Рабочая программа по окружающему миру
для индивидуального обучения учащегося 2 класса
в неделю 0,5ч (всего 34ч)
Автор-составитель: Галиева В.Р.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2020-2021 уч.год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для ученика 2 класса,разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч. ч.1.– 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011 г. – 416 с., программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», (Сборник рабочих программ «Школа России» / Под науч. Ред. А.А.Плешакова.–Изд.« Просвещение», 2011г.), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ООП НОО. в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2020- 2021 учебный год, годовым календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2020- 2021 учебный год.
Исходная программа А.А. Плешакова «Окружающий мир», рассчитана на 68 часов, данная адаптация в соответствии с учебным планом школы, рекомендациями ТПМПК на 17 ч. в год, 34 рабочих недели (0,5 час в неделю), что привело к сокращению времени на прохождение некоторых тем.
Рабочей программой предусмотрено проведение: промежуточная аттестация-1ч.
Рабочая программа рассчитана на ребенка-инвалида индивидуальной формы обучения, имеющего инвалидность в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата при условии сохранности интеллектуальной сферы и медицинского допуска для работы за компьютером. Рабочая программа предусматривает возможность повышения качества обучения, воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом ресурсов дистанционных технологий, с одновременным решением специальных задач коррекционного характера, обеспечением социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. По заключению ТПМПК для ученика разрешается комбинированная форма обучения – индивидуальное обучение с посещение уроков в школе. Следовательно, на уроках будут созданы специальные условия: максимально доступное освещение комнаты (в условиях дома), профилактика утомления на уроках (использование физкультурной паузы, рекомендаций врача – офтальмолога, ограничение зрительного напряжения и усиление физической и слуховой нагрузки, смена одного вида деятельности другим, следить за осанкой ученика); строго регламентировать работу (продолжительность непрерывной работы не превышает 10 минут, длительность непрерывной работы с компьютером и другими средствами ТСО 10 – 15 минут); в связи с тем, что темп работы детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата замедлен – следует давать больше времени на выполнение заданий (особенно письменных); педагог говорит медленнее, ставит вопросы четко, кратко, конкретно.
Предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значимой части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны – как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
- Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир», 2 класс в двух частях .- М.: Просвещение, 2019.
- Плешаков А.А.Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 2 класс в двух частях. - М. Просвещение, 2020.
Содержание учебного предмета.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом по окружающему миру и авторской программой данного учебного курса.
В соответствии с целямиданного курса в программе раскрыты три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Человек и природа», «Человек и общество» и «Правила безопасной жизни».
«Человек и природа».
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Экологические проблемы и способы их решения.
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2-3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
«Человек и общество».
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, ее составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
«Правила безопасной жизни».
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
- государственные символы России;
- объекты природы и предметы, созданные человеком;
- неживую и живую природу;
- дикорастущие и культурные растения;
- диких и домашних животных;
- насекомых, рыб, птиц, зверей;
- некоторые охраняемые растения и животные;
- правила поведения в природе;
- основные сведения о своем городе (селе);
- виды транспорта;
- наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека;
- правила личной гигиены;
- особенности охраны здоровья в разные времена года;
- правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения;
- культуру поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта;
- устройство и назначение компаса;
- основные формы земной поверхности: равнины и горы;
- основные виды естественных водоемов;
- названия нашей страны и ее столицы;
- названия некоторых других городов России;
- названия нескольких стран мира.
4.Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Дата проведения урока | Тема урока | Элементы содержания | Кол-во часов |
Пред-полаг. | По факту |
Раздел 1: «Где мы живём» – 2 часа |
1 | | | Родная страна. Город и село. | Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). | 1 |
2 | | | Природа и рукотворный мир. | Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. | 1 |
Раздел 2: «Где мы живём» – 10 часов |
3 | | | Неживая и живая природа. Явления природы. | Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. | 1 |
4 | | | Что такое погода. В гости к осени. | Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. | 1 |
5 | | | Звёздное небо. | Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак. | 1 |
6 | | | Заглянем в кладовые земли. | Горные породы и минералы. Гранит и его состав. | 1 |
7 | | | Про воздух и воду. | Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. | 1 |
8 | | | Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. | Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. | 1 |
9 | | | Дикорастущие и культурные растения. | Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. | 1 |
10 | | | Дикие и домашние животные. | Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. | 1 |
11 | | | Комнатные растения. Животные живого уголка. | Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. | 1 |
12 | | | Про кошек и собак. Красная книга. | Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. | 1 |
Раздел 3: «Жизнь города и села» Всего– 4 часа |
13 | | | Что такое экономика? Из чего что сделано? | Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. Использование природных материалов для изготовления предметов. | 1 |
14 | | | Как построить дом? Какой бывает транспорт? | Представление о технологии строительства городского и сельского домов.Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. Виды транспорта. Первоначальные представления об история развития транспорта. | 1 |
15 | | | Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии». | Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамера. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. | 1 |
16 | | | В гости к зиме. | Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. | 1 |
Раздел 4: «Здоровье и безопасность» Всего– 6 часов |
17 | | | Строение тела человека. | Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. | 1 |
18 | | | Если хочешь быть здоров. | Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. | 1 |
19 | | | Берегись автомобиля! Школа перехода. | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы). Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС). | 1 |
20 | | | Домашние опасности. Пожар. | Правила безопасного поведения в быту. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | 1 |
21 | | | На воде и в лесу | Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | 1 |
22 | | | Опасные незнакомцы. | Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных. | 1 |
Раздел 5: «Общение» – 4 часа |
23 | | | Наша дружная семья. | Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | 1 |
24 | | | В школе. | Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. | 1 |
25 | | | Правила вежливости. | Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. | 1 |
26 | | | Ты и твои друзья. Зрители и пассажиры. | Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах. | 1 |
Раздел 6: «Путешествия» – 8 часов |
27 | | | Посмотри вокруг. | Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | 1 |
28 | | | Ориентирование на местности. | Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. | 1 |
29 | | | Формы земной поверхности. | Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | 1 |
30 | | | Водные богатства. | Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. | 1 |
31 | | | Промежуточная аттестация | Проверка знаний и умений | 1 |
32 | | | Россия на карте. | Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. | 1 |
33 | | | Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. | Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основании юрода. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы. Московский Кремль — символ нашей Родины. Санкт-Петербург — северная столица России. Герб и план юрода, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история сто создания. | 1 |
34 | | | Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Впереди лето. | Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | 1 |