СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа гуманитарно-эстетического направления по технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования по технологии, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования по технологии, с учетом авторской программы по технологии А.Т. Тищенко, Н.В. Синица Технология: Программа: 5-8 классы- М.: Вентана – Граф, 2012.
«Таштыпская школа-интернат №1»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. директора по УВР на заседании ШМО
_________________ __________________ ________________
«___»___________г. «___»_____________г. «___»___________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Гладковой Елены Михайловны,
учителя технологии, 1 квалификационная категория
по технологии, 5в класс
2017-2018 учебный год с. Таштып
Пояснительная записка
Рабочая программа гуманитарно-эстетического направления по технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования по технологии, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования по технологии, с учетом авторской программы по технологии А.Т. Тищенко, Н.В. Синица Технология: Программа: 5-8 классы- М.: Вентана – Граф, 2012.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.В. Синица, В.Д. Симоненко Технология. Технология ведения дома: 5 класс - М.: Вентана - Граф, 2015, утвержденного приказом № __ от _________ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1» и учебно-методического комплекса под редакцией В.Д. Симоненко.
Программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 4 ;
практических работ - 38;
лабораторных работ- 9 .
Цели и задачи, содержание, а также планируемые результаты изучения технологии указаны в основной образовательной программе основного общего образования.
Данная программа составлена для реализации курса «Технологии» на базовом уровне.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
метод проектов;
технологии сотрудничества,
Исследовательский метод
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
Тематическое планирование
5 класс (68 ч,)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1 | Вводный урок | 1 | Цели и задачи изучения предмета «Технология». Содержание предмета. Последовательность его изучения. ОТ и ТБ на уроках | Знакомиться с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» В 5 классе. Знакомиться с ОТ и ТБ. |
|
2 | Раздел «Технологии домашнего хозяйства» | 6 | Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические). Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. | Давать определение термину - технология; Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру; Осуществлять планирование кухни; Подбирать цветовое решение и материалы для отделки кухни; Объяснять различия стилей в оформлении кухни; Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. | Личностные: •будет проявлять познавательные интересы и активность в данной области); • будет выражать желание учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей (ЛР2); • разовьет трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности (ЛР3); • овладеет установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда (ЛР4); •освоит бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам (ЛР9) Метапредметные: • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности (МР1); • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов (МР2); Предметные: • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда (ПР1); • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения (ПР2); • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда ПР3);
|
3 | Раздел «Электротехника» | 1 | Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др. | Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне; Находить и представлять информацию об истории электроприборов; Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи, посудомоечной машины и бытового холодильника | Личностные: •будет готов к рациональному ведению домашнего хозяйства (ЛР10); Метапредметные: выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость (МР9); • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных (МР10); Предметные: • научится соблюдению норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены (ПР17); •будет планировать процессы труда и технологического процесса (ПР11); • освоит подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии (ПР12); |
4 | Раздел «Кулинария»
| 20 | Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания | Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов; Организовывать рабочее место; Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии; Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью; Оказывать первую помощь при порезах и ожогах; Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов; Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды; Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды; | Личностные: -будет бережно относиться к природным и хозяйственным ресурсам (ЛР9); •будет готов к рациональному ведению домашнего хозяйства (ЛР10); Метапредметные: •научится соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства (МР17); • будет соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда (МР18); Предметные: • овладеет планированием технологического процесса и процесса труда (ПР11); • научится подбору материалов с учетом характера объекта труда и технологии (ПР12); •овладеет проведением необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании •освоит дизайнерское проектирование изделия и рациональную эстетическую организацию работ (ПР35); •овладеет моделированием художественного оформления объекта труда и оптимальным планированием работ (ПР36) |
|
|
| Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. | Приготавливать и оформлять бутерброды; Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах; Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере; Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе; Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки ; Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь Читать маркировку и штриховые коды на упаковках; Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки; Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы; Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу; Определять консистенцию блюда; Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий; Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки, о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий; Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий; Знакомиться с профессией повар |
|
|
|
| Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, жарение, бланширование, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, для сохранения питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Значение и использование яиц в питании человека. Меры осторожности при кулинарной обработке яиц. Оределение свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц. Жарение яиц: Подача готовых блюд. | Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов; Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов; Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов; Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей; Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки; Читать технологическую документацию; Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте; Готовить салат из сырых овощей или фруктов; Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей; Готовить гарниры и блюда из варёных овощей; Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд; Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов; Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады; Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды; Готовить блюда из яиц; Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам |
|
|
|
| Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами | Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку; Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака; Составлять меню завтрака; Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака; Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола; Складывать салфетки; Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом» |
|
5 | Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
| 33 | Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами). Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывани строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке) зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). | Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения; Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей; Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям; Определять направление долевой нити в ткани; Исследовать свойства нитей основы и утка; Определять лицевую и изнаночную стороны ткани; Определять виды переплетения нитей в ткани; Проводить анализ прочности окраски тканей; Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину; Изучать свойства тканей из хлопка и льна; Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач; Оформлять результаты исследований; Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений; Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий; Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам; Копировать готовую выкройку; Находить и представлять информацию об истории швейных изделий; Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом; Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх; Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка; Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад; Находить и представлять информацию об истории швейной машины; Овладевать безопасными приёмами труда; Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою; Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы; Выкраивать детали швейного изделия; Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя; Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание; Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание; Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание; Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану; Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки; Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды; Овладевать безопасными приёмами труда; Знакомиться с профессиями закройщик и портной.
| Личностные: -будет бережно относиться к природным и хозяйственным ресурсам (ЛР9); •будет готов к рациональному ведению домашнего хозяйства (ЛР10); Метапредметные: •научится соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства (МР17); • будет соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда (МР18); Предметные: •научится оценке технологических свойств сырья, материалов и областей их применения (ПР2); •овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач (ПР4); •освоит классификацию видов и назначение методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства (ПР5); •будет знать правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани, выполнять экономную раскладку выкроек, знать правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом, выполнять раскрой проектного изделия •научится оценке технологических свойств сырья, материалов и областей их применения (ПР2); •будет подбирать материалы с учетом характера объекта труда и технологии (ПР12); •овладеет проведением необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда (ПР13); •освоит соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены (ПР17); • овладеет соблюдением трудовой и технологической дисциплины (ПР18); |
|
|
|
|
|
|
6 | Раздел «Художественные ремёсла»
| 12 | Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой. Понятие композиции и средства композиции. Правила, и приёмы изготовления сувениров к праздникам. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия
| Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края; Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия; Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России; Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей); Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину; Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию; Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно; Изучать различные виды техники лоскутного шитья; Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги; Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия; Изготовлять образцы лоскутных узоров; Обсуждать наиболее удачные работы; Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья. | Личностные: • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации (ЛР8); • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам (ЛР9);з • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства (ЛР10); Метапредметные: •научится соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства (МР17); • будет соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда (МР18) Предметные: •овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач (ПР4); • будет знать классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства (ПР5); • будет планировать технологические процессы труда (ПР11); •научится подбору материалов с учетом характера объекта труда и технологии (ПР12); •освоит дизайнерское проектирование изделия и рациональную эстетическую организацию работ (ПР35); •овладеет моделированием художественного оформления объекта труда и оптимальным планированием работ (ПР36) |
7 | Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» | 24 | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности | Давать определение терминам проект и проектная деятельность; Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников; Определять цель и задачи проектной деятельности; Изучать этапы выполнения проекта; Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома»; Выполнять проект по разделу «Кулинария»; Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»; Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла»; Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту; Подготавливать электронную презентацию проекта; Составлять доклад для защиты творческого проекта; Защищать творческий проект. | Личностные: •будет готов к рациональному ведению домашнего хозяйства (ЛР10); Метапредметные: •научится соблюдению норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда (МР18). Предметные: владеет алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач (ПР4); •будет понимать классификацию видов и назначение методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства (ПР5); • будет планировать технологические процессы труда (ПР11); •научится подбору материалов с учетом характера объекта труда и технологии (ПР12); -будет осуществлять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов (ПР22); •научится выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обосновывать способы их исправления (ПР23);
|
|
Перечень контрольных работ в 5в класс
№ | Название темы контрольной работы |
1 четверть | |
1 | «Оформление интерьера» |
2 четверть | |
2 | «Кулинария» |
3 четверть | |
3 | « Создание изделий из текстильных материалов» |
4 четверть | |
4 | «Художественные ремесла» |
Перечень лабораторных работ 5в классе
№ | Название темы лабораторной работы |
1 четверть | |
1 | «Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне» |
2 | Определение качества питьевой воды» |
3 | «О чем расскажет упаковка продуктов» |
2 четверть | |
4 | «Определение свежести яиц» |
5 | «Определение направления долевой нити в ткани» |
6 | «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани |
7 | «Сравнительный анализ прочности окраски тканей» |
8 | «Изучение свойств тканей из хлопка и льна» |
3 четверть | |
9 | «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины» |
Перечень практических работ 5 класс
№ | Название темы практической работы |
1 четверть | |
1 | «Чем опасен кабинет технологии? |
2 | «Ознакомление с примерами творческих проектов». |
3 | «Планировка кухни» |
4 | Эскиз «Декоративное оформление кухни» |
5 | «Изготовление макета кухни» |
6 | «Подготовка доклада к защите проекта» |
7 | «Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи» |
8 | «Составление меню на основе пищевой пирамиды» |
9 | «Приготовление бутербродов и горячих напитков» технологическая карта |
10 | «Приготовление бутербродов и горячих напитков» |
11 | «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий» |
12 | Составление технологических карт «Национальные блюда из круп» |
13 | «Приготовление салата из сырых овощей», составление технологической карты. |
2 четверть | |
14 | «Приготовление блюда из вареных овощей», составление технологической карты. |
15 | «Приготовление блюда из яиц» |
16 | «Приготовление завтрака». |
17 | «Сервировка стола к завтраку» |
18 | Выполнение проекта по разделу «Кулинария» |
19 | «Изготовление образцов переплетения нитей в тканях» |
20 | «Снятие мерок с фигуры человека» |
21 | «Изготовление выкроек в масштабе 1:4» |
22 | «Изготовление выкроек в натуральную величину» |
23 | «Художественное моделирование швейных изделий» |
24 | «Техническое моделирование швейных изделий» |
3 четверть | |
25 | «Раскрой швейного изделия» |
26 | «Изготовление образцов ручных работ» |
27 | «Изготовление образцов машинных работ» |
28 | «Проведение влажно-тепловых работ» |
29 | «Обработка проектного изделия» |
30 | Оформление проекта «Фартук» - |
31 | «Защита проекта» |
32 | «Мастера ДПИ нашего села» или «Виды декоративно-прикладного искусства России» сообщение |
4 четверть | |
33 | «Выполнение эскизов орнаментов для салфетки, платка, одежды, декорат. панно. |
34 | «Разработка узора для лоскутного шитья» |
35 | «Изготовление образцов лоскутных изделий» |
36 | Проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой» |
37 | «Составление доклада к защите проекта» |
38 | «Защита творческого проекта» |
Календарно- тематическое планирование. 5в класс
Календ. сроки | № уроков | Тема (раздел) | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся. Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательс-кой, проектной деятельности учащихся | Фактическая дата проведения урока | ||||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | ||||||||||
1 четверть (сентябрь-октябрь, 24 часа) | |||||||||||
Раздел 1 «Технологии домашнего хозяйства» (12часов) | |||||||||||
1 нед. сент. | 1 | Вводный урок. Техника безопасности на уроках технологии | Усвоение новых знаний | Цель и задачи изучения предмета «Технология». Содержание предмета и последовательность его изучения. Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте | Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью | Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» и с ТБ на уроках технологии. Мини-проект, опрос, взаимоконтроль.
| Пр. раб. №1 Мини-проект «Чем опасен кабинет технологии? |
| |||
1 нед. сент | 2 | Творческая проектная деятельность | Усвоение новых знаний | Понятие о проектной деятельности, индивид. и коллект. проектах. Цель и задачи проектной деятельности. Этапы выполнения проекта: поисковый, технологический, заключительный. Подготовка презентации и доклада для защиты проекта. | освоение основ проектно- исследовательской деятельности(п) Осознанный выбор и построение дальнейших индивидуальных траекторий образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий(л) поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемой(к) | Определять цели и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Знакомиться с примерами творческих проектов. Устный опрос. | Пр. раб. №2 «Ознакомле- ние с примерами творческих проектов |
| |||
1 нед. сент. | 3 | Интерьер и планировка кухни-столовой
| Усвоение новых знаний | Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. | Регулятивные: Преобразовать познавательную задачу в практическую. Контролировать и оценивать процесс и результат действий.(р) Формулировать собственное мнение и позицию.(к) | Знакомиться с требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Устный опрос. |
|
| |||
2 нед. сент. | 4 | Интерьер и планировка кухни-столовой
| Усвоение новых знаний | Планировка кухни, типы планировки, разделение на зоны | Планировать кухню с помощью шаблонов | Пр. раб. №3«Пла-нировка кухни» |
| ||||
2 нед. сент | 5 | Оформление кухни-столовой в национальном стиле | Усвоение новых знаний | Цветовое решение кухни. Современные материалы в отделке кухни. Декоративное оформление кухни. Современные стили в оформлении кухни | Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни., выполнять эскизы кухни. Оценка эскиз, устный опрос. | Пр. раб. №4 Эскиз «Декоративное оформление кухни» |
| ||||
2 нед. сент. | 6 | Бытовые электроприборы на кухне | Усвоение новых знаний | Общие сведения о видах, принципах действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: холодильника, микроволновой печи, посудомоечной машины | осознание роли техники и технологий для прогрессивно развитого общества, формирование целостного представления о техносфере(п) | Изучать потребность в бытовых эл. приборах на кухне. Находить информацию об истории электроприборов. Знакомиться с правилами эксплуатации бытовой техники. Лабораторная работа | Лабораторная работа №1 «Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне» |
| |||
3нед. сент. | 7-8 | Творческий проект по разделу «Оформление интерьера» | Применение знаний умений и навыков | Реализация этапов выполнения проекта. Выполнение требований к готовому изделию. | освоение основ проектно- исследовательской деятельности(п) Осознанный выбор и построение дальнейших индивидуальных траекторий образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий(л) поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемой(к) | Выполнять проект по разделу «Оформление интерьера. Работа в парах, группах, взаимоконтроль | Пр. раб. №5 «Изготовле- ние макета кухни» |
| |||
3 нед. сент. | 9 | Защита творческого проекта по разделу «Оформление интерьера» | Применение знаний умений и навыков | Реализация этапов выполнения проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта. | Составлять доклад к защите творческого проекта. | Пр. раб. №6 «Подготовка доклада к защите проекта» |
| ||||
4 нед. сент. | 10 | Обобщающий урок по разделу «Оформление интерьера» |
|
|
|
|
|
| |||
4 нед. сент. | 11 | Контрольная работа №1 «Оформление интерьера» | Проверка, оценка и коррекция знаний и умений |
| Приемы решения поставленных задач(п). Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей(р). Формулировать свою позицию(к) | Контрольная работа |
|
| |||
4 нед. сент. | 12 | Работа над ошибками по контр. раб. №1 | Проверка, оценка и коррекция знаний и умений |
| Приемы решения поставленных задач(п). Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей(р). Формулировать свою позицию(к) | Работа над ошибками |
|
| |||
Раздел «Кулинария» (12 часов) | |||||||||||
1 нед. окт. | 13 | Санитария и гигиена на кухне | Усвоение новых знаний | Санитарно-гигиенические требования к хранению продуктов и готовых блюд, к приготовлению пищи, к лицам, приготавливающим пищу. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила ухода за посудой, сенами, полами. Моющие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приемы работы с электроприборами, горячей посудой и жидкостью, газовыми плитами, ножом и приспособлениями. Первая помощь при ожогах паром или кипятком и при порезах | Принятие учебной цели(р). Анализ и сравнение(п). Умение отвечать на вопросы, рассуждать, слышать собеседника(к)цели | Знакомиться с проектами. Определять цели и задачи проектной деятельности. Овладевать навыками личной гигиены, организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих средств. Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием. Оказывать первую помощь при ожогах и порезах. Практическая работа. | Пр. раб. №7 «Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи» |
| |||
1 нед. окт. | 14 | Физиология питания | Усвоение новых знаний | Питание как физиологическая потребность. Пищевые вещества. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов, воды и минеральных веществ для жизнедеятельности человека. Режим питания, пищевые отравления и как их избежать. | Принятие учебной цели(р). Анализ и сравнение(п). Умение отвечать на вопросы, рассуждать, слышать собеседника(к) | Находить информацию о содержании питательных веществ в продуктах. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества продуктов и воды. Составлять индивидуальный режим питания. Лабораторная и практическая работы | Лаборат. работа №2 «Определение качества питьевой воды» Практ. работа №8 «Составление меню на основе пищевой пирамиды» |
| |||
1 нед. окт. | 15 | Бутерброды и горячие напитки | Комбинир. | Продукты для бутербродов. Значение хлеба. Профессия пекарь. Виды бутербро-дов, технология приготовления. Инструменты для нарезки.Требования к качеству, сроки хранения. | Самооценка на основе критериев успешной деятельности (л) Контроль в форме сравнения (р) Инициатива, поиск (к) | Готовить и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Готовить горячие напитки (чай, кофе, какао).
| Практическая работа №9 «Приготовление бутербродов и горячих напитков» технологическая карта |
| |||
2 нед. окт. | 16 | Бутерброды и горячие напитки |
| Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая и кофе, полезные свойства, технология приготовления. | Самооценка на основе критериев успешной деятельности (л) Контроль в форме сравнения (р) Инициатива, поиск (к) | Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств разных видов чая и кофе. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь. Контроль выполнения практической работы | Практическая работа №10 «Приготовление бутербродов и горячих напитков» |
| |||
2 нед. окт. | 17 | Национальные способы приготовления чайного напитка | Комбинир. | Национальные способы приготовления чайного напитка с разными добавками | Самооценка на основе критериев успешной деятельности (л) Контроль в форме сравнения (р) Инициатива, поиск (к) | Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств разных видов нац. напитков. Дегустировать горячие напитки. Контроль выполнения практической работы | Практическая работа №10 «Приготовление горячих напитков» |
| |||
2 нед. окт. | 18 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий | Комбинир. | Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению. Посуда для приготовления. | Предвосхищать результат(р). Использовать общие приемы решения задачи(п). Формировать собственную позицию(к). | Выполнять первичную и кулинарную обработку крупы и бобовых изделий.
| Лабораторная работа №3. «О чем расскажет упаковка продуктов»
|
| |||
3 нед. окт. | 19-20 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий | Усвоение новых знаний | Технология приготовления разных видов каш. Требования к качеству. Использование бобовых в кулинарии. Технология приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий. | Готовить вязкую, жидкую и рассыпчатую каши. Готовить гарнир из бобовых и макаронных изделий. Находить информацию о продуктах и блюдах из них. Дегустировать блюда. Знакомиться с профессией повар. Лабораторная и практическая работы | Практ. работа №11 «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий» |
| ||||
3 нед. окт. | 21 | Национальные блюда из круп | Усвоение новых знаний | Технология приготовления национальных блюд из круп | Составлять план и последовательность действий(р). Выбор способов деятельности (Р) Инициатива, поиск (к) | Готовить национальные блюда из круп. Находить информацию о продуктах и блюдах из них | Практ. работа №12 Составление технологических карт «Национальные блюда из круп» |
| |||
4 нед. окт. | 22 | Обобщающий урок по теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» |
|
|
|
|
|
| |||
4 нед. окт. | 23-24 | Блюда из сырых овощей и фруктов | Применение знаний умений и навыков | Питательная ценность овощей и фруктов. Способы хранения овощей. Влияние экологии на качество овощей. Определение доброкачественности по внешнему виду. Определение нитратов в хим. лабораториях с помощью измерит. приборов ив домашних условиях при помощи бумажных индикаторов. Способы удаления нитратов. Первичная обработка овощей. Тепловая обработка, сохранение цвета и витаминов. Правила нарезки овощей и инструменты для нарезания. Приготовление салатов из сырых овощей и украшение готовых блюд | Осознанное построение речи(п) Выбор способов деятельности(Р) Умение выражать мысли (к) | Определять доброкачественность овощей и фруктов. Выполнять кулинарную и механическую обработку, нарезать овощи ломтиками, брусочками, кружочками, соломкой, кубиками. Выполнять украшение салатов. Осваивать безопасные приемы работы ножом. Читать технологическую документацию, готовить салаты по технологической карте. Находить информацию об овощах и блюдах из них. Практическая работа, технологическая карта. | Практ. работа №13 «Приготовление салата из сырых овощей», составление технологической карты. |
| |||
2 четверть (ноябрь-декабрь, 24 часа) | |||||||||||
Раздел «Кулинария» (12 часов) | |||||||||||
1нед. ноября | 25 | Тепловая кулинарная обработка овощей | Усвоение новых знаний | Значение и виды тепловой обработ-ки продуктов (варка, припуска-ние, бланширо-вание, жарение, пассерование, ту-шение, запекание). Преимущества и недостатки разных способов обра-ботки продуктов. | Составлять план и последовательность действий(р). Использовать общие приемы решения задач(п). Формулировать собственное мнение и позицию(к). | Находить информацию о способах тепловой обработки, позволяющих сохранить питательные вещества и витамины. Практическая работа, технологическая карта. | Практическая работа №14 «Приготовление блюда из вареных овощей», составление технологической карты. |
| |||
1нед. ноября | 26-27 | Тепловая кулинарная обработка овощей | Применение знаний умений и навыков | Технология приготовления салатов и винег-ретов из вареных овощей. Способы сохранения пита-тельных веществ в процессе варки овощей. Требова-ния к качеству и оформлению готовых блюд. | Составлять план и последовательность действий(р). Использовать общие приемы решения задач(п). Формулировать собственное мнение и позицию(к). | Готовить гарниры и салаты из вареных овощей. Осваивать безопасные приемы обработки овощей. Овладевать навыками работы в команде | Практическая работа №14 «Приготовление блюда из вареных овощей», |
| |||
2 нед. ноября | 28 | Блюда из яиц | Усвоение новых знаний | Значение яиц в питании, использо-вание в кулинарии. Меры предосто-рожности при рабо-те с яйцами. Спосо-бы определения свежести и хранение яиц. | Задавать вопросы(к). Ценностное отношение к окружающему миру. Адекватно использовать речь(П). | Определять свежесть с помощью овоскопа или подсоленной воды. Лаборат. работа
| Лаборат. раб. №4 «Определение свежести яиц»
|
| |||
2 нед. ноября | 29 | Блюда из яиц | Применение знаний умений и навыков | Технология приготовления блюд из яиц. Способы варки и жарения яиц. | Задавать вопросы(к). Ценностное отно-шение к окружа-ющему миру. Адекватно ис-пользоватьречь(П | Готовить блюда из яиц. Находить и предс-тавлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, блюдах из яиц, спосо-бах оформления яиц к народным праздникам. Практ. работа, сообщ. | Практ. работа №15 «Приготовление блюда из яиц» |
| |||
2 нед. ноября | 30 | Приготовление завтрака. | Комбинир. | Меню завтрака, Понятие о калорийности продуктов | Составлять план и последователь-ность действий(р). Использовать общие приемы решения задач (п) Формулировать собственное мнение и позицию(к) | Подбирать столовое белье, столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню для завтрака, рассчитывать кол-во и стоимость продуктов для завтрака.
| Практ. работа №16 «Приготовление завтрака».
|
| |||
3 нед. ноября | 31 | Сервировка стола к завтраку. | Применение знаний умений и навыков | Понятие о сервировке стола, особенностях сер-вировки к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завт-рака. Способы складывания сал-феток. Правила поведения за сто-лом и пользования столовыми прибора | Составлять план и последователь-ность действий(р). Использовать общие приемы решения задач (п) Формулировать собственное мнение и позицию(к) | Выполнять сервировку стола к завтраку. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом» Контоль выполнения практич. работы. | Практ. работа №17 «Сервировка стола к завтраку»
|
| |||
3 нед. ноября | 32-33 | Творческий проект по разделу «Кулинария» | Применение знаний умений и навыков | Реализация этапов выполнения творческого про-екта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проектного изделия | освоение основ проектно- исследо-вательской деятель-ности(п) Осознанный выбор и построение дальнейших инди-видуальных траек-торий образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий(л) поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемой(к) | Выполнять проект по разделу «Кулинария» Контроль выполнения проекта | Практ. работа №18 Выполнение проекта по разделу «Кулинария» |
| |||
4 нед. ноября | 34-35 | Творческий проект по разделу «Кулинария» | Применение знаний умений и навыков | Реализация этапов выполнения творческого про-екта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проектного изделия | Выполнять проект по разделу «Кулинария» Контроль выполнения проекта | Практ. работа №18 Выполнение проекта по разделу «Кулинария» |
| ||||
4 нед. ноября | 36 | Контрольная работа №2 по разделу «Кулинария» | Проверка, оценка и коррекция знаний и умений |
| Приемы решения поставленных задач(п). Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей(р). Формулировать свою позицию(к) | Контрольная работа |
|
| |||
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (12 часов) | |||||||||||
1 неделя декабря | 37 | Производство текстильных материалов | Усвоение новых знаний | Классификация текстильных воло-кон. Способы полу-чения и свойства натуральных волокон растительного про-исхождения.. Основная и уточная нити в ткани. | Составлять план и последовательность действий. Использовать общие приемы решения задач. Формулировать собственное мнение и позицию | Составлять коллекцию тканей растит. происхождения, исследовать свойства тканей. Определять направление долевой нити, лицевую и изнаночную стороны ткани. Контроль выполнения лаборат. работ, сообщение, фронт. опрос | Лаборат. раб. №5 «Определение направления долевой нити в ткани» Лаборат. раб. №6 «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»
|
| |||
1 неделя декабря | 38 | Производство текстильных материалов | Применение знаний умений и навыков | Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткац-кого и отделочного современного произ-водства | Составлять план и последователь-ность действий. Использовать общие приемы решения задач. Формулировать собственное мне-ние и позицию | Изготавливать образцы переплетения в тканях | Практ. работа №19 «Изготовление образцов переплетения нитей в тканях»
|
| |||
1 неделя декабря | 39 | Производство текстильных материалов | Применение знаний умений и навыков | Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. | Составлять план и последователь-ность действий. Использовать общие приемы решения задач. Формулировать собственное мне-ние и позицию | Виды переплетения нитей, проводить ана-лиз прочности окраски ткани, исследовать свойства нитей основы и утка. Находить ин-формацию о произ-водстве нитей и тканей в старину. Контроль выполнения лаборат. работ, сооб-щение, фронт. опрос | Лаборат. раб. №7 «Сравнительный анализ прочности окраски тканей» |
| |||
2 неделя декабря | 40-41 | Свойства текстильных материалов | Усвоение новых знаний | Свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения. | Составлять план и последовательность действий. Использовать общие приемы решения задач. Формулировать собственное мнение и позицию | Исследовать свойства нитей основы и утка. Оформлять результаты исследований. Устный опрос, контроль выполнения лабораторной работы. | Лаборат. работа №8 «Изучение свойств тканей из хлопка и льна» |
| |||
2 неделя декабря | 42 | Свойства текстильных материалов | Применение знаний умений и навыков | Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения. | Оценка действий (р) Информационный поиск(п) Умение выражать мысли (к) | Составление коллекции тканей из растительных волокон | Практ. работа №20 «Составление коллекции тканей из растительных волокон»
|
| |||
3 неделя декабря | 43 | Конструирование швейных изделий | Усвоение новых знаний | Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Конструктивные линии фигуры. | Составлять план и последовательность действий(р). Осуществлять поиск и выделение необходимой информации(п). Оказывать помощь в сотрудничестве(к | Снимать мерки, записывать результаты, производить расчет по формулам . Контроль выполнения практической работы | Практ. работа №20 «Снятие мерок с фигуры человека» |
| |||
3 неделя декабря | 44 | Конструирова-ние швейных изделий | Применение знаний умений и навыков | Снятие мерок. Особенности построения выкройки фартука. | Составлять план и последователь-ность действий(р). Оказывать помощь в сотрудничестве(к | Строить чертеж фартука в масштабе 1:4. Представлять информацию об истории швейных изделий | Практ. работа №21 «Изготовление выкроек в масштабе 1:4» |
| |||
3 неделя декабря | 45
| Конструирова-ние швейных изделий | Применение знаний умений и навыков | Снятие мерок. Особенности построения выкройки фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы с ножницами | Составлять план и последователь-ность действий(р). Осуществлять поиск и выделе-ние необходимой информации(п). Оказывать по-мощь в сотрудни-честве (к). | Строить чертеж фартука в натуральную величину по своим меркам. Копировать готовую выкройку. Контроль выполнения практической работы, сообщение «История швейного изделия» | Практ. работа №22 «Изготовление выкроек в натуральную величину» |
| |||
4 неделя декабря | 46 | Художествен-ное моделирование швейных изделий | Усвоение новых знаний | Выполнение эскизов моделей фартуков с их описанием | Составлять план и последователь-ность действий(р). Осуществлять поиск и выделе-ние необходимой информации(п). Оказывать по-мощь в сотрудни-честве (к). | Представлять информацию об истории швейных изделий. Контроль выполнения практической работы, сообщение «История швейного изделия» | Практ. работа №23 «Художественноемоделирование швейных изделий» |
| |||
4 неделя декабря | 47 | Техническое моделирование швейных изделий | Усвоение новых знаний | Внесение изменений в чертеж выкройки в соответствии с моделью | Составлять план и последователь-ностьдействий(р). Осуществлять поиск и выделе-ние необходимой информации(п). | Выполнять техническое моделирование швейных изделий | Практ. работа №24 «Техническое моделирование швейных изделий» |
| |||
4 неделя декабря | 48 | Обобщение по теме «Конструирование и моделирование |
|
|
|
|
|
| |||
3 четверть (январь-март, 21 час) | |||||||||||
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» ( 21час) | |||||||||||
1 неделя января | 49-50 | Раскрой швейного изделия | Комбинир. | Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек с учетом направления долевой нити, рисунка на ткани и в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками. | Определение последовательности промежуточных целей (р) Самостоятельное выделение цели (п) Управление поведением партнера (к) | Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек с учетом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учетом припусков на швы. Выкраивать детали. Находить информацию об истории создания инструментов для раскроя. Контроль выполнения практической работы и сообщения | Практическая работа №25 «Раскрой швейного изделия |
| |||
1 и 2 неделя января |
51-52 | Швейные ручные работы
| Комбинир. | Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца, прямыми стежками, с помощью булавок. | Оценка действий (р) Информационный поиск(п) Умение выражать мысли (к) | Изготавливать образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью резца, прямыми стежками, с помощью булавок. Контроль выполнения практич. работы | Практическая работа №26 «Изготовление образцов ручных работ» |
| |||
2 неделя января | 53-54 | Швейные ручные работы | Комбинир. | Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обметывание; временное соединение деталей – сметывание; временное закрепление подогнутого края – заметывание (с открытым и закрытым срезами). | Оценка действий (р) Информационный поиск(п) Умение выражать мысли (к) | Изготавливать образцы ручных работ: обметывание косыми или петельными стежками; заметывание (в подгибку с закрытым срезом и в подгибку с открытым срезам); сметывание. Контроль выполнения практической работы. | Практическая работа №26 «Изготовление образцов ручных работ» |
| |||
3 неделя января | 55-56 | Подготовка швейной машины к работе | Комбинир. | Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нити на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нити наверх. | Целеполагание (р) Прогнозирование (р) Самостоятельное выделение цели.(п) Постановка вопроса.(к) | Изучать устройство швейной машины с электрическим приводом. Готовить швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Контроль подготовки швейной машины к работе, выполнения лабораторной работы | Лаборат. работа №9 «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины»
|
| |||
3 неделя января и 1 нед. февраля | 57-58 | Приемы работы на швейной машине. | Комбинир. | Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот под углом, закрепление машинной строчки в начале и в конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила пользования регулирующими механизмами: переключателем вида строчек, регулятором длины стежка, рычагом шитья назад. | Целеполагание (р) Прогнозирование (р) Самостоятельное выделение цели.(п) Постановка вопроса.(к) | Выполнять прямую и зигзагообразную строчки по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек. Выполнять закрепки. Овладевать безопасными приемами труда. Находить и представлять информацию об истории швейной машины. Контроль выполнения практической работы | Практическая работа №27 «Изготовление образцов машинных работ» |
| |||
1 неделя февраля | 59-60 | Швейные машинные работы | Комбинир. | Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания – обметывание машинной зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей – стачивание; постоянное закрепление подогнутого края – застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требование к выполнению машинных работ. | Целеполагание (р) Прогнозирование (р) Самостоятельное выделение цели.(п) Постановка вопроса.(к) | Изготавливать образцы машинных работ: обметывание зигзагообразными стежками, застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Контроль выполнения практической работы с помощью задания «Проверь себя»
| Практическая работа №27 «Изготовление образцов машинных работ» |
| |||
2 неделя февраля | 61 | Влажно – тепловая обработка. | Комбинир. | Оборудование для ВТО ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классифиеация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной щов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обметанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). | Определение последовательности в работе.(р) Выделение информации. (п) Умение выражать мысли (к) | Проводить влажно – тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Контроль выполнения практической работы с помощью задания «Проверь себя» | Практическая работа №28 «Проведение влажно-тепловых работ |
| |||
2 , 3 и 4неделя февраля | 62-63 64-65 66-67 | Технология изготовления швейных изделий | Комбинир. | Последовательность изготовления фартука. Обработка накладных карманов. | Определение последовательности в работе.(р) Выделение информации. (п) Умение выражать мысли (к) | Практическая работа «Изготовление проектного изделия»; самоконтроль и оценка качества готового изделия; сообщения о профессиях закройщик и портной. Контроль выполнения практической работы | Практическая работа №29 «Обработка проектного изделия» |
| |||
4 неделя февраля, 1 и2 неделя марта | 68-69 70-71 72-73
| Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» | Применение знаний умений и навыков | Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта. | освоение основ проектно- исследовательской деятельности(п) Осознанный выбор и построение дальнейших индивидуальных траекторий образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий(л) поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемой(к) | Выполнение проекта по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Контроль реализации этапов проекта и его оформления | Практическая работа №30 Оформление проекта «Фартук» |
| |||
2 неделя марта | 74 | Защита проекта
| Применение знаний умений и навыков | Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта | освоение основ проектно- исследовательской деятельности(п) Осознанный выбор и построение дальнейших индивидуальных траекторий образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий(л) поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемой(к) | Презентация и защита проекта | Практическая работа №31 «Защита проекта»
|
| |||
2 неделя марта | 75 | Контрольная работа №3 «Создание изделий из текстильных материалов» | Проверка, оценка и коррекция знаний и умений |
| Приемы решения поставленных задач(п). Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей(р). Формулировать свою позицию(к) | Контрольная работа |
|
| |||
3 нед. марта | 76 | Обобщение по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» |
|
|
|
|
|
| |||
Раздел «Художественные ремесла» (2 часа) | |||||||||||
3 неделя марта
| 77-78 | Декоративно-прикладное искусство | Комбинир. | Понятие декоративно-прикладное искусство. Традиционные виды ДПИ России: ткачество, вышивка, вязание, роспись по ткани, ковроткачества. Знакомство с творчеством народных умельцев своего села. Приемы украшения праздничной одежды в старину, отделка изделий вышивкой, изготовление сувениров к праздникам. | Целеполание (р) Поиск и выделение информации (п) Умение выражать мысли (к) | Изучение лучших работ мастеров ДПИ родного края. Анализировать особенности ДПИ народов России. Выполнять сообщения о народных промыслах своего региона о способах и материалах применяемых для украшения праздничной одежды. | Практическая работа №32
Сообщения «Мастера ДПИ нашего села» или «Виды декоративно-прикладного искусства России»
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4 четверть (апрель- май, 16 часов)
| |||||||||||
Раздел «Художественные ремесла» (6 часов) | |||||||||||
1 неделя апреля | 79-80 | Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ | Комбинир. | Понятие «компози-ция». Правила, при-емы и средства композиции. Ста-тичная,динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фак-тура, текстура и колорит в компози-ции. Символика в орнаменте. Орна-мент в народной вышивке. Цветовые сочетания в орна-менте: хромати-ческие и ахромати-ческие цвета, основные и допол-нительные, теплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. | Целеполание (р) Поиск и выделение информации (п) Умение выражать мысли (к) | Зарисовывать природные мотивы с натуры. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Контроль выполнения мини-проекта и практической работы | Практическая работа №33 «Выполнение эскизов орнаментов для салфетки, платка, одежды, декорат. панно. (учебник стр. 169. |
| |||
1 и 2 неделя апреля | 81-82
| Лоскутное шитье
| Комбинир. | История создания изделий из лоскутков. Возможности лоскутной пластики и современная мода. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и другие. Материалы для лоскутного шитья, инструменты и приспособления.
| Определение последовательности промежуточных целей (р) Самостоятельное выделение цели (п) Управление поведения партнера (к) | Практическая работа: Разработка узора для лоскутного шитья, изготовление шаблонов из картона, подбор лоскутков по цвету, фактуре, волокнистому составу для лоскутного изделия. Контроль выполнения практической работы и сообщений «История лоскутного шитья». | Практическая работа №34 «Разработка узора для лоскутного шитья» |
| |||
2и 3 неделя апреля | 83-84 85-86 | Лоскутное шитье | Комбинир. | Лоскутное шитье по шаблонам: изго-товление шаблонов из картона, выкра-ивание деталей, создание лоскут-ного верха (соеди-нение деталей меж-ду собой). Аппли-кация и стежка в лоскутном шитье. Соединение лос-кутного верха с подкладкой и прок-ладкой. Обработка срезов лоскутного изделия. | Определение последовательности промежуточных целей (р) Самостоятельное выделение цели (п) Управление поведения партнера (к) | Контроль изготовления образцов лоскутных узоров. Сообщение «История лоскутного шитья» | Практическая работа №35 «Изготовление образцов лоскутных изделий» (учебник стр. 176) |
| |||
3 и 4 неделя апреля | 87-88 89-90 | Творческий проект по разделу «Художественные ремесла» | Усвоение новых знаний | Поисковый этап. Выбор темы проекта, формулирование требований к проекту. Разработка вариантов изделия. | освоение основ проектно- исследовательской деятельности(п) Осознанный выбор и построение дальнейших индивидуальных траекторий образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий(л) поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемой(к) | Выполнять проект по разделу «Художественные ремесла» | Практическая работа №36 Проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой» |
| |||
1 неделя мая | 91-92 | Творческий проект по разделу «Художественные ремесла» | Применение знаний умений и навыков | Технологический этап выполнения проекта. Конструирование изделия. Изготовление изделия, подсчет затрат | Выполнять проект по разделу «Художественные ремесла» | Практическая работа №36 Проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой» |
| ||||
1 неделя мая | 93
| Творческий проект
| Применение знаний умений и навыков | Заключительный этап. Контроль и испытание готового изделия.
| Контроль оформления проекта.
| Практическая работа №36 Проект «Лоскут-ное изделие для кухни-столовой» |
| ||||
2 неделя мая | 94 | Оформление портфолио
| Применение знаний умений и навыков | Оформление портфолио. Подготовка электронной презентации. | освоение основ проектно- исследовательской деятельности(п) поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемой(к) | Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Готовить электронную презентацию проекта. Составлять доклад к защите творческого проекта. | Практическая работа №37 «Составление доклада к защите проекта» |
| |||
2 нед. мая | 95 | Защита проекта | Обобщение знаний | Защита проекта | Защита творческого проекта. | Практ. раб. №38 Защита проекта |
| ||||
2 неделя мая | 96 | Контрольная работа №4 «Художественные ремесла» | Проверка, оценка и коррекция знаний и умений | Контрольная работа |
| Контрольная работа |
|
| |||
3 нед. мая | 97 | Работа над ошибками по к/р №4 | Проверка, оценка и коррекция знаний и умений |
|
|
|
|
| |||
3 и 4 нед. мая | 98-102 | Резерв |
|
|
|
|
|
|