СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ..7
Количество контрольных работ)…………………………………………………………..9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ 9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, который полностью отражают базовый уровень подготовки школьников.
Овладение обучающихся системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом изучения являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, о соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения школьников и качеств мышления, необходимых им для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда − планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения – , критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Данная программа реализуется по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. Геометрия. 7-9 классы. − М.: Просвещение, 2016.
Примерный тематический план изучения геометрии в 7-9 классах
Класс | Название темы | Кол-во часов на изучение темы |
8 | Обобщение и систематизация программного материала за 7 класс | 5 |
Четырехугольники | 11 |
Площадь | 16 |
Подобные треугольники | 20 |
Окружность | 10 |
Обобщение и систематизация программного материала за 8 класс | 4 |
Всего | 66 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Четырехугольники (11 часов)
Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник. Параллелограмм. Признаки параллелограмма. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия.
Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Учащиеся должны:
знать
определение многоугольника и четырёхугольника и их элементов;
понятие выпуклого многоугольника;
утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника;
определение и признаки параллелограмма;
свойство противолежащих углов и сторон параллелограмма;
свойство диагоналей параллелограмма;
определение трапеции, равнобокой и прямоугольной трапеции;
определение ромба и квадрата как частных видов параллелограмма;
определение фигур, обладающих центральной и осевой симметрией;
понимать, какие точки симметричны относительно оси и точки.
уметь
изображать многоугольники и четырёхугольники, называть по рисунку их элементы: диагонали, вершины, стороны, соседние и противоположные вершины и стороны;
применять полученные знания в ходе решения задач;
воспроизводить доказательства признаков и свойств параллелограмма и трапеции и применять их при решении задач;
применять свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;
изображать, обозначать и распознавать на рисунке точки, симметричные данным относительно прямой и точки;
решать простейшие задачи на применение понятий центральной и осевой симметрии;
применять определения, признаки и свойства параллелограмма и его частных видов решении задач.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признака равенства треугольников, поэтому полезно их повторить и в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
2. Площадь (16 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Формула Герона.
Основная цель – расширить и углубить полученные в 5 – 6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
Учащиеся должны:
знать
основные свойства площади, формулу площади прямоугольника;
формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции;
формулировки теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора;
формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции, прямоугольника;
формулировки и доказательства теоремы Пифагора.
уметь
выводить формулу площади прямоугольника;
применять полученные знания в ходе решения задач;
проводить доказательства справедливости полученных формул;
применять их для решения задач;
воспроизводить доказательства теоремы Пифагора;
применять доказанные теоремы в решении задач;
применять изученные формулы и теоремы в решении задач.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.
Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
3. Подобные треугольники (20 часов)
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Средняя линия треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600.
Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применение; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Учащиеся должны:
знать
определение пропорциональных отрезков и подобных треугольников, коэффициента подобия;
формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников;
формулировки и доказательства признаков подобия треугольников;
определение средней линии треугольника;
формулировку теоремы о средней линии треугольника;
формулы для пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике;
определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
основное тригонометрическое тождество;
значения синуса, косинуса и тангенса углов 300, 450 и 600.
уметь
доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников;
применять полученные сведения в решении простейших задач;
применять признаки подобия треугольников для решения задач;
воспроизводить доказательство теоремы о средней линии треугольника и применять её при решении задач;
решать задачи на построение методом подобия;
вычислять значения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника при решении конкретных задач;
строить угол по значению его синуса, косинуса и тангенса;
решать задачи на вычисление элементов прямоугольного треугольника.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, а также для утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии – синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность (10 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Градусная мера дуги окружности. Теорема о вписанном угле. Свойство биссектрисы угла. Свойства серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника. Вписанная и описанная окружность.
Основная цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Учащиеся должны:
знать
определение секущей и касательной к окружности, - свойство касательной и признак касательной;
случаи взаимного расположения прямой и окружности;
что такое центральный угол, градусная мера дуги окружности;
определение угла, вписанного в окружность;
формулировка теоремы о вписанных углах и её следствия;
формулировки теорем о точках пересечения биссектрис, высот и медиан треугольника, а также серединных перпендикуляров к сторонам треугольника;
определение окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;
определение многоугольника, вписанного в окружность и многоугольника, описанного около окружности;
формулировки теорем об окружности, вписанной в треугольник, и окружности, описанной около треугольника;
формулировки свойств и признаков вписанных и описанных четырёхугольников.
уметь
доказывать свойство касательной и признак касательной;
применять полученные сведения при решении задач;
изображать и распознавать центральный угол и дугу окружности;
изображать и распознавать центральный угол и дугу окружности, соответствующую данному центральному углу, вписанный угол;
применять полученные знания при решении задач;
воспроизводить доказательство изученных теорем;
применять изученные теоремы в процессе решения задач;
доказывать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и окружности, описанной около треугольника;
использовать изученные понятия и теоремы в решении задач.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремой об окружности, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Обобщение и систематизация программного материала за год (9 часов)
В результате изучения курса геометрии в 8 классе учащиеся должны
знать:
определение параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата; их свойства и признаки;
определение трапеции; элементы трапеции; теорему о средней линии трапеции;
определение окружности, круга и их элементов;
теоремы об углах связанных с окружностью;
определение и свойства касательных к окружности;
определения вписанной и описанной окружностей, их свойства;
определение тригонометрических функций острого угла, основные соотношения между ними;
приемы решения прямоугольных треугольников;
приемы решения произвольных треугольников;
формулы для площади треугольника, параллелограмма, трапеции;
теорему Пифагора.
уметь:
применять свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата;
решать простейшие задачи на трапецию;
находить градусную меру углов, связанных с окружностью;
применять свойства касательных к окружности;
решать задачи на вписанную и описанную окружности;
находить значения тригонометрических функций острого угла через стороны прямоугольного треугольника;
решать прямоугольные треугольники;
находить площади треугольников, параллелограммов, трапеций;
применять теорему Пифагора.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Геометрия, 8 класс-2 часа в неделю
Всего – 66 часов.
I четверть – 16 ч II четверть – 16 ч III четверть – 20 ч IV четверть – 14 ч
Учебник: Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.] – М.: Просвещение, 2016.
№ | Дата | Тема урока |
І четверть |
Тема 1 (5 часов) ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 7 КЛАССА |
1 | | Решение задач на повторение. |
2 | | Решение задач на повторение. |
3 | | Решение задач на повторение. Самостоятельная работа. |
4 | | Решение задач на повторение. |
5 | | Диагностическая контрольная работа. |
Тема 2 (11 часов) ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ |
6 | | Анализ контрольной работы. Многоугольники |
7 | | Параллелограмм и трапеция. |
8 | | Параллелограмм и трапеция. |
9 | | Параллелограмм и трапеция. Самостоятельная работа. |
10 | | Прямоугольник, ромб, квадрат |
11 | | Прямоугольник, ромб, квадрат |
12 | | Прямоугольник, ромб, квадрат |
13 | | Решение задач. Самостоятельная работа. |
14 | | Решение задач. |
15 | | Контрольная работа |
16 | | Анализ контрольной работы. |
II четверть |
Тема 3 (16 часов) ПЛОЩАДЬ Тема 3.1 (8 часов) Площадь многоугольника |
17 | | Площадь многоугольника. |
18 | | Площадь параллелограмма. |
19 | | Площадь треугольника. Самостоятельная работа. |
20 | | Площадь трапеции. |
21 | | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. |
22 | | Решение задач. Самостоятельная работа. |
23 | | Решение задач. |
24 | | Контрольная работа. |
Тема 3.2 (8 часов) Теорема Пифагора |
25 | | Анализ контрольной работы. Теорема Пифагора. |
26 | | Теорема Пифагора. Самостоятельная работа. |
27 | | Решение задач. |
28 | | Решение задач. Самостоятельная работа. |
29 | | Решение задач. |
30 | | Контрольная работа. |
31 | | Анализ контрольной работы. |
32 | | Решение задач. |
III четверть |
Тема 4. (20 часов) ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ Тема 4.1 (10 часов) Признаки подобия треугольников |
33 | | Определение подобных треугольников. |
34 | | Признаки подобия треугольников. |
35 | | Признаки подобия треугольников. |
36 | | Признаки подобия треугольников. |
37 | | Признаки подобия треугольников. Самостоятельная работа. |
38 | | Признаки подобия треугольников. |
39 | | Признаки подобия треугольников. |
40 | | Решение задач. Самостоятельная работа. |
41 | | Решение задач. |
42 | | Контрольная работа. |
Тема 4.2 (10 часов) Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
43 | | Анализ контрольной работы. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
44 | | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
45 | | Решение задач. Самостоятельная работа. |
46 | | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
47 | | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
48 | | Решение задач. Самостоятельная работа. |
49 | | Решение задач |
50 | | Контрольная работа. |
51 | | Анализ контрольной работы. |
52 | | Решение задач |
IV четверть |
Тема 5. (10 часов) ОКРУЖНОСТЬ |
53 | | Касательная к окружности. |
54 | | Касательная к окружности. |
55 | | Центральные и вписанные углы. |
56 | | Центральные и вписанные углы. Самостоятельная работа. |
57 | | Четыре замечательные точки треугольника. |
58 | | Четыре замечательные точки треугольника. |
59 | | Вписанная и описанная окружности. |
60 | | Решение задач. Самостоятельная работа. |
61 | | Решение задач. |
62 | | Контрольная работа. |
Тема 6 (4 часа) ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ЗА 8 КЛАСС |
63 | | Анализ контрольной работы. Решение задач на повторение. |
64 | | Годовая контрольная работа. |
65 | | Анализ контрольной работы. |
66 | | Итоговый урок. |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПРИМЕРНОГО КОЛИЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Класс | Предмет | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого |
8 | Геометрия | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССе
Наглядная геометрия
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Ученик получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность:
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппаратов и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.] – М.: Просвещение, 2016.
Геометрия: дидактические материалы для 8 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. − М.: Просвещение, 2011.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: книга для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.].− М.: Просвещение, 2008.
Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по геометрии. 7-9 классы. / Л.Я. Федченко. – Д.,2004.
Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций по геометрии. 7- 9 класс. / Л.Я.Федченко. – Д.,2009