СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП разработаны в соответствии с последними требованиями к написанию данных документов. Разработаны с применением УМК "Планета знаний".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК "Планета знаний"»

Календарно-тематическое планирование окружающий мир

3 класс

2018-2019 учебный год


2 часа в неделю /68 часов в год



Дата

Тема урока

Тип

урока

Вид

контроля

Элементы

содержания

Результаты

Д/З, ИКТ

Предметные

Личностные

Метапредметные



1 четверть – 18 ч.

Природа вокруг нас (7 ч.)

1


Что нас окружает. Экология.


Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Взаимосвязь между человеком и окружающей средой. Первое представление о науке «экология».

Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы

Учебник

с.6

Рабочая тетрадь:

с.3

2


Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

Урок комплексного применения знаний и умений

Фронтальный

Наблюдения за живой и неживой природой и фиксирование результатов наблюдений.

Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Рабочая тетрадь:

с.3

3


Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. Работа с глобусом.

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный

Определение сторон горизонта по полуденной тени от Солнца.


Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Учебник

с.10-11

Рабочая тетрадь:

с.4-5

4


Ориентирование по компасу и местным признакам. Нахождение стороны горизонта по Солнцу.

Решение учебной задачи.

Индивидуальный

Нахождение стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам, составлять план наблюдений.

Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам

Способность оценивать трудность предлагаемого

задания

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Учебник

с.12-13

Рабочая тетрадь:

с. 5

5


Входная административная контрольная работа (В.М.).

Явления природы. Видеофильм.

Контроль





Урок комплексного применения знаний и умений









Групповая







Работа с компасом, наблюдать и делать опыты, используя приборы.





Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты.





Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края



Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении з





Учебник

с.13-14

Рабочая тетрадь:

с.4-5

6


Свойства тел и веществ. Проведение опытов и определение свойств тел и веществ.


Комбинированный урок

Текущий

Сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам.

Приводить примеры тел и веществ, проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ

Способность оценивать трудность предлагаемого

задания

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.18-19

Рабочая тетрадь:

с.7-8

7


Явления природы. Контрольная работа по теме: «Природа вокруг нас»

Проверочная

Работа


Фронтальный

Наблюдательность и творческие способности, восприятие красоты окружающего мира.

Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы

Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Учебник

с.15-16

Рабочая тетрадь:

с.6

Вода, воздух, горные породы и почва (17 ч.)

8


Свойства воды в жидком состоянии. Опыты.


Практическая

работа

Работа в парах

Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений.

Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Учебник

с.26-27

Рабочая тетрадь:

с.12

9


Вода-растворитель. Опыты.


Практическая работа

Индивидуальный

Проведение опытов. Знакомство с растворимыми и нерастворимыми веществами в воде.

Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы

Способность оценивать трудность предлагаемого

задания

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Учебник

с.28-29

Рабочая тетрадь:

с.12-13

10


Свойства льда, снега и пара. Учебный фильм.


Решение учебной задачи.

Текущий

Сравнивать, обобщать, делать выводы. Приведение примеров использования свойств воды. воздуха, горных пород.

Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях

Устойчивый интерес к изучению природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.30-333

Рабочая тетрадь:

с.13-14

11


Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище). Работа со схемами и рисунками.

Решение учебной задачи.

Групповой

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Учебник

с.34-38

Рабочая тетрадь:

с.14-17

12


Облака, роса, туман, иней, изморозь. Знакомство с состоянием воды в природе.


Решение учебной задачи.

Фронтальный

Раскрытие научной стороны этих явлений.

Называть явления и объекты природы, объяснять их происхождение, состав и свойства

Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Учебник

с.38-39

Рабочая тетрадь:

с.16

13


Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды. Работа со схемой.


Решение учебной задачи.

Текущий

Изучение круговорота воды в природе и его роли в природе.

Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Учебник

с.41-46

Рабочая тетрадь:

с.16-17

14


Проверочная работа по теме: «Вода и ее свойства»


Урок контроля и оценки знаний

Контрольная работа

Проверка усвоения изученного материала по темам: «Три состояния воды» и «Вода в природе».

Тестирование при выполнении заданий.

Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования

Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Учебник

с.72

Рабочая тетрадь.

диагностич.раб

с.10-14

15


Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. Работа со схемами, рисунками.

Решение учебной задачи.

Текущий

Изучение воздушной среды и ее значение.

Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека,, устанавливать взаимосвязи явлений природы

Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

Учебник

с.47-50

Рабочая тетрадь:

с.18-19

16


Свойства воздуха. Опыты.


Практическая

работа

Текущий

Проведение опытов, фиксация результатов в таблицу, делать выводы из наблюдаемых явлений.

Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека

Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

Учебник

с.51-53

Рабочая тетрадь:

с.20-21

17


Ветер. Охрана воздуха. Тестовая работа по теме: «Воздух»


Решение учебной задачи.

Текущий

Исследовать состав воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их.

Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

Учебник

с.54-57

Рабочая тетрадь:

с.22-23

18


Горные породы. Работа с демонстрационным материалом.

Решение учебной задачи.

Текущий

Формирование у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распростра­ненности в природе

Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы

Учебник

с.58-59

Рабочая тетрадь:

с.24



2 четверть – 14 ч.

19











20


Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк). Рассматривание полезных ископаемых



Полезные ископаемые Сообщения учащихся о полезных ископаемых.

Решение учебной задачи.

Групповой

Рассматривание полезных ископаемых, отличать от других горных пород, учить применять в хозяйстве, находить на карте.


Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Учебник

с.60-63

Рабочая тетрадь:

с.24-26

21





22


Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.



Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»

Решение учебной задачи.

Фронтальный

Изучать где добывают полезные ископаемые, используют.



Беседа об охране полезных ископаемых.


Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу,

Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

Учебник

с.63-67


23


Почва. Охрана почвы. Опыты.


Решение учебной задачи.

Текущий

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе, выполнение правил поведения в природе и участия в ее охране.

Иметь представление о почве, ее свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв

Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

Учебник

с.68-73

Рабочая тетрадь:

с.27-29

24


Контрольная работа по теме: « Вода, воздух, горные породы и почва»

Проверочная

Работа


Индивидуальный

Наблюдательность и творческие способности, восприятие красоты окружающего мира.

Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы

Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков


О царствах живой природы (17 ч.)

25


Четыре царства живой природы. Работа со справочной литературой.


Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный

Объяснять различие объектов живой и неживой природы. Называть царства живой природы. Различать органы цветкового растения.

Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Учебник

с.78-79

Рабочая тетрадь:

с.32

26


Строение растений. Работа с гербарием.

Урок ознакомления с новым материалом

Практическая работа

Сравниватьвнешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различатьдикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека

Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком

Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Учебник

с.80-84

Рабочая тетрадь:

с.32-35

27


Разнообразие растений. Сообщения учащихся.




Решение учебной задачи.

Текущий

Сравнивать и различатьдикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека. Доказыватьопытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни.

Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий


Учебник

с.85-86

Рабочая тетрадь:

с.36

28


Дикорастущие и культурные растения. Работа со схемами.


Решение учебной задачи.

Текущий

Характеризоватьразмножение и развитие цветковых растений.

Приводить примерыположительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказыватьнеобходимость мероприятий по охране природы

Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу

Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий


Учебник

с.87-88

Рабочая тетрадь:

с.36

29


Жизнь растений.

Полугодовая административная контрольная работа (В.М.)

Решение учебной задачи.


С помощью опытов показать, как питается растение. Формирование представление о дыхании растений. Показать значение испарения воды листьями растений

Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Учебник

с.89-92

Рабочая тетрадь:

с.37-39

30


Размножение и развитие растений. Учебный фильм.


Решение учебной задачи.

Текущий

Сравниватьвнешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных.

Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка

Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Учебник

с.93-96

Рабочая тетрадь:

с.39-40

31


Развитие растения из семени. Охрана растений.




Решение учебной задачи.

Текущий

Развивать знания детей о развитии растения из семени. Выявить опытным путем условия, необходимые для разви­тия растения из семени

Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Учебник

с.95-98

Рабочая тетрадь:

с.41-45

32


Тестовая работа по теме: «Растения»

Решение учебной задачи.

Контрольная работа

Развивать знания детей о значении животных в природе и в жизни человека. Показать влияние деятельности человека на животных. Воспитывать бережное отношение к животным. Расширить знания детей о редких животных и мерах по их охране

Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира

Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

-



3 четверть – 20 ч.

33





34


Разнообразие животных. Учебный фильм.



Группы животных. Сообщения учащихся.


Решение учебной задачи.

Текущий

Развивать знания детей об основных группах животных: на­секомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширить знания детей о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Учить выявлять существенные признаки

Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни

Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.101-105

Рабочая тетрадь:

с.46-47

35


Домашние и дикие животные. Работа с дополнительными источниками информации, ИКТ.


Решение учебной задачи.

Текущий

Развивать знания детей о домашних животных и их значе­нии в жизни человека. Познакомить учащихся с предками основных домашних жи­вотных.

Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах,

Учебник

с.106-108

Рабочая тетрадь:

с.48

36


Как животные воспринимают мир. Проверочная работа по теме: «Группы животных»


Решение учебной задачи.

Текущий

Познакомить учащихся с органами чувств животных, пока­зать их значение в жизни животного. Сформировать представление о связи внешнего вида живот­ного со степенью (уровнем) развития органов чувств

Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания

Способность оценивать трудность предлагаемого

задания

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Учебник

с.109-111

Рабочая тетрадь:

с.49-50

37


Передвижение и дыхание животных.


Решение учебной задачи.

Текущий

Развивать знания детей об особенностях передвижения жи­вотных разных групп. Показать приспособленность животных к разным способам передвижения. Показать связь способа передвижения животного со средой обитания. Познакомить с органами дыхания животных разных групп

Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Учебник

с.112-115

Рабочая тетрадь:

с.51-52

38


Питание животных. Сообщения учащихся о своем питомце.


Решение учебной задачи.

Текущий

Познакомить учащихся с особенностями питания животных разных групп. Показать приспособленность животных для добывания и по­едания пищи

Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания

Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Учебник

с.116-119

Рабочая тетрадь:

с.52-54

39


Размножение и развитие животных.


Решение учебной задачи.

Текущий

Познакомить учащихся с особенностями размножения жи­вотных разных групп. Сформировать представление о последовательности разви­тия животных разных групп

Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Учебник

с.120-123

Рабочая тетрадь:

с.55-57

40


Охрана животных.

Контрольная работа по теме: «Растения и животные».


Решение учебной задачи.

Контрольная работа

Развивать знания детей о значении животных в природе и в жизни человека. Показать влияние деятельности человека на животных. Воспитывать бережное отношение к животным. Расширить знания детей о редких животных и мерах по их охране

Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира

Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Учебник

с.124-126

с.130

Рабочая тетрадь:

с.58-59

41


Грибы и бактерии. Учебный фильм.


Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Познакомить детей со строением шляпочных грибов. Познакомить с разнообразием грибов: шляпочные, плесне­вые, дрожжи, трутовики; показать их значение в природе и жизни человека. Показать значение бактерий в природе и жизни человека

Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Учебник

с.126-129

Рабочая тетрадь:

с.60-61

Человек (11 ч.)

42


Человек — часть живой природы




Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Познакомить учащихся с особенностями строения тела чело­века. Дать общие сведения об органах человека и их значении для организма. Выявить сходства и различия между человеком и живот­ными. Показать зависимость здоровья человека от состояния окру­жающей среды

Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек – часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение терминов «анатомия» и «физиология»

Способность к самооценке. Основы экологической культуры

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

(часть 2)

с.6-10

Рабочая тетрадь:

(часть 2)

с.3

43


Кожа — первая «одежда». Наблюдения за кожей.


Урок ознакомления с новым материалом

Практическая работа

Познакомить детей со свойствами кожи. Показать значение кожи для организма. Убедить в необходимости ухода за кожей

Проводить самостоятельно простейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи

Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Учебник

с.11-15

Рабочая тетрадь:

с.4

44


Скелет. Работа с демонстрационным скелетом.

Урок ознакомления с новым материалом

Практическая работа

Сформировать у учащихся общее представление о скелете человека и его значении для организма. Показать значение правильной осанки, познакомить с пра­вилами ее формирования

Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы


Учебник

с.15-18

Рабочая тетрадь:

с.5

45


Мышцы.

Промежуточная административная контрольная работа (В.М.)


Урок ознакомления с новым материалом

Практическая работа

Знакомство детей с работой мышц. Убедить в необходимости укрепления мышц. Показать значение физической культуры и труда для укреп­ления мышц

Рассказывать о роли мышечной системы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы

Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.19-21

Рабочая тетрадь:

с.5

46


Кровеносная система. Работа со схемой.


Урок ознакомления с новым материалом

Практическая работа

Познакомить детей со строением и работой кровеносной системы. Показать необходимость укрепления сердца и сосудов. Сформировать представление о составе и значении крови в организме

Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечно-сосудистой системы

Способность к самооценке. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.22-25

Рабочая тетрадь:

с.6

47


Проверочная работа по темам: «Кожа, скелет, мышцы, кровеносная система». Дыхание.


Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальный

Познакомить детей с органами дыхания человека и их рабо­той. Показать важность выполнения правил гигиены органов ды­хания

Объяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания

Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Учебник

с.26-30

Рабочая тетрадь:

с.7-8

48


Питание и выделение


Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Расширить знания детей о пище и значении ее разнообразия. Познакомить со строением и работой пищеварительной сис­темы. Сформировать представление о строении и значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними. Показать значение выделения из организма вредных и не­нужных веществ

Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пищеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Учебник

с.30-35

Рабочая тетрадь:

с.9-11

49


Органы чувств. Работа по иллюстрациям.


Урок ознакомления с новым материалом

Практическая работа

Расширение представлений об органах чувств, о правилах гигиены

Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать

Адекватная самооценка. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Учебник

с.35-37

Рабочая тетрадь:

с.12-13

50


Нервная система.


Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Сформировать у учащихся представление о нервной системе человека, показать ее значение для организма. Познакомить детей с правилами гигиены нервной системы и убедить в необходимости их выполнения

Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.38-40

Рабочая тетрадь:

с.12-13

51


Контрольная работа по теме: «Человек»

Контрроль







52


Эмоции и темперамент. Рассказ учащихся о своем темпераменте.

Решение учебной задачи.



Познакомить учащихся с положительными и отрицательны­ми эмоциями, показать их влияние на человека. Сформировать первоначальное представление о темпера­менте и его типах

Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.41-49

Рабочая тетрадь.

Проверочные и диагностические работы

с.22-27













4 четверть – 16 ч.

Человек в обществе (16 ч.)

53


Народы нашей страны. Традиции народов нашей страны




Урок ознакомления с новым материалом


Фронтальный

Познакомить учащихся с народами, населяющими нашу страну. Сформировать представление о многонациональном харак­тере населения России

Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.50-56

Рабочая тетрадь:

с.16

54


Путешествие по ленте времени.


Решение учебной задачи.

Текущий

Сформировать представление о науке истории, которая изу­чает прошлое человеческого общества. Познакомить с понятием «историческое время»

Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

Учебник

с.57-60

Рабочая тетрадь:

с.18

55


Города и села. Учебный фильм.

.

Решение учебной задачи.

Текущий

Познакомить детей с понятиями «село», «город». Сформировать представления об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан

Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.61-64

Рабочая тетрадь:

с.19-21

56


Названия городов. Сообщения учащихся о городах области. Проверочная работа по теме: «Города области».

Решение учебной задачи.

Текущий

Сформировать представление о появлении названий у городов

Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города

Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.65-69

Рабочая тетрадь:

с.21-22

57


Экскурсия. Кремль — центр города.


Урок ознакомления с новым материалом


Текущий

Познакомить учеников с устройством древнерусского го­рода. Сформировать представление о кремле как центральной час­ти города

Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Учебник

с.69-75

Рабочая тетрадь:

с.23-24

58


Улицы города. Работа с дополнительными источниками информации, ИКТ.


Решение учебной задачи.

Текущий

Продолжить знакомство учеников с устройством города. Познакомить с появлением названий улиц, переулков, про­спектов. Дать представление о старинных домах, которые встречают­ся на улицах городов

Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.76-79

Рабочая тетрадь:

с.25-26

59


Герб — символ Города. Проверочная работа по теме: «Моя малая Родина»


Решение учебной задачи.

Текущий

Познакомить учеников с одним из символов города — гер­бом. Описывать основные элементы городских гербов. Объяснять их изображения

Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль

Учебник

с.80-83

Рабочая тетрадь:

с.26-28

60


Памятные места городов. Экскурсия к памятным местам города.


Решение учебной задачи.

Фронтальный

Продолжить знакомство с символами города. Сформировать представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод)

Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте


Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Учебник

с.84-87

Рабочая тетрадь:

с.28-31

61


Экскурсия на фабрику (завод) города. Современный город.


Решение учебной задачи.

Парный

Познакомить учеников с обликом современного города

Находить информацию о происхождении названий городов, символике гербов в учебнике и дополнительной литературе

Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.88-91

Рабочая тетрадь:

с.32-36

62


Москва — столица России. Видеофильм.





Проверочная работа.

Проверочная работа

Познакомить учеников со столицей нашей страны, ее досто­примечательностями. Преобразовыватьзнаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой.

Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.92-95

Рабочая тетрадь:

с.37-41

63


Что такое государство. Итоговая административная контрольная работа (В.М.)


Урок ознакомления с новым материалом


Текущий

Познакомить учеников с понятием «государство». Познакомить с современным государственным устройством России.

Показывать на карте территорию России, ее границы, столицу, крупные города. Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства.

Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы


Учебник

с.96-100

Рабочая тетрадь:

с.42-44

64


Конституция – основной закон нашей страны.


Урок ознакомления с новым материалом


Текущий

Познакомить учеников с основным законом государства — Конституцией.

Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства — Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан; различать виды власти.

Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции


Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.101-104

Рабочая тетрадь:

с.44

65


Права ребенка


Урок ознакомления с новым материалом


Групповой

Характеризоватьосновные права детей, объяснятьзначение Конвенции о правах ребенка.


Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка

Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Учебник

с.105-108

Рабочая тетрадь:

с.45-46

66


Символы государства. Государственный герб, флаг России




Урок ознакомления с новым материалом


Текущий

Объяснять символику Государственного флага и Государственного герба, значение символов государства. Обсуждатьправильное отношение к символам государства.

Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации


Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Учебник

с.109-113

Рабочая тетрадь:

с.47

67


Итоговая контрольная работа.




Решение учебной задачи.


Контрольная работа

Приводить примеры изменений в живой природе, применять знания пользования компасом, называть явления природы, определять животное по его признакам.

Объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы.

Находить стороны горизонта по Солнцу и компасу.

Характеризовать условия прорастания семян.

Описывать устройство города, жизнь и быт горожан.

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Читать и заполнять схемы, таблицы, выполнять тестирование.

Находить необходимую информацию в тетради.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.


Проверочные и диагностические работы

с.36-45

68


Государственный гимн, награды России.


Урок ознакомления с новым материалом


Контрольная работа

Обсуждатьправильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна. Познакомить учеников с наградной системой страны. Рассказывать о назначении государственных наград.

Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны


Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Учебник

с.113-116

Учебник

с.117-120

Рабочая тетрадь:

с.47



39