
1.Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов груда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов груда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
Личностные результаты изучения предмета:
проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
овладения установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
смыслообразование ( установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
проявления технико- технологического и экономического мышления;
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, бережное отношение к природным ресурсам).
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико – ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории ( понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями, что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД.
Метопредметные результаты изучения курса:
познавательные УУД:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
моделирование технических объектов и технологических процессов;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
обще учебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
исследовательские и проектные действия;
осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения,
владение речью;
регулятивные УУД :
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, само коррекция, волевая регуляция, рефлексия); само регуляция.
В результате изучения технологии, обучающиеся
ознакомятся:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
технологическими свойствами и назначением материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или o получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и o использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои o профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и o приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
2.Содержание учебного предмета
Рабочая программа по технологии для 6 класса составлена на основе основной общеобразовательной программы МОУ «Шестаковская ООШ», примерных программ общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд» рекомендованные Министерством образования Российской Федерации и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко, О.А.Кожиной, учебного плана МОУ «Шестаковская ООШ», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
На изучение технологии в учебном плане МОУ «Шестаковская ООШ» отводится в 6 классе 68 учебных часов из расчета 2 ч в неделю (34 учебных недели)
Для реализации программы используется учебник:
Технология. Обслуживающий труд 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Макруцкая С.Э./ - Дрофа 2014год (№ 1.2.6.1.2.2 – в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Содержание
Программа рассчитана на совместное обучение мальчиков и девочек, т.к. класс не делится. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Проектные работы». Программа обязательно включают в себя также разделы «Технологии ведения дома» и «Агротехнологии».
Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Проектные работы». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Элементы техники».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде).
Аграрные технологии. Осенний период
Теоретические сведения. Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур и сортов, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур, осенняя обработка почвы с внесением удобрений.
Понятие «сорт», «селекция». Требования к качеству сортов. Влияние экологической обстановки, климатических условий, вредителей и болезней на состояние растений. Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов. Технология урожайности основных культур и сортов.
Практическая работа. Уборка картофеля, капусты, семенников корнеплодов.
Аграрные технологии. Весенний период
Теоретические сведения. Технологии выращивания растений рассадным, способом и в защищенном грунте. Особенности выращивания основных овощных и цветочно-декоративных культур региона рассадным способом, и в защищенном грунте. Способы размножения многолетних цветочных растений. Технология размножения растений делением куста, луковицами. Растительные препараты для борьбы с болезнями и вредителями. Правила безопасного труда при работе со средствами защиты растений. Виды защищенного грунта. Современные укрывные материалы, состав почвосмесей, подкормки. Защита растений от болезней и вредителей.
Практическая работа. Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт. Посев и посадка овощей и цветов. Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, подкормка растений, зашита от болезней и вредителей. Зеленные культуры, капуста, цветочные культуры.
Кулинария
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Теоретические сведения. Маркировка и штриховые коды на упаковках. Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Пищевая ценность круп, бобовых и макаронных изделий. Соотношение жидкости и круп при варке. Правила варки круп, бобовых и макаронных изделий. Консистенция блюд. Правила техники безопасности при кулинарных работах.
Приготовление блюд из молока и молочных продуктов
Теоретические сведения. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Виды молока и молочных продуктов. Качество молока и молочных продуктов. Срок годности молочных продуктов. Расчет калорийности приготовленных блюд. Профессии связанные с переработкой молочных продуктов.
Приготовление обеда в походных условиях
Теоретические сведения. Обеспечение сохранности продуктов и способы обеззараживания воды в походных условиях. Меры противопожарной безопасности. Способы разогрева и приготовления пищи в походе.
Практическая работа. Расчет количества и стоимости продуктов.
Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Получение натуральных шерстяных и шелковых волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях, их переработка. Свойства натуральных волокон животного происхождения. Ассортимент шерстяных и шёлковых тканей. Дефекты ткани.
Практическая работа. Составление коллекции шерстяных и шёлковых тканей. Составление коллекции тканей с дефектами. Определение волокна животного происхождения.
Элементы машиноведения
Теоретические сведения. Техника безопасности при работе на швейной машине. Безопасные приемы работы на швейной машине. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины. Правила подбора игл и нитей в зависимости от вида ткани. Правила регулировки машинной строчки в зависимости от вида тканей.
Практическая работа. Подбор игл и нитей в зависимости от вида ткани. Регулировка машинной строчки.
Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Мерки, необходимые для построения основы чертежа поясного изделия (конической, клиньевой, прямой юбок, брюк). Прибавки к меркам на свободу облегания. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Построение основы чертежа в натуральную величину по своим меркам
Практическая работа. Снятие мерок и запись результатов измерений. Заполнение таблицы с результатами измерений. Построение основы чертежа поясного изделия в натуральную величину по своим меркам.
Моделирование швейных изделий
Теоретические сведения. Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания / спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей.
Понятие моделирование. История прямой юбки. Способы моделирования (конических, клиньевых, прямых юбок). Форма. Силуэт. Стиль. Особенности фигуры и выбор фасона.
Практическая работа. Выкройка (лекало) юбки.
Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Правила подготовки выкройки к раскрою. Способы рациональной раскладки. Виды машинных швов. Назначение и особенности выполнения швов. Технологическая последовательность выполнения поясного изделия. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и её значение при изготовлении швейных изделий. Знакомство с профессиями легкой промышленности.
Практическая работа. Подбор инструментов и материалов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки юбки. Выполнение образцов поузловой обработки поясного изделия, изготовление поясного изделия. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и её значение при изготовлении швейных изделий.
Рукоделие. Вязание крючком
Технология ведения дома (теоретические сведения).
Проектная деятельность.
№ п/п | Разделы | Кол-во учебных часов |
1 | Вводный и первичный инструктаж по ТБ. | 1 |
2 | Агротехнологии. Растениеводство (осенний период) | 6 |
3 | Технология приготовления пищи | 10 |
4 | Материаловедение | 4 |
5 | Элементы машиноведения | 5 |
6 | Проектирование и изготовление швейного изделия | 14 |
7 | Рукоделие. Вязание крючком | 8 |
8 | Технология ведения дома | 4 |
9 | Электротехнические работы | 2 |
10 | Творческая проектная деятельность | 8 |
11 | Агротехнологии. Растениеводство (весенний период) | 6 |
| Всего | 68 |
3. Календарно - тематическое планирование
№ пп / ( по теме) | Дата проведения | Темы уроков |
план | фактич. |
| 1. Вводный инструктаж по ТБ. Водный урок – 1 час |
1(1) | | | Инструктаж по технике безопасности при работе в кабинете технологии |
2. Агротехнологии. Растениеводство осенние работы – 6 часов |
2(1) | | | Морковь и свекла столовая, уборка урожая |
3(2) | | | Морковь и свекла столовая, уборка урожая |
4(3) | | | Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая к хранению |
5(4) | | | Обработка почвы, необходимое оборудование и инструменты. |
6(5) | | | Обработка почвы и ее виды |
7(6) | | | Обработка почвы и ее виды |
3. Технология приготовления пищи - 10 часов |
8(1) | | | Питательные вещества и полноценное питание |
9(2) | | | Кулинарное значение молока и молочных продуктов. |
10(3) | | | Блюда из молока и кисломолочных продуктов |
11(4) | | | Ассортимент кисломолочных продуктов. |
12(5) | | | Виды круп и бобовых. Виды каш. |
13(6) | | | Приготовление блюд из круп и бобовых |
14(7) | | | Макаронные изделия, виды макаронных изделий. |
15(8) | | | Использование макаронных изделий в кулинарии. Приготовление блюд из макарон |
16(9) | | | Приготовление обеда в походных условиях |
17(10) | | | Заготовка продуктов на длительное хранение |
4. Элементы материаловедения - 4 часа |
18(1) | | | Натуральные волокна животного происхождения. |
19(2) | | | Свойства тканей из шерстяных и шёлковых волокон |
20(3) | | | Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. |
21(4) | | | Профессии швейного дела. |
5. Элементы машиноведения – 5 часов |
22(1) | | | Инструктаж по ТБ. Регуляторы швейной машины. |
23(2) | | | Устройство и установка швейной иглы. |
24(3) | | | Уход за швейной машиной (чистка и смазка) |
25(4) | | | Неполадки в работе швейной машины. |
26(5) | | | Выполнение машинных швов |
6. Проектирование и изготовление швейного изделия – 14 часов |
27(1) | | | Требования к легкому женскому платью. |
28(2) | | | Конструкция юбок, снятие мерок для построения чертежа. |
29(3) | | | Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4. |
30(4) | | | Построение основы чертежа юбки в натуральную величину. |
31(5) | | | Моделирование юбки выбранного фасона. |
32(6) | | | Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка и раскрой юбки на ткани. |
33(7) | | | Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. |
34(8) | | | Скалывание и сметывание деталей кроя. Примерка юбки, выявление дефектов и их исправление. |
35(9) | | | Технология выполнения машинных швов. |
36(10) | | | Машинная обработка переднего и заднего полотнища юбки. |
37(11) | | | Обработка боковых швов и застежки юбки. |
38(12) | | | Обработка верхнего и нижнего срезов юбки. |
39(13) | | | Особенности влажно тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей и ТБ при ВТО. |
40(14) | | | Контроль и оценка качества изделий. |
7. Рукоделие. Вязание крючком – 8 часов |
41(1) | | | Краткие сведения из истории старинного рукоделия. |
42(2) | | | Материалы и инструменты. Правила подбора крючка к пряже различной толщины. |
43(3) | | | Приёмы вязания крючком. Условные обозначения. Схемы, чтение схем. |
44(4) | | | Приёмы вязания крючком. Виды столбиков. |
45(5) | | | Приёмы вязания крючком. Способы вязания квадрата. |
46(6) | | | Вязание крючком по схеме. Использование вязаных фрагментов для вязания одежды и предметов быта. |
47(7) | | | Вязание крючком по схеме. Использование вязаных фрагментов для вязания одежды и предметов быта. |
48(8) | | | Вязание крючком по схеме. Способы соединения фрагментов. |
8. Технология ведения дома - 4 часа |
49(1) | | | Современные средства ухода за одеждой и обувью. |
50(2) | | | Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами |
51(3) | | | Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. |
52(4) | | | Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки |
9. Электротехнические работы – 2 часа. |
53(2) | | | Электротехнические цепи и их элементы. Профессии, связанные с электричеством. |
54(1) | | | Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. |
10. Творческая, проектная деятельность - 8 часов |
55(1) | | | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. |
56(2) | | | Выбор темы проекта, обоснование выбора. |
57(3) | | | Технологическая последовательность выполнения проекта. |
58(4) | | | Поиск сведений в литературе. |
59(5) | | | Моделирование, конструирование, изготовление изделия. |
60(6) | | | Моделирование, конструирование, изготовление изделия. |
61(7) | | | Изготовление изделия. |
62(8) | | | Защита творческого проекта. |
11. Агро технологии. Растениеводство весенние работы – 6 часов |
63(1) | | | Подготовка семян к посеву |
64(2) | | | Подготовка посадочного материала к высадке |
65(3) | | | Подготовка почвы к посадке рассады цветочных культур |
66(4) | | | Подготовка почвы к посадке рассады цветочных культур |
67(5) | | | Посадка сельскохозяйственных культур. |
68(6) | | | Посадка рассады цветочных культур |