СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Гигиена и самообслуживание" ( 2 вариант, ФГОС УО, 7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Гигиена и самообслуживание" ( 2 вариант, ФГОС УО, 7 класс)»

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»



УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

И.о.директора Центра:

________________

/О.В. Панасенкова /


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_____________

/О.В. Панасенкова /


ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО профильных дисциплин

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

__________ /О.А. Бурченкова /









Рабочая программа по учебному предмету

«Гигиена и самообслуживание»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

7 «А» класса

на 2024 – 2025 учебный год










Программу составила:

Пурдяева Валентина Викторовна

учитель высшей квалификационной категории









Смоленск 2024

Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Цель программы: формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Задачи:

1) формировать представления о своем теле, о своих двигательных возможностях, ощущениях, о своих потребностях;

2) формировать гигиенические навыки и умения;

3)формировать умения ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды;

4) обучать навыкам приема пищи и питья, использованию во время еды столовых приборов, пользованию салфеткой;

5) формировать навыков обслуживания себя в туалете;

6) формировать представления о своем ближайшем окружении.

Учебный предмет «Гигиена и самообслуживание» является частью предметной области «Окружающий мир». Программа адресована обучающимся 7 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по предмету «Гигиена и самообслуживание» в соответствии с АООП (2 вариант) и Учебным планом ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» рассчитана на 34 учебных недели (68 часов по 2 часа в неделю).

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. 

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у ребенка необходимые им навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения.

Программа представлена как комплекс знаний, практических умений необходимых для выработки у ребенка ориентиров в микросреде.

Обучающиеся  приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиены. Успех овладения этими навыками может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на уроках (учебный предмет «Человек»), постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь, как во время режимных моментов, так и на практических занятиях «Гигиена  и самообслуживания».

    На занятиях «Гигиена  самообслуживания» формируются и совершенствуются необходимые навыки личной гигиены и самообслуживания, умения ухаживать за собой, одеждой и обувью, поддержание порядка в шкафах с бельем, на рабочем месте, в спальне и др. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений ребенка об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, развивается самостоятельность в организации своей жизни.

    Работа по самообслуживанию, как простой и доступный вид практической деятельности, содействует общему развитию ребенка, готовит его к самостоятельности в быту. На занятиях по «Гигиене и самообслуживанию» ребенок ставится перед необходимостью планировать свою работу. Он начинает осознавать последовательность определённых действий.

   Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность, помогают лучше усваивать изучаемый материал.

   Система упражнений носит учебно-тренировочный характер. В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые обучающиеся выполняют индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.

Беседа на занятиях применяется в сочетании с играми (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), практическими упражнениями и другими видами работ (конструктивная, изобразительная:  рисование, аппликация). Игры делают процесс обучения более интересным, помогают преодолеть трудности в усвоении материала. 

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.

  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция произвольного внимания.

  5. Коррекция мышц мелкой моторики.

  6. Развитие самостоятельности, аккуратности


Планируемые результаты освоения учебного материала

в 7 «А» классе.

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;

  • работа в коллективе (ученик – ученик);

  • слушание и понимание инструкции педагога;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.

К концу 7 класса обучающийся получит возможность научиться:

Предметные результаты:

  • представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

  • поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • иметь представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

  • представление о собственном теле;

  • представления о возрастных изменениях человека;

  • умение обслуживать себя;

  • умение определять свое самочувствие;

  • умение следить за своим внешним видом.

Базовые учебные действия:

Личностные:

  • Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • радоваться вместе с детьми;

  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;

  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;

  • переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

  • последовательное выполнение нескольких заданий;

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;

  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

  • умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

Коммуникативные:

  • учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);

  • развивать умение слушать и понимать речь других;

  • готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;

  • сообщение учителю об окончании задания;

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • следить за объяснением учителя;

  • поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.




Содержание программного материала

  1. Гигиена тела.

Закрепить приобретенные умения различать и называть:

а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);

б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце;

в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Совершать под присмотром и с помощью учителя утренний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться.

Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце.

  1. Одевание и раздевание.

Закрепить приобретенное умение различать и называть предметы одежды и обуви: чулки, носки, рубашки, трусы, носовой платок, штаны, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, галоши, валенки и т. д.

Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя. Знать как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.

  1. Приём пищи.

Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка…).

Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол.

  1. Режим дня.

Уметь составлять и соблюдать режим дня.

Закрепить навыки проведения утреннего и вечернего туалета.

  1. Правила культурного поведения.

Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.

  1. Обувь.

Виды обуви: зимняя, летняя, сезонная. Шнурки, молнии. Правильное одевание и застегивание обуви. Уход за обувью.















Тематическое планирование

7 «А» класс

Название разделов/тем

Количество часов

1

Гигиена тела

18

2

Режим дня

10

3

Правила культурного поведения.

3

4

Одевание и раздевание

20

5

Обувь

6

6

Прием пищи

8





































Календарно-тематическое планирование

гигиена и самообслуживание

на 2024/2025 учебный год

7 А класс

Учитель: Пурдяева В.В.. _2 ч в неделю; 68 ч за год

Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие

Всего 33 ч., в неделю 2 ч. Всего 35 ч., в неделю 2 ч.

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Учебник: Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др. Мир природы и человека в 2 частях * (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), Издательство «Просвещение»


п/п

Содержание

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту


I четверть – 18 часов


18



Гигиена тела




1.

Тело человека. Основные части тела

1

03.09


2.

Закрепление умения показывать и называть части тела.

1

06.09


3.

Наши ноги. Правая нога, левая нога.

1

10.09


4.

Уход за ногами.

1

13.09


5.

Наши руки. Названия пальцев рук.

1

17.09


6.

Уход за руками.

1

20.09


7.

Мытье рук перед едой и по необходимости.

1

24.09.


8.

Обучение правильному мытью рук.

1

27.09.


9.

Ногти. Правильный уход за ногтями.

1

01.10


10.

Пальчиковая гимнастика.

1

04.10


11.

Самомассаж пальцев пружинками.

1

08.10


12.

Пальчиковая гимнастика. Закрепление названий пальцев рук.

1

11.10


13.

Лицо человека (глаза, нос, рот, уши).

1

15.10


14.

Гигиена лица.

1

18.10


15.

Гигиена полости рта.

1

22.10


16.

Предметы личной гигиены.

1

25.10


17.

Предметы личной гигиены, использование

1

29.10


18.

Практическая работа.

1

01.11



II четверть – 15 часов


15


1.

Правила личной гигиены

1

09.11


2.

Повторение. Правила личной гигиены.

1

12.11


3.

Волосы.

1

15.11


4.

Расчесывание.

1

19.11


5.

Обобщающее занятие по теме «Навыки, связанные с гигиеной тела»

1

22.11



Режим дня

10



6.

Что такое режим дня.

1

26.11


7.

Соблюдение режима школьника.

1

29.11


8.

Утренняя зарядка.

1

03.12


9.

Закрепление элементов утренней зарядки.

1

06.12


10.

Утренний туалет.

1

10.12


11.

Вечерний туалет.

1

13.12


12.

Чтение сказки Чуковского «Мойдодыр»

1

17.12


13.

Чтение и разбор сказки Чуковского «Мойдодыр».

1

20.12


14.

Обыгрывание навыков личной гигиены на кукле, сопровождая словесным пояснением

1

24.12


15.

Дидактическая игра «Кукла Катя умывается, делает зарядку и т.д. »

1

27.12



III четверть – 21 часов


21


1.

Дидактическая игра «Кукла Катя ложится спать».

1

10.01



Одевание и раздевание

20



2.

Одежда девочек и мальчиков.

1

14.01


3.

Дидактическая игра «Одень куклу».

1

17.01


4.

Одежда школьника.

1

21.01


5.

Школьная форма.

1

24.01


6.

Правила опрятности.

1

28.01


7.

Умение пользоваться носовым платком.

1

31.01


8.

Спортивная форма.

1

04.02


9.

Порядок переодевания на урок физкультуры.

1

07.02


10.

Верхняя одежда.

1

11.02


11.

Школьный гардероб.

1

14.02


12.

Правила пользования гардеробом.

1

25.02


13.

Застежки молния.

1

28.02


14.

Застёжки кнопки.

1

04.03


15.

Застёжки пуговицы.

1

07.03


16.

Одевание и раздевание (нижняя одежда).

1

11.03


17.

Одевание и раздевание (верхняя одежда).

1

14.03


18.

19.

Обобщающее занятие на тему «Одевание, раздевание»

2

18.03

21.03


20.

Повторение темы: «Застежки»

1

25.03


21.

Повторение темы: «Одежда»

1

28.03



IV четверть – 14 часов


14


1.

Обувь.

1

08.04


2.

Одевание обуви

1

11.04


3.

Чистка обуви специальной губкой.

1

15.04


4.

Обувание, умение застегнуть и расстегнуть обувь.

1

18.04


5.

Самостоятельное обувание (по возможности).

1

22.04


6.

Обобщающее занятие на тему «Одевание обуви»

1

26.04



Прием пищи




7.

Полезные продукты.

1

29.04


8.

Вредные продукты.

1

06.05


9.

Закрепление культурно-гигиенических навыков.

1

13.05


10.

Правильное мытье рук перед едой

1

16.05


11.

Мытьё фруктов и овощей.

1

20.05


12.

Культура приема пищи.

1

23.05


13.

Поведение за столом.

1

27.05


14

Итоговое повторение

1

30.05




Тематическое планирование составила _____________/В.В. Пурдяева В.В./