свойства площади, формулу площади прямоугольника;

формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции;

формулировки теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора;

формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции, прямоугольника;

формулировки и доказательства теоремы Пифагора.

уметь

выводить формулу площади прямоугольника;

применять полученные знания в ходе решения задач;

проводить доказательства справедливости полученных формул;

применять их для решения задач;

воспроизводить доказательства теоремы Пифагора;

применять доказанные теоремы в решении задач;

применять изученные формулы и теоремы в решении задач.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.

Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

3. Подобные треугольники (20 часов)

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Средняя линия треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600.

Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применение; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Учащиеся должны:

знать

определение пропорциональных отрезков и подобных треугольников, коэффициента подобия;

формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников;

формулировки и доказательства признаков подобия треугольников;

определение средней линии треугольника;

формулировку теоремы о средней линии треугольника;

формулы для пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике;

определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника;

основное тригонометрическое тождество;

значения синуса, косинуса и тангенса углов 300, 450 и 600.

уметь

доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников;

применять полученные сведения в решении простейших задач;

применять признаки подобия треугольников для решения задач;

воспроизводить доказательство теоремы о средней линии треугольника и применять её при решении задач;

решать задачи на построение методом подобия;

вычислять значения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника при решении конкретных задач;

строить угол по значению его синуса, косинуса и тангенса;

решать задачи на вычисление элементов прямоугольного треугольника.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, а также для утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии – синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

4. Окружность (10 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Градусная мера дуги окружности. Теорема о вписанном угле. Свойство биссектрисы угла. Свойства серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника. Вписанная и описанная окружность.

Основная цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

Учащиеся должны:

знать

определение секущей и касательной к окружности, - свойство касательной и признак касательной;

случаи взаимного расположения прямой и окружности;

что такое центральный угол, градусная мера дуги окружности;

определение угла, вписанного в окружность;

формулировка теоремы о вписанных углах и её следствия;

формулировки теорем о точках пересечения биссектрис, высот и медиан треугольника, а также серединных перпендикуляров к сторонам треугольника;

определение окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;

определение многоугольника, вписанного в окружность и многоугольника, описанного около окружности;

формулировки теорем об окружности, вписанной в треугольник, и окружности, описанной около треугольника;

формулировки свойств и признаков вписанных и описанных четырёхугольников.

уметь

доказывать свойство касательной и признак касательной;

применять полученные сведения при решении задач;

изображать и распознавать центральный угол и дугу окружности;

изображать и распознавать центральный угол и дугу окружности, соответствующую данному центральному углу, вписанный угол;

применять полученные знания при решении задач;

воспроизводить доказательство изученных теорем;

применять изученные теоремы в процессе решения задач;

доказывать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и окружности, описанной около треугольника;

использовать изученные понятия и теоремы в решении задач.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремой об окружности, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Обобщение и систематизация программного материала за год (9 часов)


В результате изучения курса геометрии в 8 классе учащиеся должны

знать:

  • определение параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата; их свойства и признаки;

  • определение трапеции; элементы трапеции; теорему о средней линии трапеции;

  • определение окружности, круга и их элементов;

  • теоремы об углах связанных с окружностью;

  • определение и свойства касательных к окружности;

  • определения вписанной и описанной окружностей, их свойства;

  • определение тригонометрических функций острого угла, основные соотношения между ними;

  • приемы решения прямоугольных треугольников;

  • приемы решения произвольных треугольников;

  • формулы для площади треугольника, параллелограмма, трапеции;

  • теорему Пифагора.

уметь:

  • применять свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата;

  • решать простейшие задачи на трапецию;

  • находить градусную меру углов, связанных с окружностью;

  • применять свойства касательных к окружности;

  • решать задачи на вписанную и описанную окружности;

  • находить значения тригонометрических функций острого угла через стороны прямоугольного треугольника;

  • решать прямоугольные треугольники;

  • находить площади треугольников, параллелограммов, трапеций;

  • применять теорему Пифагора.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Геометрия, 8 класс-2 часа в неделю

Всего – 66 часов.

I четверть – 16 ч II четверть – 16 ч III четверть – 20 ч IV четверть – 14 ч

Учебник: Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.] – М.: Просвещение, 2016.



Дата

Тема урока

І четверть

Тема 1 (5 часов) ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 7 КЛАССА

1


Решение задач на повторение.

2


Решение задач на повторение.

3


Решение задач на повторение. Самостоятельная работа.

4


Решение задач на повторение.

5


Диагностическая контрольная работа.

Тема 2 (11 часов) ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ


6


Анализ контрольной работы. Многоугольники

7


Параллелограмм и трапеция.

8


Параллелограмм и трапеция.

9


Параллелограмм и трапеция. Самостоятельная работа.

10


Прямоугольник, ромб, квадрат

11


Прямоугольник, ромб, квадрат

12


Прямоугольник, ромб, квадрат

13


Решение задач. Самостоятельная работа.

14


Решение задач.

15


Контрольная работа

16


Анализ контрольной работы.

II четверть

Тема 3 (16 часов) ПЛОЩАДЬ

Тема 3.1 (8 часов) Площадь многоугольника

17


Площадь многоугольника.

18


Площадь параллелограмма.

19


Площадь треугольника. Самостоятельная работа.

20


Площадь трапеции.

21


Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

22


Решение задач. Самостоятельная работа.

23


Решение задач.

24


Контрольная работа.

Тема 3.2 (8 часов) Теорема Пифагора

25


Анализ контрольной работы. Теорема Пифагора.

26


Теорема Пифагора. Самостоятельная работа.

27


Решение задач.

28


Решение задач. Самостоятельная работа.

29


Решение задач.

30


Контрольная работа.

31


Анализ контрольной работы.

32


Решение задач.

III четверть

Тема 4. (20 часов) ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

Тема 4.1 (10 часов) Признаки подобия треугольников

33


Определение подобных треугольников.

34


Признаки подобия треугольников.

35


Признаки подобия треугольников.

36


Признаки подобия треугольников.

37


Признаки подобия треугольников. Самостоятельная работа.

38


Признаки подобия треугольников.

39


Признаки подобия треугольников.

40


Решение задач. Самостоятельная работа.

41


Решение задач.

42


Контрольная работа.

Тема 4.2 (10 часов) Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

43


Анализ контрольной работы. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

44


Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

45


Решение задач. Самостоятельная работа.

46


Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

47


Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

48


Решение задач. Самостоятельная работа.

49


Решение задач

50


Контрольная работа.

51


Анализ контрольной работы.

52


Решение задач

IV четверть

Тема 5. (10 часов) ОКРУЖНОСТЬ

53


Касательная к окружности.

54


Касательная к окружности.

55


Центральные и вписанные углы.

56


Центральные и вписанные углы. Самостоятельная работа.

57


Четыре замечательные точки треугольника.

58


Четыре замечательные точки треугольника.

59


Вписанная и описанная окружности.

60


Решение задач. Самостоятельная работа.

61


Решение задач.

62


Контрольная работа.

Тема 6 (4 часа) ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ЗА 8 КЛАСС

63


Анализ контрольной работы. Решение задач на повторение.

64


Годовая контрольная работа.

65


Анализ контрольной работы.

66


Итоговый урок.



СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПРИМЕРНОГО КОЛИЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Класс

Предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

8

Геометрия

2

2

2

2

8



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССе

Наглядная геометрия

Ученик научится:

  1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  2. распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  3. определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  4. вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

  1. вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  3. применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Ученик научится:

  1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  2. распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  3. находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

  4. оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

  5. решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  6. решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  7. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Ученик получит возможность:

  1. овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

  2. приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

  3. овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

  4. научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

  5. приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  6. приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

  1. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  2. вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

  3. вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

  4. вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

  5. решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  6. решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Ученик получит возможность:

  1. вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

  2. вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

  3. приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппаратов и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.] – М.: Просвещение, 2016.

  2. Геометрия: дидактические материалы для 8 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. − М.: Просвещение, 2011.

  3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: книга для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.].− М.: Просвещение, 2008.

  4. Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по геометрии. 7-9 классы. / Л.Я. Федченко. – Д.,2004.

  5. Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций по геометрии. 7- 9 класс. / Л.Я.Федченко. – Д.,2009






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!