13
Частное общеобразовательное учреждение
«Лицей-интернат №5 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»»
УТВЕРЖДАЮ Директор лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД» __________________________ Тихонов В.И. |
Рабочая программа
и календарно-тематический план
по программе внеурочной деятельности
«Экологическая дружина»
для 6-х классов
на 2016-2017 учебный год
Учитель Черткова И.В.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по научно-методической работе ______________ Ильина Л.В. | РАССМОТРЕНО на заседании кафедры естественно-математических дисциплин лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД» Протокол № 1 от «22» 08. 2016г. Руководитель кафедры __________ Дементьева О.Н. |
г. Красный Кут
2016 год
Программа работы творческого объединения «Зелёная планета» для обучающихся 6-х классов разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, Федеральный закон « О государственной поддержке молодёжных и детских объединений», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа развития воспитательной компоненты, письмо Министерства образования и науки от 11.12.2006 № 06-1844.
Программа разработана для частного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат №5» открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
- направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования.
Режим занятий: Организация занятий будет осуществляться согласно СанП и Н 2.4.2.2821-10. Продолжительность занятий для воспитанников 10 класса не более 1 часа в день. Занятия проводятся один раз в неделю.
Актуальность: В современных условиях дополнительное образование призвано обеспечить начальное жизненное становление человека, реализуя воспитательные функции свободного времени. Приобретенные в творческом объединении навыки будут полезны воспитанникам в учебе и дальнейшей жизни.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности обусловлены реализацией цели получения лицеистами опыта самостоятельного общественного действия; приобретения учащимися социальных знаний; формирования ценностного отношения к социальной реальности;
освоения обучающимися навыков культурного поведения; воспитания уважительного отношение к себе, к окружающим, к лицею.
Планируемые результаты, включающие формирование УУД
Личностные результаты:
Получение лицеистами опыта самостоятельного общественного действия:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
- знание норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
- развитие способности увидеть нравственную ситуацию; осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению; оценка нравственных поступков;
- внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения; стремление к выполнению норм; переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю; формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
- обогащение личного опыта общения учащихся;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Приобретение учащимися социальных знаний: овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Формирование ценностного отношения к социальной реальности: получение лицеистами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
Метапредметные результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общую цель и пути ее достижения;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные результаты:
Должны знать:
- научную области экологии, предмет её изучения;
- о принципе предосторожности;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
- методы экологической науки, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
Овладеть понятиями:
экология, предел выносливости, экологические факторы, саморегуляция, нравственность, мораль, культура, воспитанность, толерантность.
Должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного
окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- составлять экологические модели, трофические цели;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
Должны иметь четкое представление:
- о том, что только от человека зависит будущее планеты;
- что «природа знает лучше».
Форма отчета: По окончании срока реализации программы проводятся плановые мероприятия экологической направленности..
2. Учебно–тематический план (35 ч./ 1ч. в неделю)
№ | Наименование темы | Всего отведено кол-во часов | Теория | Практика |
| Вводная часть – 2 часа | | | |
1-2 | История появления Экологии | 2 | 1 | 1 |
3-4 | Изучение деятельности природоохранных организаций | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 1. Мир глазами эколога. 12 часов. | | | |
5-6 | Школьный субботник «Сделай планету чище». | 2 | - | 2 |
7-8 | Акция «Экологическими тропами к собственному здоровью». Мой край через объектив. | 2 | - | 2 |
9-10 | Выставка поделок из бросового материала «Фантазировать вместе с природой» | 2 | 1 | 1 |
11-12 | Выставка рисунков «Я берегу свою планету» | 2 | 1 | 1 |
13-14 | Проведение тематических классных часов «Внимание Грипп» | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 2. Нравственное воспитание - 21 час | | | |
15-16 | Новогодний праздник со сказочными героями «Эколятами»-друзьями и защитниками природы | 2 | 1 | 1 |
17-18 | Творческий конкурс «Здоровье планеты? В моих руках?» | 2 | - | 2 |
19-20 | Акция «Покорми птиц зимой» | 2 | 1 | 1 |
21-22 | Классный час «Помоги животным» с участием «Эколят» | 2 | 1 | 1 |
23-24 | Акция « Там ,где я - там чистота!» | 2 | - | 2 |
25-26 | Олимпиада «Эколята» - Молодые защитники природы | 2 | 1 | 1 |
27-28 | Акция «Экологическими тропами к собственному здоровью» | 2 | 1 | 1 |
29-30 | Операция «Чистодвор» | 2 | - | 2 |
31-32 | Акция «Зеленая ветка», ко дню Победы | 2 | 1 | 1 |
33-34 | Акция «Аллея выпускников» | 2 | - | 2 |
35 | Резервное время. Просмотр фильмов на экологическую тематику | | | |
| ИТОГО | 35 | 11 | 23 |
Календарно-тематический план Консультативного клуба на 2017-2018 учебный год.
№ п/п | Тема занятия | Дата занятия |
1-2 | История появления Экологии | |
3-4 | Изучение деятельности природоохранных организаций | |
5-6 | Школьный субботник «Сделай планету чище». | |
7-8 | Акция «Экологическими тропами к собственному здоровью». Мой край через объектив. | |
9-10 | Выставка поделок из бросового материала «Фантазировать вместе с природой» | |
11-12 | Выставка рисунков «Я берегу свою планету» | |
13-14 | Проведение тематических классных часов «Внимание Грипп» | |
15-16 | Новогодний праздник со сказочными героями «Эколятами»-друзьями и защитниками природы | |
17-18 | Творческий конкурс «Здоровье планеты? В моих руках?» | |
19-20 | Акция «Покорми птиц зимой» | |
21-22 | Классный час «Помоги животным» с участием «Эколят» | |
23-24 | Акция « Там, где я - там чистота!» | |
25-26 | Олимпиада «Эколята» - Молодые защитники природы | |
27-28 | Акция «Экологическими тропами к собственному здоровью» | |
29-30 | Операция «Чистодвор» | |
31-32 | Акция «Зеленая ветка», ко дню Победы | |
33-34 | Акция «Аллея выпускников» | |
35 | Резервное время. Просмотр фильмов на экологическую тематику | |
| Темы | Форма организации | Вид деятельности |
Вводная часть – 2 часа |
1-2 | История появления Экологии | познавательная деятельность | этическая беседа, викторина |
3-4 | Изучение деятельности природоохранных организаций | проблемно-ценностное общение | просмотр учащимися видео материалов, этическая беседа |
Раздел 1. Мир глазами эколога. 12 часов. |
5-6 | Школьный субботник «Сделай планету чище». | практическая деятельность | коллективное дело |
7-8 | Акция «Экологическими тропами к собственному здоровью». Мой край через объектив. | проблемно-ценностное общение | коллективное творческое дело, моделирование ситуаций |
9-10 | Выставка поделок из бросового материала «Фантазировать вместе с природой» | познавательная деятельность | коллективное творческое дело |
11-12 | Выставка рисунков «Я берегу свою планету» | познавательная деятельность | коллективное творческое дело |
13-14 | Проведение тематических классных часов «Внимание Грипп» | проблемно-ценностное общение | просмотр учащимися презентаций |
Раздел 2. Нравственное воспитание - 21 час |
15-16 | Новогодний праздник со сказочными героями «Эколятами»-друзьями и защитниками природы | проблемно-ценностное общение | коллективное творческое дело |
17-18 | Творческий конкурс «Здоровье планеты? В моих руках?» | познавательная, творческая деятельность | проблемно-ценностная дискуссия |
19-20 | Акция «Покорми птиц зимой» | проблемно-ценностное общение | коллективное творческое дело |
21-22 | Классный час «Помоги животным» с участием «Эколят» | проблемно-ценностное общение | познавательная беседа |
23-24 | Акция « Там ,где я - там чистота!» | практическая деятельность | коллективное дело |
25-26 | Олимпиада «Эколята» - Молодые защитники природы | познавательная деятельность | коллективное творческое дело |
27-28 | Акция «Экологическими тропами к собственному здоровью» | проблемно-ценностное общение | коллективное дело |
29-30 | Операция «Чистодвор» | практическая деятельность | коллективное дело |
31-32 | Акция «Зеленая ветка», ко дню Победы | практическая деятельность | коллективное дело |
33-34 | Акция «Аллея выпускников» | практическая деятельность | коллективное дело |
35 | Резервное время. Просмотр мультфильмов, фильмов на экологическую тематику | проблемно-ценностное общение | просмотр учащимися видео материалов, этическая беседа |
3. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Экологическая дружина» 6 «А», 6 «Б» класс
№ | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть | Дата |
Вводная часть – 2 часа |
1-2 | История появления Экологии | Экология, как «Царица наук». Как и когда возникла? Понятие о экологическом поведении.. Раскрытие экологических понятий – экология, экологические факторы. | проблемно-ценностная дискуссия , познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. | |
3-4 | Изучение деятельности природоохранных организаций | Понятие Экологические организации мира: Гринпис (Greenpeace) ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF) Международный социально-экологический союз (МСоЭС) Международная экологическая организация "Беллона" Международная ассоциация "Зеленый крест" Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) | уметь применять знания о природоохранных организациях. познавательные интерактивные игры на экологическую тематику. | |
Раздел 1. Мир глазами эколога. 12 часов. |
5-6 | Школьный субботник «Сделай планету чище». | История субботников. Отношение к природе и человеку, отношение к себе. Человек – часть природы. | На территории пришкольного участка лицея и проведение субботников | |
7-8 | Акция «Экологическими тропами к собственному здоровью». Мой край через объектив. | Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение. | На территории Дьяковского заказника уборка мусора ,знакомство с флорой, посещение дрофонария, познавательные интерактивные игры на экологическую тематику | |
9-10 | Выставка поделок из бросового материала «Фантазировать вместе с природой» | Понятие поделки. Составные поделок из бросового материала. Виды поделок. Эстетика творчества ручной работы. | познавательная беседа, просмотр учащимися презентации, подготовка работ для выставки. Моделирование ситуаций. | |
11-12 | Выставка рисунков «Я берегу свою планету» | Эстетика рисунка, значимость, манера исполнения – функциональное значение | проведение конкурса рисунков, «Россия- территория «Эколят- Молодых защитников природы» | |
13-14 | Проведение тематических классных часов «Внимание Грипп» | Информационные ресурсы, СМИ, Интернет. Темы классных часов | проблемно-ценностная дискуссия , познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. | |
Раздел 2. Нравственное воспитание - 21 час |
15-16 | Новогодний праздник со сказочными героями «Эколятами»-друзьями и защитниками природы | Основа проведения праздников. Форма проведения праздников. «Эколята» - Молодые защитники природы | моделирование ситуаций. Проведение новогоднего праздника, участия сказочных героев «Эколят» | |
17-18 | Творческий конкурс «Здоровье планеты? В моих руках?» | Значимость тематики рисунка, манера исполнения – функциональное значение | проведение конкурса рисунков, просмотр учащимися видео материалов. | |
19-20 | Акция «Покорми птиц зимой» | Акция – её значение. Доброе отношение к животным, оказание им внимания и помощи. | познавательная беседа, На территории пришкольного участка лицея изготовление и развешивание кормушек для птиц, систематическое наполнение кормушек | |
21-22 | Классный час «Помоги животным» с участием «Эколят» | помощь животным в трудное время года, информационные ресурсы, СМИ, Интернет. Темы классных часов Воспитанность как отражение нравственности. | познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. познавательные интерактивные игры на экологическую тематику | |
Раздел 4. Нравственное воспитание - 13часов |
23-34 | Акция « Там, где я - там чистота!» | Уважение себя и окружающих людей. Чисто там где не сорят. | на территории лицея конкурс плакатов, тематические беседы, распространение тематических листовок Моделирование ситуаций | |
25-26 | Олимпиада «Эколята» - Молодые защитники природы | Правила поведения на уроках и на переменах, школьные правила этикет по отношению к учителям и работникам школы, одноклассникам, гостям школы. Саморегуляция. | проблемно-ценностная дискуссия, разработка экологической рекламы | |
27-28 | Акция «Экологическими тропами к собственному здоровью» | Законы. Право и ответственность. Долг. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение. | На территории Дьяковского заказника уборка мусора ,знакомство с флорой, посещение дрофонария | |
29-30 | Операция «Чистодвор» | Отношение к природе и человеку, отношение к себе. Человек – часть природы. Формирование культурыв окружающей среде, взаимодействия со средствами массовой информации. Виды средств массовой информации. | субботник Моделирование ситуаций. | |
31-32 | Акция «Зеленая ветка», ко дню Победы | Ценности человеческого существования. Убеждения. Жизненные установки. Духовная опора. Простые формы нравственности. | на близлежащей территории улиц города проведение субботников. Моделирование ситуаций | |
33-34 | Акция «Аллея выпускников» | Ценности человеческого существования. Традиции. Простые формы нравственности. | познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций | |
35 | Резервное время. Просмотр мультфильмов, фильмов на экологическую тематику | правила поведения в разных общественных местах и умение применять их на практике. | познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. познавательные интерактивные игры на экологическую тематику | |