Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
Муниципальное казённное общеобразовательное учреждение
Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МКОУ Топчихинская СОШ № 2 ___________ Ковалевская О.А. | | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 ____________ С.В.Загайнов Приказ № ___ от ________ |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
интеллектуальное направление
для обучающихся 3 классов
на 2018 – 2019 год
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Бистерфельд Наталья Петровна,
учитель начальных классов
Топчиха 2018 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (научно-познавательная направленность), курса «Учусь создавать проект» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект».
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цели программы:
Задачи:
• развитие самостоятельности ребёнка;
• развитие способности к самообразованию;
• обучение планированию своей работы;
• закрепление и углубление знаний и умений учащихся при работе с проектными технологиями.
• создание условий к саморазвитию учащихся;
• развитие умственных способностей и умения решать мини-проблемы;
• развитие внимания, логики творческого мышления, любознательности, памяти, способности к восприятию;
• расширение кругозора и обогащение словарного запаса новыми понятиями из мира проекта;
• воспитание самоуважения к позитивной самооценке автора проекта;
• воспитание чувства самоконтроля, рефлексии.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.
На занятиях используются здоровьесберегающие технологии: зарядка для глаз, физические, музыкальные разминки.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 занятию в неделю.
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации программы 2 года обучения, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
-
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Для оценки эффективности занятий по проектной деятельности можно использовать следующие показатели:
• умение выделять проблему;
• умение ставить цель исследования;
• умение формулировать гипотезу;
• умение выделять объект и предмет исследования;
• умение осуществлять анализ результатов;
• умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Календарно-тематическое планирование курса «Учусь создавать проект» для 2 года обучения
№ п/п | Темы урока | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 | 03.09 | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 | 10.09 | |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | 1 | 17.09 | |
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 | 24.09 | |
5 6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 | 01.10 08.10 | |
7 8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 1 | 15.10 | |
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 | 22.10 | |
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 | 12.11 | |
11 12 | Практическая работа. Создание мини-постера | 2 | 19.11 26.11 | |
13 14 15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 | 03.12 10.12 17.12 | |
16 17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 2 | 24.12 14.01 | |
18 19 | Программа МРР. Дизайн | 2 | 21.01 28.01 | |
20 21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 | 04.02 11.02 | |
22 23 | Требования к компьютерной презентации. Power Point | 2 | 18.02 25.02 | |
24 25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 | 04.03 11.03 | |
26 27 28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 | 18.03 01.04 08.04 | |
29 30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 | 15.04 22.04 | |
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | 29.04 | |
32 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | 06.05 | |
33 | Пожеланиям будущим проектантам | 1 | 13.05 | |
34 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | 20.05 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учащихся:
Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь для 3 класса: В 2-х частях / Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 48 с. (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)
Для учителя:
Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса / Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 117 с.: ил.- (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/