СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории в 9 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории в 9 классе»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ХОРОШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ КОМБАТА

АЛЕКСЕЯ ГОРДЕЕВИЧА ЕРЁМЕНКО»


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МО учителей гуманитарных дисциплин

_______Ожедрянова И.В.

Протокол №1

от 30.08.2022

Заместитель директора по УВР


__________Чеботарева Е.Г.


31.08.2022

Директор школы


______Крючек О.В.


Приказ №103 от 01.09.2022


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«История»

Базовый уровень

для 9 класса

основного общего образования
на 2022-2023 учебный год







Составитель:

Чеботарева Елена Григорьевна,
учитель истории







Хорошее

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории составлена на основе:

1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 31 мая 2021 г. №287.

3. Примерной рабочей программы основного общего образования по истории, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 3/21 от 27.09.2021).

4.Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 1/22 от 18.03.2022).

5.Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. №3/22).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В основной школе ключевыми задачами являются:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной, самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —

2020. — № 8. — С. 7—8).




МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения в 9 классе составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Класс

Разделы курса

Количество учебных часов

9

Всеобщая история. Новая история. XIX – начало XX в.


История России. Российская империя в XIX – начале XX в.

23


45


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

XIX — НАЧАЛО ХХ в.

Введение

Европа в начале XIX в.

Провозглашение империи Наполеона I во Франции. Реформы. Законодательство. Наполеоновские войны. Антинаполеоновские коалиции. Политика Наполеона в завоеванных странах. Отношение населения к завоевателям: сопротивление, сотрудничество. Поход армии Наполеона в Россию и крушение Французской империи. Венский конгресс: цели, главные участники, решения. Создание Священного союза.

Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы

Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Социальные и национальные движения в странах Европы. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий.

Политическое развитие европейских стран в 1815—1840-е гг.

Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика. Великобритания: борьба за парламентскую реформу; чартизм. Нарастание освободительных движений. Освобождение Греции. Европейские революции 1830 г. и 1848—1849 гг. Возникновение и распространение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ — начале ХХ в.

Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Рабочее движение. Политические и социальные реформы. Британская колониальная империя; доминионы.

Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика. Активизация колониальной экспансии. Франко-германская война 1870—1871 гг. Парижская коммуна.

Италия. Подъем борьбы за независимость итальянских земель. К. Кавур, Дж. Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор Эммануил II.

Германия. Движение за объединение германских государств. О. Бисмарк. Северогерманский союз. Провозглашение Германской империи. Социальная политика. Включение империи в систему внешнеполитических союзов и колониальные захваты.

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX — начале XX в. Габсбургская империя: экономическое и политическое развитие, положение народов, национальные движения. Провозглашение дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867). Югославянские народы: борьба за освобождение от османского господства. Русско-турецкая война 1877—1878 гг., ее итоги.

Соединенные Штаты Америки. Север и Юг: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Проблема рабства; аболиционизм. Гражданская война (1861—1865): причины, участники, итоги. А. Линкольн. Восстановление Юга. Промышленный рост в конце XIX в.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX — начале ХХ в.

Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная революция. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий.

Страны Латинской Америки в XIX — начале ХХ в.

Политика метрополий в латиноамериканских владениях. Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. Ф. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Влияние США на страны Латинской Америки. Традиционные отношения; латифундизм. Проблемы модернизации. Мексиканская революция 1910—1917 гг.: участники, итоги, значение.

Страны Азии в ХIХ — начале ХХ в.

Япония. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие Японии». Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в экономике и социальных отношениях. Переход к политике завоеваний.

Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов. «Открытие» Китая. Политика «самоусиления». Восстание «ихэтуаней». Революция 1911—1913 гг. Сунь Ятсен.

Османская империя. Традиционные устои и попытки проведения реформ. Политика Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая революция 1908—1909 гг.

Революция 1905—1911 г. в Иране.

Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение. Восстание сипаев (1857—1859). Объявление Индии владением британской короны. Политическое развитие Индии во второй половине XIX в. Создание Индийского национального конгресса. Б. Тилак, М.К. Ганди.

Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в.

Завершение колониального раздела мира. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения в странах Африки. Выступления против колонизаторов. Англо-бурская война.

Развитие культуры в XIX — начале ХХ в.

Научные открытия и технические изобретения в XIX — начале ХХ в. Революция в физике. Достижения естествознания и медицины. Развитие философии, психологии и социологии. Распространение образования. Технический прогресс и изменения в условиях труда и повседневной жизни людей. Художественная культура XIX — начала ХХ в. Эволюция стилей в литературе, живописи: классицизм, романтизм, реализм. Импрессионизм. Модернизм. Смена стилей в архитектуре. Музыкальное и театральное искусство. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX — начале XX в.

Венская система международных отношений. Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Первая Гаагская мирная конференция (1899). Международные конфликты и войны в конце XIX — начале ХХ в. (испано-американская война, русско-японская война, боснийский кризис). Балканские войны.

Обобщение. Историческое и культурное наследие XIX в.

ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX В.

Введение

Александровская эпоха: государственный либерализм

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский.

Внешняя политика России. Война России с Францией 1805—1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1808—1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России в европейской политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политического консерватизма. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева 1837—1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Общественная жизнь в 1830—1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Народы России в первой половине XIX в.

Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Конфликты и сотрудничество между народами. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830—1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Социальная и правовая модернизация страны при Александре II

Реформы 1860—1870-х гг. — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия на Дальнем Востоке.

Россия в 1880—1890-х гг.

«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Сельское хозяйство и промышленность. Пореформенная деревня: традиции и новации. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад

в мировое научное знание. Достижения российской науки. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Этнокультурный облик империи

Основные регионы и народы Российской империи и их роль в жизни страны. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов. Национальная политика самодержавия. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Прибалтика. Еврейский вопрос. Поволжье. Северный Кавказ и Закавказье. Север, Сибирь, Дальний Восток. Средняя Азия. Миссии Русской православной церкви и ее знаменитые миссионеры.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Общественная жизнь в 1860—1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Россия на пороге ХХ в.

На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия — мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения.

Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Первая российская революция 1905—1907 гг. Начало парламентаризма в России. Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». Банкетная кампания.

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Деятельность профессиональных революционеров. Политический терроризм.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906—1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем.

Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

Серебряный век российской культуры. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Наш край в XIX — начале ХХ в.

Обобщение


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение истории в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

- в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

- в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

- в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

- в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

- в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;

- в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

- в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

- в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

- в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

- владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

- владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

- работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

- общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

- владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

- владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

- выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

- регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.; выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и процессов;

- выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.;

- определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.;

- группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и др.);

- составлять систематические таблицы.

3. Работа с исторической картой:

- выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.;

- определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран).

4. Работа с историческими источниками:

- представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий, статистические данные;

- определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.;

- извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников;

- различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого. 5. Историческое описание (реконструкция):

- представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);

- составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX — начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);

- составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XIX — начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода;

- представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных приемов и др.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

- раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XIX — начале XX в.; б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период; г)международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России;

- объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;

- объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;

- проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

- сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;

- оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение;

- объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним.

8. Применение исторических знаний:

- распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники материальной и художественной культуры XIX — начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для современного общества;

- выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX — начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);

- объяснять, в чем состоит наследие истории XIX — начала ХХ в. для России, других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п



Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

1.1

Введение

1

0

0


Актуализация материала изученного в 8 классе

Устный опрос

https://interneturok.ru/articie/istoriya-9-klassa

Итого по разделу

1


Раздел 2. Всеобщая история. История Нового времени. XIХ — начало ХХ в.

2.1

Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы


2

0

0


Представлять характеристику промышленного переворота (сущность, общие хронологические рамки и этапы, география, ключевые явления, результаты); раскрывать, как менялись условия труда работников в ходе промышленного переворота; объяснять, кого называли социалистами-утопистами, какие идеи они выдвигали; рассказывать о выступлениях фабричных рабочих в странах Европы в первой половине XIX в. и их основных требованиях;

раскрывать значение понятий и терминов: пролетариат, профсоюзы;

объяснять причины подъема социальных и национальных движений в европейских странах в первой половине XIX в.; называть и характеризовать основные политические течения, оформившиеся в XIX в. — консервативное, либеральное, радикальное (социалистическое)

Устный опрос,

письменный контроль, самооценка с использованием «Оценочного листа»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3042/start/


2.2

Европа в начале XIX в.

2

0

0


Характеризовать внутреннюю политику Наполеона I (проведение реформ государственного управления, финансов, развитие образования, кодификация законов); раскрывать значение Гражданского кодекса Наполеона; систематизировать информацию о военных кампаниях Наполеона Бонапарта в 1799—1815 гг. (годы и направления походов, военные и политические итоги); объяснять причины побед армий Наполеона I над войсками коалиций европейских государств; характеризовать порядки, устанавливавшиеся на захваченных французскими войсками территориях европейских стран; характеризовать соотношение сил и тактику французской и российской армий в войне 1812 г., называть ключевые события войны, привлекая материал курса отечественной истории; раскрывать причины поражения Наполеона I в войне против России (приводить мнения историков, высказывать и обосновывать свои суждения); систематизировать информацию о важнейших военных и дипломатических событиях в Европе в 1813—1815 гг. (в форме хроники, таблицы); составлять характеристику (исторический портрет) Наполеона Бонапарта; характеризовать цели, участников и решения Венского конгресса 1815 г.; объяснять значение понятий и терминов: коалиция, Континентальная блокада, герилья, Священный союз

Устный опрос, тестирование, письменный контроль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1506/start/



2.3

Политическое развитие европейских стран в 1815-1840-е гг.

2

0

0


Систематизировать информацию о смене политических режимов во Франции в 1820—1840-х гг.;

составлять характеристику движения чартизма в Великобритании (участники, основные требования, действия, итоги); рассказывать о борьбе греческого народа за освобождение от османского владычества и ее итогах; объяснять, в чем заключались цели участников социальных выступлений и освободительных движений в европейских странах в 1820—1830-х гг.; систематизировать информацию о революциях 1848—1849 гг. в европейских странах (география революционных выступлений, их участники, основные требования революционных сил, ключевые события, итоги); рассказывать о возникновении и основных положениях марксизма;

анализировать исторические тексты (документы политических движений, отрывки из работ историков) и визуальные источники — извлекать информацию, высказывать оценочные суждения и др.

Устный опрос, письменный контроль


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3258/start/


https://resh.edu.ru/subject/lesson/1614/start/


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2100/start/


2.4

Страны Европы и Северной Америки в середине XIX - начале XX в.

6

0

0


Составлять характеристику Викторианской эпохи (хронологические рамки; личность монарха; система управления; общественные ценности; социальные проблемы и способы их решения); объяснять, привлекая информацию исторической карты, на чем основывалось определение Англии в XIX в. как «мастерской мира»; характеризовать содержание основных политических и социальных реформ, проведенных в Англии во второй половине XIX — начале XX в., высказывать оценку их значения; рассказывать о внутренней и внешней политике Наполеона III; систематизировать информацию о франко-германской войне (причины; соотношение сил; ключевые события; итоги);

представлять характеристику Парижской коммуны в сопоставлении с другими социальными выступлениями во Франции XIX в.; рассказывать, привлекая информацию карты, о политическом положении итальянских земель в середине XIX в.; объяснять, какие силы выступали за объединение итальянских земель в XIX в., какие способы достижения этой цели они использовали;

рассказывать, привлекая информацию исторической карты, о ходе борьбы за объединение Италии в 1850—1860-е гг.; характеризовать обстоятельства и значение образования единого итальянского государства; объяснять, какие государства и на каких основаниях претендовали на роль центра Германского союза, как во главе процесса объединения встала Пруссия; рассказывать об обстоятельствах провозглашения

Германской империи (1871), давать оценку этому событию; сравнивать процессы создания единых государств в Италии и Германии, выявляя особенности каждой страны; характеризовать роль политических деятелей в создании единых национальных государств в Италии и Германии, представлять сообщения о К.Кавуре, Дж. Гарибальди, О. фон Бисмарке (по выбору); рассказывать о положении народов в многонациональной Габсбургской монархии во второй половине XIX в., о характере национальных движений, объяснять причины и значение провозглашения в 1867 г. двуединого австро-венгерского государства; рассказывать о положении балканских народов в составе Османской империи, их борьбе за независимость; характеризовать с привлечением материала из курса отечественной истории ход и итоги Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., ее значение для обретения балканскими народами независимости; раскрывать, привлекая информацию исторической карты, особенности экономического развития Севера и Юга США в первой половине XIX в.; рассказывать, что привело к обострению противоречий между северными и южными штатами в середине 1850-х — начале 1860-х гг.; объяснять значение понятий и терминов: плантационное хозяйство, аболиционисты; систематизировать информацию о Гражданской войне в США (хронологические рамки; участники, их цели; ключевые события; итоги войны); объяснять причины победы северян в Гражданской войне; объяснять, в чем выразился и какое значение имел переход в конце XIX в. от «века пара» к «веку электричества»; характеризовать новые формы организации промышленного производства в начале ХХ в., экономические и социальные последствия их внедрения; подготовить и представить сообщение о Г. Форде; объяснять значение понятий и терминов: индустриализация, монополии, урбанизация, миграция;

характеризовать предпосылки возникновения, разновидности и последствия деятельности монополий; рассказывать о развитии профсоюзного движения в конце XIX — начале XX в. (численный рост; организационные формы; тактика движения); выделять характерные черты рабочего и профсоюзного движения в США в сопоставлении с европейскими странами

Устный опрос, самооценка с использованием "Оценочного листа";


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2547/start


2.5

Страны Латинской Америки в ХІХ- начале ХХ в.

2

0

0


Характеризовать положение латиноамериканских колоний европейских держав к началу XIX в., основные проблемы колониального общества;

Объяснять, в чем состояло значение революции конца XVIII в. на о. Гаити; рассказывать, используя историческую карту, об освободительной войне в латиноамериканских владениях Испании (1810—1826), провозглашении независимых государств; представлять сообщения о С.Боливаре, других руководителях освободительной борьбы (по выбору); высказывать и обосновывать суждение о направленности политики США в отношении латиноамериканских государств в XIX в.; характеризовать уровень социально-экономического развития латиноамериканских стран в конце XIX — начале ХХ в., объяснять, в чем заключались трудности модернизации в регионе; раскрывать значение понятий и терминов: латифундия, каудильо;

систематизировать информацию о Мексиканской революции 1910—1917 гг. (причины; задачи; участники; ключевые события; итоги), объяснять, в чем состояло значение революции

Устный опрос,

тестирование, Самооценка с использованием "Оценочного листа»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2548/start/


2.6

Страны Азии в

ХІХ - начале ХХ в.

3

0

0


Характеризовать последствия режима самоизоляции, существовавшего в Японии на протяжении нескольких столетий; рассказывать, когда и как западные державы осуществили «открытие» Японии; систематизировать информацию об основных преобразованиях эпохи Мэйдзи в разных сферах (политическое устройство, экономика, социальные отношения, образование, армия) и высказывать оценку их значения;

подготовить сообщение об императоре Муцухито; характеризовать, привлекая информацию исторической карты, внешнюю политику Японии в конце XIX — начале ХХ в. (в том числе причины, ход и итоги Русско-японской войны 1904—1905 гг.);

систематизировать информацию об «опиумных войнах» (причины, годы, участники, ключевые события, итоги), высказывать суждение о характере этих войн со стороны западных держав и со стороны Китая; рассказывать о восстании тайпинов; объяснять значение понятий и терминов: концессия, доктрина «открытых дверей»; рассказывать о причинах, событиях и последствиях восстания ихэтуаней; представлять характеристику китайской революции 1911— 1913 гг. (причины; участники; цели; ключевые события; итоги);

составить сообщение о Сунь Ятсене;

объяснять, с какими внутренними и внешнеполитическими проблемами столкнулась Османская империя в XIX в.; систематизировать информацию о реформах, проводившихся в Османской империи в XIX в. (содержание и итоги преобразований); раскрывать предпосылки возникновения, состав участников и цели движении младотурок; представлять характеристику младотурецкой революции 1908—1909 гг. (причины; участники; задачи; ключевые события; итоги);

рассказывать о ходе и итогах революции 1905—1911 гг. в Иране;

характеризовать британское колониальное управление Индией, его последствия для страны;

рассказывать о восстании сипаев, высказывать оценку его значения;

представлять характеристику Индийского национального конгресса (время основания; состав, лидеры; программные задачи; тактика)

Самооценка с использованием

«Оценочного листа» устный опрос, тестирование

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2549/start/


2.7

Народы Африки в ХІХ - начале ХХ в.

1

0

0


Показывать на исторической карте крупнейшие государства-метрополии и их колониальные владения в конце XIX в.; объяснять, как различалось положение стран, определявшихся понятиями «колония», «доминион», «сфера влияния», приводить примеры;

рассказывать, используя карту, о борьбе ведущих европейских держав за колониальные владения в XIX в., о включении ряда государств в конце XIX — начале ХХ в. в борьбу за передел мира;

характеризовать отношение жителей колоний к политике метрополий, приводить примеры; рассказывать о выступлениях народов Африки против колонизаторов в XIX — начале ХХ в.; рассказывать о причинах, участниках, ключевых событиях и итогах Англо-бурской войны

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2549/start/


2.8

Развитие культуры в ХІХ- начале ХХ в.

2

0

0


Характеризовать развитие науки в XIX — начале ХХ в., выделяя: а) открытия в классических науках; б) появление новых наук; составлять сообщения об ученых XIX — начала ХХ в., внесших значительный вклад в историю науки (по выбору); раскрывать, как изменилась система образования в европейских странах и мире в целом на протяжении XIX в.; называть новые виды производственной техники, транспорта, бытовых устройств, появившиеся в рассматриваемый период, и объяснять, как они влияли на условия труда и повседневной жизни людей в XIX — начале ХХ в.;

характеризовать ведущие художественные направления XIX в. — классицизм, романтизм, реализм, называть произведения и их авторов; выявлять в произведениях литературы и искусства черты принадлежности к тому или иному художественному стилю, объяснять, в чем они заключаются; называть значительные явления музыкального искусства XIX в., имена и произведения композиторов, вошедшие в историю мировой культуры; объяснять значение понятий и терминов: модернизм, экспрессионизм, авангардизм; рассказывать об изобретении кинематографа, высказывать суждение о значении этого вида искусства

Устный опрос, письменный контроль


https://resh.edu.ru/subject/lesson/1512/start


2.9

Международные отношения в XIX – начале XX в.

1

0

0


Объяснять значение понятий и терминов: коалиция, Венская система международных отношений, «восточный вопрос», аннексия, контрибуция; характеризовать место русско-турецких войн в международных отношениях XIX в.; систематизировать информацию о формировании военно-политических блоков великих держав в последней трети XIX — начале ХХ в. (участники, ключевые события); объяснять, что вело к обострению международных противоречий в Европе и мире в конце XIX — начале ХХ в.; Раскрывать значение Первой Гаагской мирной конференции (1899); систематизировать информацию о значительных международных конфликтах и войнах в мире в конце XIX — начале ХХ в., определять на этой основе общую тенденцию развития международных отношений

Самооценка с использованием «Оценочного листа», устный опрос


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2550/start/


2.10

Обобщение

1

1

0


Обобщать историческое и культурное наследие XIX в.

Контрольная работа


Итого по разделу

23


Раздел 3. История России. Российская империя в XIX — начале XX в.

3.1

Введение

1

0

0


Введение в курс "История России. Российская империя в XIX — начале XX в."

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2551/start/

3.2

Александровская эпоха: государственный либерализм

7

0

0


Систематизировать информацию о мероприятиях внутренней политики Александра I в начальный период его царствования (в форме таблицы, тезисов); объяснять значение понятий: Негласный комитет, министерства, Государственный совет, вольные хлебопашцы; представлять характеристику личности и деятельности М. М. Сперанского;

характеризовать внешнюю политику России в начале XIX в. в контексте международных отношений того времени; объяснять значение понятий и терминов: коалиция, континентальная блокада, Тильзитский мир; рассказывать об этапах, важнейших событиях Отечественной войны 1812 г., используя историческую карту; раскрывать влияние событий Отечественной войны 1812 г. на российское общество, привлекая свидетельства источников, литературные произведения; объяснять мотивы и приводить примеры патриотического поведения россиян; составлять характеристику полководцев и героев Отечественной войны 1812 г. (по выбору); объяснять причины и значение победы России в Отечественной войне 1812 г.; раскрывать цели и итоги заграничных походов российской армии; характеризовать систему международных отношений и место в ней России после падения Наполеона;

Участвовать в подготовке проектов, посвященных событиям Отечественной войны 1812 г. и их участникам (в том числе на региональном материале);

раскрывать, в чем заключалась противоречивость внутренней политики Александра I после Отечественной войны 1812 г., называть основные мероприятия этой политики;

Объяснять значение понятия «военные поселения»; составлять характеристику (исторический портрет) Александра I;

объяснять причины создания тайных обществ; составлять исторические портреты представителей декабристского движения; проводить сопоставительный анализ «Конституции» Н. М. Муравьева и «Русской правды» П.И.Пестеля, выявлять общие положения и различия; рассказывать о выступлениях декабристов, характеризовать причины их поражения; излагать точки зрения историков на движение декабристов, высказывать и обосновывать свое мнение

Устный опрос, письменный контроль, тестирование, самооценка с использованием "Оценочного листа"

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2552/start/


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2554/start/


3.3

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

5

0

0


Составлять исторический портрет Николая I; систематизировать информацию о централизации управления и регламентации общественной жизни в правление Николая I (в форме таблицы, тезисов); объяснять значение понятий и терминов: кодификация законов, цензура; давать оценку деятельности М. М. Сперанского, П. Д. Киселева, Е. Ф. Канкрина; раскрывать смысл положений доктрины официальной народности и ее роль в общественной жизни; раскрывать основные черты крепостного хозяйства во второй четверти XIX в., объяснять его неэффективность; характеризовать экономическое развитие России в первой половине XIX в., привлекая информацию исторической карты;

раскрывать особенности промышленного переворота в России в сопоставлении со странами Западной Европы (в форме сопоставительной таблицы); характеризовать направления общественной мысли в 1830— 1850 е гг., называть их представителей; составлять исторические портреты деятелей общественного движения России этого периода; давать сопоставительную характеристику взглядов западников и славянофилов на пути развития России, выявлять общие черты и различия; систематизировать информацию о внешней политике России во второй четверти XIX в. (в форме таблицы); характеризовать причины, этапы, ключевые события Крымской войны;

рассказывать об участниках обороны Севастополя; излагать условия Парижского мира, объяснять значение итогов Крымской войны для международного положения России, обстановки в стране

Устный опрос, письменный контроль, тестирование


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2555/start/


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2556/start/


3.4

Культурное пространство империи в первой половине ХІХ в.

3

0

0


Характеризовать основные стили и направления российской художественной культуры, достижения театрального и музыкального искусств, литературы в первой половине XIX в.;

составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в своем регионе), распознавать в них черты конкретных художественных стилей;

участвовать в подготовке проектов, посвященных достижениям и творчеству выдающихся представителей науки и культуры России первой половины XIX в.; показывать на карте маршруты российских географических экспедиций первой половины XIX в., объяснять, в чем состояло их значение;

характеризовать развитие системы образования в России в первой половине XIX в.; высказывать и обосновывать суждения о российской культуре как части европейской и мировой культуры, давать оценку вкладу российской культуры в мировую культуру

Устный опрос, письменный контроль


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2098/start/


3.5

Народы России в первой половине ХІХ в.

2

0

0


Рассказывать, привлекая информацию исторической карты, о народах России в первой половине XIX в.; раскрывать роль традиционных конфессий в российском обществе в первой половине XIX в.; характеризовать национальную политику центральной власти в первой половине XIX в.; представлять сообщения о развитии культуры народов России в первой половине XIX в. (в том числе на региональном материале)

Устный опрос, письменный контроль, самооценка с использованием "Оценочного листа"


https://dmitrschooi04.ru/sobytiya/narody-rossii-v-pervoj-polovine-19-veka.html



3.6

Социальная и правовая модернизация страны при Александре ІІ

6

0

0


Характеризовать предпосылки отмены крепостного права; называть основные положения крестьянской, земской, городской, судебной, военной реформ;

проводить анализ Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, устанавливать, чьи интересы оно в большей мере защищало; приводить оценки характера и значения реформ 1860—1870гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку; раскрывать значение понятий: редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд; составлять характеристику (исторический портрет) Александра II;

характеризовать, используя карту, основные цели и направления внешней политики России, рассказывать о военных кампаниях второй половины XIX в.; раскрывать отношение россиян к освободительной борьбе балканских народов (на основе источников, литературных произведений);

давать оценку значения русско-турецкой войны 1877—1878 гг. в контексте освободительной борьбы народов против османского ига и мировой политики

Устный опрос, письменный контроль, самооценка с использованием "Оценочного листа", тестирование, проверочная работа


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2557/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1615/start/


https://resh.edu.ru/subject/lesson/1616/start

/

3.7

Россия в 1880-1890-х гг.

4

0

0


Составлять характеристику (исторический портрет) Александра III;

сопоставлять внутреннюю политику Александра II и Александра III, выявляя основные различия; раскрывать значение понятия «контрреформы»; характеризовать экономическую политику государства в царствование Александра III;

давать оценку итогам внешней политики Александра III, характеризовать международное положение России в конце его царствования; рассказывать о положении и образе жизни сословий и социальных групп российского общества во второй половине XIX в. на основе письменных, визуальных и других источников; характеризовать традиционные черты и новые явления в развитии пореформенного сельского хозяйства; рассказывать о развитии промышленности, городов, транспорта и связи в пореформенной России; раскрывать сущность рабочего вопроса и особенности положения пролетариата в России

Устный опрос, письменный контроль


https://resh.edu.ru/subject/lesson/1617/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2097/start/


3.8

Культурное пространство империи во второй половине ХІХ в.

3

0

0


Раскрывать предпосылки подъема науки и культуры России во второй половине XIX в. (в виде тезисов); характеризовать достижения российской науки и культуры во второй половине XIX в., их место в мировой культуре; участвовать в подготовке проектов, посвященных деятельности выдающихся представителей художественной и научной интеллигенции во второй половине XIX в. (по выбору); составлять описание памятников архитектуры второй половины XIX в. (в том числе на региональном материале); показывать на конкретных примерах, в чем проявлялась общественная значимость произведений художественной культуры в России во второй половине XIX в.; объяснять феномен российской интеллигенции второй половины XIX в. (эссе)

Устный опрос, письменный контроль, тестирование,

эссе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2096/start/



3.9

Этнокультурный облик империи

2

0

0


Показывать на карте основные регионы Российской империи конца XIX в., рассказывать об их населении; представлять сообщение (презентацию) о положении и культурных традициях народов России; раскрывать причины возникновения и цели национальных движений во второй половине XIX в.;

приводить примеры взаимодействия народов, взаимовлияния национальных культур

Устный опрос, самооценка с использованием "Оценочного листа"


https://videouroki.net/video/14-nacionalnaya-i-religioznaya-politika-nikolaya-i-ehtnokulturnyj-oblik.html


3.10

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

2

0

0


Называть характерные черты общественной жизни 1860— 1890 х гг.;

характеризовать основные положения идеологии консерватизма, национализма, либерализма, социализма, анархизма в России;

составлять исторические портреты представителей общественных течений; объяснять, в чем заключалась эволюция народнического движения в 1870—1880-х гг.; рассказывать о распространении марксизма и формировании социал-демократии в России

Устный опрос, тестирование


https://videouroki.net/video/16-grazhdanskoe-obshchestvo-socialnye-dvizheniya.html


3.11

Россия на пороге ХХ в.

9

0

0


Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., привлекая информацию карты; сравнивать темпы и характер модернизации в России и в других странах, объяснять, в чем заключались особенности модернизации в России;

раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в.;

сопоставлять государственный, политический, социальный строй России в начале XX в. и европейских государств, выявлять общие черты и различия; характеризовать положение и образ жизни разных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (сообщение, презентация, эссе);

проводить поиск источников об условиях жизни людей в начале ХХ в. (в том числе материалов региональной истории, семейных архивов);

рассказывать о народах России, национальной политике власти, национально-культурных движениях в конце XIX — начале XX в.;

характеризовать задачи политики России на Дальнем Востоке;

раскрывать причины русско-японской войны, планы сторон, ход боевых действий, привлекая историческую карту; давать оценку воздействию войны и ее итогов на российское общество, используя информацию учебника и источники, приводить примеры патриотического поведения россиян в ходе боевых действий, высказывать свое отношение к ним;

называть основные положения Портсмутского мира; раскрывать причины революции 1905—1907 гг.; рассказывать о начале, ключевых событиях, участниках Первой российской революции; анализировать текст Манифеста 17 октября 1905 г., высказывать суждения о значении его основных положений; раскрывать значение понятий: «Кровавое воскресенье», Государственная дума, кадеты, октябристы, эсеры, социал-демократы; характеризовать основные политические течения в России начала XX в., выделять их существенные черты; давать оценку значения формирования многопартийной системы в России; систематизировать информацию об оформлении политических партий в России (в виде таблицы); сопоставлять Государственную думу и представительные органы власти европейских государств (структура, состав, полномочия); составлять характеристики лидеров партий, депутатов Думы, государственных деятелей начала ХХ в. (в форме сообщения, эссе — по выбору);

излагать точки зрения историков на события революции 1905—1907 гг., действия ее участников, высказывать и обосновывать свои суждения;

раскрывать значение понятий: отруб, хутор, переселенческая политика, думская монархия; излагать оценки историками аграрной реформы П.А. Столыпина; называть основные положения аграрной реформы, характеризовать ее результаты;

составлять характеристику (исторический портрет) П. А. Столыпина; характеризовать политическую систему России после революции 1905—1907 гг., место в ней Государственной думы и Государственного совета; излагать оценки личности и деятельности Николая II, приведенные в учебной литературе, объяснять, на чем они основываются, высказывать и аргументировать собственную оценку его деятельности; систематизировать информацию об участии России в формировании системы военных блоков и международных отношениях накануне Первой мировой войны (в виде таблицы, тезисов); характеризовать основные стили и течения литературы и искусства в России начала XX в., называть их крупнейших представителей, их произведения; представлять описание памятников художественной культуры начала ХХ в., определяя их принадлежность к тому или иному стилю, характерные черты (в том числе на региональном материале);

характеризовать место российской культуры начала ХХ в. в европейской и мировой культуре; участвовать в подготовке проектов, посвященных выдающимся представителям науки, литературы и искусства;

характеризовать вклад российской науки начала XX в. в развитие мировой науки, называть ученых и их достижения

Устный опрос, письменный контроль, тестирование, самооценка с использованием "Оценочного листа", эссе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2094/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2095/start/


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2558/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3046/start/


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3044/start/


3.12

Обобщение

1

1

0


Представлять историческое и культурное наследие России XIX - начале XX века

Контрольная работа


Итого по разделу

45


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

2

0




Календарно-тематическое планирование по истории

№ п/п

№ урока

в теме

Тема

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Раздел 1. Введение(1 час)

1

1

Введение.




Раздел 2. Всеобщая история. История Нового времени XIX - начало XX в. (22 ч.)

Тема 1: Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы (2 ч.)

2

1

Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы.




3

2

Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы.




Тема 2: Европа в начале XIX в. (2 ч.)

4

1

Провозглашение империи Наполеона I во Франции.




5

2

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.




Тема 3: Политическое развитие европейских стран в 1815-1840-е гг.( 2 ч.)

6

1

Политическое развитие европейских стран в 1815-1840-е гг.




7

2

Политическое развитие европейских стран в 1815-1840-е гг.




Тема 4: Страны Европы и Северной Америки в середине XIX - начале XX в. (6 ч.)

8

1

Великобритания в Викторианскую эпоху.




9

2

Франция.




10

3

Италия. 




11

4

Германия. 




12

5

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX — начале XX в. 




13

6

Соединенные Штаты Америки в XIX в.




Тема 5: Страны Латинской Америки в XIX - начале XX в. (2 ч.)

14

1

Страны Латинской Америки в XIX — начале ХХ в. 




15

2

Страны Латинской Америки в XIX — начале ХХ в. 




Тема 6: Страны Азии в XIX — начале ХХ в. (3 ч.)

16

1

Япония.




17

2

Китай.



18

3

Османская империя. Индия.




Тема 7: Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в. (1 ч.)

19

1

Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в. 




Тема 8: Развитие культуры в XIX — начале ХХ в. (2 ч.)

20

1

Развитие культуры в XIX — начале ХХ в. 




21

2

Развитие культуры в XIX — начале ХХ в. 




Тема 9: Международные отношения в XIX — начале XX в. (1 ч.)

22

1

Международные отношения в XIX — начале XX в. 




23

1

Контрольная работа по теме «История Нового времени XIX - начало XX в.»




Раздел 3. История России. Российская империя в XIX — начале XX в. (45 часов)

Тема 1: Введение (1 ч.)

24

1

Введение.




Тема 2: Александровская эпоха: государственный либерализм (7 ч.)

25

1

Проекты либеральных реформ Александра I. М. М. Сперанский.




26

2

Внешняя политика России.




27

3

Отечественная война 1812 г.




28

4

Венский конгресс и его решения. Священный союз.




29

5

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике.




30

6

Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации.




31

7

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.




Тема 3: Николаевское самодержавие: государственный консерватизм (5 ч.)

32

1

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.




33

2

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.




34

3

Общественная жизнь в 1830-1850-е гг.




35

4

Внешняя политика Николая I.




36

5

Внешняя политика Николая I.




Тема 4: Культурное пространство империи в первой половине XIX в. (3 ч.)

37

1

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование.




38

2

Золотой век русской литературы.




39

3

Художественная культура народов России. 




Тема 5: Народы России в первой половине XIX в. (2 ч.)

40

1

Народы России в первой половине XIX в.




41

2

Народы России в первой половине XIX в




Тема 6: Социальная и правовая модернизация страны при Александре II (6 ч.)

42

1

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России




43

2

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.




44

3

Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.




45

4

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.




46

5

Общественное движение при Александре II и политика правительства.




47

6

Внешняя политика Александра II.




Тема 7. Россия в 1880-1890-х гг. (4 часа)

48

1

«Народное самодержавие» Александр III.




49

2

Реформы и контрреформы.




50

3

Сельское хозяйство и промышленность.




51

4

Внешняя политика Александра III.




Тема 8: Культурное пространство империи во второй половине XIX в. (3 ч.)

52

1

Культура и быт народов России.




53

2

Российская культура XIX в. Наука, художественная культура.




54

3

Литература, живопись, музыка, театр, архитектура.




Тема 9: Этнокультурный облик империи (2 ч.)

55

1

Этнокультурный облик империи.




56

2

Этнокультурный облик империи.




Тема 10: Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений (2 ч.)

57

1

Общественная жизнь в 1860–1890-х гг.




58

2

Идейные течения и общественное движение.




Тема 11: Россия на пороге ХХ в. (9 ч.)

59

1

На пороге нового века.




60

2

Россия в системе международных отношений.




61

3

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма в России.




62

4

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма в России.




63

5

Общество и власть после революции.

П. А. Столыпин.




64

6

Серебряный век российской культуры.




65

7

Серебряный век российской культуры.




66

8

Наш край в XIX — начале ХХ в.




67

9

Наш край в XIX — начале ХХ в.




Тема 12: Обобщение (1 ч.)

68

1

Контрольная работа по теме «Россия на пороге ХХ в.»











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!