СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа групповых логопедических занятий обучающихся 2 класса с ОВЗ (ТНР, вариант 5.1) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура и содержание Рабочей программы логопедического сопровождения обуающихся с ТНР (вариант 5.1) соответствуют требованиям ФАООП обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа групповых логопедических занятий обучающихся 2 класса с ОВЗ (ТНР, вариант 5.1) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.)»

Пояснительная записка

Рабочая программа логопедических занятий обучающихся 2 класса с ОВЗ (вариант 5.1) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.), разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48) в соответствии требований:

  • Приказа Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 №72654);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1) МОУ «Увинская СОШ №4»;

  • Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».



Программа разработана на основе методических рекомендаций авторовЛ.Н. Ефименковой, И.Н Садовниковой, А.В. Ястребовой, Е.В.Мазановой.


Цель программы: коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.); формирование предпосылок к полноценному усвоению АООП НОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1) МОУ «Увинская СОШ №4».

Задачи:

  1. Развивать полноценные представления о звуковом составе слова на базе формирования фонематических процессов и навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.

  2. Формировать умение обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных II ряда и при помощи мягкого знака.

  3. Формировать умение дифференцировать фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство.

  4. Формировать навык чтения без специфических ошибок, грамотного письма в соответствии с общепринятыми нормами орфографии.

  5. Формировать лексический запас и грамматический строй речи.

  6. Формировать связную речь.

  7. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: словесно-логическое мышление; устойчивость внимания; наблюдательность к языковым явлениям; способность к запоминанию; познавательную активность.

  8. Формировать коммуникативную готовность к обучению.

Общая характеристика программы логопедических занятий

обучающихся 2 класса с ОВЗ (вариант 5.1)

Рабочая программа логопедических занятий обучающихся 2 класса с ОВЗ (вариант 5.1) направлена на преодоление нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.); усвоение адаптированной образовательной программы; устранение недостатков в речевом развитии; на формирование коммуникативных навыков и социальную адаптацию. Программа логопедических занятий разработана в соответствии с программой обучения русскому языку и чтению в начальной школе, структурой речевого дефекта обучающегося, отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи; может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей речевой /языковой/коммуникативной недостаточности обучающегося.


Описание места коррекционно-логопедических занятий в учебном плане

Программа рассчитана на 102 час (3 занятия в неделю по 40 мин), в том числе на контрольные работы отводится 6 час. Из них на обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 6 час (всего 12 час). Количество занятий на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития обучающихся и усвоения ими программного материала.

Организация учебного процесса: групповые занятия в форме уроков. На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах, группе.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.

Используемые методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (словесный, наглядный);

- практический;

- личностно-ориентированного подхода;

- метод самоконтроля и самостоятельной деятельности учащегося.

Используемые технологии:

- здоровьесберегающие;

- информационно-коммуникативные;
- игровые.


Ценностные ориентиры содержания

Одним из результатов обучения является осмысление учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней, формирование эмоционально - позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса, которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур и языков


Принципы коррекционно-развивающего обучения

Содержание данной программы основывается на специальных принципах:

  1. Принцип системности. Процесс коррекционной работы предполагает одновременное развитие всех компонентов речи.

  2. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития.

  3. Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

  4. Принцип коррекционной направленности образовательного процесса.

  5. Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.

  6. Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся.

  7. Принцип преемственности, предполагающий ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся.

  8. Принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области».

  9. Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

  10. Принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности.

  11. Принцип сотрудничества с семьей.


Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР (вариант 5.1)

Обучающиеся с ТНР, находящиеся на III уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов, замены слов по различным признакам (как по смысловому, так и по звуковому признакам; смешения по признакам внешнего сходства, по функциональному назначению, видо-родовые смешения).

Наблюдается недостаточнаясформированность грамматических форм: ошибки в употреблении падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Отличительной особенностью обучающихся является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности: часто словообразование заменяется словоизменением, отмечаются трудности подбора однокоренных слов, возникают нарушения в выборе производящей основы, пропуски и замены словообразующих аффиксов, стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса. Типичными являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Произношение обучающихся характеризуется недифференцированным произнесением звуков (особенно сложных по артикуляции, позднего онтогенеза), нечеткостью дифференциации их на слух. Наблюдаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм слова, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; неумение пользоваться способами словообразования. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные синтаксические конструкции. Во фразовой речи обнаруживаются аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения. Недостаточнаясформированность связной речи проявляется в нарушениях смыслового программирования и языкового оформления развернутых высказываний, что выражается в пропусках существенных смысловых элементов сюжетной линии, фрагментарности изложения, невозможности четкого построения целостной композиции текста, в бедности и однообразии используемых языковых средств. У большинства обучающихся отмечаются недостатки звукопроизношения и нарушения воспроизведения звукослоговой структуры слов (в основном незнакомых и сложных по звукослоговой структуре), что проявляется: в наличии персевераций и неверных антиципаций; в добавлении лишних звуков; в сокращении, перестановке, добавлении слогов или слогообразующей гласной. Это создает значительные трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.


Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, социально значимых мотивы учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) эстетические потребности, ценности и чувства;

8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

9) навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

11) адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. социально-бытовых умений, используемых в повседневной жизни;

  2. навыков коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

  3. способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

У обучающегося будут сформированы:

1) способность принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Обучающийся получит возможность для формирования:

умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.




Познавательные УУД

У обучающегося будут сформированы:

1) умение использование речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) умение владеть навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) умение владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

1) умений владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

2) умений владеть некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы:

1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2) умение определять общие цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Обучающийся получит возможность для формирования:

готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающегося с ЗПР.


Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  1. Различать понятия «звук» и «буква»; характеризовать звуки; понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении).

  2. Выполнять звукобуквенный анализ слов.

  3. Определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу.

  4. Определять ударные и безударные слоги в слове.

  5. Использовать гласные буквы и, я, е, ё, ю и мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме.

  6. Определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного.

  7. Различать на слух и в произношении фонемы, сходные по акустико-артикуляционным признакам; обозначать данные фонемы на письме соответствующими буквами.

  8. Подбирать слова на заданный звук; сравнивать слова со сходными звуками.

  9. Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.

  10. Восстанавливать предложения и текст с заданными звуками.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. Осуществлять звукобуквенный разбор простых по составу слов.

  2. Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с гласными буквами я, е, ё, ю; в словах с мягким знаком (ь); с разделительным мягким знаком (ь).

  3. Владеть речевым этикетом в коммуникации.


Содержание программы:

Обследование устной и письменной речи (6 час)

Раздел 1. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Перенос слов (24 час)

Звуки речи и способы их образования. Строение и функции органов артикуляционного аппарата. Гласные и согласные звуки и буквы.

Простые формы звукового анализа. Гласные звуки. Согласные звуки.

Сложные формы звукового анализа. Звукобуквенный анализ и синтез одно-, двусложных слов. Звукобуквенный анализ и синтез трёхсложных слов.

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Слогообразующая роль гласных.

Ударение. Ударный слог. Ударная и безударная гласная. Смыслоразличительная роль ударения. Перенос слов.


Раздел 2. Дифференциация гласных I и II ряда (16час)

Дифференциация гласных I и II ряда. Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда. Дифференциация гласных А – Я, У – Ю, О – Ё, Ы – И в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях, текстах. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. Обогащение словаря; развитие связной речи.

Дифференциация лабиализованных гласных. Дифференциация лабиализованных гласных О – У, Ё – Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. Обогащение словаря; развитие связной речи.


Раздел 3.Обозначение мягкости согласных на письме посредством Ь. Разделительный Ь знак (7 час)

Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака. Мягкий знак на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль Ь.

Разделительный Ь знак.


Раздел 4. Дифференциация согласных, сходных по акустико-артикуляционным признакам (47 час)

Дифференциация парных звонких и глухих согласных Б –П, Б` – П`, В – Ф, В` – Ф`, Г – К, Г `– К`, Д – Т, Д` – Т`, З – С, З` – С`, Ж – Ш в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.Формирование фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, навыков грамматического оформления предложений; языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста. Обогащение словаря; развитие связной речи.

Дифференциация согласных С- Ш, З – Ж, Ч`– Щ`, Ч – Ш, Ч – Ц, Р – Л, Р` - Л` в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Формирование фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, навыков грамматического оформления предложений; языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста. Обогащение словаря; развитие связной речи.


Раздел 5. Повторение изученного материала за учебный год (3час)

Закрепление навыков обозначения мягкости согласных посредством гласных II ряда и мягкого знака; правописания слов с Ь и разделительным Ь; дифференциации согласных звуков и букв; навыков грамматического оформления предложений.

Мониторинг развития устной и письменной речи (6 час)










Учебно-тематический план

№ раздела

Тема раздела

Кол-во час


Обследование устной и письменной речи

6

1

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Перенос слов

17

2

Дифференциация гласных

16

3

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь. Разделительный Ь знак

7

4

Дифференциация согласных, сходных по акустико-артикуляционным признакам

47

5

Повторение

3


Мониторинг развития устной и письменной речи

6


Итого:

102







































Тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий

обучающихся 2 класса с ОВЗ (вариант 5.1) (102 час)


занятия

Тема раздела, занятия

Кол-во час

Дата про-ведения

контр.

работы

Содержание коррекционно-логопедической работы

и основные виды деятельности


1-6

Обследование устной и письменной речи

6



Раздел 1. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Перенос слов (17 час)

7-8

Звуки речи и способы их образования. Строение и функции органов артикуляционного аппарата. Гласные и согласные звуки и буквы

2


Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство со строением и функциями органов артикуляционного аппарата. Знакомство с гласными и согласными звуками и способами их образования. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение гласных звуков из звукового ряда, из слогов и слов. Определение места гласных звуков во всех позициях в слове. Дифференциация гласных I ряда и согласных звуков. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Соотнесение звуков с буквами.

9-10

Простые формы звукового анализа. Гласные звуки

2


Знакомство с гласными звуками и способами их образования. Закрепление артикуляции гласных звуков перед зеркалом. Упражнения по узнаванию звука по показу беззвучной артикуляции; вычленению гласного звука (на слух): из ряда звуков, слогов, в начале слова (начальный гласный в ударной позиции, в безударной позиции); в середине и конце слова. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Соотнесение звуков с буквами. Обозначение гласных на письме соответствующими буквами. Развитие фонематического восприятия.

11-12

Согласные звуки

2


Знакомство с согласными звуками и способами их образования. Закрепление артикуляции отдельных согласных звуков перед зеркалом. Упражнения по вычленению согласного звука (на слух): из ряда звуков; из слогов; в словах (в начале, середине, в конце). Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Соотнесение звуков с буквами. Обозначение согласных на письме соответствующими буквами. Развитие фонематического слуха и восприятия.

13-16

Сложные формы звукового анализа. Звукобуквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры

4


Слогообразующая роль гласных. Практические упражнения по выполнению звукобуквенного анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Составление схем слов. Подбор слов к заданным схемам. Формирование фонематических процессов.

17-18

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Слогообразующая роль гласных.

2


Закрепление понятия «слог». Наблюдение за слогообразующей ролью гласных. Дифференциация понятий «слог» и «слово». Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Составление схем слов; подбор схем к словам. Упражнения на развитие чувства ритма (группировка слов по количеству слогов, наращивание слогов в слове и др.). Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления).

19-20

Ударение. Ударный слог. Ударная и безударная гласная. Смыслоразличительная роль ударения

2


Знакомство с понятиями «ударение», «ударная гласная», «ударный слог», «безударная гласная». Наблюдение за смыслоразличительной и фонетической ролью ударения. Практические упражнения по определению ударного гласного звука, ударного слога в словах; безударного гласного в слове, требующего проверки. Орфоэпические нормы произношения слов.

21-22

Перенос слов.

2


Знакомство с правилами переноса слов. Практические упражнения по закреплению навыка переноса слов.

23

Контрольная работа № 1 по теме «Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Перенос слов»

1



Раздел 2. Дифференциация гласных (16 час)

24-26

Работа над ошибками.

Дифференциация гласных I и II ряда

Дифференциация гласных А – Я в слогах и словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3


Знакомство со способом обозначения мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Практические упражнения по дифференциации гласных А – Я в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях, текстах. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. Обогащение словаря; развитие связной речи. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, словесно-логического мышления).

27-29

Дифференциация гласных У – Ю в слогах и словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3


Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Практические упражнения по дифференциации гласных У – Ю в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях, текстах. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. Обогащение словаря; развитие связной речи. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления), графомоторных навыков.

30-32

Дифференциация гласных О – Ё в слогах и словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3


Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Практические упражнения по дифференциации гласных О - Ё в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях, текстах. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. Обогащение словаря; развитие связной речи. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления).

33-34

Дифференциация гласных Ы – И в изолированной позиции, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

2


Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной И. Практические упражнения по дифференциации гласных Ы – И в изолированной позиции, в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях, текстах. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. Обогащение словаря; развитие связной речи. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, словесно-логического мышления), графомоторных навыков.

35-36

Дифференциация гласных О –У в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

2


Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

37-38

Дифференциация букв Ё – Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

2


Буквы Е—Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё—Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

39

Контрольная работа № 2 по теме «Дифференциация гласных»

1



Раздел 3. Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака. Разделительный Ь знак (7 час)

40-42

Работа над ошибками.

Ь на конце слова. Смыслоразличительная роль Ь на конце и в середине слова

3


Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак на конце и в середине слова. Наблюдение за смыслоразличительной ролью Ь на конце и в середине слова. Практические упражнения по закреплению навыка правописания Ь на конце и в середине слова.

43-45

Разделительный Ь знак

3


Мягкий знак в функции разделения. Знакомство со схемой слова с разделительным мягким знаком. Соотнесение слов с разделительным Ь знаком со схемой. Упражнения по дифференциации и правописанию мягкого знака в функции смягчения и разделения.

46

Контрольная работа № 3 по теме «Мягкий знак в функции смягчения и разделения»

1





Раздел 4. Дифференциация согласных, сходных по акустико-артикуляционным признакам (47 час)

47-50

Работа над ошибками.

Дифференциация Б – П, Б`– П` в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

4


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б – П, Б`– П`. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с символами, буквами. Практические упражнения по различению Б – П, Б`– П` на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Работа с паронимами. Упражнения на развитие фонематического восприятия; звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления), графомоторных навыков.


51-54

Дифференциация В – Ф, В` – Ф` в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах

4


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков В – Ф, В`– Ф`. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Упражнения по дифференциации звуков В— В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами, буквами. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

55-58

Дифференциация Г – К, Г` – К` в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

4


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г – К, Г`– К`. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Упражнения по дифференциации звуков Г – К, Г`– К изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами, буквами. Работа со словами паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

59-62

Дифференциация Д – Т, Д` – Т` в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

4


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д – Т, Д` – Т`. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с символами, буквами. Практические упражнения по различению Д – Т, Д` – Т` на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Работа с паронимами. Упражнения на развитие фонематического восприятия; звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

63-66

Дифференциация З – С, З` – С` в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

4


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков З – С, З` – С`. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с символами, буквами. Практические упражнения по различению З – С, З` – С` на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Работа с паронимами. Упражнения на развитие фонематического восприятия; звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления), графомоторных навыков.

67-70

Дифференциация Ж – Ш в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

4


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Ж – Ш. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с символами, буквами. Практические упражнения по различению Ж – Ш на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Работа с паронимами. Упражнения на развитие фонематического восприятия; звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

71

Контрольная работа № 4 по теме «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»

1



72-75

Работа над ошибками.

Дифференциация С- Ш в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

4


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С - Ш. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с символами, буквами. Практические упражнения по различению С – Ш на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Работа с паронимами. Упражнения на развитие фонематического восприятия; звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

76-79

Дифференциация З - Ж в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах

4


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков З - Ж. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с символами, буквами. Практические упражнения по различению С – Ш на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Работа с паронимами. Упражнения на развитие фонематического восприятия; звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

80-82

Дифференциация Ч` – Щ` в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах

3


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Ч` – Щ`. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с символами, буквами. Практические упражнения по различению Ч` – Щ` на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Работа с паронимами. Упражнения на развитие фонематического восприятия; звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

83-85

Дифференциация Ч` - Ш в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах

3


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Ч` – Ш. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с символами, буквами. Практические упражнения по различению Ч` – Ш на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Работа с паронимами. Упражнения на развитие фонематического восприятия; звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления).

86-89

Дифференциация Ч` - Ц в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах

4


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Ч` – Ц. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с символами, буквами. Практические упражнения по различению Ч` – Ц на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Работа с паронимами. Упражнения на развитие фонематического восприятия; звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

90-92

Дифференциация Р – Л, Р` - Л` в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах

3


Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Р – Л, Р` - Л`. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с символами, буквами. Практические упражнения по различению Р – Л, Р` - Л` на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Работа с паронимами. Упражнения на развитие фонематического восприятия; звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления), графомоторных навыков.

93

Контрольная работа № 5 по теме «Дифференциация согласных, сходных по акустико-артикуляционным признакам»

1



Раздел 6. Повторение (3 час)

94-95

Работа над ошибками.

Повторение изученного материала за учебный год.

2


Практические упражнения по закреплению навыков дифференциациисогласных, сходных по акустико-артикуляционным признакам; обозначению мягкости согласных посредством мягкого знака, правописанию разделительного мягкого знака в словах.

96

Итоговая контрольная работа

1



97-102

Мониторинг развития письменной речи

6




Информационно-методическое обеспечение:

  1. Алексеева, О.С. Различаем звуки и буквы: Картотека заданий логопеда (1-4 классы) /О.С. Алексеева. – Санкт – Петербург: КАРО, 2017. – 128 с.: ил. – (Мастер-класс логопеда)

  2. Барсукова. Л.А. Логопедия для учителя, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316 с.:ил. – (Начальная школа).

  3. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.

  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова.- М.: Просвещение, 1991. –  223 с.

  5. Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей образовательных учреждений / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. - М.: Просвещение, 2009. –  190 с.

  6. Козырева, Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1/Л.М. Козырева; худож. В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 48 с., ил.

  7. Мазанова, Е.В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – 2-е изд. испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 125 с.

  8. Мазанова, Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников /Е.В. Мазанова. -2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.

  9. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников /Е.В. Мазанова. -2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.

  10. Мальм. М.В. Дисграфия: языковой анализ и синтез: 2 класс/М.В. Мальм, О.В. Суслова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 60 с.: ил. – (Логопедические тетради)

  11. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1998.

  12. Яворская, О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (2 - 3 классы)/ О.Н. Яворская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 176 с.: ил. – Серия «Мастер-класс логопеда»).

  13. Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи/под ред. Н.Н. Яковлевой. – Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2007.

  14. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000.

Интернет-ресурсы:

http://www.logoped-sfera/

http://www.logopunkt.ru/

http://www.logopedmaster.ru/

http://www.logopedplus.ru/

http://www.festival.1 september.ru/

http://nsportal.ru/


Материально-техническое обеспечение:

  1. компьютер, презентации;

  2. раздаточный материал по всем разделам рабочей программы;

  3. наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам;

  4. алфавит, буквы гласных и согласных звуков, символы гласных и согласных звуков, фишки;

  5. пособия для развития познавательных процессов, временных представлений;

  6. пособия для развития мелкоймоторикикистей и пальцев рук.










Приложение


Критерии оценивания контрольно-измерительных материалов



Критерии оценивания диктанта:

Оценка «5»ставится за аккуратно выполненную работу; в диктанте нет ошибок.

Оценка «4» ставится за аккуратно выполненную работу; в диктанте допущено не более 2-х ошибок.

Оценка «3»ставится за небрежно выполненную работу; в диктанте допущено от 3-х до 5 ошибок.

Оценку «2»ставить не рекомендуется.

За одну ошибку считаются:

- 2 исправления;

- 2 пунктуационные ошибки;

- 2 одинаковые дисграфические ошибки либо повторение ошибки на одно и то же правило.



Критерии оценивания грамматических заданий:

Оценка «5» ставится за выполнение всех заданий правильно.

Оценка «4» ставится за правильное выполнение не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится правильное выполнение половины заданий.

Оценку «2»ставить не рекомендуется.







































Контрольно-измерительные материалы (2 кл.)

Контрольная работа № 1 по теме «Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Перенос слов»


Цель: контроль сформированностинавыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов; постановки ударения; переноса слов.

  1. Диктант

Подарки

Идёт урок труда. У нас на партах клей и бумага. Мы делаем игрушки. У Алёши грузовик. Таня клеит куклу. У Миши будет зайка. Учитель отдаст игрушки в ясли. Малыши будут рады. (31 слово)


  1. Грамматические задания:

  1. В первом предложении разделите слова на слоги, поставьте ударение.

  2. Выпишитесловоподарки,выполните звукобуквенный анализ данного слова.

  3. Выпишите из текста слова, которые нельзя переносить.






Ключи:

  1. И|дёту|роктру|да.


  1. По|дар|ки – 3 слога, 7 б., 7зв.

  2. Идёт, урок, нас, на, клей, мы.






























Контрольная работа № 2 по теме «Дифференциация гласных»


Цель: контроль сформированности навыков дифференциации гласныхI и II ряда, лабиализованных гласных о – у, ё - ю; умения выполнять звукобуквенный анализ слов.


  1. Диктант

Как Люба варила компот


Мама и Люба сходили на базар. Они купили фрукты и ягоды для компота. Мама вымыла клюкву и груши. Люба достала кастрюлю и налила в неё воды. Девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро компот был готов! (40 слов)




  1. Грамматические задания:


1. Подчеркните красным карандашом гласные I ряда – одной чертой, гласные II ряда – двумя чертами. Твёрдые согласные перед гласными подчеркните синим карандашом, а мягкие согласные – зелёным карандашом.

2. Выполните звукобуквенный анализ слова ягоды.






Ключ:


Я|го|ды3 слога, 5 б., 6 зв.;



























Контрольная работа № 3 по теме « Мягкий знак в функции смягчения и разделения»


Цель: контроль сформированности навыков правописания разделительного Ь знака и Ь знака в функции смягчения; умения выполнять звукобуквенный анализ слов.



  1. Диктант

В школу

Каждый день папа возит Илью и Марьяну в школу. Широкая дорога идёт степью. Кругом раздолье. Конь Вьюнок бежит рысью.

Дети с радостью едут в школу. Там их ждут друзья. Там любимая учительница Татьяна Васильевна. Там важное дело – ученье. (38 слов)



  1. Грамматическое задание:


  1. Подчеркните в словах разделительный Ь знак и мягкий Ь, обозначающий мягкость согласного.

  1. Выполните звукобуквенный анализ слова ученье.



Ключ:

2. У|че|нье - 3 слога, 6 б., 6 зв.

































Контрольная работа № 4 по теме«Дифференциация парных звонких и глухих согласных»


Цель: контроль сформированности навыков дифференциации парных звонких

и глухих согласных в текстах; умения выполнять звукобуквенный анализ слов



  1. Диктант

Зайчик


В живом уголке жил зайчик. Школьники нашли малыша в лесу. Заяц сидел у берёзки и ел травку. Зайку взяли в школу.

Шерсть у зайчишки гладкая. Зубки и когти острые. Сначала зайчик боялся. Потом привык. Он грыз капусту и морковь.(39 слов)



  1. Грамматические задания:


1. Выпишите из текста три слова с парными согласными на конце и в середине слова. Подберите и запишите к ним проверочные слова.

2. Выполните звукобуквенный анализ слова морковь.





Ключи:

  1. Берёзки – берёза, травку - трава, грыз – грызёт.


  1. Мор|ковь – 2 слога, 7 б., 6 зв.




























Контрольная работа № 5 по теме «Дифференциация согласных, сходных по акустико-артикуляционным признакам»


Цель: контроль сформированности навыков дифференциации свистящих-шипящих, аффрикат, сонорных согласных; умения выполнять звукобуквенный анализ.


  1. Диктант

Весной в роще


Наступила весна. Был тёплый солнечный денёк. Ребятишки пошли в берёзовую рощу. В роще кричат грачи. Весело щебечут ласточки. Поют чижи. Девочки ищут ландыши и щавель. Мальчики нашли в кустах ёжика. Долго бродили ребята в лесу. Прогулка им очень понравилась. (39 слов)





  1. Грамматическое задание:


Выполните звукобуквенный анализ словпоют, щавель.



Ключ:

По|ют – 2 слога, 4 б., 5 зв.;


ща|вель2 слога, 6 б., 5 зв.


































Итоговая контрольная работа


Цель:контрольсформированности навыков обозначения мягкости согласных посредством гласных II ряда и мягкого знака; дифференциации сходных по акустико-артикуляционным признакам согласных; навыков правописания слов с разделительным мягким знаком; умения выполнять звукобуквенный анализ слов.


  1. Диктант

Май


Май. Наступили тёплые деньки. Зелёная листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползёт уж. (44 слова)



  1. Грамматические задания:

  1. Подчеркните в словах мягкий знак, разделительный Ь знак.

  2. Выпишите 2 слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова. Подберите и запишите к ним проверочные слова.

  3. Выполните звукобуквенный анализ слова деревья.





Ключи:

2. Сладкий – сладок, уж – ужи.


3. Де|ре|вья – 3 слога, 7 б., 7 зв.