Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (3-ИЙ ЧАС)
Программа по физической культуре для 1 класса разработана на основе примерной программы по физической культуре начального общего образования, авторской программы В.И.Лях и А.А.Зданевич, утверждённой Министерством образования и науки, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры обучающихся. на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п.
При организации целостного образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика и искусство. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания учебного предмета «Физическая культура». Это, касаетсяпрежде всего выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), входящих в рамки предмета «Физическая культура».
Универсальные компетенции
Выпускник на этапе начального общего образования по физической культуре получит возможность овладеть универсальными компетенциями:
– умениями организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умениями активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умениями доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты
Выпускник, освоив содержание программы по физической культуре, сможет проявлять следующие умения, демонстрируя личностные результаты:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
Выпускник, освоив содержание программы по физической культуре, сможет проявлять следующие умения, демонстрируя метапредметные результаты:
– характеризовать явления (действия, поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты выпускник, освоив содержание программы по физической культуре, сможет проявлять следующие умения, демонстрируя предметные результаты:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развитие основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
– выполнять акробатические и гимнастические комбинации при необходимом техническом уровне, характеризовать признаки технического исполнения;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования отводят 33 часа для изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования в 1 классе, т.е. 1 час в неделю.
V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (3ИЙ ЧАС) 1 «___» класс
№ п/п | Название тем | Кол-во часов | сроки |
план | факт |
I четверть (8ч) |
1. | Правила поведения в спортзале. Мир движения | 1 | | |
2. | Подвижная игра «хвостики». Красивая осанка | 1 | | |
3. | Учись быстроте и ловкости | 1 | | |
4. | Сила нужна каждому. Подвижная игра «Кто сильнее» | 1 | | |
5. | Ловкий, гибкий | 1 | | |
6. | Веселая скакалка | 1 | | |
7. | Подвижная игра «Очисти свой сад от камней». Сила нужна каждому | 1 | | |
8. | Игра «Сокол и голуби». Развитие быстроты | 1 | | |
II четверть (7ч) |
9. | Кто быстрее. Подвижная игра «Разведчики» | 1 | | |
10. | Скакалочка-выручалочка. Игра «Удочка с приседанием» | 1 | | |
11. | Ловкая и коварная гимнастическая палка «Выбегай из круга» | 1 | | |
12. | Команда быстроногих. Подвижная игра «Гуси-лебеди» | 1 | | |
13. | Выбираем бег. Подвижная игра «Кто быстрее?» Сумей догнать» | 1 | | |
14. | Метко в цель. Подвижные игры «Салки с большими мячами» | 1 | | |
15. | Подвижные игры «Угадай, чей голосок?», «Бездомный заяц» | 1 | | |
III четверть (9ч) |
16. | Подвижные игры «Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель» | 1 | | |
17. | Подвижные игры «Веер», «Паровозик» | 1 | | |
18. | Подвижная игра «Зимнее солнышко» | 1 | | |
19. | Подвижная игра «Салки» | 1 | | |
20. | Подвижная игра «Поезд» | 1 | | |
21. | Подвижная игра «Два Мороза» | 1 | | |
22. | Подвижная игра «Лягушки в болоте» | 1 | | |
23. | Подвижные игры «Подвижная цель», «Воробушки и кот» | 1 | | |
24. | Подвижная игра «Солнце в руках» | 1 | | |
IV четверть (8?9ч) |
25. | Подвижная игра «Охотники и утки» | 1 | | |
26. | Подвижная игра «День и ночь» | 1 | | |
27. | Подвижная игра «Кошки - мышки» | 1 | | |
28. | Подвижная игра «Волк во рву» | 1 | | |
29. | Подвижная игра «Птицы и клетка» | 1 | | |
30. | Подвижная игра «Караси и щука» | 1 | | |
31. | Подвижная игра «Зайцы в огороде» | 1 | | |
32. | Подвижная игра «Белые медведи» | 1 | | |
33. | Подвижная игра «День и ночь» | 1 | | |