СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной исследовательской деятельности "Учусь создавать проект" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной исследовательской деятельности разработаны на основе авторской программы "Учусь создавать проект" Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной исследовательской деятельности "Учусь создавать проект" для 3 класса»



Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

Муниципальное казённное общеобразовательное учреждение

Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2



«Согласовано»


Заместитель директора по ВР

МКОУ Топчихинская СОШ № 2

___________ Ковалевская О.А.



«Утверждаю»


Директор МКОУ ТСШ №2

____________ С.В.Загайнов


Приказ № ___ от ________







ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

интеллектуальное направление

для обучающихся 3 классов

на 2018 – 2019 год

Срок реализации: 1 год






Составитель:

Бистерфельд Наталья Петровна,

учитель начальных классов













Топчиха 2018 г





Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (научно-познавательная направленность), курса «Учусь создавать проект» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект».

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цели программы:

  • развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов;

  • формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.

Задачи:

•  развитие самостоятельности ребёнка;   

•  развитие способности к самообразованию;   

•    обучение планированию своей работы; 

•    закрепление и углубление знаний и умений учащихся при работе с проектными технологиями. 

•      создание условий к саморазвитию учащихся;

•  развитие умственных способностей и умения решать мини-проблемы;

•  развитие внимания, логики творческого мышления, любознательности, памяти, способности к восприятию;   

•    расширение кругозора и обогащение словарного запаса новыми понятиями из мира проекта;

•    воспитание самоуважения к позитивной самооценке автора проекта; 

•      воспитание чувства самоконтроля, рефлексии.


Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей.

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.     Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.

2.     Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.     Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.     Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.     Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.

На занятиях используются здоровьесберегающие технологии: зарядка для глаз, физические, музыкальные разминки.



Программа рассчитана на 34 часа по 1 занятию в неделю.

Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации программы 2 года обучения, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.


Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

-

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Для оценки эффективности занятий по проектной деятельности можно использовать следующие показатели:

• умение выделять проблему;

• умение ставить цель исследования;

• умение формулировать гипотезу;

• умение выделять объект и предмет исследования;

• умение осуществлять анализ результатов;

• умение оценивать промежуточные и конечные результаты;

• результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения.



Способы проверки результатов освоения программы.

 В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов.

Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.



Календарно-тематическое планирование курса «Учусь создавать проект» для 2 года обучения


№ п/п


Темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

03.09


2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1

10.09


3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

1

17.09


4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

1

24.09


5

6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

01.10

08.10


7

8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

1

15.10


9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

22.10


10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

12.11


11

12

Практическая работа. Создание мини-постера

2

19.11

26.11


13

14

15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

03.12

10.12

17.12


16

17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

2

24.12

14.01


18

19

Программа МРР. Дизайн

2

21.01

28.01


20

21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

2

04.02

11.02


22

23

Требования к компьютерной презентации. Power Point

2

18.02

25.02


24

25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

2

04.03

11.03


26

27

28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

3

18.03

01.04

08.04


29

30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

2

15.04

22.04


31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

29.04


32

Твои впечатления от работы над проектом

1

06.05


33

Пожеланиям будущим проектантам

1

13.05


34

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

20.05


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учащихся:

Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь для 3 класса: В 2-х частях / Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 48 с. (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)


  Для учителя:

Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса / Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 117 с.: ил.- (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)


Дополнительная литература для учителя:

1.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.       

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

    Электронные ресурсы:

1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/