СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа и КТП разработаны в соответствии с последними требованиями к написанию данных документов. Разработаны с применением УМК "Планета знаний".
Календарно-тематическое планирование окружающий мир
3 класс
2018-2019 учебный год
2 часа в неделю /68 часов в год
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Элементы содержания | Результаты | Д/З, ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
1 четверть – 18 ч. Природа вокруг нас (7 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
| Что нас окружает. Экология.
| Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | Взаимосвязь между человеком и окружающей средой. Первое представление о науке «экология». | Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком | Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы | Учебник с.6 Рабочая тетрадь: с.3 | |||||||||||||||||||||||||
2 |
| Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» | Урок комплексного применения знаний и умений | Фронтальный | Наблюдения за живой и неживой природой и фиксирование результатов наблюдений. | Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя | Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью | Рабочая тетрадь: с.3 | |||||||||||||||||||||||||
3 |
| Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. Работа с глобусом. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный | Определение сторон горизонта по полуденной тени от Солнца.
| Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | Учебник с.10-11 Рабочая тетрадь: с.4-5 | |||||||||||||||||||||||||
4 |
| Ориентирование по компасу и местным признакам. Нахождение стороны горизонта по Солнцу. | Решение учебной задачи. | Индивидуальный | Нахождение стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам, составлять план наблюдений. | Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы | Учебник с.12-13 Рабочая тетрадь: с. 5 | |||||||||||||||||||||||||
5 |
| Входная административная контрольная работа (В.М.). Явления природы. Видеофильм. | Контроль
Урок комплексного применения знаний и умений |
Групповая |
Работа с компасом, наблюдать и делать опыты, используя приборы. |
Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты. |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении з |
Учебник с.13-14 Рабочая тетрадь: с.4-5 | |||||||||||||||||||||||||
6 |
| Свойства тел и веществ. Проведение опытов и определение свойств тел и веществ.
| Комбинированный урок | Текущий | Сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам. | Приводить примеры тел и веществ, проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.18-19 Рабочая тетрадь: с.7-8 | |||||||||||||||||||||||||
7 |
| Явления природы. Контрольная работа по теме: «Природа вокруг нас» | Проверочная Работа
| Фронтальный | Наблюдательность и творческие способности, восприятие красоты окружающего мира. | Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы | Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями | Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков | Учебник с.15-16 Рабочая тетрадь: с.6 | |||||||||||||||||||||||||
Вода, воздух, горные породы и почва (17 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
| Свойства воды в жидком состоянии. Опыты.
| Практическая работа | Работа в парах | Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений. | Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | Учебник с.26-27 Рабочая тетрадь: с.12 | |||||||||||||||||||||||||
9 |
| Вода-растворитель. Опыты.
| Практическая работа | Индивидуальный | Проведение опытов. Знакомство с растворимыми и нерастворимыми веществами в воде. | Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы | Учебник с.28-29 Рабочая тетрадь: с.12-13 | |||||||||||||||||||||||||
10 |
| Свойства льда, снега и пара. Учебный фильм.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Сравнивать, обобщать, делать выводы. Приведение примеров использования свойств воды. воздуха, горных пород. | Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях | Устойчивый интерес к изучению природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.30-333 Рабочая тетрадь: с.13-14 | |||||||||||||||||||||||||
11 |
| Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище). Работа со схемами и рисунками. | Решение учебной задачи. | Групповой | Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. | Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. | Учебник с.34-38 Рабочая тетрадь: с.14-17 | |||||||||||||||||||||||||
12 |
| Облака, роса, туман, иней, изморозь. Знакомство с состоянием воды в природе.
| Решение учебной задачи. | Фронтальный | Раскрытие научной стороны этих явлений. | Называть явления и объекты природы, объяснять их происхождение, состав и свойства | Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков | Учебник с.38-39 Рабочая тетрадь: с.16 | |||||||||||||||||||||||||
13 |
| Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды. Работа со схемой.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Изучение круговорота воды в природе и его роли в природе. | Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий | Учебник с.41-46 Рабочая тетрадь: с.16-17 | |||||||||||||||||||||||||
14 |
| Проверочная работа по теме: «Вода и ее свойства»
| Урок контроля и оценки знаний | Контрольная работа | Проверка усвоения изученного материала по темам: «Три состояния воды» и «Вода в природе». Тестирование при выполнении заданий. | Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования | Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение | Учебник с.72 Рабочая тетрадь. диагностич.раб с.10-14 | |||||||||||||||||||||||||
15 |
| Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. Работа со схемами, рисунками. | Решение учебной задачи. | Текущий | Изучение воздушной среды и ее значение. | Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека,, устанавливать взаимосвязи явлений природы | Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе | Учебник с.47-50 Рабочая тетрадь: с.18-19 | |||||||||||||||||||||||||
16 |
| Свойства воздуха. Опыты.
| Практическая работа | Текущий | Проведение опытов, фиксация результатов в таблицу, делать выводы из наблюдаемых явлений. | Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха | Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека | Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе | Учебник с.51-53 Рабочая тетрадь: с.20-21 | |||||||||||||||||||||||||
17 |
| Ветер. Охрана воздуха. Тестовая работа по теме: «Воздух»
| Решение учебной задачи. | Текущий | Исследовать состав воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их. | Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком | Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе | Учебник с.54-57 Рабочая тетрадь: с.22-23 | |||||||||||||||||||||||||
18 |
| Горные породы. Работа с демонстрационным материалом. | Решение учебной задачи. | Текущий | Формирование у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе | Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы | Учебник с.58-59 Рабочая тетрадь: с.24 | |||||||||||||||||||||||||
2 четверть – 14 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
19
20 |
| Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк). Рассматривание полезных ископаемых
Полезные ископаемые Сообщения учащихся о полезных ископаемых. | Решение учебной задачи. | Групповой | Рассматривание полезных ископаемых, отличать от других горных пород, учить применять в хозяйстве, находить на карте.
| Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков | Учебник с.60-63 Рабочая тетрадь: с.24-26 | |||||||||||||||||||||||||
21
22 |
| Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.
Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые» | Решение учебной задачи. | Фронтальный | Изучать где добывают полезные ископаемые, используют.
Беседа об охране полезных ископаемых.
| Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, | Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе | Учебник с.63-67
| |||||||||||||||||||||||||
23 |
| Почва. Охрана почвы. Опыты.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе, выполнение правил поведения в природе и участия в ее охране. | Иметь представление о почве, ее свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв | Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе | Учебник с.68-73 Рабочая тетрадь: с.27-29 | |||||||||||||||||||||||||
24 |
| Контрольная работа по теме: « Вода, воздух, горные породы и почва»
| Проверочная Работа
| Индивидуальный | Наблюдательность и творческие способности, восприятие красоты окружающего мира. | Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы | Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями | Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков |
| |||||||||||||||||||||||||
О царствах живой природы (17 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
| Четыре царства живой природы. Работа со справочной литературой.
| Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный | Объяснять различие объектов живой и неживой природы. Называть царства живой природы. Различать органы цветкового растения. | Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | Учебник с.78-79 Рабочая тетрадь: с.32 | |||||||||||||||||||||||||
26 |
| Строение растений. Работа с гербарием. | Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа | Сравниватьвнешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различатьдикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека | Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком | Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы | Учебник с.80-84 Рабочая тетрадь: с.32-35 | |||||||||||||||||||||||||
27 |
| Разнообразие растений. Сообщения учащихся.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Сравнивать и различатьдикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека. Доказыватьопытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни. | Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
| Учебник с.85-86 Рабочая тетрадь: с.36 | |||||||||||||||||||||||||
28 |
| Дикорастущие и культурные растения. Работа со схемами.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Характеризоватьразмножение и развитие цветковых растений. Приводить примерыположительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказыватьнеобходимость мероприятий по охране природы | Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
| Учебник с.87-88 Рабочая тетрадь: с.36 | |||||||||||||||||||||||||
29 |
| Жизнь растений. Полугодовая административная контрольная работа (В.М.) | Решение учебной задачи. |
| С помощью опытов показать, как питается растение. Формирование представление о дыхании растений. Показать значение испарения воды листьями растений | Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности | Учебник с.89-92 Рабочая тетрадь: с.37-39 | |||||||||||||||||||||||||
30 |
| Размножение и развитие растений. Учебный фильм.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Сравниватьвнешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных. | Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка | Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | Учебник с.93-96 Рабочая тетрадь: с.39-40 | |||||||||||||||||||||||||
31 |
| Развитие растения из семени. Охрана растений.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Развивать знания детей о развитии растения из семени. Выявить опытным путем условия, необходимые для развития растения из семени | Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы | Учебник с.95-98 Рабочая тетрадь: с.41-45 | |||||||||||||||||||||||||
32 |
| Тестовая работа по теме: «Растения» | Решение учебной задачи. | Контрольная работа | Развивать знания детей о значении животных в природе и в жизни человека. Показать влияние деятельности человека на животных. Воспитывать бережное отношение к животным. Расширить знания детей о редких животных и мерах по их охране | Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира | Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | - | |||||||||||||||||||||||||
3 четверть – 20 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
33
34 |
| Разнообразие животных. Учебный фильм.
Группы животных. Сообщения учащихся.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширить знания детей о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Учить выявлять существенные признаки | Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни | Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.101-105 Рабочая тетрадь: с.46-47 | |||||||||||||||||||||||||
35 |
| Домашние и дикие животные. Работа с дополнительными источниками информации, ИКТ.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Развивать знания детей о домашних животных и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками основных домашних животных. | Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, | Учебник с.106-108 Рабочая тетрадь: с.48 | |||||||||||||||||||||||||
36 |
| Как животные воспринимают мир. Проверочная работа по теме: «Группы животных»
| Решение учебной задачи. | Текущий | Познакомить учащихся с органами чувств животных, показать их значение в жизни животного. Сформировать представление о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств | Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков | Учебник с.109-111 Рабочая тетрадь: с.49-50 | |||||||||||||||||||||||||
37 |
| Передвижение и дыхание животных.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Развивать знания детей об особенностях передвижения животных разных групп. Показать приспособленность животных к разным способам передвижения. Показать связь способа передвижения животного со средой обитания. Познакомить с органами дыхания животных разных групп | Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных | Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий | Учебник с.112-115 Рабочая тетрадь: с.51-52 | |||||||||||||||||||||||||
38 |
| Питание животных. Сообщения учащихся о своем питомце.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Познакомить учащихся с особенностями питания животных разных групп. Показать приспособленность животных для добывания и поедания пищи | Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания | Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение | Учебник с.116-119 Рабочая тетрадь: с.52-54 | |||||||||||||||||||||||||
39 |
| Размножение и развитие животных.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Познакомить учащихся с особенностями размножения животных разных групп. Сформировать представление о последовательности развития животных разных групп | Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности | Учебник с.120-123 Рабочая тетрадь: с.55-57 | |||||||||||||||||||||||||
40 |
| Охрана животных. Контрольная работа по теме: «Растения и животные».
| Решение учебной задачи. | Контрольная работа | Развивать знания детей о значении животных в природе и в жизни человека. Показать влияние деятельности человека на животных. Воспитывать бережное отношение к животным. Расширить знания детей о редких животных и мерах по их охране | Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира | Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | Учебник с.124-126 с.130 Рабочая тетрадь: с.58-59 | |||||||||||||||||||||||||
41 |
| Грибы и бактерии. Учебный фильм.
| Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | Познакомить детей со строением шляпочных грибов. Познакомить с разнообразием грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи, трутовики; показать их значение в природе и жизни человека. Показать значение бактерий в природе и жизни человека | Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны | Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы | Учебник с.126-129 Рабочая тетрадь: с.60-61 | |||||||||||||||||||||||||
Человек (11 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 |
| Человек — часть живой природы
| Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | Познакомить учащихся с особенностями строения тела человека. Дать общие сведения об органах человека и их значении для организма. Выявить сходства и различия между человеком и животными. Показать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды | Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек – часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение терминов «анатомия» и «физиология» | Способность к самооценке. Основы экологической культуры | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник (часть 2) с.6-10 Рабочая тетрадь: (часть 2) с.3 | |||||||||||||||||||||||||
43 |
| Кожа — первая «одежда». Наблюдения за кожей.
| Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа | Познакомить детей со свойствами кожи. Показать значение кожи для организма. Убедить в необходимости ухода за кожей | Проводить самостоятельно простейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности | Учебник с.11-15 Рабочая тетрадь: с.4 | |||||||||||||||||||||||||
44 |
| Скелет. Работа с демонстрационным скелетом. | Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа | Сформировать у учащихся общее представление о скелете человека и его значении для организма. Показать значение правильной осанки, познакомить с правилами ее формирования | Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
| Учебник с.15-18 Рабочая тетрадь: с.5 | |||||||||||||||||||||||||
45 |
| Мышцы. Промежуточная административная контрольная работа (В.М.)
| Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа | Знакомство детей с работой мышц. Убедить в необходимости укрепления мышц. Показать значение физической культуры и труда для укрепления мышц | Рассказывать о роли мышечной системы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы | Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.19-21 Рабочая тетрадь: с.5 | |||||||||||||||||||||||||
46 |
| Кровеносная система. Работа со схемой.
| Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа | Познакомить детей со строением и работой кровеносной системы. Показать необходимость укрепления сердца и сосудов. Сформировать представление о составе и значении крови в организме | Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечно-сосудистой системы | Способность к самооценке. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.22-25 Рабочая тетрадь: с.6 | |||||||||||||||||||||||||
47 |
| Проверочная работа по темам: «Кожа, скелет, мышцы, кровеносная система». Дыхание.
| Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный | Познакомить детей с органами дыхания человека и их работой. Показать важность выполнения правил гигиены органов дыхания | Объяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий | Учебник с.26-30 Рабочая тетрадь: с.7-8 | |||||||||||||||||||||||||
48 |
| Питание и выделение
| Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | Расширить знания детей о пище и значении ее разнообразия. Познакомить со строением и работой пищеварительной системы. Сформировать представление о строении и значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними. Показать значение выделения из организма вредных и ненужных веществ | Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пищеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение | Учебник с.30-35 Рабочая тетрадь: с.9-11 | |||||||||||||||||||||||||
49 |
| Органы чувств. Работа по иллюстрациям.
| Урок ознакомления с новым материалом | Практическая работа | Расширение представлений об органах чувств, о правилах гигиены | Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать | Адекватная самооценка. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью | Учебник с.35-37 Рабочая тетрадь: с.12-13 | |||||||||||||||||||||||||
50 |
| Нервная система.
| Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | Сформировать у учащихся представление о нервной системе человека, показать ее значение для организма. Познакомить детей с правилами гигиены нервной системы и убедить в необходимости их выполнения | Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы | Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.38-40 Рабочая тетрадь: с.12-13 | |||||||||||||||||||||||||
51 |
| Контрольная работа по теме: «Человек» | Контрроль |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
52 |
| Эмоции и темперамент. Рассказ учащихся о своем темпераменте. | Решение учебной задачи.
|
| Познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека. Сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах | Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием | Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.41-49 Рабочая тетрадь. Проверочные и диагностические работы с.22-27 | |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
4 четверть – 16 ч. Человек в обществе (16 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 |
| Народы нашей страны. Традиции народов нашей страны
| Урок ознакомления с новым материалом
| Фронтальный | Познакомить учащихся с народами, населяющими нашу страну. Сформировать представление о многонациональном характере населения России | Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.50-56 Рабочая тетрадь: с.16 | |||||||||||||||||||||||||
54 |
| Путешествие по ленте времени.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Сформировать представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Познакомить с понятием «историческое время» | Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы | Учебник с.57-60 Рабочая тетрадь: с.18 | |||||||||||||||||||||||||
55 |
| Города и села. Учебный фильм. . | Решение учебной задачи. | Текущий | Познакомить детей с понятиями «село», «город». Сформировать представления об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан | Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.61-64 Рабочая тетрадь: с.19-21 | |||||||||||||||||||||||||
56 |
| Названия городов. Сообщения учащихся о городах области. Проверочная работа по теме: «Города области». | Решение учебной задачи. | Текущий | Сформировать представление о появлении названий у городов | Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города | Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.65-69 Рабочая тетрадь: с.21-22 | |||||||||||||||||||||||||
57 |
| Экскурсия. Кремль — центр города.
| Урок ознакомления с новым материалом
| Текущий | Познакомить учеников с устройством древнерусского города. Сформировать представление о кремле как центральной части города | Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение | Учебник с.69-75 Рабочая тетрадь: с.23-24 | |||||||||||||||||||||||||
58 |
| Улицы города. Работа с дополнительными источниками информации, ИКТ.
| Решение учебной задачи. | Текущий | Продолжить знакомство учеников с устройством города. Познакомить с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Дать представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов | Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.76-79 Рабочая тетрадь: с.25-26 | |||||||||||||||||||||||||
59 |
| Герб — символ Города. Проверочная работа по теме: «Моя малая Родина»
| Решение учебной задачи. | Текущий | Познакомить учеников с одним из символов города — гербом. Описывать основные элементы городских гербов. Объяснять их изображения | Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль | Учебник с.80-83 Рабочая тетрадь: с.26-28 | |||||||||||||||||||||||||
60 |
| Памятные места городов. Экскурсия к памятным местам города.
| Решение учебной задачи. | Фронтальный | Продолжить знакомство с символами города. Сформировать представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод) | Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте
| Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности | Учебник с.84-87 Рабочая тетрадь: с.28-31 | |||||||||||||||||||||||||
61 |
| Экскурсия на фабрику (завод) города. Современный город.
| Решение учебной задачи. | Парный | Познакомить учеников с обликом современного города Находить информацию о происхождении названий городов, символике гербов в учебнике и дополнительной литературе | Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.88-91 Рабочая тетрадь: с.32-36 | |||||||||||||||||||||||||
62 |
| Москва — столица России. Видеофильм.
| Проверочная работа. | Проверочная работа | Познакомить учеников со столицей нашей страны, ее достопримечательностями. Преобразовыватьзнаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. | Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.92-95 Рабочая тетрадь: с.37-41 | |||||||||||||||||||||||||
63 |
| Что такое государство. Итоговая административная контрольная работа (В.М.)
| Урок ознакомления с новым материалом
| Текущий | Познакомить учеников с понятием «государство». Познакомить с современным государственным устройством России. Показывать на карте территорию России, ее границы, столицу, крупные города. Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства. | Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
| Учебник с.96-100 Рабочая тетрадь: с.42-44 | |||||||||||||||||||||||||
64 |
| Конституция – основной закон нашей страны.
| Урок ознакомления с новым материалом
| Текущий | Познакомить учеников с основным законом государства — Конституцией. Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства — Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан; различать виды власти. | Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции
| Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.101-104 Рабочая тетрадь: с.44 | |||||||||||||||||||||||||
65 |
| Права ребенка
| Урок ознакомления с новым материалом
| Групповой | Характеризоватьосновные права детей, объяснятьзначение Конвенции о правах ребенка.
| Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка | Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | Учебник с.105-108 Рабочая тетрадь: с.45-46 | |||||||||||||||||||||||||
66 |
| Символы государства. Государственный герб, флаг России
| Урок ознакомления с новым материалом
| Текущий | Объяснять символику Государственного флага и Государственного герба, значение символов государства. Обсуждатьправильное отношение к символам государства. | Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации
| Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий | Учебник с.109-113 Рабочая тетрадь: с.47 | |||||||||||||||||||||||||
67 |
| Итоговая контрольная работа.
| Решение учебной задачи.
| Контрольная работа | Приводить примеры изменений в живой природе, применять знания пользования компасом, называть явления природы, определять животное по его признакам. | Объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы. Находить стороны горизонта по Солнцу и компасу. Характеризовать условия прорастания семян. Описывать устройство города, жизнь и быт горожан. | Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Читать и заполнять схемы, таблицы, выполнять тестирование. | Находить необходимую информацию в тетради. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.
| Проверочные и диагностические работы с.36-45 | |||||||||||||||||||||||||
68 |
| Государственный гимн, награды России.
| Урок ознакомления с новым материалом
| Контрольная работа | Обсуждатьправильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна. Познакомить учеников с наградной системой страны. Рассказывать о назначении государственных наград. | Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны
| Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью | Учебник с.113-116 Учебник с.117-120 Рабочая тетрадь: с.47 |
39