Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. И.о.директора Центра: ________________ /О.В. Панасенкова / | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _____________ /О.В. Панасенкова / | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО профильных дисциплин Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ /О.А. Бурченкова / |
Рабочая программа по учебному предмету
«Гигиена и самообслуживание»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
7 «А» класса
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила:
Пурдяева Валентина Викторовна
учитель высшей квалификационной категории
Смоленск 2024
Пояснительная записка
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель программы: формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Задачи:
1) формировать представления о своем теле, о своих двигательных возможностях, ощущениях, о своих потребностях;
2) формировать гигиенические навыки и умения;
3)формировать умения ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды;
4) обучать навыкам приема пищи и питья, использованию во время еды столовых приборов, пользованию салфеткой;
5) формировать навыков обслуживания себя в туалете;
6) формировать представления о своем ближайшем окружении.
Учебный предмет «Гигиена и самообслуживание» является частью предметной области «Окружающий мир». Программа адресована обучающимся 7 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по предмету «Гигиена и самообслуживание» в соответствии с АООП (2 вариант) и Учебным планом ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» рассчитана на 34 учебных недели (68 часов по 2 часа в неделю).
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у ребенка необходимые им навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения.
Программа представлена как комплекс знаний, практических умений необходимых для выработки у ребенка ориентиров в микросреде.
Обучающиеся приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиены. Успех овладения этими навыками может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на уроках (учебный предмет «Человек»), постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь, как во время режимных моментов, так и на практических занятиях «Гигиена и самообслуживания».
На занятиях «Гигиена самообслуживания» формируются и совершенствуются необходимые навыки личной гигиены и самообслуживания, умения ухаживать за собой, одеждой и обувью, поддержание порядка в шкафах с бельем, на рабочем месте, в спальне и др. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений ребенка об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, развивается самостоятельность в организации своей жизни.
Работа по самообслуживанию, как простой и доступный вид практической деятельности, содействует общему развитию ребенка, готовит его к самостоятельности в быту. На занятиях по «Гигиене и самообслуживанию» ребенок ставится перед необходимостью планировать свою работу. Он начинает осознавать последовательность определённых действий.
Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность, помогают лучше усваивать изучаемый материал.
Система упражнений носит учебно-тренировочный характер. В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые обучающиеся выполняют индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.
Беседа на занятиях применяется в сочетании с играми (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), практическими упражнениями и другими видами работ (конструктивная, изобразительная: рисование, аппликация). Игры делают процесс обучения более интересным, помогают преодолеть трудности в усвоении материала.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределения внимания.
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция произвольного внимания.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности
Планируемые результаты освоения учебного материала
в 7 «А» классе.
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
работа в коллективе (ученик – ученик);
слушание и понимание инструкции педагога;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
обращение за помощью и принятие помощи педагога.
К концу 7 класса обучающийся получит возможность научиться:
Предметные результаты:
представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
иметь представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
представление о собственном теле;
представления о возрастных изменениях человека;
умение обслуживать себя;
умение определять свое самочувствие;
умение следить за своим внешним видом.
Базовые учебные действия:
Личностные:
Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
радоваться вместе с детьми;
подражать действиям, выполняемыми педагогом;
последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
умение выполнять инструкции педагога;
умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
использование по назначению учебных материалов;
формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
последовательное выполнение нескольких заданий;
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Коммуникативные:
учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
развивать умение слушать и понимать речь других;
готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
сообщение учителю об окончании задания;
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
следить за объяснением учителя;
поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Содержание программного материала
Гигиена тела.
Закрепить приобретенные умения различать и называть:
а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);
б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце;
в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Совершать под присмотром и с помощью учителя утренний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться.
Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце.
Одевание и раздевание.
Закрепить приобретенное умение различать и называть предметы одежды и обуви: чулки, носки, рубашки, трусы, носовой платок, штаны, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, галоши, валенки и т. д.
Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя. Знать как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.
Приём пищи.
Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка…).
Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол.
Режим дня.
Уметь составлять и соблюдать режим дня.
Закрепить навыки проведения утреннего и вечернего туалета.
Правила культурного поведения.
Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.
Обувь.
Виды обуви: зимняя, летняя, сезонная. Шнурки, молнии. Правильное одевание и застегивание обуви. Уход за обувью.
Тематическое планирование
7 «А» класс
№ | Название разделов/тем | Количество часов |
1 | Гигиена тела | 18 |
2 | Режим дня | 10 |
3 | Правила культурного поведения. | 3 |
4 | Одевание и раздевание | 20 |
5 | Обувь | 6 |
6 | Прием пищи | 8 |
Календарно-тематическое планирование
гигиена и самообслуживание
на 2024/2025 учебный год
7 А класс
Учитель: Пурдяева В.В.. _2 ч в неделю; 68 ч за год
Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие
Всего 33 ч., в неделю 2 ч. Всего 35 ч., в неделю 2 ч.
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др. Мир природы и человека в 2 частях * (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), Издательство «Просвещение»
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
| I четверть – 18 часов | | 18 | |
| Гигиена тела | | | |
1. | Тело человека. Основные части тела | 1 | 03.09 | |
2. | Закрепление умения показывать и называть части тела. | 1 | 06.09 | |
3. | Наши ноги. Правая нога, левая нога. | 1 | 10.09 | |
4. | Уход за ногами. | 1 | 13.09 | |
5. | Наши руки. Названия пальцев рук. | 1 | 17.09 | |
6. | Уход за руками. | 1 | 20.09 | |
7. | Мытье рук перед едой и по необходимости. | 1 | 24.09. | |
8. | Обучение правильному мытью рук. | 1 | 27.09. | |
9. | Ногти. Правильный уход за ногтями. | 1 | 01.10 | |
10. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | 04.10 | |
11. | Самомассаж пальцев пружинками. | 1 | 08.10 | |
12. | Пальчиковая гимнастика. Закрепление названий пальцев рук. | 1 | 11.10 | |
13. | Лицо человека (глаза, нос, рот, уши). | 1 | 15.10 | |
14. | Гигиена лица. | 1 | 18.10 | |
15. | Гигиена полости рта. | 1 | 22.10 | |
16. | Предметы личной гигиены. | 1 | 25.10 | |
17. | Предметы личной гигиены, использование | 1 | 29.10 | |
18. | Практическая работа. | 1 | 01.11 | |
| II четверть – 15 часов | | 15 | |
1. | Правила личной гигиены | 1 | 09.11 | |
2. | Повторение. Правила личной гигиены. | 1 | 12.11 | |
3. | Волосы. | 1 | 15.11 | |
4. | Расчесывание. | 1 | 19.11 | |
5. | Обобщающее занятие по теме «Навыки, связанные с гигиеной тела» | 1 | 22.11 | |
| Режим дня | 10 | | |
6. | Что такое режим дня. | 1 | 26.11 | |
7. | Соблюдение режима школьника. | 1 | 29.11 | |
8. | Утренняя зарядка. | 1 | 03.12 | |
9. | Закрепление элементов утренней зарядки. | 1 | 06.12 | |
10. | Утренний туалет. | 1 | 10.12 | |
11. | Вечерний туалет. | 1 | 13.12 | |
12. | Чтение сказки Чуковского «Мойдодыр» | 1 | 17.12 | |
13. | Чтение и разбор сказки Чуковского «Мойдодыр». | 1 | 20.12 | |
14. | Обыгрывание навыков личной гигиены на кукле, сопровождая словесным пояснением | 1 | 24.12 | |
15. | Дидактическая игра «Кукла Катя умывается, делает зарядку и т.д. » | 1 | 27.12 | |
| III четверть – 21 часов | | 21 | |
1. | Дидактическая игра «Кукла Катя ложится спать». | 1 | 10.01 | |
| Одевание и раздевание | 20 | | |
2. | Одежда девочек и мальчиков. | 1 | 14.01 | |
3. | Дидактическая игра «Одень куклу». | 1 | 17.01 | |
4. | Одежда школьника. | 1 | 21.01 | |
5. | Школьная форма. | 1 | 24.01 | |
6. | Правила опрятности. | 1 | 28.01 | |
7. | Умение пользоваться носовым платком. | 1 | 31.01 | |
8. | Спортивная форма. | 1 | 04.02 | |
9. | Порядок переодевания на урок физкультуры. | 1 | 07.02 | |
10. | Верхняя одежда. | 1 | 11.02 | |
11. | Школьный гардероб. | 1 | 14.02 | |
12. | Правила пользования гардеробом. | 1 | 25.02 | |
13. | Застежки молния. | 1 | 28.02 | |
14. | Застёжки кнопки. | 1 | 04.03 | |
15. | Застёжки пуговицы. | 1 | 07.03 | |
16. | Одевание и раздевание (нижняя одежда). | 1 | 11.03 | |
17. | Одевание и раздевание (верхняя одежда). | 1 | 14.03 | |
18. 19. | Обобщающее занятие на тему «Одевание, раздевание» | 2 | 18.03 21.03 | |
20. | Повторение темы: «Застежки» | 1 | 25.03 | |
21. | Повторение темы: «Одежда» | 1 | 28.03 | |
| IV четверть – 14 часов | | 14 | |
1. | Обувь. | 1 | 08.04 | |
2. | Одевание обуви | 1 | 11.04 | |
3. | Чистка обуви специальной губкой. | 1 | 15.04 | |
4. | Обувание, умение застегнуть и расстегнуть обувь. | 1 | 18.04 | |
5. | Самостоятельное обувание (по возможности). | 1 | 22.04 | |
6. | Обобщающее занятие на тему «Одевание обуви» | 1 | 26.04 | |
| Прием пищи | | | |
7. | Полезные продукты. | 1 | 29.04 | |
8. | Вредные продукты. | 1 | 06.05 | |
9. | Закрепление культурно-гигиенических навыков. | 1 | 13.05 | |
10. | Правильное мытье рук перед едой | 1 | 16.05 | |
11. | Мытьё фруктов и овощей. | 1 | 20.05 | |
12. | Культура приема пищи. | 1 | 23.05 | |
13. | Поведение за столом. | 1 | 27.05 | |
14 | Итоговое повторение | 1 | 30.05 | |
Тематическое планирование составила _____________/В.В. Пурдяева В.В./